Морские испытания первых отечественных систем радиообнаружения и их применение в обороне С

(к 65-летию Победы)

Аннотация — Представлены результаты морских испытаний первых отечественных систем радиообнаруженияв сентябре—ноябре 1939 г. на Черном море под Севастополем и дано описание их боевого применения на основерукописи воспоминаний участника обороны Севастополя1941—1942 гг., командира зенитной батареи Е. А. Игнатовича (22.10.1916—23.08.2000). Приведены краткие сведенияоб авторе воспоминаний.

I. Введение

История развития отечественной радиолокационной техники достаточно полно представлена в работах М. М. Лобанова [1, 2]. Опыт практической работыв качестве оператора первых отечественных РЛСРУС-1 и РУС-2 представлен в [3].

В настоящем докладе кратко представлены результаты первых морских испытаний названных выше РЛС в сентябре — ноябре 1939 г. на Черном море под Севастополем и дано описание их боевого применения на основе рукописи воспоминаний [4] участника обороны Севастополя 1941— 1942 гг., командира зенитной батареи Е. А. Игнатовича (22.10.1916—23.08.2000).

II. Система радиообнаружения «Ревень» (РУС-1)

В основу системы радиообнаружения «Ревень»,созданной в 1937—38 гг. в НИИСТ[1], была положенааппаратура «Рапид», разработанная и испытанная вЛенинградском электрофизическом институте (ЛЭФИ) в 1934 г. под руководством Б. К. Шембеля. Вкомплект системы входили: передающая и две приемные станции, смонтированные на автомобилях.Располагались автомобили на местности так, что передающая станция находилась между приемнымистанциями на расстоянии 30—40 км от каждой станции (на одной прямой). Передатчик излучал направленный радиолуч, при пересечении которого самолёт обнаруживался приёмником по биениям прямогои отражённого сигналов, регистрировавшихся на бумажной ленте прибора — ондулятора.

В октябре—декабре 1937 г. система «Ревень»прошла первые испытания под Москвой. Летом1938 г. было решено изготовить опытную партиюстанций «Ревень». Тактико-технические требованияНИИИС предусматривали создание системы, обеспечивающей обнаружение самолетов в полосе воздушного пространства шириной по фронту 70 км навысотах до 12 000 м. В систему входили:

  • излучающее устройство на лампах Г-165, собранное по однокаскадной схеме двухтактного генератора с мощностью непрерывного излучения не более 300 Вт на волне 3,6—4,0 м (75—83 МГц) с плавно меняющимся диапазоном и десятью фиксированными (через каждые 10 кГц) рабочими частотами;
  • антенное устройство передатчика, имевшее шесть горизонтальных полуволновых вибраторов с 25° диаграммой направленности в горизонтальной плоскости;
  • приемное устройство, состоявшее из супергетеродина с усилителем промежуточной частоты на полосу 6 кГц и приемной антенны;
  • регистрирующее устройство для записи на ленту принимаемых сигналов.

По результатам испытаний комиссия отметила,что система «Ревень» может служить надежнымсредством службы ВНОС[2], исключающим внезапность и скрытность перелета государственной границы самолетами противника. Комиссия рекомендовала принять систему на вооружение.

В сентябре 1939 г. приказом Народного комиссара обороны система «Ревень» была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-1 (радиоулавливатель самолетов).

Рис. 1. Система радиообнаружения РУС-1(излучающая установка).

III. Двухантенная станция дальнегообнаружения «Редут» (РУС-2)

После экспериментальных исследований рассеяния электромагнитных волн от самолета и расчетавозможных дальностей радиообнаружения ЛФТИ[3] совместно с КБ УПВО[4] приступил в 1936 г. к разработке импульсной аппаратуры. КБ взяло на себя создание импульсного передатчика мощностью излучения около 100 кВт на волне 3,5—4 м (75—86 МГц) сантенной типа «волновой канал», а ЛФТИ — импульсный модулятор и приемно-индикаторное устройство.

