Не популярно, но перспективно | Телефон как средство платежа

Сотовый телефон стал неотъемлемым атрибутом почти каждого делового человека. Но большинство использует его только как средство связи, хотя сейчас мобильный телефон стал еще и финансовым инструментом, средством для "удаленной" оплаты различных товаров и услуг. Многие участники рынка пока считают подобные услуги только имиджевыми, однако в будущем пророчат им широкие перспективы. Теоретически...В Новосибирске действуют сразу две системы "удаленной" оплаты различных товаров и услуг: SimMP и TelePay. Среди общих черт этих систем - использование средств на банковском счете и телефона (сотового и стационарного) как инструмента для оплаты. Принципиальное отличие заключается в том, что SimMP предназначена для клиентов банка, имеющих в нем счет, а TelePay - управление своей частью средств (в соответствии с номиналом приобретенной карты), находящихся на специальном счете в банке, выпустившем эти карты.

Потенциально эти средства удаленной оплаты товаров и услуг имеют множество преимуществ для всех участников данного рынка: банков, сотовых операторов, поставщиков товаров и услуг, разработчиков систем и, конечно, непосредственных пользователей. "Система мобильных платежей помогает банку увеличивать количество клиентов и, соответственно, ресурсную базу, поскольку на счетах клиентов, производящих платежи, аккумулируются денежные средства, - считает начальник отдела по работе с физическими лицами банка "Акцепт" (участник системы SimMP) Алена Попова. - Косвенным следствием внедрения новой услуги является расширение объемов других услуг банка (клиенты, воспользовавшиеся новой услугой, как правило, через некоторое время расширяют свое сотрудничество с банком). Также происходит снижение нагрузки на рабочее место по обслуживанию физических лиц в банке". Кроме того, по мнению директора по брэндингу и маркетингу системы SimMP Анны Пашкевич, мобильные платежи как любой другой платежный инструмент увеличивают операционные доходы банка за счет увеличения количества операций по счету. "В условиях конкуренции банки уделяют все больше внимания дополнительным сервисам как средству, позволяющему удерживать существующих клиентов, повышая их лояльность, а также привлекать новых", - рассказывает Геннадий Мельников, генеральный директор "Сибирского центра информационного и платежного сервиса" (выполняющего функции процессингового центра в системе TelePay).

Поставщики товаров и услуг, используя одну из платежных систем, снижают издержки на обработку наличных денег и обслуживание клиентов, приобретают дополнительную рекламную поддержку. Оператор сотовой связи получает еще один способ сбора платежей за свои услуги.

Для конечного пользователя такие системы являются очень удобным инструментом оплаты коммунальных услуг, услуг сотовой и проводной связи, различных товаров - платеж может быть совершен в безналичной форме, где угодно с помощью телефона - нет необходимости стоять в очереди.Практически...Несмотря на все преимущества платежных систем, пока они не получили широкого распространения ни в Сибири, ни где-либо еще в России. Однако многие участники рынка сходятся во мнении, что в ближайшем будущем эти системы имеют большие перспективы.

"Такие услуги в разных модификациях и с разными названиями на сегодняшний день являются для банков в большей степени имиджевыми и позиционируют банк как современный финансовый институт, использующий передовые электронные технологии, - считает начальник отдела имиджа и рекламы банка "Акцепт" Марина Липовцева. - Завтра же они могут стать базой для развития новых финансовых технологий, кардинально меняющих взаимоотношения банка и клиента, да и саму работу банков, качественно увеличивая ее эффективность".

"На сегодняшний день число наших клиентов, использующих услугу мобильных платежей, превышает две сотни человек. Услуга SimMP пользуется пока небольшим, но устойчивым спросом среди молодых и активных людей и является составной частью широкого спектра электронных услуг, предлагаемых банком, - полагает начальник отдела пластиковых карт КРАБ "Новосибирсквнешторгбанк" Сергей Некрасов. - Я думаю, что популярность подобных систем в будущем только увеличится, поскольку это удобно и экономит самый дефицитный ресурс современного человека - время".

Пока "мобильные" сервисы (такие как sms-уведомления, возможность блокировки пластиковой карты с мобильного телефона) для российских банков не являются стратегически важными в плане привлечения клиентов, но присутствуют в стандартном наборе услуг почти у каждого банка наряду с традиционными сервисами.

Как рассказала "КС" специалист по связям с общественностью новосибирского филиала ОАО "Вымпелком-Р" (торговая марка "Би Лайн GSM") Юлия Утешева, в планах компании - запустить в Новосибирске свой собственный платежный сервис под названием "Мобильный кошелек", который уже развит в Московском регионе. "По оценкам экспертов, сегодня подобные услуги не получили широкого применения, однако в целом мы даем таким проектам положительную оценку, - говорит Утешева. - Наш сервис позволит абоненту оплачивать разного рода услуги (коммунальные, услуги сотовой связи и Интернета) со своего счета".

В компании "МегаФон" считают, что пока такие сервисы не способны существенно увеличить доход оператора от одного абонента. "Пока это имиджевая услуга, ориентированная в большей степени на поддержание имиджа инновационности оператора", - считает коммерческий директор ЗАО "Мобиком-Новосибирск" (оператор сети "МегаФон" в Сибири) Муслим Мухамедияров.Незнание и недовериеВ силу своего менталитета многие не доверяют управление своими деньгами новым и высокотехнологичным инструментам, сохраняется и недоверие людей к российской банковской системе - именно эти факторы называют в качестве сдерживающих развитие многие участники рынка.

"На мой взгляд, основным сдерживающим фактором развития этих систем является человеческая природа - во все времена люди не сразу привыкают к новому и начинают использовать это в своих целях, - считает Алена Попова ("Акцепт"). - Второй значимой причиной, не позволяющей сделать подобные услуги сегодня массовыми, является уровень благосостояния россиян в целом и жителей нашего региона в частности. Далеко не всякий владелец мобильного телефона ценит свое время настолько, чтобы держать на счете определенные суммы для оперативного проведения платежей".

"Развитие этих систем сейчас сдерживает невысокий процент доверия населения к отечественной банковской системе. До недавнего времени новосибирцы вообще очень мало использовали электронные системы расчета, - считает специалист по связям с общественностью компании МТС по макрорегиону "Сибирь" Илья Стахеев. - Однако сейчас эта ситуация выравнивается, доверие населения к банкам растет, многие компании все чаще практикуют зарплатные проекты. Растет и количество пользователей систем электронных расчетов". Сергей Некрасов считает, что если клиент доверяет банку, то он должен доверять и всем его услугам или сервисам.

"Основная причина, на мой взгляд, - все-таки недостаточная развитость культуры работы с банком и банковскими услугами. Многие люди, даже получая зарплату "на карточку", до сих пор не понимают, что у них есть счет в банке. А мы уже предлагаем им еще более технологичный сервис", - отмечает Анна Пашкевич.

"Недоверие всегда идет рядом с незнанием. Одна из главных задач нашей компании - участие в формировании нового сегмента рынка, - рассказывает Геннадий Мельников (TelePay). - Необходимость в такой услуге есть, это показывает динамика роста платежей. Значит, уже есть определенное число новаторов, без страха воспринимающих новые услуги. В дальнейшем надежная работа нашей системы должна привлечь и "решающее большинство". Я в этом не сомневаюсь".

© Сергей Минин






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.