Обзор московского рынка сотовой связи стандарта GSM (апрель 2003 г.).

Сотовый апрель в Москве оказался не по-весеннему жарким. В принципе в этом нет ничего удивительного, все давно уже привыкли, что времена года в бизнесе сотовой связи никак не коррелируют с природными. Зимняя артподготовка привела к очередному витку ценовых войн весной, после чего, вероятно, следует ожидать летнюю спячку. Итак, что принес апрель месяц операторам, дилерам, абонентам. По данным "Mobile Research Group" большая тройка подключила в Москве 290’979 абонентов.МЕГАФОН В МОСКВЕВот уже больше года "Мегафон" находится среди отстающих, что вполне логично, взрывообразный рост абонентов на московском рынке сотовой связи уже в прошлом. Несмотря на неизменно растущую абонентскую базу, оператор оказался не в состоянии переломить рынок и нарушить устоявшиеся традиции, хотя попытки были и в некоторой степени продолжаются. Стоит вспомнить хотя бы бесплатные входящие при ~24$ аб. платы и SMS по одному центу. Таких цифр город ещё не видел. А пока "Вымпелком" и "Мобильные ТелеСистемы", как и до появления Северо-Западного пришельца, делят между собой практически все новые подключения.

Относительно скромным успехам "Мегафона" есть очевидные объяснения. Прежде всего, на слуху (и на экране телефона) неутешительная информация о слабой, мягко говоря, зоне обслуживания сети. О Московской области и прилегающих регионах речь даже и не идёт: дачникам и туристам ещё не раз предстоит задуматься о выборе оператора. Уровень связи в Москве, в особенности в помещениях, далёк от совершенства. Забытые абонентами "Билайна" и МТС проблемы, как то: необходимость подойти к окну или выйти на улицу при разговоре по телефону, - пользователям "Мегафона" знакомы не понаслышке. Ваш покорный слуга среди этих "мучеников". И все же, надо отметить, изменения налицо. Нет необходимости в специальных тест-мероприятиях, мобильный человек без труда заметит улучшения. На всевозможных "горячих линиях" со специалистами компании или в Интернет-форумах все реже мелькают сообщения недовольных зоной обслуживания. В любом случае, до сторожилов рынка Мегафону ещё далеко.

Как бы то ни было, рапорты об установке всё новых и новых базовых станций влияют на выбор абонента значительно меньше, чем собственный опыт и мнение знакомых. Ко всему прочему, остаются трудности, связанные с нехваткой прямых номеров. Они, наконец, появились в продаже, но отголоски проблемы ещё звучали, не все желающие подключиться имели возможность постоянно названивать в абонентскую службу и интересоваться "есть наконец прямые номера или нет". Это также не замедлило сказаться на результатах месяца, но скорее только косвенно, т.к. после двухмесячного перерыва в начале апреля подключения с прямыми номерами возобновились (не без участия Центрального Телеграфа).

Так или иначе, "Мегафон" активно борется за место под московским солнцем. В апреле компания выступила с целым рядом инициатив, которые, по словам сотрудников компании, в конечном итоге должны повысить лояльность абонентов по отношению к своему оператору. Так, обладатели телефона, подключенного по любому из тарифов серии "Прием" получат 10% скидку при снятии абонентской платы, если их номера в течение последних двух месяцев не были заблокированы за неуплату. Это предложение сохранится и в будущем. Насколько существенна скидка, судите сами. Напомню лишь, что минимальная абонентская плата в тарифах этой серии составляет 19$ (без учета налогов). Приятная новость не обошла стороной и пользователей "GSMLite". Они получили возможность до конца 2003 года отправлять SMS цене по цене всего 1 цент (без учёта налогов). Принятие столь радикальных мер в отношении и без того популярной услуги, должно стимулировать как приток пользователей из стана "БИ+" и "Джинс", так и поднятие на новую высоту обмена текстовыми сообщениями. Привычка – великая сила: возврат цены на прежний уровень уже не снизит количество отправляемых SMS пропорционально повышению их стоимости. В своё время "Билайн" предлагал эту услугу на безвозмездной основе, и после введения оплаты исходящих СМС, многие абоненты в силу привычки не смогли отказаться от этого способа общения. Этот уже исторический факт не мог не внести свою лепту в популярность SMS сегодняшних дней.

