Абонентов стало больше, но говорить они стали меньше

Уровень проникновения сотовой связи в стране лишь приближается к 30%. И пока в России будет наблюдаться бурный рост числа пользователей "трубок", отечественная мобильная связь будет развиваться по экстенсивному пути. Таким образом, еще как минимум полтора-два года GSM-компании будут увеличивать доходы, в первую очередь за счет наращивания абонентской базы, а не путем оптимизации бизнес-процессов.

Хотя фундаментальные финпоказатели крупнейших сотовых компаний из года в год растут, некоторые итоги их деятельности выглядят отнюдь не благостно. Так, у "Мобильных ТелеСистем" по итогам 2003 года APRU (средний счет на абонента) снизился на 25% -- с 22,9 USD до 17,1 USD. У "ВымпелКома" (торговая марка "Би Лайн GSM") этот показатель сократился почти на 26% -- с 18,3 USD до 13,6 USD. По официальной версии, уменьшение APRU у ведущих GSM-компаний страны "главным образом связано с изменением состава абонентских баз" (имеется в виду, прежде всего, увеличение доли пользователей в регионах, где расценки на услуги мобильной связи примерно на 20% ниже, чем в столице), и усилением конкуренции, которая привела к снижению тарифов.

На самом деле, важным фактором, негативно влияющим на APRU, является снижающийся показатель MOU (количество использованных минут на одного абонента в месяц). Судя по финансовым отчетам "сотовиков", удешевление стоимости разговоров по "трубке" не влечет за собой увеличение продолжительности телефонных переговоров. Например, у "Би Лайн GSM" показатель MOU в 2003 году составил 89,8 минуты, что на 2,3% меньше, чем годом ранее (92,3 минуты). У МТС, в свою очередь, MOU упал со 159 минут в 2002-м до 144 минут в 2003-м.

Иными словам, хотя звонки стремительно дешевеют, среднестатистический пользователь от этого не стал разговаривать по "мобильнику" дольше. Клиенты предпочитают потреблять тот же объем услуг (и даже чуть меньше) и, вследствие снижения тарифов, меньше платить за свои разговоры.

Другой неприятный для сотового бизнеса фактор -- растущий коэффициент оттока абонентов. У МТС он составил 47,3% (против 33,9% в 2002 году). "ВымпелКом" задекларировал 39,3-процентный отток, притом что в 2002 году этот коэффициент составлял 30,8%. Для сравнения: у европейских операторов отток составляет около 25%.

МТС и "Би Лайн GSM" дают схожие объяснения "такому относительно высокому уровню оттока". Прежде всего "сотовики" ссылаются на динамичность российского сотового рынка, "в условиях которого GSM-компании постоянно вводят новые тарифы, побуждающие абонентов часто менять тарифные планы и операторов". Кроме того, на рост коэффициента оттока влияют отсутствие контрактов со сроком действия и отсутствие платы за подключение.

Складывается любопытная картина. Для продвижения в глубь потребительской пирамиды и привлечения новых слоев потребителей GSM-операторы не только снижают расценки на свои услуги, но и зачастую вступают в так называемые тарифные войны. В результате у "сотовиков" возрастает коэффициент оттока: значительное число клиентов "бежит" в сеть той компании, которая в данный момент времени предлагает более низкие цены.

Другим следствием "тарифных войн" является снижение APRU. Темпы падения стоимости среднего счета на абонента могли бы быть поменьше, если бы рядовой пользователь дольше говорил по "мобильнику". Но, увы, продолжительность среднего разговора, напротив, сокращается.

Таким образом, российский сотовый рынок идет по пути экстенсивного развития. GSM-компании увеличивают доходы за счет наращивания абонентской базы, а не путем оптимизации бизнес-процессов. Россия будет идти этим путем еще два-три года. При этом, как считают отраслевые эксперты, с учетом существующей рентабельности сотового бизнеса у GSM-компаний есть возможности для снижения цен на свои услуги.

Очевидно, что в этом случае тенденция падения ARPU сохранится. Уже в этом году средний счет на абонента у российских "сотовиков" может опуститься до 11-12 USD, а в отдаленной перспективе -- до 9,5-10 USD. По оценкам отраслевого министерства, нижний предел ARPU составляет 10 USD: "Ниже него опускаться нельзя: замедлится развитие сотовой связи".

Впрочем, в GSM-компаниях выражают уверенность, что за полтора-два года, пока ARPU снижается до нижнего предела, произойдет развитие рынка дополнительных услуг. (Речь идет главным образом об допуслугах, базирующихся на технологии передачи данных GPRS. Таких, например, как мобильный интернет.) Эксперты полагают, что доходы от продажи дополнительных услуг существенно вырастут, и средний счет на абонента соответственно увеличится.

Правда, так и осталось неясным, на чем основан оптимизм телекоммуникационных компаний. "ВымпелКом", считающийся наиболее высокотехнологичным сотовым оператором страны, обслуживает около 300.000 подписчиков GPRS-услуг (из которых примерно 180.000 находятся в московской лицензионной зоне), что составляет чуть более 2% от всей абонентской базы. Остается лишь гадать, каким образом GSM-компании собираются зарабатывать на GPRS-сервисах, если подавляющему большинству подписчиков такие услуги неинтересны.

Между тем по мере роста числа пользователей сотовой связи обостряется проблема ограниченности частотного ресурса. (Наибольший дефицит частот ощущается в мегаполисах, где уровень "мобилизации" уже составляет 60-70%.) "Сотовики" полагают, что проблему катастрофической нехватки частотной емкости нужно решать путем внедрения сетей третьего поколения стандарта 3GSM (ранее он именовался UMTS). Однако, во-первых, в нашей стране до сих пор отсутствует порядок выдачи 3G-лицензий. А, во-вторых, экономическая эффективность UMTS-сетей, мягко говоря, вызывает сомнения. Например, крупнейший инвестор в 3G проекты на территории Европы и Азии Hatchison Wampoa сообщает в годовом отчете за 2003 год об убытках в 2 млрд гонконгских долларов.

© Иван Авалов






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.