Мобильник за рулём превращает зрение водителя в слух

Есть у американцев такая шутка: чтобы назвать человека глупым, достаточно сказать — "Да он же не может жевать резинку и идти одновременно". Доля шутки есть и в этой остроте. Оказывается, водитель не может безопасно двигаться и говорить по телефону – внимания на то и другое не хватает.

Никто не спорит – человек способен делать два, а то и больше дел одновременно. Читать и есть, писать и слушать музыку, к примеру. Но согласитесь, при этих простых действиях доминирует что-то одно: или музыка идёт фоном, или едим не глядя.

Однако речь не об этом, а о двух задачах, которые требуют от нас почти одинаково сконцентрированного внимания. Разговор по мобильнику в движении — как раз такой случай.

Исследование, которое провёл психолог из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) Стивен Янтис (Steven Yantis), показало, что за внимательное слушание мы расплачиваемся неспособностью ясно видеть.

Другими словами, мы получаем одно за счёт другого: если, как говорится, превращаемся в слух, то — перестаём смотреть в оба.

И никакой разницы, имеет телефон гарнитуру hands-free или нет. Это — слушание и видение, в них всё дело, а не в используемой технике.

Об этом другие исследователи говорили и раньше, но тогда телефоны оставляли дороге, по крайней мере, 50% внимания. Похоже, что теперь мобильник забирает куда больше половины.

"Люди определённо способны одновременно справиться с несколькими задачами, — объясняет Янтис. — Мы развивались, чтобы быть эффективным "многостаночниками", потому что способность делать несколько дел сразу — это вопрос выживания. Но нужно понимать, что есть ограничения".

Янтис и его коллеги-исследователи использовали один из самых эффективных инструментов в области когнитивистики — магниторезонансный сканер (fMRI), с помощью которого изучали процессы и активность в мозгах испытуемых — здоровых молодых людей в возрасте 19-35 лет.

При таком сканировании определённые участки мозга буквально светятся, когда выполняют различные задачи.

Добровольцы смотрели на экран, где сменяли друг друга слова и цифры, одновременно слушая голоса в наушниках, которые тоже проговаривали цифры и слова.

Эксперимент ясно показал: когда его участники концентрировались на слушании, часть мозга, которая управляет зрением, становилась менее активной. Точно так же выполнение визуальных задач "оттягивало на себя одеяло" со слуха.

"Наше исследование помогает объяснить, почему разговор по сотовому может вредить вождению автомобиля, даже когда водитель не держит телефон в руках, — сообщил психолог. — Концентрация внимания на слушании значительно "уменьшает громкость" на входе к визуальным частям мозга. Потому что "объём" внимания строго ограничен".

Янтис думает, что мобильник в данном случае особенно навязчив. Если вы разговариваете с кем-то, сидящим в вашем автомобиле, этот человек наверняка понимает, что вы за рулём, видит ваши манёвры и, скорее всего, замолкнет при возникновении осложнений на дороге.

А собеседник "на том конце провода", возможно, даже не знает, что вы едете, и будет продолжать говорить в любом случае, до тех пор, пока вы сами его не остановите.

Возможно, некоторые читатели не увидят в выводах Янтиса ничего нового. В конечном счёте, простейшие эксперименты по переключению внимания нетрудно провести самостоятельно.

Или можно просто вспомнить, как бесцельно во время телефонных разговоров блуждают наши глаза, не концентрируясь ни на чём конкретно.

С другой стороны, дискуссии об использовании мобильников за рулём далеки от завершения. И многие спокойно болтают по телефону за рулём, веря, что им хватит внимания и на дорогу. Так или иначе, перед нами предложение выбрать что-то одно.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.