Первые испытания установки под Москвой 15 апреля 1937 г. были удачными, дальность обнаружения самолета составила около 7 км. Следующий опыт былпроведен 10 мая. Для уменьшения влияния генераторана приемник последний был отнесен на расстояние 500м. Самолет на высоте 1500 м обнаруживался на расстоянии 12,5 км, при этом отраженный сигнал мог бытьсфотографирован с экрана индикатора. Визуально сигнал был виден на дальности до 17 км. Опыт по звенусамолетов Р-5 был проведен 16 мая. Самолеты обнаруживались на расстоянии 15 км, причем на индикаторебыли видны биения отраженных сигналов.

Эти испытания и проведенные расчеты показали,что требуемая войсками дальность обнаружения более 50 км вполне достижима при доведении мощности излучения до 50 кВт и усовершенствовании приемной антенны.

Новая установка, изготовленная в 1938 г., имелапередатчик на лампах ИГ-8 и модулятор на лампахГ-3000. Передатчик развивал колебательную мощность 40—50 кВт в импульсе при анодном напряжении 15—22 кВ. Антенна передатчика, установленнаяна высоте 12 м, состояла из открытого двухпроводного фидера и излучателя типа «волновой канал» спятью директорами и тремя рефлекторами. Приемная станция имела такую же антенну и располагалась на расстоянии 1000 м от излучающей. Синхронизация осуществлялась на частоте 50 Гц от питающей сети.

В августе 1938 г. на территории НИИИС КА станция радиообнаружения с улучшенной аппаратуройпроходила испытания по самолету и показала возможность его обнаружения на расстоянии до 50 кмпри высоте полета 1500 м. Эти испытания показалиочевидное преимущество импульсных станций посравнению со станциями непрерывного излучения сиспользованием доплеровской частоты.

Испытания выявили следующие тактические возможности станции:

  • определение дальности обнаружения с точностью 2—3 км;
  • обеспечение возможности кругового обзора и наблюдения целей в разных секторах горизонтальной плоскости;
  • определение азимута целей;
  • определение направления полета цели и ее скорости;
  • определение по характеру отметок на индикаторе отметчика характера наблюдаемой цели (одиночная или групповая); а по числу отдельных пульсаций — числа одиночных или групп самолетов.

Приказом Наркома обороны от 26 июля 1940 г.станция «Редут» была принята на вооружение войскПВО под названием РУС-2. Эта станция была самыммассовым радиолокатором советского производстваво Второй мировой войне (в 1941—1945 годах произведено более 607 станций).

В развитии отечественной радиолокационнойтехники РЛС РУС-2 по сравнению с системой РУС-1 была значительным шагом вперед, так как позволялане только обнаруживать самолеты противника набольших расстояниях, но и непрерывно определятьих дальность, азимут и скорость полета. Кроме того,станция РУС-2 обнаруживала группы и одиночные самолеты, находившиеся в воздухе на разных азимутах и дальностях, и следила за их перемещениями. Таким образом, с помощью станции РУС-2 командование ПВО могло наблюдать за динамикойвоздушной обстановки в зоне радиусом до 100 км.

Поступление в войска ПВО станций, РУС-2 привело к тактико-технической революции в службе воздушного наблюдения и коренным образом повлиялона эффективность ПВО страны.

IV. Проверка системы РУС-1 и станций«Редут» и «Редут-К» на море

По заданию командования ВМФ в сентябре —ноябре 1939 г. на Черном море под Севастополемпроходили испытания системы радиообнаруженияРУС-1 и РЛС «Редут» в целях определения возможности их применения в интересах ПВО военноморских баз и флота. В испытаниях участвовали: военные инженеры от НИИИС КА А. И. Шестаков,П. С. Моторин, от ВМФ А. Л. Генкин и Л. Б. Мескин иот ЛФТИ Ю. Б. Кобзарев.

Станции системы РУС-1 устанавливались на берегу и на бортах тральщика и баржи. Опыты показали целесообразность применения этой системы дляПВО ВМФ.

