От high-tech — к high-hume

Один из самых, на мой взгляд, ярких трендов 2003 года в сфере высоких технологий состоит в начале нового этапа их развития. На смену high technolоgies пришли выросшие на их фундаменте high humanitaries, высокие гуманитарные технологии общения и формирования сознания. Такой вот футурошок в самом начале XXI века! Хотя его, в сущности, следовало ожидать давно. Но, разумеется, приход high-hume — далеко не единственное знаменательное событие-2003 в сфере high-tech. Есть и другие, выбранные субъективным мнением автора и предлагаемые благосклонному читательскому вниманию в этом итоговом обзоре.Проблема русских левшей, или Издержки глобализацииНе будем повторять ставшие за последние пять лет трюизмом правильные мысли о роли Интернета в глобализации и о постепенном стирании культурных отличий в этой новой среде общения. Разберемся в ситуации, не торопясь, тем более что не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

На самом деле, национальная принадлежность участника любого глобального бизнес-проекта еще остается одним из важнейших факторов, и не учесть его — значит подвергнуть риску работу многих людей в разных странах. Классический пример — в рассказе нижегородского программиста, работающего в офшорной компании. Выполнив очередное задание и отправив готовый модуль заказчику, этот специалист неожиданно вместо благодарности получил письмо с предупреждением о, говоря отечественным канцеляритом, «неполном служебном соответствии». Выяснилось, что американская сторона не может завершить очередной этап проекта, поскольку требования технического задания не были в точности выполнены русским программистом. Проще говоря, написанный им модуль не желал работать вместе со своим окружением, хотя сам по себе был изящен и эффективен. Хотел, как лучше, а получилось… в общем, как обычно. Проблему, конечно, решили, и наш соотечественник продолжает работу по контракту. Однако вынес из случившегося урок: работая в международном проекте, не старайся сделать лучше — сделай так, как сказано. Левши в глобальной экономике, увы, не приветствуются: каждый просто должен выполнить свою часть работы так, как от него ожидают.

Именно такие проблемы, связанные даже не с непониманием, а с различным восприятием, и помогает решать high-hume, в прикладной сфере интересов которого — создание корпоративных стандартов управления и общения, налаживание коммуникаций, столь драматически важных для людей, делающих одно дело в разных уголках Земли. Тем более что непонимание совсем не обязательно свойственно российским специалистам.

Вот противоположный пример: несмотря на растущий в Америке и Европе спрос на российские программные разработки, потенциальные западные заказчики находят наши отечественные продукты с огромным трудом. Одна из причин — элементарное пренебрежение к английскому языку. Выступая на семинаре для российских разработчиков, руководитель компании QL Contracting (Канада) Александр Левицкий даже пожаловался на то, что в Интернете непросто найти ПО российского производства, если пользоваться для поиска английскими ключевыми словами. Yahoo! и Google на запрос выдает не более двадцати сайтов, большинство из которых принадлежит российским представительствам западных компаний, зато Яndex находит сразу несколько сотен сайтов с искомыми продуктами, но… по русским ключевым словам.

Да и вообще значительная часть сайтов отечественных софтовиков не имеет английской версии, а те, что есть, написаны на столь плохом английском, что покупатели его понять не могут. Проблема была сформулирована следующим образом: нашим программистам предстоит научиться описывать свои продукты доступным английским языком, поскольку иностранные покупатели хуже разбираются в ИТ-технологиях, чем российские. Александр Левицкий так и сказал: «В описании продуктов вы должны ориентироваться на дурака средней руки». Только кто же окажется в дураках, если западный пользователь найдет аналогичный софт по качественному англоязычному описанию, а отечественные гении останутся без хорошего заказчика? Пираты XXI века, или Ползучая легализацияВот еще один факт из отечественной жизни, подтверждающий следование нашей страны в русле мировой тенденции high-hume. Факт этот, безусловно, радостный: оборот пиратской аудио- и видеопродукции на российском рынке с начала года снизился на 15 процентов по сравнению с 2002 годом и составляет ныне 65 процентов объема рынка. Эти данные содержатся в официальном пресс-релизе Некоммерческого партнерства производителей оптических носителей «Диск-альянс».

