Рынок Москвы, перспективы Мегафона

Сегодня на сотовом рынке Москвы господствуют "БиЛайн" и МТС. Реально ли московскому "МегаФону" (компании "Соник Дуо") за два-три года занять сопоставимую с ними долю рынка? На эту тему рассуждает ведущий аналитик компании "Телеком-Эксперт" М.В.Ратынский. Два или три?Возможен ли в ближайшие годы значительный передел Московского рынка сотовой связи.Сегодня на сотовом рынке Москвы господствуют "БиЛайн" и МТС - соответственно 53% и 41% рынка по числу абонентов. [Прим. "Сотовика": по данным "Сотовика" 52% и 42%, соответственно, на конец 2002 года]. Реально ли московскому "МегаФону" (компании "Соник Дуо") за два-три года занять сопоставимую с ними долю рынка?

Еще год с небольшим назад в Москве было только два оператора сотовой связи, предлагавших услуги в стандарте GSM, - "БиЛайн" и МТС. В ноябре 2001 года на рынок вышел третий - "Соник Дуо", и сегодня он занимает около 4% рынка по числу абонентов [Прим. "Сотовика": по данным "Сотовика" 5.5% на конец 2002 года]. Запуская сеть, руководители "Соника" вероятно рассчитывали, пусть и не сразу, на более существенную долю. Но никто из конкурентов без упорной борьбы своей доли, естественно, не уступит, и одних намерений, даже подкрепленных высокой квалификацией, опытом и целенаправленными усилиями, может оказаться недостаточно. Существуют объективные предпосылки, и мы попробуем выяснить, какой простор для маневра они оставляют. Предыстория Компания "Мобильные ТелеСистемы" запустила свою сеть в опытную эксплуатацию летом 1994 года, и в коммерческую - где-то в конце 1995 - начале 1996, причем с момента запуска это была сеть GSM900. Коммерческая эксплуатация двухдиапазонной сети GSM900/1800 началась с февраля 1999 года.

"БиЛайн" (компания "ВымпелКом"), в отличие от МТС, начал с сети стандарта DAMPS - в июне 1994 года, а сеть стандарта GSM была запущена в июне 1997, причем это была сеть GSM1800. Первая очередь двухдиапазонной сети GSM900/1800 заработала в октябре 1998 года, коммерческая эксплуатация двухдиапазонной сети началась в июле 1999.

В середине 90-х еще весьма заметной была роль "Московской сотовой связи" (МСС, сеть стандарта NMT450i) - в конце 1995 года ей принадлежало 44% рынка, и ее потеснили лишь к самому концу 90-х; в начале 2000 года за МСС оставалось около 11% рынка. Сегодня МСС, вместе с "Сонетом" (компания "Персональные коммуникации", сеть стандарта CDMA800), обслуживает в Москве менее 2% абонентов.

Соревнование МТС и "БиЛайн" проходило с переменным успехом. До начала 1999 года впереди был "БиЛайн", причем максимум его доли рынка - почти 55% - пришелся на конец 1996. В первом квартале 1999 года вперед вышел МТС, который достиг максимальной доли рынка - и также 55% - к концу 2000 года. В самом начале 2002 года на первое место опять вышел "БиЛайн". Свое лидерство, с отрывом более полумиллиона абонентов, он сохраняет до настоящего времени, причем из более чем трех с половиной миллионов абонентов почти все пользуются стандартом GSM - в сети DAMPS остается около 170 тысяч, хотя к концу года наметилась тенденция к сокращению в разрыве между этими двумя операторами по долям рынка. А если учесть, что средний счет абонента МТС в Москве в полтора раза выше, чем абонента "БиЛайн", и, соответственно, по объему выручки МТС на Московском рынке лидирует, то можно считать, что практически между МТС и "БиЛайн" в Москве установился паритет, который с большой вероятностью сохранится в более или менее долговременной перспективе.

"Соник Дуо" на сегодня, с его 300 с лишним тысячами абонентов, занимает, как мы уже упоминали , около 4% рынка. Для сопоставления объемов бизнеса трех московских операторов стандарта GSM приведем такой наглядный пример: сегодняшняя общая абонентская база "Соника" близка к полуторамесячному (не квартальному и не годовому!) объему продаж "БиЛайн" или МТС.