Станция «Редут» устанавливалась на берегу наразличных высотах над уровнем моря и в различномудалении от кромки воды, чтобы выяснить наиболеевыгодные условия обнаружения кораблей и самолетов. Оказалось, что при расположении станции наберегу непосредственно у кромки воды и при высотеантенны 10 м над уровнем моря надводные кораблине обнаруживались совсем, а бомбардировщик МБР2, летевший на высоте 6000 м, обнаруживался нарасстоянии до 10 км. При расположении станции уобрыва, на высоте 160 м над уровнем моря, миноносцы и тральщики обнаруживались на дистанциях20—25 км. В этих же условиях самолет на бреющемполете обнаруживался на расстоянии до 35 км и навысоте 800 м — до 150 км.

При расположении станции на высоте 160 м надуровнем моря, но за 80 м от обрыва дальность обнаружения низколетящих самолетов резко снижалась, апри полете ниже 200 м они не обнаруживались вовсе.

Был сделан вывод, что станция «Редут» являетсянадежным средством ПВО военно-морских баз флота, но для обнаружения кораблей с берега она неподходит, так как отражения электромагнитной энергии от гор (задними лепестками диаграммы направленности) засвечивали экран индикатора.

В апреле 1940 г. НИИ радиопромышленности получил задание на разработку корабельного вариантаРЛС типа РУС-2 с общей антенной на передачу иприем. Разработчики использовали для этой целисхему и аппаратуру одноантенной РЛС «Пегматит»,разрабатываемую в это же время с некоторой конструктивной спецификой из-за размещения станции накорабле (в условиях качки, повышенной влажности инеобходимости прокладки антенного фидера вдольметаллической корабельной мачты).

Перед началом войны станция «Редут-К» былаустановлена на крейсере «Молотов»[5] Черноморского флота. В мае 1941 г. крейсер участвовал в учениях флота, в ходе которых РЛС надежно обнаруживала самолеты, и корабли. С началом Отечественнойвойны станция «Редут-К» несла в районе Севастополя службу воздушной разведки противника. Ее донесения были столь достоверны, надежны и своевременны, что уже с третьей ночи после начала боевых действий между крейсером, штабом флота и КППВО Севастополя была установлена прямая телефонная связь для оперативной передачи результатов радиолокационного наблюдения. На станции работали радиометристы крейсера под руководствоминженеров НИИ Б. П. Лебедева и В. А. Сивцова, зачисленных в экипаж корабля.

Рис. 2. На крейсере «Молотов», 1943 г. [5]. Стрелкой показана антенна радиолокатора «Редут-К».

До конца октября 1941 г. боевая служба РЛС«Редут-К» на крейсере проходила в районе Севастополя, а затем в районах Туапсе и Поти. Во время одной из боевых операций под Феодосией в августе1942 г. крейсер получил повреждение кормовой части корпуса. По счастливой случайности аппаратурастанции осталась неповрежденной (был оборванлишь антенный фидер), и после возвращения крейсера в Поти до конца 1943 г. станция «Редут-К» несла боевую службу, но уже в качестве берегового поста наблюдения.

V. Из воспоминаний Е. А. Игнатовича [4]

По словам автора, основным мотивом написанияэтих воспоминаний стало следующее.

Многие годы после окончания Великой Отечественной войны мне, артиллеристу-зенитчику,участнику обороны и освобождения Севастополя,приходится слышать... что наши Вооруженные силы к началу войны не имели радиолокационныхстанций обнаружения самолетов. А те, кто их видел в годы войны, говорят, что они были куплены уамериканцев и англичан. Вот поэтому я взялся заперо, чтобы восстановить справедливость.

Далее Е. А. Игнатович пишет.

В 1940 г. в Севастополе была сформирована отдельная радиолокационная рота с двумя станциямиРУС-1. Передающая установка первой станциистояла на мысе Херсонес, три принимающих стоялина мысе Тарханкут, в Евпатории и Оползневом. Передатчик второй станции стоял на горе Аю-Даг,приемники — в Ялте, Алуште и Феодосии.

Эти установки еще непосредственно не управляли зенитным огнем, координаты вражеских самолетов надо было передавать на пункты ПВО потелефону, но уже позволяли с довольно большойточностью определять направление на вражескийсамолет, расстояние до него и высоту. Опытныйоператор мог даже отличить одиночный самолетот пары, звено от эскадрильи.