Причиной сего отрадного явления производители легальной продукции считают изменения в законодательстве, ужесточившие ответственность за производство и распространение контрафакта (наказание за «цифровое пиратство» сегодня предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет). А среди существующих и поныне причин распространенности нелегальных записей называется «низкий уровень доходов населения», на который у нас принято списывать чуть ли не все социальные язвы — от воровства кирпичей со стройки до взлома банковских серверов. Впрочем, можно ведь сказать и по-другому: что рост благосостояния широких масс зрителей и слушателей ведет к росту продаж легальных носителей. Так, наверное, будет политкорректнее и пат-риотичнее одновременно. Правда, статистика почему-то возражает против такого подхода. По ее данным получается, что наш человек, купив себе неплохой и довольно дорогой ПК, тут же стремится начать переписывать взятые у друзей напрокат фильмы и концерты. Хорошо, если не на продажу! Ибо в домашних российских условиях, оказывается, производится от 30 до 40 процентов пиратской аудиовидеопродукции в РФ. Что, понятно, делает малозначимым предложение тех же производителей из «Диск-альянса» о введении акцизной марки на CD и DVD. Ибо кто же клеит акцизную марку на бутылку вина домашней выделки, заготовленного для лучших друзей? Вот именно: и на CD не станут.

Гораздо хуже, чем с аудио и видео, дело обстоит с софтом. Недавно один из топ-менеджеров российского представительства Microsoft на прямой вопрос «Приема!» — каков же общий объем лицензионных программ этой уважаемой корпорации на компьютерах, работающих в России? — столь же прямо ответил: «Порядка 10 процентов». И тут же начал рассказывать про легальных пользователей — «Газпром» и «Российские железные дороги». Оно конечно — это компании мирового масштаба, однако ведь и страна у нас большая. И девять десятых ПК в ней оснащены, как бы это помягче, «благоприобретенным» программным обеспечением. Причудливы все же контрасты российского high-tech бизнеса! Легко сочетаются в нем нежелание неукоснительно соблюдать предписания и стремление к правовой государственности. Потому, видимо, и легализация софта у нас такая медленная, если не сказать ползучая.

Впрочем, не все так запущено. Ибо накануне Нового года отечественная Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) была принята во Всемирный альянс ИТ-ассоциаций (WITSA) в качестве полноправного представителя России. В WITSA уже состоят такие страны, как США, Япония, Индия, Австралия, многие европейские государства. Стало быть, глобализуемся понемножку… И пираты не помеха. Прекрасный новый мир?Собственно, все сказанное выше представляет собой иллюстрацию к основному тезису: на наших глазах эра high-tech сменяется эрой high-hume. Наиболее «продвинутые» в сфере высоких технологий отечественные бизнесы уже поняли, что наступает новая эпоха, когда благодаря гуманитарным технологиям (наиболее заметные из которых — реклама и PR) уже не товар будет подстраиваться под потребителя, а наоборот — покупателя будут «форматировать» под изделие путем его информационной обработки. Во всем мире акцент смещается с производства на продажи, и Россия здесь если пока и догоняющий, то все же не самый медленный участник забега. Даже на нижегородском уровне тенденция видна очень четко: количество и востребованность гуманитарных технологов и просто PR-менеджеров растет, а интернет-присутствие бизнеса вполне заметно уже на уровне локальных производителей колбасы и автоперевозчиков. Нижегородский бизнес, попробовав бесплатный хостинг, уже освоил зоны «ru» и «com», первая ласточка залетела уже и на самый привлекательный для телевизионщиков всего мира остров Тувалу (доменная зона «tv»).

На наших глазах закладывается фундамент строительства информационных конструкций будущего, и информационные потоки пронизывают все уровни бизнеса. Это неизбежно: сейчас, когда конкуренция разворачивается не в области производства, а в сфере доставки информации о товарах потребителям, значимость информационных технологий постоянно повышается. Хочется верить, что выросшие на базе high-tech технологии high-hume окажут быстрое влияние на бизнес-культуру и помогут преодолеть противоречия врастания российского (и в частности нижегородского) бизнеса в мировое информационное поле.

Валерий Норский






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.