В помощь начинающим, ч.5

Если у вас мобильный телефон GSM, вы хотя бы раз видели маленький кусочек пластика с контактной группой, называемый SIM-картой. Эта «штучка» позволяет просто, быстро и часто (если вам этого захочется) менять телефон, сохраняя при этом номер.

Вы покупаете новую трубку, переставляете в нее SIM’ку и сразу же начинаете разговаривать. При этом не надо заново набивать записную книжку: она тоже хранится на SIM-карте. По сравнению с предыдущими стандартами сотовой связи это был действительно огромный шаг вперед. Ведь если вы покупали новый телефон в стандарте D-AMPS и хотели сохранить свой старый номер, аппарат нужно было перепрограммировать, для чего приходилось тащиться в сервис-центр.

Но все-таки основная и изначальная задача SIM-карты, как следует из ее названия – Subscriber Identity Module, – служить модулем идентификации абонента. Именно SIM-карта, а не мобильный телефон является носителем информации, уникально идентифицирующей абонента сети GSM во всем мире. Для этого используется параметр IMSI (International Mobile Subscriber Identity), который телефон считывает с SIM-карты и передает в сеть, после того как пользователь успешно ввел PIN-код. А чтобы сеть поверила, что этот IMSI действительно тот, за кого себя выдает, а не происки злобных хакеров, существует процесс аутентификации. Ключ шифрования KI, используемый для этого, так же, как и IMSI, хранится на SIM-карте и в центре аутентификации GSM – Authentication Center (AuC).

Для того чтобы производить вычисления, необходимые для аутентификации, SIM-карта, кроме области памяти, вынуждена иметь еще и микропроцессор, что отличает ее, например, от таксофонной карты. Кроме того, у нее есть своя собственная операционная система и файловая структура, которая может содержать до 50 файлов. Среди них находится разнообразная пользовательская информация: записная книжка, фиксированная записная книжка, настройки SMS, предпочтительные сети, ключ шифрования речи Kc и др. То есть SIM-карту уже можно называть если не компьютером, то, по крайней мере, серьезным электронным устройством.

Производителей SIM-карт не меньше, чем производителей телефонов, тем не менее разные SIM-карты мало чем отличаются друг от друга внешне. Крупнейшие производители – это Gemplus, SchlumbergerSema, Oberthur Card Systems. С дизайном действительно особо не пофантазируешь: стандарты ISO накладывают строгие ограничения на физические размеры контактной группы и самого модуля. Кстати, на заре GSM все SIM-карты были стандартного размера ISO, как кредитные карты, но тогда и телефоны были побольше. Это потом уже, в связи с уменьшением размера трубок, появились выламывающиеся маленькие модули.

Теперь собственно об услугах, основанных на использовании SIM-карт. Начнем с простого. Многие операторы предлагают такую услугу, как копирование содержимого старой SIM-карты на новую при замене карты. Для этого используется компьютер в офисе продаж со специальным программным обеспечением и подключенным смарткарт-ридером (SIM-карта – это разновидность смарт-карты). В этот ридер вставляется старая SIM-карта, с нее считывается содержимое, затем вставляется новая, и происходит копирование.

При помощи такого же аппаратного комплекса в офисе оператора можно производить переконфигурацию памяти SIM-карты. Каждая компания-оператор по-своему определяет распределение этой памяти. Если абонента что-то не устраивает, скажем – он хочет увеличить количество ячеек в записной книжке, – можно увеличить размер этого файла за счет, например, SMS-сообщений. И наоборот, если нужно больше памяти для SMS, можно забрать ее из других файлов.

Заботливым родителям и рачительным начальникам пригодится услуга фиксированного набора (FDN, Fixed Dialing Numbers). Она позволяет набирать на телефоне только определенные номера, которые забиты в отдельном файле SIM-карты. Все попытки набрать другие номера окончатся неудачей: телефон напишет, что данный звонок не разрешен. Это полезно, когда вы собираетесь передать мобильник своему ребенку или водителю, но хотите быть уверены, что он будет звонить только по тем номерам, которые вы определите. Активируется эта функция при помощи кода PIN2, который будете знать только вы. Если PIN2 неправильно введен 3 раза, разблокировать его можно будет только при помощи кода PUK2, который, опять же, известен только вам.