Третья часть зенитных батарей постояннонаходилась в боевой готовности на случай угрозывоздушного нападения. Несли боевое дежурствонесколько подразделений ПВО и в субботу 22 июня1941 г.

И все же никто не предполагал, что именноночь на 22 июня 1941 года станет началом войны сгитлеровской Германией.

В 1 час 15 минут по флоту была объявлена оперативная готовность № 1. Через несколько минутСевастополь погрузился в темноту.

В 2 часа с минутами на главный пост ВНОС поступило первое донесение от радиолокационной станции РУС-1 подразделения капитана Федорова, расположенной на мысе Тарханкут. Неизвестный самолет пролетел в створе точек мыс Херсонесский — мыс Тарханкут. Об этой цели донесение поступило оперативному дежурному штаба флота и на командный пункт ПВО.

В первом полете на Севастополь принималиучастие экипажи самолетов, прибывших с западного фронта, имевшие большой опыт минных постановок в Англии и на о. Мальта. По словам румынского летчика — офицера Борческу — на Севастополь летело 6 самолетов Хейнкель-111, из которых четыре — с минами, а два самолета, шедшиена большой высоте, имели задание отвлечь ПВО.По его же словам, из четырех самолетовминопостановщиков не вернулись на свою базутри. Немецкие самолеты, шедшие на Севастополь, взлетали с аэродрома Мамайя под Констанцей.[6]

В начале июля 1941 г. на Черноморский флот поступили две станции РУС-2. Одна станция была установлена на крейсере «Молотов», другая — в районе мыса Феолент... Обе станции вошли в состав 11-го батальона ВНОС, дислоцировавшегося на Крымском полуострове и входившего в состав ПВО Севастопольского оборонительного района.

РУС-2 были основным средством обнаружения самолетов противника в воздухе. Не было ни одного случая, чтобы по вине техники средства ПВО не были своевременно предупреждены о наличии самолетов противника в воздухе. Благодаря установкам РУС-2 средства ПВО предупреждались о появлении самолетов противника за 10—20 минут.

После прорыва противником наших укрепленийна Перекопе служба ВНОС была свернута. 11-й батальон ВНОС 15 ноября перебазировался на Кавказв район Туапсе. Вторая станция надежно обеспечивала ПВО данными о воздушном противнике доконца обороны Севастополя и 3 июля 1942 г. былауничтожена в районе мыса Херсонес.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны мы имели довольно эффективное средство радиолокационного обнаружения самолетовпротивника. Опыт использования этих средств впериод обороны Севастополя стал ценным вкладом в дальнейшее развитие нашей радиолокации.

V. Об авторе воспоминаний

Рис. 3. Е. А. Игнатович

Евгений Андреевич Игнатович (1916—2000) [6—8]— участник обороны Севастополя 1941—1942 гг. Родился 22 октября 1916 в г. Великие Луки. До призывав Красную армию работал в родном городе электромонтером на заводе им. Макса Гельца. С 1934 г.служил на Черноморском флоте. Окончил Военноморское училище береговой обороны имени ЛКСМУ(1938). До Великой Отечественной войны — помощник начальника штаба зенитно-артиллерийского полка (г. Севастополь). В период обороны Севастополя1941—1942 гг. — старший лейтенант, командир 54-йзенитно-артиллерийской батареи, затем дивизиона61-го зенитно-артиллерийского полка (ЗАП) ПВОглавной базы ЧФ. В обороне Кавказа и до 1947 г. —начальник штаба 1-го гвардейского зенитного полка.Обеспечивал проведение Крымской (Ялтинской)конференции (1945). С 1948 г. по 1952 г. — командирЗАП. С 1952 г. — на преподавательской работе вВМУ, затем начальник кафедры Таганрогского радиотехнического института. В ноябре 1959 г. полковник Игнатович уволен в запас. В 60-е гг. — председатель профсоюзной организации ТРТИ. Награды: орден Красного Знамени, орден Александра Невского,2 ордена Отечественной войны 1 ст., орден КраснойЗвезды, медали. Многие годы Е. А. Игнатович активно участвовал в ветеранском движении, возглавлялв Севастополе Совет ветеранов ПВО ЧФ. Автор книгвоспоминаний [9—11].

