МТС, БиЛайн и Мегафон - последний пик продаж в Москве



Предновогодний ажиотаж традиционно был периодом обострения конкурентной борьбы между московскими сотовыми операторами. Нынешний сезон особенный. Весьма вероятно, что в декабре 2002 года мы станем свидетелями последнего масштабного пика продаж и перегрузок в сети, число абонентов сотовой связи в России превысит 17 миллионов, а затем последует период замедления прироста абонентской базы в московской лицензионной зоне.

Считается, что в московской лицензионной зоне (Москва и Московская область) проживает 15 миллионов человек. К концу 2002 года число пользователей в московской зоне достигнет по крайней мере 7 миллионов – почти 50 абонентов на 100 жителей, включая младенцев и стариков. Принимая во внимание, что все операторы в Москве приобретали в среднем 247,000 новых абонентов ежемесячно, а активный прирост числа абонентов замедляется при достижении отметки 60-65%, можно ожидать, что уже в первом-втором квартале 2003 году московский рынок подойдет к точке первоначального насыщения.

Неудивительно, что три крупнейших оператора готовятся к предновогоднему повышению потребительского спроса на недорогие «стартовые пакеты» (которые будут в изобилии приобретаться в качестве подарков для близких, друзей и детей). При этом, помимо естественного желания «застолбить» долю рынка и привлечь как можно больше абонентов, компании испытывают необходимость удерживать уровень доходов на достойном уровне. Разрабатывая новые тарифные планы и пакеты услуг, компаниям приходится искусно балансировать между привлекательностью для массового потребителя и гарантированным уровнем дохода на одного абонента.

Две компании – "ВымпелКом" и "МегаФон" – уже произвели определенные тактические маневры по изменению структуры тарифов. Вымпелком предложил рынку в начале октября целый спектр тарифных планов «настроенных» на абонентов с самыми разными запросами: от тех кто говорит 30 минут в месяц до тех, кто занимает до 1,000 и больше минут эфирного времени. Более льготные тарифы в этих новых планах "уравновешиваются" тем, что теперь абонентам Вымпелкома придется платить за входящие звонки от абонентов других сотовых сетей в Москве (ранее такие звонки были для пользователей «Би Лайн» бесплатными). Мегафон выступил с революционным для российского рынка предложением, отменив плату за все входящие звонки, однако установил ежемесячную абонентскую плату на уровне 20-50 USD (в зависимости от выбранного количества минут) в своей линейке тарифов "Прием". Компания МТС пока не прореагировала на эти шаги конкурентов, однако уже ни для кого не секрет, что еще на этой неделе МТС предложит новый демократичный тарифный план "Джинс" (предположительно без абонентской платы).

Ряд аналитиков на телекоммуникационном рынке расценил меры, предпринятые "ВымпелКомом" и "МегаФоном" как повышение среднего уровня оплаты услуг сотовой связи в Москве. В самом деле, попытка операторов отказаться от неоправданных бесплатных услуг и закрепить уровень доходности на определенном уровне могли дать основания заподозрить их в стремлении к «повышению цен». Руководители МТС даже назвали этот шаг своих основных конкурентов желанием «предоставлять менее качественные услуги по более высокой цене». Однако, это не совсем так, и реакция самого рынка на нововведения операторов говорит об обратном. По оценкам независимой консультационной компании ACM-Consulting, "ВымпелКом" не только не снизил, но даже напротив – увеличил продажи после введения новых тарифов. В октябре число московских абонентов компании выросло на 180,000 с учетом оттока (по данным "Сотовика" даже 190,000), в то время как в сентябре – прирост составил 170,000 новых абонентов. Практически то же самое происходит и с "МегаФоном", только в значительно меньших масштабах – компания приобрела в октябре 33,000 новых абонентов и общая численность ее пользователей составляет уже 200,000 человек.

Динамика продаж операторов «большой тройки» в Москве



Источник: данные компании, ACM-Consulting

Доля pre-paid в сети ОАО "ВымпелКом"
в московской лицензионной зоне




Источник: данные компании, ACM-Consulting

Тем не менее, парадоксальной такую реакцию рынка назвать нельзя. Если внимательно проанализировать структуру продаж "ВымпелКома" и "МегаФона", то можно убедиться, что подавляющее большинство новых абонентов выбирают тарифные планы без абонентской платы (так называемый pre-paid), на которые не распространялись изменения правил тарификации. Вероятно, именно в этом специфическом сегменте и развернется основная конкурентная борьба в предстоящие полтора–два месяца.

В начале 3Q02 средняя выручка на абонента pre-paid в московской сети Вымпелком по сведениям самой компании составляла почти 10 USD в месяц. В среднем каждый из них использовал 77 минут тарифицируемого эфирного времени. Иными словами, за каждую минуту абоненты pre-paid заплатили около 0.13 USD. Для того, чтобы переломить существующую тенденцию МТС придется видимо пойти на существенное снижение ценового уровня. Можно предположить, что средняя тарифицируемая минута в pre-paid пакете, который планирует запустить МТС не будет превышать 0.10 USD (судя по многочисленным рекламным плакатам и ролика на телевидение, новый тарифный план будет называться «Джинс»). Очевидно, что на этот тарифный план перейдет и значительная доля абонентов МТС, у которых сегодня нет возможности использовать полноценный pre-paid без абонентской платы. В результате, выручка МТС в расчете на одного абонента будет неумолимо сокращаться и приближаться к показателям конкурентов. Единственная возможность избежать дальнейшего падения доходности для МТС – установить более высокий, чем у конкурентов минимальный номинал карт предоплаты и таким образом стимулировать более интенсивное использование потребителями услуг мобильной связи. Сегодня самой популярной среди пользователей «Би Плюс» является карточка номиналом 10 USD (которая действует в течении месяца с момента активации). Вероятно в сети МТС будет аналогичная карта, действующая в течении месяца, но номиналом уже в 15 USD.

По-настоящему оценить результаты рождественских продаж менеджеры крупнейших сотовых компаний и их акционеры смогут только в конце первого квартала 2003 года – ближе к пасхальным праздникам. Но один прогноз можно сделать уже сегодня – когда к семимиллионной армии пользователей сотовой связи в Москве в новогоднюю ночь присоединятся еще 50-100 тыс. счастливых обладателей новеньких аппаратов, обнаруженных среди других подарков под елкой, лишь единицам из них удастся немедленно испытать телефон – как и повсюду в мире, в Москве наверняка будут перегружены сотовые сети…

А.Борисов






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.