Суть услуги двойная подписка заключается в том, что два IMSI и, соответственно, два сотовых номера принадлежат одной SIM-карте. Первая подписка может быть рабочей, предназначенной для использования в рабочие часы, вторая – личной, используемой в остальное время. Это может быть продиктовано корпоративной политикой вашей фирмы или удобством оплаты счетов. После рабочего дня вы просто переключаетесь на свою личную подписку, не вставляя другую SIM-карту. Реализовано это может быть или использованием разных PIN-кодов для разных подписок или выбором определенного пункта в STK-приложении (об этом мы поговорим ниже).

Услуга, называемая дублирование SIM-карт, заинтересует обладателей встроенного автомобильного телефона. Создаются две одинаковые, с точки зрения сети, SIM-карты с одинаковыми IMSI и KI. Одна SIM-карта будет находиться в вашем автомобильном телефоне, другая – в обычном мобильнике. Это позволит вам не переставлять SIM-карту из одного телефона в другой, когда вы выходите из автомобиля, – просто нужно будет выключить один и включить другой.

Одним из важных моментов в истории развития SIM-карты стало создание спецификации SIM Application Toolkit, или STK. SIM-карта вместе со стандартом GSM прошла в своем развитии несколько фаз (1, 2, 2+). Достигнув фазы 2+, SIM-карта перестала просто «подчиняться» телефону, а выступила в новом качестве - как носитель дополнительных приложений (программ), которые записываются в ее свободную память. Если такую SIM-карту вставить в телефон, в его меню появится дополнительный раздел, связанный с этими приложениями. Для разных моделей телефонов это подменю может находиться в разных разделах, поэтому, если вы не сможете его обнаружить, обратитесь к руководству пользователя. Это меню может быть довольно разветвленным – ограничением является свободная память SIM-карты и удобство пользователя.

Теперь о том, что входит в это дополнительное меню. В основном это пункты, касающиеся получения информации по запросу. Помните SMS-запросы с кодовыми словами (см. «В помощь начинающему-3»)? Так вот, в случае STK эти слова не нужно запоминать - они будут автоматически добавляться в SMS-сообщение без ведома пользователя. Вам надо просто выбрать, скажем, пункт «Погода», затем из списка городов выбрать Москву, и SIM-карта сформирует и отправит SMS-сообщение на номер информационного сервера, а вы получите ответное SMS-сообщение с информацией о погоде. Также это могут быть пункты, позволяющие подключать и отключать свои услуги в HLR (Home Location Register) или в какой-то сервисной платформе.

Конечным действием в меню может быть не только отправка SMS-сообщения, но и инициирование звонка по определенному номеру (например, заказ такси) или отправка USSD-запроса – также не требующие запоминания всей хитрой комбинации из решеток, звездочек и цифр. Основная идея – объединить в одном разделе меню все подобные действия и предоставить абоненту максимум удобства при пользовании услугами.

Одним из интересных приложений, реализованных при помощи STK, является получение информации по запросу, с учетом местоположения абонента. В отправляемое SMS-сообщение, кроме всего прочего, приложение может вставлять полученную от телефона информацию о местоположении абонента в пределах сети. Эта информация содержит несколько составляющих: код страны, код сети, LAC (Location Area Code) – район, объединяющий несколько базовых станций, CellID – обслуживающая ячейка базовой станции, NMR (Network Measurement Results) – результаты измерений уровней сигнала до шести окружающих ячеек, TA (Timing Advance) – время задержки сигнала. (Последние два параметра предоставляют не все телефоны: это зависит от степени поддержки телефоном спецификации STK.)

На основании той информации, которую серверная часть получит от приложения на SIM-карте, она может, имея карту покрытия сети GSM и обладая необходимым контентом и некоторой математической логикой, с определенной точностью вычислить местоположение абонента и предоставить ему некую услугу. Например, это может быть информация (SMS-сообщением) о ближайших к абоненту пунктах интереса (супермаркеты, бары и т. д.), отслеживание местоположения груза или ребенка – tracking, поиск ближайших друзей для совместного времяпрепровождения – friends finder. Точность, реализуемая подобными методами, не очень высока и составляет от сотен метров до нескольких километров, но для многих услуг этого оказывается вполне достаточно.