Такова ситуация на сегодня, причем уровень проникновения в Московском регионе (Москва с областью) на начало 2003 года вплотную приблизился к 50%. А что будет завтра? И послезавтра? Три сценарияИтак, мы более или менее достоверно представляем состояние Московского рынка на начало 2003 года, и от него двигаемся вперед. Изменение абонентской базы каждого из операторов определяется всего двумя величинами - объемом продаж и оттоком, причем их природа практически исключает возможность резких изменений (скачков) на смежных временных интервалах. Объем продаж, естественно, равен сумме чистого прироста абонентской базы и оттока, а сумма приростов по всем операторам равна общему приросту абонентской базы в Москве, который непосредственно следует из прогноза роста рынка, к которому мы вернемся несколько ниже. Такова используемая нами модель, и, как видим, ее арифметика очень проста. Для еще большего упрощения рассуждений мы принимаем, что абонентская база двух других операторов (МСС и "Сонета") остается неизменной, а объемы их продаж и оттоки - нулевыми.

Доли продаж трех рассматриваемых нами игроков - МТС, "БиЛайн" и "Соник Дуо" - составляют в настоящее время, по нашей оценке, примерно 35%, 50% и 15% соответственно, и в пределе должны стремиться к равенству, вопрос только в том - насколько быстро это выравнивание будет происходить. Квартальный отток для МТС и "БиЛайн" колеблется в районе 6…8%. Для "Соник Дуо", по косвенным данным, он может быть несколько больше, но поскольку точных данных не публиковалось, мы принимаем его лишь немногим больше, чем для двух других операторов. По существу, распределением (и изменением) долей продаж и оттока и различаются между собой три рассматриваемых сценария.

В первом сценарии, который мы назовем пессимистическим (для "Соник Дуо"), квартальный отток принят равным 6,5% для МТС и "БиЛайн" (с учетом их оговоренного выше паритета), и 8% - для "Соник Дуо", а доли продаж выравниваются в 2008 году. Основанием к последнему служат такие соображения. Сегодня у МТС и "БиЛайн" в Московском регионе примерно по 1.500 базовых станций, у "Соник Дуо" - около 500, а от числа базовых станций зависят как зона действия сети, так и качество связи, в частности, доступность связи внутри зданий. Если считать, что в среднем темп монтажа базовых станций - одна в день, то для ликвидации разрыва нужно три года. Но за это время конкуренты также не будут стоять на месте, да и рынок в силу известной инерционности не сразу отреагирует на выравнивание качества сетей. Добавляя на это еще три года, мы и получаем 2008. При таком раскладе доля рынка "Соник Дуо" к концу 2005 года, в соответствии с нашей моделью, составит около 12%. Возможно, это чрезмерно пессимистичная оценка, но задача первого сценария как раз и состоит в получении оценки снизу.

Второй сценарий - оптимистический - отличается от первого тем, что отток для "Соник Дуо" принимается равным 6,5%, как и для двух других игроков, а выравнивания долей продаж удается добиться за два года, к концу 2004. Едва ли это на самом деле достижимо, но тем самым мы действительно получаем оценку сверху - она составляет немногим более 19% на конец того же 2005 года.

Реально, по всей видимости, будет иметь место нечто среднее - порядка 15…16% на конец 2005 года, с промежуточными рубежами 8% - на конец 2003, и 12% - на конец 2004. Этот третий сценарий естественно назвать реалистическим. Правда, во всех предыдущих рассуждениях мы молчаливо предполагали, что доли продаж трех операторов определяются только качеством их сетей, не учитывая их (долей продаж) зависимости от объема существующей абонентской базы. Между тем, такая зависимость существует: известно, что половина новых абонентов, если не больше, выбирает оператора по совету своих более опытных друзей и знакомых, а если эти друзья довольны своими операторами, то преобладающая доля советов, очевидно, будет в пользу операторов-ветеранов. С другой стороны, если значительная часть существующих абонентов недовольна своими операторами (как говорят в таких случаях - если их лояльность низка), то они не только не посоветуют этих операторов знакомым, но и сами при первой возможности уйдут к тому оператору, который по их мнению лучше, а лучшим чаще всего как раз кажется "новичок". Поэтому мы не будем корректировать полученные результаты, приняв в качестве рабочего описанный выше реалистический сценарий.

Заметим, что мы не случайно ограничились прогнозом на 3 года. Модель спокойно предложила бы и более длительный прогноз, но чем дальше, тем меньше его надежность - из-за многих не поддающихся учету факторов, начиная с особенностей поведения игроков и кончая возможным появлением новых технологий и стандартов.

