История развития авиационных бортовых цифровых вычислительных машин в России.

Цифровые вычислительные средства в составе бортового оборудования самолетов появились на рубеже 60-х годов и за относительно короткий срок практически полностью заменили используемые ранее аналоговые вычислители, поскольку обеспечивали более высокую точность решения задач, характеризовались большей универсальностью применения и обладали широкими логическими возможностями.

Внешний вид типового КФМ

Эти качества бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) позволяют использовать ее практически во всех подсистемах бортового оборудования самолета, обеспечивают устойчивость БЦВМ к усложнению алгоритмов и позволяют применять более сложные, а значит, и более совершенные законы управления самолетом и его подсистемами. Они позволили осуществить информационное взаимодействие между отдельными (ранее непосредственно не взаимодействовавшими) подсистемами бортового оборудования и образовать единый комплекс бортового оборудования (КБО), что в конечном счете повысило эффективность выполнения полетного задания и безопасность полета.

Использование БЦВМ потребовало определенной унификации радиоэлектронного оборудования самолета, в результате которой сократились сроки и снизились затраты на разработку и последующую модернизацию КБО и затраты на его эксплуатацию.

Для эффективного применения средств цифровой вычислительной техники в составе бортового оборудования самолетов необходимо было решить следующие проблемы:

  • разработать БЦВМ, максимально удовлетворяющие по всем параметрам требованиям конкретного применения;
  • создать системы обмена информацией, обеспечивающие как сопряжение БЦВМ с бортовой аппаратурой (датчиками и исполнительными органами), так и взаимодействие машин между собой в составе бортовой вычислительной системы;
  • разработать ПО, включающее средства создания и отладки программ и средства, обеспечивающие вычислительный процесс и функционирование машины.

Необходимость решения двух первых проблем была очевидна изначально, а вот создание ПО казалось делом второстепенным. Поэтому на ранних стадиях развития цифровой авионики основное внимание уделялось разработке БЦВМ и средств ее сопряжения с бортовой аппаратурой. Проблема создания ПО обострялась по мере усложнения структуры машины, расширения круга решаемых задач, появления и развития бортовых вычислительных систем, и в настоящее время затраты на разработку ПО превышают затраты на создание аппаратных средств.

Разработка средств цифровой вычислительной техники для бортового оборудования самолетов началась в СССР во второй половине 50-х годов. В это время подавляющее большинство НИИ и приборостроительных КБ Минавиапрома (OКБ “Электроавтоматика” — ЛНПОЭА, МИЭА, ГосНИИАС, НИИП) и Минрадиопрома (НИИ “Аргон” — НИЦЭВТ, ВНИИРА, НПО “Вега”, МНИИ “Агат” ) (везде использованы современные названия) и ряд других предприятий начали разработку макетов различного рода цифровых вычислительных устройств (ЦВУ), бортового оборудования самолетов, а затем и ракет. К началу 60-х годов были созданы бортовые ЦВУ, специализированного и универсального типов, большинство из которых практически не были востребованы. Исключение составляла БЦВМ “Пламя-ВТ” (НПО “Вега”), которую можно рассматривать как прототип машин серии “Орбита”.

Внешний вид различных типов модулей

К середине 60-х годов определились три предприятия — ЛНПОЭА (ОКБ “Электроавтоматика”, С.-Петербург), НИЦЭВТ (НИИ “Аргон”, Москва), и ХК “Ленинец” (С.-Петербург), на три последующих десятилетия ставшие основными разработчиками БЦВМ авиационного применения. Позднее разработку БЦВМ проводили и другие предприятия, такие, как МИЭА (Москва), МНИИ “Агат” (Жуковский), ОКБ “Авиаавтоматика” (Курск), 3-й МПЗ МНПК “Авионика” (Москва) и др. В начале 90-х годов в число разработчиков БЦВМ вошло Раменское приборостроительное КБ (РПКБ), НИИСИ РАН, ОАО “Русская авионика” (Жуковский). Основным разработчиком БЦВМ для ракет, используемых в качестве авиационного вооружения, стал НИИ приборостроения (Москва), который за этот период разработал серию бортовых вычислительных устройств (БЦВУ-201, БЦВУ-301, БЦВУ-305-10, БЦВУ-305-12, БЦВУ-350, БЦВУ-400) и серию встраиваемых БЦВМ (“Заря-30”, “Заря-32”, “Заря-32M”, “Заря-35”, “Заря-37M”, “Заря-38” и “Заря-32МК”), а также автономные БЦВМ “Заря-40” и “Заря-41”.

