Евросеть запутается в займах

Экспансия компании в регионы будет сопровождаться большими затратами, которые могут не окупиться.

В начале декабря один из столичных продавцов мобильных телефонов – компания «Евросеть» – выпустил векселя для финансирования программы регионального развития. Следующие транши будут выпущены в новом году, а параллельно в компании обдумывают возможность для эмиссии облигаций или выхода на рынок IPO. Вместе с тем аналитики и инвесторы пока достаточно осторожны в отношении ценных бумаг компании, так как финансовая устойчивость бизнеса непонятна: у «Евросети» до сих пор нет публичной отчетности, которая бы позволила инвесторам оценить риски. При расширении в регионы риски еще возрастают, поэтому инвесторы готовы покупать бумаги «Евросети» только при условии очень большой доходности. А этого не может себе позволить сама компания, так как расходы на региональную экспансию вполне могут перевесить доходы.

Необходимость привлечения заемных средств продавцами трубок объясняется тем, что все оборотные средства компаний находятся в товаре и отвлечь их на организацию новых точек продаж означало бы оставить без продукции уже существующие магазины. Кроме того, издержки на содержание существующей сети по мере замедления темпов роста спроса будут увеличиваться (продажи «Евросети» в Москве в последние месяцы осени даже падали – с 64.900 штук в сентябре до 62.300 в ноябре), что делает отвлечение средств вообще невозможным, так как для того, чтобы не отстать от конкурентов, нужно постоянно проводить рекламные и маркетинговые акции. К тому же, по словам вице-президента «Евросети» по финансовым вопросам Руслана Гареева, «если развиваться не очень быстро, то можно обойтись собственными средствами, если развиваться быстро, то нужно привлекать заемные. Чтобы заполнить магазин товаром, деньги нужно откуда-то взять, опустошать магазины в Москве было бы неправильно, поэтому их (деньги) нужно занимать».

Как указывают аналитики, политика заимствований может проводиться по-разному. «Евросеть» решила выпустить векселя, которые, в отличие от кредитов, являются более дорогим средством привлечения средств. «Деньги привлекаются под рискованные проекты, поэтому они стоят дороже», – сказал RBC daily аналитик Банка ЗЕНИТ Иван Карачинский. Но Руслан Гареев считает, что они, наоборот, недооценили свою интересность для инвесторов, так как векселя раскупались намного быстрее, чем ожидалось. «Первый транш по вексельной программе (100 млн рублей) мы продали в первый же день», – сообщил вице-президент «Евросети». Впрочем, по словам заместителя генерального директора ИК «Велес-Капитал» (крупнейший игрок на вексельном рынке) Хачатура Мурадова, покупателей на бумаги было немного. «Московский рынок, банки и инвесткомпании, достаточно консервативны в своих пристрастиях и вряд ли серьезно будут рассматривать возможность покупки данного инструмента, – говорит он. – Наличие же серьезного интереса к таким бумагам со стороны инвестора, как правило, говорит о наличии часто пересекающегося бизнеса между эмитентом и инвестором». По словам опрошенных RBC daily аналитиков, интерес инвесторов к векселям «Евросети» снижает и отсутствие аудированной отчетности компании.

В самой компании указывают на тот факт, что кредиты не всегда можно взять, поэтому приходится заимствовать другими способами. «Векселя действительно стоят дороже, чем кредиты, но кредиты не всегда можно взять: банки довольно консервативны, они верят не в то, чем будет компания через некоторое время, а тому, что она сейчас имеет, – сказал RBC daily Руслан Гареев. – Мы достигли фактически потолка по привлечению кредитов: в течение года мы открывали по 1,5 салона в неделю за пределами Москвы, в конце года – еще больше. На каждый салон нужно 50.000-100.000 USD на закупку товара, соответственно, нужно до 150.000 USD в неделю на заполнение товаром вновь открываемых салонов. Но банкам сложно объяснить это». В будущем г-н Гареев надеется на снижение ставок по доходности на вексельном рынке. «Если еще в мае многие компании размещали векселя под 10% годовых, то сейчас мы размещаем под 17.5% и выше. Ситуация может повториться, и доходность на рынке векселей опять снизится», – надеется он.

