50 лет Владимирскому КБ радиосвязи

Владимирское конструкторское бюро радиосвязи (ВКБР, ) было образовано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1952 г. и ориентировано на разработку и обслуживание производства аэродромных УКВ-радиостанций (РСТ). Оно работает в тесном сотрудничестве с владимирским заводом "Электроприбор", основанным тремя годами позже и расположенным с ним на одной территории, и большинство своих разработок передает ему для серийного производства.

Первой аэродромной радиостанцией, выпущенной молодым коллективом в 1954 г., была модель РАС-УКВМ. При ее создании были впервые применены металлокерамические радиолампы, современные материалы и новые принципы конструирования.

За годы существования КБ были разработаны и поставлены на серийное производство на "Электроприборе" аэродромные РСТ двойного применения "Чернослив", "Лазурь", "Банан", "Скат", "Воробей", "Пастух" и другие. Они использовались как в военно-воздушных силах, так и в гражданской авиации.

С 1968 г. КБ приступило к разработке специализированных РСТ повышенной надежности для гражданского воздушного флота. Это изделия Р-831Г, "Спрут-1", "Ясень-50", "Полет-2", "Полет-3". В настоящее время в производство передана установочная партия радиостанций "Фазан", разработанных ВКБР по заказу Авиационной службы РФ. Не уступая по тактико-техническим характеристикам лучшим зарубежным образцам, они имеют меньшую стоимость и рассчитаны на российские условия эксплуатации.

РСТ "Полет-2"

Не обошли КБ и задачи, связанные с освоением космоса. Создатели аппаратуры "Девятка", использовавшейся при полетах Юрия Гагарина и Германа Титова, были удостоены высших правительственных наград. В дальнейшем были разработаны наземные и корабельные РСТ "Корунд" и "Аврора" для связи с пилотируемыми кораблями.

Постепенно тематика ВКБР расширялась, и с 1959 г. оно приступило к конструированию моделей, использующих принцип тропосферного рассеяния радиоволн. В результате появились "Лодка" и "Фрегат" - первые в СССР тропосферные станции, поставленные на промышленное производство.

Впоследствии в тесном содружестве с Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом (МНИРТИ) ВКБР были построены и модернизированы тропосферные станции "Баклан", "Атлет", "Альбатрос", "Атлет-дальний", "Эшелон", "Багет", "Бриг" и ряд других. За одну из разработок в этой области начальник бюро Б. З. Потапов в 1977 г. был удостоен Государственной премии СССР.

Одновременно с тропосферной тематикой конструкторскому бюро было поручено заниматься комплексом изделий, предназначенных для пуска и наведения противотанковых управляемых реактивных снарядов "Фаланга". За эту работу Государственной премии СССР удостоен в 1981 г. начальник сектора Б. К. Снежков.

Одним из направлений деятельности КБ с 1968 г. по настоящее время являются разработки в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ). За модель "Тирада-1Д" главному инженеру КБ H. П. Зозину в 1991 г. была вручена Государственная премия СССР, 30 конструкторов награждены орденами и медалями, а сами станции РЭБ поставлены на экспорт.

В последние годы в АО ВКБР по программе конверсии созданы комплексы для радиотелефонизации сельских и труднодоступных районов (УТК-I, УТК-4, "Лес-400РТ", "Элетон-400РТ1"); цифровые радиорелейные станции ("Пихта-2MI", ВЭРТ-2, ВЭРТ-2,4); радиотелефонные комплексы связи для управления перевозочным процессом на автомобильном транспорте ("Луч", "Роза", "Полоса-160"); стационарные средства для технологической радиосвязи на железнодорожном транспорте (РС-46М, СР-234М, РС-23М).

Предприятие, ныне состоящее под эгидой Российского агентства по системам управления (), имеет все условия (собственная научно-производственная база, необходимые лицензии, высококвалифицированные специалисты) для выпуска перспективной, конкурентоспособной продукции, что обеспечивает стабильную работу трудового коллектива

В настоящее время ОАО ВКБР является одной из ведущих организаций области. Оно имеет устойчивые экономические показатели, постоянно увеличивает численность производственного персонала и, что немаловажно для региона, своевременно и полностью платит налоги. А разработки последних лет помогли удержаться на плаву не только КБ, но и заводу "Электроприбор".

Во Владимирской области многое связано с ВКБР: здесь используются радиоудлинители телефонного канала УТК-I, на железной дороге применяются радиостанции системы "Транспорт" РС-46М, СР-234М, РС-23М (). Ряд троллейбусных маршрутов города оснащен диспетчерско-навигационной системой "Луч", а Горводоканал пользуется телеметрической системой на базе радиосредств под тем же названием.

Пятидесятилетний опыт разработки радиостанций малой и средней мощности позволил специалистам ВКБР выйти на ведущие позиции в стране в области систем радиосвязи, радиопередающих и радиоприемных устройств УКВ- и ДМВ-диапазонов, высокостабильных синтезаторов частоты, антенно-мачтовых, фильтроразвязывающих и дуплексирующих устройств, вторичных стабилизированных источников питания, сервисных аппаратов для абонентов телефонной сети и др.

Изделия, разработанные ВКБР, с успехом эксплуатируются не только в странах СНГ, но и в государствах Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Статья опубликована в PC Week/RE №22, 2002 г., стр. 15.
Перепечатывается с разрешения редакции






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.