За что мы платим?

Почему на заре своего становления сотовая связь стоила столько, что позволить ее себе могли только очень обеспеченные люди? Почему сейчас цены таковы, что мобильный телефон стал доступен практически каждому? Будут ли цены снижаться и впредь, и когда, собственно, наступит предел? Давайте разберемся, из чего же складываются затраты оператора связи и посчитаем себестоимость минуты разговора.

Для начала отметим, что средства, вложенные в лицензии GSM и приобретение оборудования, уже окупились, поэтому сегодня в стоимость звонка «заложены» затраты на текущее обслуживание сети и некая прибыль оператора, часть из которой идет на развитие сети, внедрение новых услуг и т. д. Сегодня оператор тратится в основном на зарплаты сотрудникам, на аренду различных каналов связи и текущее обслуживание сети, то есть на замену оборудования в случае его выхода из строя. Текущие «коммунальные» расходы (электричество и проч.) крайне малы по сравнению с зарплатой, которая в телекоммуникационном секторе достаточна высока. Затраты на рекламу и на процент дилерам можно пока не рассматривать, так как они направлены в основном на привлечение новых клиентов, а мы рассматриваем «день сегодняшний».

Возьмем для примера некоего оператора Х, имеющего 1000 000 клиентов. Для обслуживания такой клиентской базы необходимо приблизительно 500 сотрудников. Среднюю зарплату сотрудника можно принять равной $2000. Итого $1000 000. Затраты на текущее обновление элементной базы сети невелики, так как подход к проектированию и изготовлению оборудования, которое обслуживает абонентов и цена на самый простой элемент которого составляет несколько тысяч долларов, сильно отличается от подхода к изготовлению телефонов стоимостью максимум несколько сотен долларов, благодаря чему такое оборудование работает надежно и сбои крайне редки (за всю историю МТС, «Би Лайна» и «МегаФона» у каждого из них было всего несколько сбоев, да и то большей частью из-за «человеческого фактора»). Конечно, операторы вынуждены платить производителю оборудования за техподдержку: эти несколько десятков тысяч долларов в месяц являются платой за гарантийное обслуживание и позволяют быстро и бесплатно заменять вышедшее из строя оборудование.

Теперь рассмотрим, из чего складывается стоимость самого звонка. При местном звонке с мобильного на мобильный внутри сети единственными затратами являются платежи за аренду каналов связи от базовых станций до коммутационного оборудования оператора. В подавляющем большинстве случаев арендуется 2 Мбит/с канал, цена которого в среднем составляет порядка $500 в месяц. Для минимизации затрат на каналы связи операторы стараются везде, где только можно, строить собственные линии передачи с помощью радиорелейных линий связи. Вам, наверное, приходилось видеть вертикально расположенные на мачтах белые устройства, похожие на барабан.

Предположим, что затраты нашего оператора Х на аренду каналов составляют минимум $50 000 в месяц. Для надежности несколько увеличим известные нам расходы и примем их равными $1500 000 в месяц. Таким образом, имея 1000 000 абонентов, достаточно получать $1,5 с человека, чтобы полностью окупить все внутрисетевые звонки.

Теперь посмотрим, во сколько обходится оператору мобильной связи звонки абонентов на городские телефоны. Для этого достаточно вспомнить, сколько мы платим за городской телефон и уверения глав городских сетей, что сейчас абонентская плата за телефон немного не дотягивает до того, чтобы сеть вышла на уровень безубыточности. То есть сумма порядка $10 покрывает расходы на содержание городской телефонной сети в расчете на одного абонента. Оператор мобильной связи оплачивает трафик, который генерируют его абоненты и который создает нагрузку на городскую телефонную сеть. Если принять, что половина звонков совершаются между мобильными и городскими телефонами, то получится, что около $5 в месяц на человека вполне достаточно, чтобы окупить расходы, которые несет оператор мобильной связи за возможность «стыковки» с городской сетью. (Это верно при условии, что мобильный пользователь говорит приблизительно столько же, сколько и среднестатистический пользователь городской телефонной сети, то есть приблизительно 20 минут в день.)

Если сложить все перечисленное, получится, что оператору мобильной связи достаточно каждый месяц получать в среднем около $7 с человека, чтобы окупать все свои затраты на поддержание работоспособности сети и зарплату сотрудникам. Сегодня средняя сумма, получаемая с одного пользователя, составляет в зависимости от оператора $20 – 25 в месяц (и это при том, что среднестатистический пользователь говорит по мобильному меньше, чем по городскому), поэтому можно предположить, что в принципе цены на мобильную связь могут опуститься раза в 2 – 3. Все остальное, что мы платим сверх рассчитанных нами $7 в месяц, является прибылью оператора, которая идет на развитие сети в новых регионах, прибыль владельцам компании, рекламу и т. д.

Конечно, наш расчет довольно грубый, поскольку мы не учитываем многие факторы (налоги и т. д.), однако позволяет оценить, во сколько обходится операторам наша возможность говорить по мобильному телефону. Мы также не рассмотрели затраты операторов связи при междугородных и международных звонках, но нет оснований полагать, что заложенный в них процент прибыли будет меньше, чем при локальных звонках.

Андрей Наместников






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.