Вместе с тем, как отмечают аналитики, настораживает структура долга «Евросети». Как следует из отрывочных финансовых данных в презентации к выпуску вексельного займа, фактически все кредиты являются краткосрочными. И их объем быстро растет. Так, если в 2002 году компания заняла в банках 14.7 MUSD и погасила 13.3 MUSD, то в 2003 году, как прогнозируется, будет привлечено почти 46 MUSD, а погашено лишь 39,1 MUSD. Таким образом, на конец года непогашенными остаются лишь около 7 MUSD (плюс еще вексельный займ на 3 млн долл., осуществленный в декабре). Фактически компания привлекает заемные средства на реструктуризацию своих долгов. Вероятно, такая ситуация сохранится и в будущем: в 2004 году компания планирует увеличить объем кредитов до 91.9 MUSD, погасив при этом 86 MUSD.

Конкуренты «Евросети», например Dixis, предпочитают более осторожную долговую политику. «Безусловно, активное развитие компании требует заемных средств, причем заемных «длинных денег», – прокомментировали RBC daily в Dixis. – В случае с векселями, выпускаемыми «Евросетью», речь идет о дорогих «коротких деньгах». Мы привлекаем дополнительные средства, которые обходятся нам ровно в два раза дешевле». Дело в том, что при движении в регионы большие проценты по займам будут серьезно влиять на себестоимость, а, учитывая тот факт, что будут расти и другие издержки, прибыльность компании будет снижаться. Выиграв на стоимости кредитов, компания также получает больший запас прочности при конкуренции с региональными продавцами трубок. «Региональные ритейлоры часто продают серые трубки, чтобы удержать низкие цены, а столичные компании могут прийти в регион и позволить себе демпинг на какой-то срок, чтобы занять долю на рынке», – сказал RBC daily аналитик ИГ «НИКойл» Владимир Богданов.

Впрочем, в «Евросети» пока не готовы оценить, как сильно у них вырастут издержки при движении в регионы. «Очевидно, что издержки на развитие сети в регионах будут больше: в Москве у нас уже все готово, не нужно открывать головной офис или склад, в регионах нужно все это выстраивать «с нуля». В некотором роде это разовые затраты, так как все остальное: товар, расходы, зарплаты – такие же, как в Москве. Постоянно будет влиять на рост себестоимости лишь доставка, – говорит Руслан Гареев. – Сложно оценить разницу между стоимостью развития сети в Москве и в регионах. Рыночная ситуация говорит о том, что в Москве уже не очень целесообразно открывать новые салоны, а их нужно открывать в регионах. Вариантов практически нет, поэтому и нет необходимости оценивать, насколько дороже открывать магазины в регионах, чем в Москве. Здесь все зависит от амбиций, от силы компании».

Тем временем, по словам одного из аналитиков, в «Евросети» могут ошибаться с выбором стратегии. «Они распространяют существующую модель, которая работает в Москве, – говорит собеседник RBC daily. – Однако в московских доходах компании большая доля принадлежит дополнительным услугам, которые в регионах не столь востребованы». Действительно, оборот «Евросети» в текущем году может составить до 300 MUSD, из которых выручка компании составит 225 MUSD (остальное – это деньги, которые «Евросеть» собирает для операторов мобильной связи, оставляя впоследствии себе лишь комиссию). В выручке компании более трети приходится на «дополнительные» доходы – 31 млн долл. в виде комиссии от операторов мобильной связи плюс комиссия от других платежей населения (НТВ-Плюс, Диво-ТВ, карточки IP-телефонии и пр.), объем которых в регионах в разы меньше. Соответственно, при высоких издержках на развитие региональной сети «московский» формат может оказаться убыточным.

© RBCdaily






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.