Сотовый рынок: кто круче?

Индустрия мобильных терминалов сравнительно недавно стала значимой составляющей современных телекоммуникаций. Это произошло в начале 90-х годов прошлого века, когда сотовая связь стремительно вышла на массовый рынок.

В то время продажи мобильных терминалов (МТ) стали исчисляться не единицами, а десятками, а затем и сотнями миллионов штук.

Самым успешным для данного сегмента рынка считается 2000 год, когда в мире по разным оценкам было продано от 410 до 430 млн. МТ. Допустим, что средняя цена аппарата, реализованного дилерам и операторам, составляла $150, тогда суммарный оборот производителей можно оценить в $63 млрд. Производство сотовых телефонов по объему стало сопоставимо с наиболее доходными сегментами бытовой электроники.

Но вслед за успехом 2000 года индустрию МТ ожидал провал 2001-го, который повлек за собой передел рынка и финансовые проблемы многих производителей. Тогда на складах компаний-производителей осталось порядка 80 млн. аппаратов.

На объем продаж МТ в основном влияют два фактора: прирост числа абонентов сотовой связи и время жизни аппарата у владельца. Последнее составляет для Западной Европы 2 – 2,5 года. Рекордные продажи 2000 года во многом обязаны именно приросту числа абонентов – тогда он составил 27% (по данным Reed Electronics Research). В следующем году этот показатель снизился до 23%, а время смены моделей еще не пришло. По оценкам аналитиков, объем продаж в 2001 году составил от 295 до 360 млн. шт.

По мнению исследователей, прирост числа абонентов продолжит снижаться и к 2006 году составит 15%. Отсюда можно сделать вывод, что на планете будет 1,88 млрд. абонентов. Еще скромнее оценка президента Nokia Йормы Олила, который считает, что в 2005 году число абонентов сотовых сетей составит около 1,5 млрд. Напомним, что в марте 2002 года сотовой связью пользовались более 1 млрд. жителей нашей планеты.

Завершившийся 2002 год был сложным для индустрии МТ, но для ряда производителей – вполне успешным. Чтобы оценить работу отрасли, стоит вспомнить, какова была расстановка сил к началу 2002 года. Бесспорный лидер Nokia контролировала 34 – 37% рынка. С большим отрывом за ней следовала Motorola – 13 – 15%. А вот на третье место вышел Samsung – 8 – 9%. Siemens контролировал 7 – 8%, а Sony Ericsson – 6 – 7%, то есть меньше, чем до объединения. Отметим, что для Samsung’а рост продаж по итогам года был рекордным и составил 48,6%.

По итогам I квартала 2002 года расстановка сил не изменилась: Nokia – 37,7%, Motorola – 15,5%, Samsung – 8,2% и Siemens – 8,1% (Gartner Dataguest). Однако общий объем продаж продолжал снижаться и составил 96,2% от этого периода в 2001 году. Из первой пятерки объем продаж сократился у Sony Ericsson и Nokia (32,5 млн.). Motorola, напротив, увеличила поставки до 14,5 млн. Больше всех пострадало совместное предприятие Sony Ericsson: компания смогла продать только 6 млн. МТ, тогда как год назад оба производителя в сумме реализовали 8,3 млн. трубок, то есть падение составило более 25% (Gartner).

Основным событием I квартала 2002 года следует признать печальные итоги финской компании Benefon, одного из старейших игроков рынка МТ. Падение спроса на ее изделия на протяжении нескольких кварталов (в I квартале убытки составили 4,3 млн. евро) вынудило руководство Benefon’а объявить о сокращении числа рабочих мест и планах по диверсификации деятельности.

Второй квартал стал для индустрии МТ переломным: впервые за год продажи начали расти. Во II квартале было произведено 94,7 млн. аппаратов – на 12% больше, чем в том же квартале 2001 года (Nikkei Market Access). Позиции лидеров – Nokia и Motorola – усилились: 37,2% и 17,3% соответственно (Strategy Analytics). Однако по темпам роста всех опередил Samsung, увеличивший объем продаж с 6 млн. (I кв.) до 9 млн., его доля на рынке составила 9,5%. Продажи корейской компании выросли в основном за счет МТ, поддерживающих технологию CDMA.