С появлением серийно выпускаемых микропроцессоров (МП) разработка различных БЦВМ пошла широким фронтом. В это время были созданы: БЦВМ серии “Интеграция”, Ц-175, Ц-176 (ХК “Ленинец”, БЦВМ “Молния” и “Молния-Д” (МНПК “Авионика”), БЦВМ “Алиса” (МНИИ “Агат”), БЦВМ МПО (ОКБ “Авиаавтоматика”), БЦВМ “Сигма” (НПЦ “Синис”) и ряд других. Однако большинство этих разработок не получило практического применения. В 90-х годах создаются БЦВМ на основе i80386 и i80486, в числе которых можно отметить семейство БЦВМ-386/486 (АО РПКБ), БЦВМ МВК (ОАО “Русская авионика”) и БЦВМ МБ-5 (АО НТЦ “Модуль”).

Уже в начале 70-х годов БЦВМ используются практически во всех подсистемах КБО. Эти подсистемы создавались на предприятиях различных министерств. Например, радиоэлектронные комплексы разрабатывались Минрадиопромом и оснащались БЦВМ, созданными в НИИ “Аргон”, навигационно-пилотажные комлексы и системы индикации разрабатывались Минавиапромом и оснащались БЦВМ, созданными в ЛНПОЭА. На борту самолетов использовались БЦВМ с различной архитектурой, что серьезно затрудняло отработку аппаратуры и программного обеспечения КБО, увеличивало сроки создания комплексов, повышало затраты на их разработку и эксплуатацию.

На основе анализа, проведенного в конце 70-х — начале 80-х годов была разработана программа создания семейств унифицированных СБЭВМ для использования на подвижных объектах всех классов. Эта программа была утверждена в 1984 г. решением Государственной Комиссии. В соответствии с ней в ЛНПОЭА были начаты работы по созданию унифицированных СБЭВМ — СБ3541 и СБ3542 с архитектурой типа “Электроника-32”, а в НИИ “Аргон” — СБ5140 с архитектурой “ПОИСК”. К сожалению, эта программа нe была выполнена. Были разработаны лишь отдельные машины (и то со значительным oтставанием по срокам) — СБ3541 на базе МПК1839, СБ5140 и СБ5580 на основе БМК 1537ХМ2. Опыт работ по созданию СБЭВМ был учтен, а сама идея межвидовой унификации получила логическое завершение в разработках ЭВМ семейства “Багет” (головной разработчик НИИСИ РАН), в состав которого входят также и машины авиационного применения “Багет-53”, “Багет-52”, “Багет-63” и “Багет-62”

Одновременно с машинами общего назначения велись работы по созданию специализированных процессоров для обработки сигналов. В ХК “Ленинец” был создан первый промышленный программируемый процессор сигналов Ц200 и разрабатывается новый процессор Ц300. НИИСИ РАН (КБ “Корунд-М”) представил свой образец сигнального процессора “Багет-55-02” (Ц400), который выполняет операции “бабочка” со скоростью 40 млн. оп./с. В настоящее время разрабатывается более совершенный процессор Ц600.

На протяжении трех десятилетий БЦВМ качественно изменялись. Их быстродействие увеличилось более чем на три порядка и достигло десятков миллионов операций в секунду, а емкость запоминающих устройств достигает 8-16 Мб. Одновременно уменьшились вес и энергопотребление. Это обусловлено совершенствованием элементной базы, архитектуры и структурной организации машин.

Если в начале для построения БЦВМ использовались дискретные компоненты, то по мере развития элементной базы они заменялись интегральными схемами (ИС), затем схемами со средней и большой интеграцией (СИС и БИС) и наконец микропроцессрными комплектами БИС (МПК БИС).

Внешний вид ЦВМ 10-15

Замена дискретных компонентов большими интегральными схемами позволила повысить быстродействие машины более чем на два порядка при одновременном снижении на порядок и более энергопотребления и веса. Совершенствование микропроцессоров в 80-х и начале 90-х годов позволило поднять еще как минимум на порядок быстродействие БЦВМ, также улучшились внутренние и внешние интерфейсы вычислительных машин.