Для приложений, требующих повышенной безопасности, например, банковских, можно использовать шифрование SMS-сообщений как симметричными алгоритмами (DES, 3DES и др.), так и асимметричными (например, RSA). Во втором случае в SIM-карте будет содержаться специальный криптопроцессор (из-за сложности вычислений при шифровании). При помощи такого приложения вы можете получать выписку со счета или осуществлять банковские переводы посредством телефона в любой точке, где бы вы ни находились.

Появились также телефоны с двумя слотами для смарткарт. Один – для SIM-карты, а во второй можно вставить любую другую смарткарту, к примеру, микропроцессорную банковскую. STK-приложение на SIM-карте будет обращаться к карте во втором слоте и производить какие-то действия, например, запрашивать ее баланс или производить оплату этой картой за какие-то услуги непосредственно с телефона. Кстати, замена всех магнитных кредитных карт на микропроцессорные – вопрос нескольких лет.

Первые реализации STK-приложений относятся к 1998 году. Тогда эти приложения можно было создавать только на языке программирования, предназначенном для конкретной SIM-карты конкретного производителя. Теперь их можно разрабатывать на открытом языке Java в рамках спецификации JavaCard. Это несколько увеличивает код приложения, но зато позволяет создавать эти приложения сторонним разработчикам. В сети «Би Лайн» такая SIM-карта, содержащая STK-приложения, называется beeinfo.

STK является удобным механизмом доступа к контенту, но одни и те же приложения не могут быть интересны пользователю постоянно, а вместить все, что хочется, не позволяют размеры памяти. Поэтому одни операторы постоянно выпускают новые приложения на новых партиях SIM-карт, не заботясь о том, чтобы эти приложения заработали у старых абонентов; вторые выбирают общий набор, который может быть интересен пользователям всегда (анекдоты, гороскопы и т. д.); третьи предлагают пользователям выбирать, какой набор приложений будет находиться на их SIM-карте. В последнем случае пользователю нужно зайти на определенный сайт в интернете, пройти аутентификацию, а затем выбрать приложения, которые нужно удалить или загрузить. После этого приложения автоматически разрезаются и посылаются на номер абонента в виде бинарных SMS-сообщений. Это довольно сложная услуга как с технической, так и с финансовой точки зрения. Во-первых, чем больше размер приложения, тем больше SMS-сообщений требуется для его загрузки (речь идет о десятках сообщений на одно приложение), а в случае сбоя на одном сообщении придется повторять процесс заново. Во-вторых, довольно сильно загружаются драгоценные сетевые ресурсы, в частности SMS-центр, поэтому оператор должен реально представлять, сколько денег он может запросить с абонента за пользование этой услугой, чтобы она была рентабельной и чтобы абонент хотел за нее платить.

Более простым вариантом представляется перезагрузка приложений в офисах продаж, где стоит все тот же аппаратный комплекс со смарткарт-ридером. Абонент достает SIM-карту из телефона, вставляет ее в этот ридер, и дальнейшая последовательность действий аналогична предыдущему случаю – за исключением того, что приложения загружаются не по воздуху, а по компьютерному кабелю. Минус в том, что абонент должен куда-то идти (в какой-то офис оператора).

В качестве альтернативы статическим приложениям был разработан так называемый SIM-браузер. С точки зрения пользователя, интерфейс приложения выглядит абсолютно так же, разница в том, что следующие за основным уровни меню получаются с информационного сервера в бинарных SMS-сообщениях, а для меню и для страниц с информацией используется специальный язык разметки, похожий на WML. Это позволяет довольно оперативно менять контент, который получает пользователь, но, с другой стороны, значительно замедляет весь процесс получения информации.

На рынке SIM-браузеров конкурируют два продукта – SIM Alliance Toolbox (S@T), разработанный SIM Alliance (образован ведущими производителями SIM-карт), и Wireless Internet Browser (WIB), разработанный компанией SmartTrust. Вариантами реализации этих двух разных продуктов являются SIM Media МТС и SIM Menu «МегаФона».

Евгений Емельянов






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.