Рули спокойно, говори в Hands-Free

Всеобщая автомобилизация застала Россию врасплох. Можно бесконечно долго дискутировать о плюсах и минусах данного явления, но статистика свидетельствует, что число безвременно ушедших в мир иной по своей или чужой глупости, в основном еще вчера молодых и здоровых, постоянно растет. Да и вы сами наверняка замечаете, что вдоль дорог, на столбах и ограждениях появляются новые венки и букеты...

Сотовая связь ворвалась в нашу жизнь не менее стремительно, и вот этот коктейль под названием «сотовое авто» сдетонировал такой рост спроса на костыли, бинты и примочки, которого фармацевты не видали в самых розовых снах. Эти рассуждения подтверждают результаты исследований немецкого автоклуба ADAC: если водитель управляет автомобилем одной рукой, то в среднем за три минуты он совершает одну ошибку вождения! Поэтому стоит повторно (см. MN №20, 22) поговорить об автомобильных hands-free (HF).

Итак, испытав несколько неприятных секунд во время последнего телефонного звонка за рулем, вы решили приобрести HF (не путать сотовый телефон, предна-значенный для работы в автомобиле, и аппаратуру, которая дополняет обычный сотовый телефон!). С чего начать? Во-первых, стоит обратить внимание на то, что существуют оригинальные HF для вашего аппарата, выпускаемые тем же производителем. Здесь при соединении никаких не-ожиданностей не произойдет. Однако HF выпускают и сторонние компании, которые предлагают как аналогичные, но менее дорогие изделия, так и устройства, по цене сопоставимые с оригинальными, но имеющие дополнительные функции.

Обычно такие HF ориентированы на конкретные модели, о чем вы наверняка прочтете на упаковке. Отметим, что HF сторонних компаний не всегда заведомо хуже оригинальных.

По стоимости и функциональной насыщенности выпускаемые HF можно разделить на 4 класса. Самые современные – это авто-HF на основе беспроводной технологии Bluetooth ($200 – 300). О результатах тестирования и особенностях этой аппаратуры мы расскажем в одном из ближайших номеров журнала.

Ниже в иерархии стоят проводные HF бизнес-класса ($150 – 250). Их можно разделить на две подгруппы: более дорогие имеют и голосовое управление, и цифровую обработку сигнала, в то время как у менее дорогих голосовое управление отсутствует. Типовые авто-HF (эконом-класс) существенно дешевле: $50 – 100.

Основные производители HF и выпускаемые ими комплекты приведены в таблице.

Самые доступные по цене авто-HF (от $5 до $30) – это вариант телефонной гарнитуры (наушник и динамик). Однако здесь стоит обратить внимание на ряд моментов. Для использования этого варианта ваш телефон должен иметь функцию «Автоподнятие трубки», тогда любой входящий вызов не потребует нажатия соответствующей кнопки. Если такой функции нет, необходима кнопка, расположенная непосредственно на гарнитуре. При ее нажатии начинается и завершается разговор.

Очевидно, что выбираемая автогарнитура должна обеспечить эффективное шумоподавление, так как в салоне автомобиля идеальной тишиной и не пахнет. Также желательно, чтобы гарнитура имела переключатель уровня громкости (два положения), а лучше – регулятор громкости. В ряде случаев будет полезна и кнопка отключения микрофона.

Есть вариант гарнитуры с длинным шнуром и функцией автоскручивания, аналогично ремню безопасности. В походном положении весь шнур находится внутри корпуса. При необходимости его можно вытащить на требуемую длину. Это пригодится в том случае, если телефон закреплен в штативе, а переговоры должен вести как водитель, так и пассажир на заднем сидении, не путаясь в проводах.

Если у вашего телефона есть интерфейс Bluetooth, то рекомендация однозначна – беспроводная гарнитура с тем же интерфейсом. Правда, такие устройства значительно дороже ($100 – 150), но отсутствие провода не сковывает движений за рулем и позволяет принять звонок или продолжить разговор, отойдя от автомобиля на значительное расстояние.