Вернемся к общему росту Московского рынка в течение ближайших лет. Приведенные выше результаты получены, строго говоря, в предположении, что проникновение в Московском регионе к концу 2005 года достигнет 75%. Но оказывается, что доли рынка не слишком сильно зависят от роста рынка в целом. Например, если в 2005 году проникновение будет лишь 65%, то при тех же остальных предпосылках доля "Соник Дуо" составит несколько более 14%, а при проникновении 90% - менее 17%. Таким образом, и здесь мы можем оставить полученные результаты без дополнительной корректировки. Аналогии: Англия, Норвегия, Греция Одно из немногих гарантированных преимуществ отстающего - возможность использовать опыт идущих впереди. И коль скоро Россия по части сотовой связи пока в отстающих, мы воспользуемся этим преимуществом, и посмотрим, как развивались конкурирующие операторы в Англии, Норвегии и Греции, где проникновение сегодня уже близко или приближается к 80%.

В Англии, при населении 57 млн. человек, четыре оператора сотовой связи: O2 (бывший Cellnet), Vodafone, T-Mobile UK (бывший One-2-One) и Orange. Первые два из них с января 1985 года предоставляли услуги в сетях аналогового стандарта TACS, близкого по своим характеристикам к американскому AMPS, а затем запустили сети GSM-900 (Vodafone - в июле 1992, O2 - в январе 1994), в последние годы трансформировавшиеся в двухрежимные GSM900/1800, а в сетях TACS уже в 2001 году абонентов не осталось. Два других оператора запустили сети GSM1800, в сентябре 1993 и в апреле 1994 соответственно, и в первые годы они отставали по числу абонентов. Так, в 1996 году O2 и Vodafone занимали примерно по 40% рынка (почти по 3 миллиона абонентов у каждого, из которых примерно по миллиону - в сетях GSM), а T-Mobile и Orange - по 10% (менее чем по миллиону абонентов). Доли рынка всех четырех операторов начали выравниваться в 2000 году, и сейчас они практически одинаковы - в пределах от 24% до 27%, причем первое место принадлежит вышедшему на рынок последним Orange.

В Норвегии, где численность населения 4 млн человек, ситуация несколько иная. Здесь два оператора - Telenor Mobile и NetCom. У первого - аналоговая сеть NMT450 с ноября 1981 года (сегодня в ней остается около 50 тыс. абонентов), NMT-900 - с декабря 1986 (в ней абонентов уже нет), и цифровая сеть GSM - с мая 1993; у второго - только сеть GSM, с сентября 1993 года. И всегда NetCom отставал от конкурента: в 1995 году он вышел на четверть рынка и несколько лет оставался на этом уровне, два последних года - около трети рынка по числу абонентов.

Еще иначе обстоит дело в Греции, где на 11 млн населения - три оператора, и у всех трех с самого начала - только сети GSM: Panafon и Stet Hellas (у обоих GSM900 с июля 1993 года), и Cosmote (GSM1800 с марта 1998). Первые два развивались более или менее синхронно, а третий за два года после запуска догнал конкурентов, и сегодня занимает более 40% рынка, оставив каждому из остальных менее чем по 30%.

Картина, как мы видим, пестрая, и хотя каждый из случаев наверняка имеет свое объяснение, их содержательный анализ не укладывается в рамки настоящей статьи, а при первом подходе мы можем найти иллюстрацию почти на любой случай жизни. Однако, аналогия, как известно, не может служить доказательством, и из рассмотренного опыта, если брать по минимуму, следует, что и здесь поводов к корректировке нашего прогноза нет. * * *Таким образом, получается, что, при более или менее оптимальной стратегии поведения всех игроков, "Соник Дуо" за три года (2003 … 2005) может захватить максимум до 15 … 20% Московского рынка. Неудачные шаги кого-либо из игроков могут привести к заметному перераспределению рынка не в его пользу.

Надо заметить, что некоторые факторы остались вне поля нашего зрения, например, степень успеха трех холдингов на региональных рынках и развитие сетей нового стандарта IMT-MC в диапазоне 450 МГц. Мы не думаем, чтобы это существенно сказалось на распределении Московского рынка в период до 2005 года, но упомянутые направления достаточно интересны сами по себе, и мы постараемся вернуться к ним в одной из следующих публикаций.

(с) М.В.Ратынский "Телеком-Экспо"






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.