Последнее время все громче и отчетливее стала звучать проблема дозвона на федеральные номера сети "Мегафон" с телефонов МГТС. Перегрузки возникли в основном благодаря все той же популярности тарифов "Прием". Самая распространенная схема звонков МГТС->"Мегафон" (для тарифов "Прием") заставила компанию задуматься об увеличении соединительных линий на этом направлении. В середине апреля был значительно расширен "стык" между центрами коммутации сети "Мегафон" и сетью "Ростелекома". Увеличение произошло на 40%, что сразу отразилось на качестве прозвона через "8". Также увеличена пропускная емкость соединительных линий между "Мегафоном" и сетью "ВымпелКома". Техническая сторона проекта предусматривает взаимное подключение сетей по каналам Е1. При проведении плановых работ по расширению сети «Мегафон» на центре коммутации установлен специальный модуль, увеличивший способность обмена с сетью "Билайн" до уровня STM-1.

Московский "Мегафон" увеличил количество фиксированных провайдеров, с которыми он сотрудничает по вопросу организации услуги фиксированно-мобильной связи (Fixed-Mobile Convergence, FMC), до трех, догнав, таким образом, первопроходца на этом рынке компанию "Вымпелком". "Соник Дуо" в настоящее время предоставляет услугу FMC совместно с такими московскими компаниями, как "Центральный телеграф", "Глобус Телеком" и "Гарс Телеком". Первой компанией, внедрившей услугу FMC в России, стал "Вымпелком". В настоящее время оператор предоставляет эту услугу совместно с "Эквантом", "Голден Телекомом" и "Комбеллгой". При этом "Вымпелком" также, как и "Мегафон", ведет переговоры с еще несколькими компаниями с целью расширения этой услуги. Очевидно, FMC на данный момент не может являться отдельной доходной статьей оператора. Вопрос в восстребованности рынком. С одной стороны, заинтересовать FMC может только достаточно крупного и притязательного клиента, именно крупные клиенты и приносят существенную долю доходов операторам, с другой - вряд ли наличие FMC услуги у той или иной компании может стать важным критерием выбора оператора. Как дополнительная услуга, FMC вполне может быть привлекательной.ВЫМПЕЛКОМ В МОСКВЕСвой вклад в весеннее оживление рынка внёс и московский "Билайн". С претензией на звание "ХИТ сезона" был запущен новый тарифный план "БИ+ Хит". Очевидно, данное предложение не имеет аналогов на рынке и придется по вкусу абонентам, принимающим звонки от пользователей других столичных сотовых сетей (за исключением "Сонет").

Традиционно, prepaid "БИ+" не имеет абонентской платы, при этом от контрактных тарифов "Билайна" отличий практически нет. Единственное, что может огорчить небольшой слой абонентов – отсутствие услуги "GPRS-Интернет" на "БИ+". Хочется надеяться, что в компании принимаются технические меры для исправления ситуации, тем более что понятие GPRS-роуминг все чаще звучит как из уст самих операторов, так и от их абонентов. "Вымпелком" уже запустил в тестовую эксплуатацию услугу GPRS-роуминга между укрупненными регионами, где действуют сети компании, поддерживающих эту технологию. Компания стала последним оператором "большой тройки", запустившим услугу GPRS-роуминга. Однако, в отличие от своих конкурентов, оператор начал предоставлять сервис не между двумя регионами (Москва-Петербург "Мегафоном", Кубань-Новосибирск МТС), а на всей территории своей сети, где есть GPRS. Международный GPRS-роуминг возможен уже в 20 странах, в том числе в США.