В первых БЦВМ использовались неунифицированные шины, обеспечивающие взаимодействие между блоками машины и преобразователи “код — аналог” и “аналог — код” для связи с абонентами. По мере развития структуры БЦВМ в качестве внутреннего интерфейса сначала использовался интерфейс “общая шина”, ГОСТ 26765.51-86, а затем и системная шина VME, которая уже является открытым интерфейсом. Аналоговый внешний интерфейс дополняется радиальными каналами для передачи последовательных кодов с пропускной способностью 48 кбит/с (ГОСТ 18977-79), затем в состав внешнего интерфейса вводятся мультиплексные каналы с пропускной способностью 1 Мбит/с (ГОСТ 26765.52-87). В дальнейшем, по мере совершенствования структуры, в составе внешнего интерфейса можно использовать каналы по ГОСТ50832-95 (20 Мбит/с), сетевые интерфейсы типа AS4074 (HSDB), а в перспективе и интерфейс типа SCI (в варианте для систем реального времени — 1394) с пропускной способностью 1 Гбит/с и 1 Гб/с.

Проанализировав этапы развития элементной базы, архитектуры, структуры БЦВМ, ее ПО, можно сформулировать основные признаки, характеризующие поколения бортовых цифровых вычислительных машин.

Хотя любая БЦВМ может быть лишь условно отнесена к какому-либо конкретному поколению, так как некоторые ее параметры могут соответствовать или предыдущему, или последующему поколениям.

Для БЦВМ первого поколения были характерны относительно низкий информационно-вычислительный потенциал и довольно примитивная (с современной точки зрения) структура, реализуемая с применением дискретных компонентов. Структуру этих БЦВМ составляли арифметическое устройство (АУ), оперативное и постоянное запоминающие устройства (ОЗУ и ПЗУ), устройство управления (УУ) и вторичный источник питания (ВИП). Память машин была одноуровневой. Закрытая архитектура этих машин строилась на основе функциональных блоков, которые разрабатывались специально для каждого конкретного случая. Любая модернизация требовала дополнительной разработки соответствующих функциональных блоков с нужными характеристиками. Программирование производилось в машинных кодах, а для отработки программ использовались интерпретирующие системы и пульты контроля и индикации.

К типовым представителям БЦВМ первого поколения относятся созданные в ЛНПОЭА ЦВМ-263 и ЦВМ-264, которые выпускались серийно с 1964 г. Машины имеют быстродействие 62 тыс. оп./с (для операций регистр — регистр) и 31 тыс. оп./с (для операций регистр — память), ОЗУ емкостью 256 16-разрядных слов и ПЗУ емкостью 8Кx16 бит. Наработка на отказ — 200 ч, масса — 330 кг, потребляемая мощность — 2000 Вт.

В структуре БЦВМ второго поколения начинают использоваться элементы конвейеризации, обеспечивающие совмещение в выполнении операций, процессоры, содержащие более совершенные сумматоры и специальные устройства для выполнения операций умножения, деления и вычисления элементарных функций. Структура машин реализуется на интегральных схемах, но остается детерминированной и трудно модернизируемой, т. е., по существу, закрытой. Для написания программ “начинают использоваться языки уровня ассемблера, а для их отработки — специальные отладочные комплексы, объединяющие БЦВМ с инструментальной вычислительной машиной.

Взаимодействие с абонентами БЦВМ первого и второго поколений производилось через устройство сопряжения (УС), которое содержало необходимый набор преобразователей “аналог — цифра” и “цифра — аналог”, так как бортовая аппаратура имела в основном аналоговый интерфейс.

Внешний вид базового комплекса ЦВМ “Орбита-20”

Это устройство конструктивно выполнялось или в виде автономного блока, взаимодействующего с машиной по цифровому каналу, или интегрировалось с БЦВМ, образуя устройство ввода-вывода. Уже для БЦВМ первого поколения была сделана попытка унификации введением нормали 847АТ, которая регламентировала параметры аналоговых каналов. Для обмена последовательными кодами и разовыми командами в бортовых машинах второго поколения вводятся каналы ARINC-429 (ГОСТ 18977-79).

Ко второму поколению условно можно отнести БЦВМ семейств “Орбита-10” и “Орбита-20”, созданные в ЛНПОЭА, а также БЦВМ “Аргон-15” разработки НИИ “Аргон” (НИЦЭВТ).

Серийный выпуск БЦВМ семейства “Орбита-10” начат в 1970 г. В составе семейства — более десяти модификаций, имеющих одинаковое быстродействие и различающихся составом УВВ и емкостью памяти.

