Москва и Питер оплачивают связь глубинке

Казалось бы чего обижаться? В любом государстве бедным помогают за счет богатых. Но тогда не нужно удивляться, что в столице связь хуже, чем могла бы быть.

Когда российские телекоммуникационные компании осваивают новые регионы, то абоненты из более развитых регионов оплачивают создание связи в менее развитых. Так что московские абоненты МТС и "ВымпелКома" и питерские клиенты "МегаФона" сегодня оплачивают развитие инфраструктуры этих сотовых фирм в регионах. На их деньги сотовые компании собираются стать в будущем более независимыми от них же.

Минсвязи России горячо поддерживает такую политику и даже намеревается сделать ее обязательной для всей телекоммуникационной отрасли. Соответствующие положения о гарантированном всем россиянам из всех регионов минимальном наборе телекоммуникационных услуг предполагается внести в обсуждаемый сейчас новый "Закон о связи". При этом платить за развитие связи на Таймыре или Алтае будут даже те телекоммуникационные фирмы, которые вовсе не планируют экспансию в эти регионы. Вот интересное место из недавнего интервью министра Леонида Реймана "Известиям" . Министр защищает свою любимую идею:

Рейман. -- ...Механизм "универсального обслуживания", который используется во всех странах мира и "поддерживает" экономически непривлекательные территории, при этом уменьшая инвестиционные риски операторов. ("Универсальное обслуживание" -- набор услуг связи, гарантированный любому гражданину. Для этого предлагается создать специальный резерв, куда все операторы должны отчислять часть своих доходов. Из этого резерва будут компенсироваться убытки операторам, оказывающим универсальные услуги. -- "Известия"). Я надеюсь, что с принятием Госдумой изменений и дополнений к закону "О связи" мы этот механизм внедрим, и тогда риск кризиса будет минимизирован.

Известия. -- "Универсальное обслуживание" -- одна из самых обсуждаемых на рынке тем. Вы сказали о введении этого механизма, как о чем-то уже решенном. Но при прохождении закона "О связи" через Думу возникли проблемы, связанные именно с "универсальным обслуживанием". В чем причина этого противостояния?

Рейман. -- Особого противостояния нет. Есть разные депутаты с разными мнениями. Этот механизм для нашего рынка -- вещь новая, хотя он во многих странах есть. Но у нас пока взгляды на этот механизм разные. Прежде всего этот механизм направлен на развитие связи на селе, в труднодоступных регионах, где дорого создавать инфраструктуру. Идея состоит в том, чтобы привлечь к этому коммерческих операторов. Оппоненты говорят: "Зачем создавать специальные механизмы? Нужно подождать, когда население сможет заплатить за установку телефона". Наверное, эта теория имеет право на существование. Но опыт показывает, что в этом случае сроки просто несоизмеримы. Механизм "универсального обслуживания" позволяет решить проблему за 2-3 года.

Известия. -- Ваша аргументация понятна. Но можно понять и коммерческих операторов -- почему московская сотовая компания должна платить за развитие связи где-нибудь за Полярным кругом? Теоретически, конечно, на эти компании можно надавить.

Рейман. -- Я вообще не сторонник давления. Во-первых, цифры о развитии инфраструктуры в регионах, например в Московской области, говорят о том, что компания, достигнув определенного уровня, понимает, что нужно думать не только о сверхприбыльных проектах, а создавать сплошную инфраструктуру. Во-вторых, когда вы говорите о том, что кто-то должен платить, не нужно забывать, что этот процесс "обоюдоострый". Можно платить, но с другой стороны -- получать.


Любопытно получается. Борьбу за принятие закона, который обяжет все компании отрасли платить деньги, министр вовсе не считает давлением. И политика "платить, но с другой стороны -- получать", видимо, давлением тоже не считается: не хочешь -- не плати и не получишь. Но доля правды в словах Реймана есть. Зачастую телекоммуникационные фирмы -- например, операторы сотовой связи -- направляют в глубинку заработанные в Москве деньги по своей воле.

Проблема в том, что если абоненты из Москвы оплачивают развитие связи в регионах, то качество связи в самой Москве оказывается хуже, чем могло бы быть. И на этом уже начинают играть столичные политики. Вспомним слова мэра Юрия Лужкова, который чуть ли не открытым текстом обещал не позволить сотовым операторам грабить москвичей. Самое интересное, что и Леонид Рейман в упомянутом интервью тоже рассуждает о недостаточном качестве сотовой связи в столице.

Известия. -- Последнее время качество сотовой связи стало очень популярной темой. Сотовые операторы оправдываются и говорят, что количество отказов их сетей находится в пределах нормы. Люди на улицах говорят обратное. Где истина?

Рейман. -- Мы скорее поддержим людей на улицах и скажем, что сотовые компании не всегда попадают в установленные качественные показатели.

Известия. -- Можно оценить - насколько они "не попадают"?

Рейман. -- Мы анализируем качество связи сотовых операторов давно и предоставляем результаты исследований им самим, требуя от них повышения качества связи. Поскольку эти компании котируются на фондовом рынке, мы в первую очередь все это делаем во взаимодействии с ними самими, и они принимают меры. В то же время по целому ряду территорий, в том числе и в Москве, качество связи порой не соответствует критериям, предъявляемым к сотовым сетям.


Впрочем, министр связи, видимо понимая некоторое противоречие между требованиями оставлять деньги в Москве и направлять их в глубинку, обещает не наказывать сотовые компании за качество связи в столице.

Рейман. -- Но Москва является очень "тяжелой" территорией, поскольку имеет самую большую сеть и по объему, и по количеству пользователей. Поэтому, хотя операторам и непросто навести здесь порядок, мы требуем от них обеспечения необходимого качества.

Известия. -- Можно ли ожидать каких-либо санкций от Минсвязи?

Рейман. -- Отклонения не настолько велики, чтобы применять жесткие санкции.


Обидно только, что, как показывает история, министерство связи иногда забывает собственные обещания. Иногда министерству нужно поумерить пыл какой-нибудь телекоммуникационной компании, конкурирующей с фирмой, близкой к самому Минсвязи. И в таких случаях отклонения могут оказаться "настолько велики".

Борис Викторов






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.