Мобильный передел - русские идут в СНГ

Для российских сотовых компаний в настоящее время очень привлекательными являются страны СНГ - многие рынки находятся в стадии зарождения.

Однако, как отмечает аналитик IKS-Consulting Оксана Панкратова, «для того чтобы российские сотовые компании вышли в страны СНГ существует ряд условий. Во-первых, такие решения принимаются акционерами. Поскольку среди акционеров компаний "ВымпелКом" и "МегаФон" есть западные компании, уже имеющие телекоммуникационный бизнес в СНГ, для них рынки будут подбираться так, чтобы не составлять ненужной конкуренции уже реализуемым проектам. Во-вторых, выход на многие рынки представляется достаточно рискованным мероприятием, поскольку экономика стран СНГ еще слабее российской, а вкладывать деньги с риском не получить их обратно вряд ли кто-то станет. В-третьих, не везде в странах СНГ хорошая экономика, а сотовые компании могут хорошо жить только в условиях экономического роста».

По площади и расстояниям некоторые страны СНГ, в основном Украина, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Армения, представляют больший интерес, чем отдельные регионы России. Здесь на небольшой территории живет значительная часть населения, в то время как в России все "разбросано" на огромной территории, покрыть которую базовыми станциями нелегко, да и по большому счету не нужно. Еще одна причина экспансии - интерес к территории, которую часто посещают абоненты компании, или наоборот, жители осваиваемой территории часто посещают основную лицензионную зону. Ведь главное для оператора - первым захватить самые привлекательные рынки. Беларусь и Украина пока в этом отношении привлекательнее Дальнего Востока. Кроме того, на Дальнем Востоке строительство сотовой сети может окупиться не скоро.

Причем самое интересное в том, что отечественные операторы, как бы они не стремились показать свою независимость, в общем являются проводниками интересов своих западных акционеров. Из крупных европейских "сотовиков" в России пока не представлен только Vodafone, который крайне заинтересован в расширении своего бизнеса на восток, где уже давно закрепились его главные европейские конкуренты: немецкий оператор Deutsche Telecom, которому принадлежит 25% акций МТС, шведская компания Telenor (владеет 29% акций в уставном капитале "ВымпелКома") и финско-шведский холдинг TeliaSonera (обладает 35,6% акций "МегаФона"). Руководство Vodafone уже заявляло о намерении потратить на расширение своего присутствия в Европе несколько миллиардов долларов и, скорее всего, со временем вложит часть этих денег во флагмана отечественного сотового бизнеса - компанию МТС.

Систематизировав все мнения, попробуем представить себе ситуацию в целом. Во-первых, сроки. Закрепление присутствия в любой стране СНГ требует нескольких сотен миллионов долларов. Учитывая тот факт, что новых лицензий нигде не выдается, наиболее предпочтителен вариант покупки уже действующего оператора. На это такие компании могут пойти только после создания "крепкого тыла", то есть освоения всей лицензионной территории.

МТС может себе это позволить уже сейчас - лицензионная территория уже вполне освоена, хотя лидерство в Москве пока проблематично и надо заниматься Дальним Востоком. Как сообщили нам в пресс-службе компании, она внимательно рассматривает возможность расширить свое присутствие во всех странах СНГ. Критерии выбора того или иного регионального рынка/оператора таковы: понятность и прозрачность местного регулирования отрасли связи, сходные с Россией рыночные условия. Выходя на новый рынок, компания должна получать от этого эффект, который достигается за счет взаимообмена роумерами, и за счет известности марки МТС на данном рынке (которая возникает, например, от того, что в данной стране распространяются российские СМИ).

"ВымпелКом", скорее всего, обратит внимание на СНГ во второй половине 2004 года - пока есть задачи охватить сотовой связью Урал, получить лицензию на Дальний Восток. «Нельзя сказать, что мы совсем не обращаем внимания на рынки СНГ, - говорит Артем Минаев, специалист службы по связям с общественностью ОАО "ВымпелКом" , - но сегодня основной интерес для нас представляет Россия». Однако планов развития в сторону сопредельных с Россией государств в компании не отрицают.

"МегаФон", скорее всего, обнаружит свой интерес к ближайшему зарубежью в начале 2005 года. Как отметила пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Марина Белашева, «до окончания освоения лицензионной территории "МегаФон" сосредоточится на развитии бизнеса в России. Компания сейчас работает в 66 регионах из 88. Когда будем во всех 88, тогда подумаем о ближайших соседях», - сказала М.Белашева.