Умер Евгений Андреевич 23 августа 2000 г. в Севастополе. В 2001 г. по инициативе севастопольскихветеранов на доме № 42 по ул. Гоголя, где проживалЕ. А. Игнатович в 1971—2000 гг., установлена мемориальная доска (скульптор В. Е. Суханов).

Рис. 4. Мемориальная доска, на доме № 42по ул. Гоголя, где проживал Е. А. Игнатовичв 1971—2000 гг. (скульптор В. Е. Суханов).

IV. Заключение

Представлены результаты морских испытанийпервых отечественных систем радиообнаружения всентябре—ноябре 1939 г. на Черном море под Севастополем и дано описание их боевого применения на основе рукописи воспоминаний участникаобороны Севастополя 1941—1942 гг., командиразенитной батареи Е. А. Игнатовича (22.10.1916—23.08.2000). Приведены краткие сведения об авторевоспоминаний. В научный оборот введены новыефакты, касающиеся развития радиотехнологий вКрыму в рассматриваемый период.

Примечания

[1.] НИИСТ, НИИСТ РККА — научно-испытательный институтсвязи и особой техники (с мая 1938 г. по ноябрь 1942 г.)

[2.] ВНОС — воздушное наблюдение, оповещение и связь

[3.] ЛФТИ — Ленинградский физико-технический институт

[4.] УПВО — управление противовоздушной обороны

[5.] Крейсер пр. 26-бис (после 3 августа 1957 года — «Слава»). Заложен в 1937 г. в Николаеве, вступил в строй 14июня 1941 г. Исключен из состава ВМФ в 1972 г. 2 паротурбинные установки Харьковского завода мощностью137000 л. с., 2 винта. Скорость 36 узлов, дальность плавания 3860 миль, экипаж 862 человека.

[6.] Констанца — крупный морской порт Румынии. Нас. более310000 человек (2002 г.).

Список литературы

  • Лобанов М. М. Начало советской радиолокации. М. : Советское радио, 1975. 288 с.
  • Лобанов М. М. Развитие советской радиолокационной техники. М. : Воениздат, 1982. 239 с.
  • Гельфенштейн Г. И. О системе РУС-1 и радиолокаторах РУС-2 и «Редут» // Gelfenshteyn/redut.html (8 мая 2009 г.)
  • Игнатович Е. А. Из истории советской радиолокации // Бюлл. Военно-научного общества Черноморского флота. 1992. № 28. С. 17—23.
  • Чернышев А. А., Кулагин К. Л. От «Кирова» до «Кагановича». Советские крейсера Великой Отечественной. М. : Эксмо, 2007. 128 с.
  • Севастополь. Энциклопедический справочник. Симферополь : Салта, 2008. С. 327.
  • :// (8 мая 2009 г.).
  • Таганрогский государственный радиотехнический университет. Энциклопедия. Т. 1. Ростов-на Дону : Ростиздат, 2002. С. 596—598.
  • Игнатович Е. А. Зенитное братство Севастополя. Киев : Политическая литература, 1986. 264 с.
  • Игнатович Е. А. Мы защищали небо Севастополя. Симферополь : Таврия, 1980. 176 с.
  • Вигучин С. И., Игнатович Е. А. Солдат всегда солдат: [Об участниках обороны и освобождения Крыма]. Симферополь : Таврия, 1987. 186 с.
  • 20-я Международная Крымская конференция «СВЧ-техника и телекоммуникационные технологии» (КрыМиКо'2010): материалы конф. в 2 т. Севастополь, 13-17 сент. 2010 г. Севастополь: Вебер, 2010. Т. 1. C. 81-84.

    Об авторе: Севастопольский национальный технический университет,кафедра радиотехники и телекоммуникаций, Украина,Крымский научно-технологический центр им. проф. А. С. Попова.e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
    Перепечатывается с разрешения автора.
    Статья помещена в музей 24.11.2010






    Рекомендуемый контент




    Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.