Sony Ericsson никак не удается превысить отметку 5,2 – 5,4%. Несмотря на то, что успех Т68 в первом полугодии превзошел все ожидания, добиться успеха в других сегментах рынка новый игрок не смог. Так, компания затянула вывод на рынок модели Р800, а вот у конкурента, Nokia, модель 7650 появилась.

Но выйти из кризиса смогли не все региональные рынки. Например, в Японии изготовлением сотовых телефонов заняты 18 компаний. Ежегодно на внутренний рынок они поставляют 36 – 38 млн. аппаратов. Но в 2002 году, впервые за всю сотовую историю Японии, вендоры были вынуждены сокращать производство. Вероятно, рынок страны достиг насыщения. Пик падения пришелся на сентябрь, когда спрос снизился на 38,8% и было выпущено «только» 2,857 млн. аппаратов.

Третий квартал также принес общий рост производства: продажи составили 104,3 млн. МТ, что на 7,8% больше, чем за тот же период 2001 года. Для Nokia этот период был особенно успешным: на рынках Европы, Африки и Среднего Востока ей принадлежит более 50% продаж, а в целом – 36 – 38%.

Этот период был показателен и с точки зрения конкуренции за третье место. Если позиции, занимаемые Nokia и Motorola (16,7%), бесспорны, то за третье место идет жесткая борьба – между Samsung и Siemens. По итогам III квартала Siemens контролировал 7,8% рынка. Генеральный директор компании Генрих фон Пирер считает, что Siemens может увеличить свою долю до 10%. Но ведь и Samsung не сидит сложа руки: по итогам III квартала рост продаж составил 27%. Компании удалось захватить 11,5% рынка (Strategy Analytics). Основной неудачник – Sony Ericsson, у которого доля рынка упала до 4,9%.

В III квартале произошли два события, которые привлекли к себе пристальное внимание аналитиков. Во-первых, в СМИ стали регулярно появляться материалы о возможном приобретении Motorola отделения Siemens, специализирующегося на выпуске МТ. В обмен американская компания должна была передать свой бизнес по сотовой инфраструктуре. Определенный смысл в такой сделке был: Motorola в этом случае смогла бы побороться с Nokia. Но слухи остались слухами.

Вторая история связана с Sony Ericsson. Итоги работы этого совместного предприятия в первом полугодии не вызвали большого энтузиазма у руководства скандинавской компании. В результате шведы пригрозили заморозить инвестиции, так необходимые для развития в условиях жесткой конкуренции. Однако руководство второго совладельца поспешило выразить уверенность в успехе. Но пока положение у Sony Ericsson неустойчиво. Если при создании совместного предприятия планировалось к 2006 году опередить Nokia, то по итогам III квартала 2002 года объем продаж Sony Ericsson оценивался в 13% по отношению к лидеру.

Результаты последнего квартала и 2002 года в целом оказались на уровне III квартала. Рост продаж продолжался, и Мэрил Линч оценила его в целом в 12%. Но мнение большинства консалтинговых фирм таково: если и удалось преодолеть рубеж в 400 млн. телефонов, то незначительно.

Прошедший год был знаменателен не только для основных игроков рынка МТ. Активность проявляли и крупные «теневые» производители МТ. Так, сингапурская Flextronix выпускает сотовые телефоны под торговыми марками ведущих компаний. По мнению аналитической компании Ovum, объем изготовленных Flextronix МТ достиг в 2002 году 30 млн. шт. Другой игрок – китайский производитель TCL Mobile, чьи продажи в 2002 году оцениваются в $1 млрд., правда, в основном на внутреннем рынке.

Александр Корсунский






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.