Все рынки стран СНГ находятся пока в зачаточном состоянии не только по отношению к Восточной Европе, но и к России. Наиболее развитыми регионами считаются Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова (хотя по некоторым данным существует вероятность выдачи дополнительных лицензий в Армении и Азербайджане). МТС уже ведет активный бизнес в Беларуси и на Украине – зарабатываемые компанией средства могут пойти по двум путям - либо на оплату акционерам дивидендов, либо на расширение бизнеса путем скупки региональных операторов в СНГ. Скорее всего, будет выбрана экспансия, и объектом может стать Казахстан (здесь работает 2 оператора сотовой связи). Однако самую крупную компанию Kcell (торговая марка GSM Казахстан) приобрети будет не так легко - среди учредителей компании фирмы из Турции и Скандинавии, для которых это профильный бизнес, они имеют ряд активов в странах СНГ. Хотя, как отмечает аналитик "Сотовика" Сергей Аверин, пока все возможно - у МТС денег хватит, вопрос в цене. Полностью исключить покупку нельзя. По классу проблем эта сделка должна быть сопоставима, с покупкой КубаньGSM (хотя, тогда у МТС было меньше денег, а у Кубани меньше абонентов). Возможно, МТС немного и переплатит - однако в компании считают, что лучше раньше войти на рынок и дороже заплатить, но зато быть первыми.

"ВымпелКом", скорее всего, будет заинтересован в выходе на рынок Украины - здесь хорошие позиции занимает оператор "КиевСтар". Дело в том, что у них общий акционер ("Альфа-Групп"), и поэтому скоро встанет вопрос о более тесной координации их действий (хотя и сейчас для роумеров у них взаимно низкие цены). Сливать операторов в одно юридическое лицо вряд ли посчитают целесообразным, а вот объединение торговой марки вполне возможно.

Самое сложное в данном случае - попробовать предугадать движение "МегаФона". Еще несколько лет назад "Северо-Западный GSM" (теперь часть "МегаФона") создал оператора сотовой связи в Таджикистане, однако полагать, что основой экспансии крупного российского сотового оператора будут южные республики, пока преждевременно.

В страны Балтии русским операторам проникнуть будет сложно – не секрет, что там хорошие позиции имеет крупный европейский оператор Tele2, для которого эти рынки даже более значимы, чем рынок всей России. Степень проникновения вполне ощутима - рынки Литвы (55%) и Латвии (41%) по доходности можно сравнить с рынком Москвы, а Эстония (69%) вполне похожа на развитый европейский рынок с высоким уровнем развития телекоммуникаций. Правда, прорываться в страны Балтии не хотят и сами операторы из России. В этом регионе нет свободных частот для развертывания современных сетей сотовой связи.

На устремленность российских операторов в страны СНГ может напрямую повлиять выдача лицензий 3G в России. По планам упраздненного теперь Министерства связи и информатизации РФ, такие документы планировалось выдавать в конце 2004 года, причем это были бы лицензии сразу на всю страну, а не на отдельные, пусть и укрупненные регионы. Теперь сроки несколько сдвигаются. В тоже время, понимая, что строительство таких сетей дело дорогостоящее, власти страны, скорее всего, не станут требовать от операторов глобального охвата всей территории в сжатые сроки и требовать за разрешительные документы большую цену. Однако некоторые средства из бюджетов операторов это может все-таки оттянуть, что замедлит их продвижение в страны СНГ.

Эксклюзивные права на развертывание сетей 3G дают российским операторам хорошие шансы на победу в конкурентной борьбе внутри страны и возможность стать более влиятельным игроком за рубежом. Во-первых, это означает возможность растянуть период получения дивидендов с инвестиций в сети GSM - федеральные операторы не для того истратили огромные деньги на оборудование для сетей 2G, чтобы немедленно начать "воровать" своих же абонентов. Во-вторых, повсеместное строительство сетей 3G и конкуренция неминуемо повлечет снижение цен. Для обслуживания сетей 3G операторам не потребуется существенно увеличивать свои издержки, в значительной степени будут задействованы существующие сервисные мощности. Хотя при этом возрастут капитальные вложения. В-третьих, только сам факт получения сертификата окажет положительное влияние на капитализацию и оценку инвесторами привлекательности ценных бумаг компании.

Максим Букин






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.