Удвоения больше не будет

В 2004 году отрасль мобильной связи в России достигла пика роста. Если раньше совокупная база абонентов сотовых операторов ежегодно удваивалась, то сейчас процесс замедлился. Рынок вплотную подходит к порогу насыщения, что ставит перед его участниками новые задачи.

Об этом на конференции "GSM Russia" заявил исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетей GSM Вячеслав Афанасьев. В 2003 г., по данным Ассоциации GSM, количество пользователей мобильной связи в стране составляло 36,6 млн человек, в 2004 г. - 72,6 млн, а на 1 мая 2005 г. - 88,06 млн. Замедлилось, соответственно, и проникновение: 23,82% в 2003 г., 50,27% в 2004 г. и 60,98% на май 2005 г. Согласно прогнозам ACM-Consulting, к концу 2005 г. можно ожидать цифры в 120 млн абонентов. В ACM-Consulting при этом подчеркивают, что примерно 20% из этого числа составляют "мертвые" абоненты. Количество же абонентов, которые пользуются одновременно двумя и более sim-картами, оценивается в 10-15%.

Только в 9 регионах РФ на сегодняшний день присутствует лишь один GSM-оператор. В 12 субъектах федерации - по 2 GSM-сети, в 31 регионе - по 3, в 22 регионах - по 4, а в 9 регионах работает по 5 операторов GSM.

"Пока рынок удваивался, операторы инвестировали каждый год в два раза больше", - отметил первый заместитель генерального директора "МегаФона" Алексей Ничипоренко. - Сейчас динамика инвестиций сохраняется - операторы работают над окончательным покрытием, улучшением качества. Но если не придет 3G, то через год инвестиции упадут на 30-40%".

Ведущий аналитик Informa TelecomsMedia Кестер Манн сообщил, что если в 2002 г. Россия занимала 14 место среди всех стран по количеству абонентов, то в 2004 г. вышла на 4-е - после Китая, США и Японии. К концу июня 2005 г. мировая совокупная база пользователей мобильной связи достигнет 2 млрд, при этом 300 млн из них сосредоточено в Китае.

Вице-президент "ВымпелКома" Николай Прянишников проконстатировал: "В больших городах мы уже выбрали бизнес-аудиторию, высокодоходную аудиторию. Теперь надо работать с массовым рынком. Это решается только наличием дешевых терминалов. ARPU таких абонентов будет очень низким". Его коллега - директор по продуктам "ВымпелКома" Виктор Маркелов - добавил, что война цен характерна для развивающегося рынка. На нынешнем же рынке, близком к насыщению, на первое место выходят программы лояльности и развитие дополнительных сервисов. Это те факторы, которые могут удержать существующих абонентов и, возможно, заставить абонента сменить оператора.

По информации Informa TelecomsMedia, особенностью российского рынка является очень высокий уровень распространения стандарта GSM - 95% по сравнению с 74,7%, которые демонстрирует в среднем мировой рынок. Исследователи отмечают также большое количество препейд-абонентов - 85-90% от общей абонентской базы.

В 2005 г. российские операторы показывают рекордно низкие ARPU (средний уровень дохода с одного абонента за месяц), падать которым дальше уже почти некуда. По результатам I квартала, у МТС этот показатель равнялся $9,1 а у "ВымпелКома" - $7,3. "Семь долларов - это низкий показатель. На Западе он был бы критичным для работы компании на рынке, - прокомментировала аналитик ИГ "Атон" Елена Баженова. - Однако у российского рынка своя специфика, и нынешняя бизнес-модель будет работать вплоть до $5. Если же планка упадет ниже пяти долларов, операторам придется пересматривать существующие бизнес-модели".

"Еще ни разу ни у кого из операторов ARPU не росло, и нет оснований предполагать, что в этом году что-то изменится, - считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. - Количество абонентов у операторов все еще растет, а выручка уже практически нет. К концу года среднее ARPU на рынке может достигнуть $6".

Количество абонентов мобильной связи в РФ, млн

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Май 2005 г.

0,053

0,16

0,308

0,777

2,225

6,6

16,48

36,6

72,6

88,06

Источник: Ассоциация российских операторов сетей GSM

 Уровень проникновения мобильной связи в РФ, %

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Май 2005 г.

4,61

11,24

23,82

50,27

60,98

Источник: Ассоциация российских операторов сетей GSM 

ARPU ведущих российских мобильных операторов, $

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Апрель 2005 г.

"ВымпелКом"

66

37

24

19,4

14,4

10,9

7,3

МТС

124

54

36

26,7

17

13,35

9,1

Vodafone

 

 

 

 

 

 

47

TeliaSonera

 

 

 

 

 

 

32

Tele2

 

 

 

 

 

 

22






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.