Универсальные HF позволяют водителю вести по телефону полноценную двухстороннюю беседу (полный дуплекс). Обычно они состоят из держателя телефона, блока управления, микрофона, колонки (динамика) и соединительного кабеля для подачи питания на блок управления. Очевидно, по-следнему при установке телефона в держатель передается часть функций телефона.

У ряда производителей держатель телефона и блок управления могут быть размещены в одном корпусе. А у фирмы Thbbury () в HF типа Trendtalk в корпусе держателя установлен и блок управления, и колонка.

HF эконом-класса выполняют дополнительные функции: подзарядку аккумулятора сотового телефона от бортсети автомобиля, подключение внешней антенны (с помощью дополнительного высокочастотного разъема), а также соединение ноутбука (КПК) с телефоном (обычно по интерфейсу RS-232) для работы в качестве GSM-модема.

При установке HF в автомобиль стоит принять во внимание, что трубку вы меняете чаще, чем автомобиль. Статистика свидетельствует, что машина приобретается в среднем раз в 5 лет. За это время абонент меняет 2 – 3 сотовых телефона. Чтобы избежать частой замены HF в целом (в зависимости от типа аппарата), ряд фирм предлагает универсальные комплекты HF с возможностью последующей замены только держателя как переходника между новой трубкой и вашим HF.

Читатель-скептик задаст резонный вопрос: откуда изготовитель моего HF будет знать, какой телефон я приобрету через 2 года? На самом деле изготовители HF внимательно следят за новинками и выпускают свои устройства практически синхронно с появлением новой модели телефона. Вышеупомянутая Thbbury имеет более 30 типов переходников к аппаратам основных изготовителей (Motorola, Nokia и т. д.).

Стоит обратить внимание на наличие в HF VDA-интерфейса. Он утвержден Союзом германских производителей автомобилей, но фактически это евростандарт для подключения устройств громкой связи в автомобилях. При заказе нового автомобиля у дилера возможна поставка с VDA-аппаратурой: вы получите машину с установленными внешней GSM-антенной, микрофоном и стандартным VDA-разъемом (питание, бортсеть при включенном ключе зажигания, подключение к акустике автомобиля и вход управления магнитолой). Также стоит повнимательнее изучить приобретаемую подержанную иномарку: возможно, VDA-разъем там уже есть. Тогда значительно упрощается установка нового современного HF с аналогичным адаптером.

HF эконом-класса может самостоятельно установить обычный автолюбитель, знающий, где у 4-гранной отвертки рабочая поверхность. Электронный блок и держатель крепятся двумя саморезами, микрофон и колонка – на «липучках», а кабель питания вставляется в разъем прикуривателя. Есть устройства, которые выполнены в одном корпусе и просто крепятся в гнезде прикуривателя.

Системы бизнес-класса – проводные HF с голосовым управлением и цифровой обработкой сигнала. Это сложные устройства с определенным интеллектом и разнообразными функциями.

Электронный блок таких HF, как правило, обладает высокими акустическими характеристиками. Благодаря цифровой обработке сигнала, он обеспечивает шумоподавление, что позволяет поддерживать разговор из движущегося автомобиля, не поднимая стекол, а также эхоподавление. Последнее устраняет эхо-эффект у водителя, в противном случае водитель слышит свой голос из динамика. Высококлассные HF автоматически выполняют настройку акустической подсистемы, адаптируя громкость динамика и чувствительность микрофона к объему салона автомобиля, шуму от двигателя и шуму при движении автомобиля с различной скоростью.

При поступившем звонке водитель начинает разговор легким нажатием кнопки, как и в универсальном HF. У сотовых телефонов, имеющих функцию «автоподнятия», мудрое HF подключает водителя к звонящему без дополнительного нажатия на клавишу.

Громкоговорящая связь в салоне позволяет вести беседу как водителю, так и его спутникам. В ряде устройств предусмотрена возможность подключения дополнительной трубки или наушника, которые обеспечат конфиденциальность разговора: при подъеме такой трубки режим громкой связи прерывается.