После нашумевших высказываний столичного градоначальника о неудовлетворительном качестве работы московских сотовых компаний, а может и без всякой связи с этим событием, операторы озаботились этим самым повышением качества. "Вымпелком" вслед за медленно, но верно набирающим обороты Мегафоном расширил канальную емкость между своим и Ростелекомовским коммутационными центрами. Казавшаяся вечной проблема дозвона через "8"-ку на федеральные номера "Билайна" решена. Рапорты об улучшении качества обслуживания звучат всё чаще и громче. Так, в апреле "Вымпелком" построил 62 базовые станции в Московском регионе, подготовка к дачному сезону идёт без остановки.

Приятной новостью для абонентов стали роуминговые возможности БИ+. "Вымпелком" запустил систему on-line тарификации внутрисетевого роуминга для своих абонентов, подключенных к семейству тарифов "Би+". Что характерно, услуга внутрисетевого роуминга подключается автоматически, вне зависимости от количества средств на счету абонента. Первое время возникла небольшая путаница. Следует четко разделять внутрисетевой и национальный роуминг, поскольку все нововведения касаются исключительно внутрисетевого. В компании особо гордятся тем, что "Вымпелком" стал четвертым в мире оператором, предложившим своим абонентам возможность on-line тарификации. До него подобный механизм внедрили только O2, Vodafon и Eurotel. On-line тарификация позволит более четко контролировать свой баланс в условиях "повышенного расходования средств", ведь речь идет о роуминге. В принципе, к подобному сервису так или иначе движутся все операторы, на их пути стоит одна, но большая проблема. Все региональные филиалы должны стать частью федерального оператора не на словах, а на деле. Прежде всего, речь идет о единой биллинговой системе, которая собственно и позволит тарифицировать звонки абонента в режиме реального времени вне зависимости от его местоположения в федеральной сети. По мнению автора, крупнейший оператор России, Мобильные Телесистемы не смогут предложить своим клиентам подобную услугу достаточно продолжительный период времени.

Клиентов, обслуживающихся по кредитной системе, обрадует тот факт, что теперь им будет возвращен депозит, сделанный при подключении. Но это произойдет лишь в том случае, если абонент в течение 9 месяцев вовремя оплачивал свои счета. Один из немногих случаев, когда, наконец, абонентов поделили на добропорядочных и должников. Такого рода поощрения позволят повысить лояльность первых и упорядочить платежи вторых.МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ В МОСКВЕМТС в апреле оказался слабым генератором новостей. Помпезно запустив новую линейку тарифных планов, компания не смогла предложить абоненту ничего нового. Последние тарифы лишь немного отличаются от старых, технических новшеств или расширения уже действующих услуг не наблюдается. Региональные новости по значимости и по объему превосходят столичные, где абонентам активно предлагаются справочные услуги и SMS-рассылки. По словам сотрудников компании, успешное развитие переживает проект "Джинс". Аналитики рынка никак не могут определиться, называть "Джинс" prepaid’ом или нет, тем не менее, такое новшество для МТС, как отсутствие абонентской платы и бесплатные входящие с "Билайна" дают основания полагать, что открыт третий фронт в войне prepaid’ов. Теперь все операторы большой тройки имеют в своём арсенале этот, давно завоевавший популярность на мировой арене тип тарифов.

В целом МТС уверенно удерживает позиции качественного оператора с размеренной маркетинговой политикой. Любые нововведения проходят также затянуто, как и помпезно. Создается прочная иллюзия обдуманности каждого шага, что правда, не всегда адекватно воспринимается современным абонентом, привыкшим к активной деятельности операторов на сотовой арене.В ИТОГЕПодводя итоги, хотелось бы оценить ситуацию на московском рынке как неизменно жизнеутверждающую. Донор регионального строительства продолжает набирать обороты. Существенного замедления прироста абонентов не наблюдается. Можно предположить, что ближайшими событиями станет ввод Мобильными Телесистемами в коммерческую эксплуатацию GPRS (как раз к завершению материала оператор это сделал) и появление у того или иного оператора новых скидок при звонках из области (в прошлом году на 27% снижал стоимость Билайн), дачный сезон можно считать открытым.

Иван Ламыкин






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.