HF бизнес-класса могут выполнять и сервисные функции. Например, автоматически приглушать звук автомагнитолы при поступлении входящего звонка или начале набора номера. Помимо этого, ряд устройств позволяет подключать штатный динамик аудиосистемы для выполнения функции «громкой связи». Это, естественно, повышает качество звука.

Ряд систем реагирует на запуск двигателя: одновременно включается постоянная подсветка дисплея трубки, установленной в держатель. Это своеобразный индикатор корректности работы HF в целом. Как мы уже упоминали, такой сигнал есть в интерфейсе VDA, но его используют и для вы-ключения телефона. Если владелец забыл телефон в держателе и выключил двигатель, то через некоторое время блок управления HF подаст на телефон сигнал выключения. Это определенная защита от злоумышленника, который попытается завладеть забытым в машине аппаратом. Воспользоваться его счетом он не сможет, так как для повторного включения телефона необходимо ввести PIN-код.

Полноценное голосовое управление сотовым телефоном обеспечивают наиболее сложные и, соответственно, дорогие HF – так называемые «голосовые» HF. Так, при входящем звонке достаточно в зависимости от ситуации произнести: «Ответить»/«Занято», и система подключит вызывающего вас абонента, либо он услышит прерывистые гудки.

Голосовой набор/управление HF могут реализовывать как для сотовых трубок, имеющих данные функции, так и для обычных аппаратов. В последнем случае функции распознавания и синтеза звука HF выполняет самостоятельно.

Кроме голосового набора по меткам в записной книжке (например, «Петя»), хорошо известного для обычных сотовых трубок, HF обеспечивают непосредственно набор номера. Например, для того чтобы набрать 299 1909, надо последовательно произнести: «два, девять, девять» и т. д. Пока такие системы настроены на английский и немецкий языки. Любопытно, что у Siemens голосом можно ввести даже PIN-код!

Как работают такие устройства? HF хранит в своей памяти имена ваших деловых партнеров и друзей, которым поставлен в соответствие определенный номер. Для набора достаточно легкого касания кнопки. В ответ вы услышите подсказку типа «Произнесите имя». Сказав требуемое имя, вы услышите, как устройство повторит его и автоматически начнет набор соответствующего номера. Еще проще управлять «голосовым» HF при ответе звонящему. Достаточно произнести «ключевое» слово типа «ответ», и вы услышите: «Говорите». Если HF русифицирован, то произнесено это будет по-русски.

Ряд голосовых HF имеет свою энергонезависимую память, которая автоматически синхронизируется с памятью SIM-карты вашего сотового, установленного в активный держатель. При первой установке все номера из памяти SIM-карты копируются в память HF. Далее устройство предложит вам в полуавтоматическом режиме задать голосом имена, которые соответствуют определенным номерам в записной книжке. Когда будет записано последнее имя, вы услышите: «Запись окончена», и устройство будет готово к работе.

Отметим, что установку систем HF бизнес-класса разумнее доверить специалистам.

Каждый изготовитель старается добавить в свой вариант HF фирменную изюминку. Например, Siemens в качестве опции предлагает кнопку «начала набора», на которую надо нажимать ногой (вероятно, ее стоит расположить в районе педали сцепления), и тогда не придется снимать ни одну из рук с руля. Комплект Voice этого же производителя имеет встроенный диктофон с временем записи до 8 минут, на который можно записать несколько сообщений, не отрываясь от управления автомобилем. Достаточно коснуться кнопки управления. Эти же сообщения можно прослушать совместно с абонентом на другом конце линии. Здесь же HF выполнит роль секретаря: напомнит, что сегодня у вас или вашей тещи день рождения, и т. п.

Motorola в модели DSP H-F Car Kit позволяет задействовать штатный звуковой сигнал автомобиля и его приборы внешней световой сигнализации, и при приеме вызова HF оповестит владельца, вышедшего из автомобиля. Кроме того, предусмотрена следующая функция. Если внешняя антенна у сотового телефона телескопическая, то при включении зажигания она автоматически выдвинется. Этот же сигнал может быть использован для подачи напряжения питания на дополнительный усилитель сигнала, поступающего с внешней антенны.

Александр Корсунский






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.