БЦВМ семейства “Орбита-10” — 16-разрядные, их быстродействие в формате R-S и R-R равно 62,5 и 125 тыс. оп./с. В базовой модели используется ОЗУ емкостью 1024 слова, ПЗУ емкостью 16К слов и ЭЗУ емкостью 256 слов. Наработка на отказ, вес и энергопотребление зависят от конфигурации машины и находятся в пределах 250-500 ч, 90-60 кг и 1500-500 Вт соответственно.

Программирование БЦВМ семейства осуществлялось на уровне машинных кодов, делались попытки создания языка программирования уровня ассемблера. Для отладки ПО ГосНИИАС предложил комплекс отработки программ (КОП) в составе бортовой машины, инструментальной ЭВМ и аппаратуры, обеспечивающей их сопряжения.

Серийное производство БЦВМ семейства “Орбита-20” (ЛНПОЭА), объединяющего более 50 различных модификаций, начато в 1974 г. Поныне БЦВМ этого семейства остаюся самыми массовыми вычислительными машинами авиационного применения.

Все машины семейства имеют одинаковое быстродействие, равное 200 тыс. оп./с (операции сложения) и 100 тыс. оп./с (операции умножения). Базовая модель включает ОЗУ емкостью 512 слов и ПЗУ емкостью 16К слов.

Диапазон изменения основных характеристик машин семейства “Орбита 20”:

Емкость памяти, килослов     ОЗУ0,5–4,5   ПЗУ16–64   ЭЗУ0–1 Входные аналоговые каналы6–64 Выходные аналоговые каналы1–36 Разовые входные команды16–96 Разовые выходные команды16–96 Входные каналы по ГОСТ 18977–790–14 Выходные каналы по ГОСТ 18977–790–2 Энергопотребление, Вт65–600 Наработка на отказ, ч4000–300 Масса, кг8,5–76 Время непрерывной работы, ч6–25

Бортовая цифровая вычислительная машина “Аргон-15”, разработана в начале 70-х годов. Она поставлялась пользователям как вычислительное устройство, состоящее из центрального процессора (ЦП) с быстродействием 200 тыс. оп./с (операции сложения), ОЗУ емкостью 2К слов, ПЗУ емкостью 32К слов (четыре блока по 8К слов) и энергонезависимого ЗУ (ДЗУС). Средства сопряжения машины с бортовой аппаратурой (УВВ) создавал разработчик соответствующей подсистемы.

К середине 80-х годов было разработано четыре модификации машины: “Аргон-15”, “Аргон-15А”, “Аргон-15К” и “Аргон-15-М”. БЦВМ “Аргон-15” (ОЗУ — 1К, ПЗУ — 24К слов) имеет массу 35 кг и наработку на отказ 500 ч.

Быстродействие машины “Аргон-15К” — 500 тысяч, а “Аргон-15-М” — 800 тысяч коротких операций в секунду. БЦВМ “Аргон-15-М” при общей емкости памяти 86К слов (ОЗУ — 5К, ПЗУ — 80К и ДЗУС — 1К слов) имеет наработку на отказ 5000 ч и весит 16,6 кг.

Внешний вид ЦВМ80-307XX

В БЦВМ третьего поколения использованы иерархическая память, включающая сверхоперативную память (РОН, регистры общего назначения), многоуровневая система прерывания, каналы прямого доступа к памяти, а также механизмы защиты информации от несанкционированного доступа. В структуре бортовых машин третьего поколения начинают применяться средства поддержки мультипроцессирования. Структура этих БЦВМ имеет в основном магистрально-модульную организацию и допускает изменение характеристик машины в достаточно широких пределах путем использования необходимого количества соответствующих (унифицированных) модулей, т. е. приобретает некоторую открытость. Для построения унифицированных модулей применяются схемы со средним и высоким уровнями интеграции, в том числе и микропроцессорные комплекты больших интегральных схем (МПК БИС). В составе внешнего интерфейса для обмена информацией, наряду с преобразователями “аналог-цифра” и “цифра-аналог”, используются разовые команды и последовательные коды (ГОСТ 18977-79) и мультиплексные каналы, выполненные в соответствии с ГОСТ 26765.52-87 (MIL-STD-1553B).

Для создания ПО объекта начинают применяться рабочие места программиста (РМП), разрабатываемые одновременно с машиной.

К третьему поколению БЦВМ можно условно отнести машины семейств ЦВМ 80-30ХХХ (ЛНПОЭА), ЦВМ 80-40ХХХ (ЛНПОЭА), “Заря-30” (НИИП), “Заря-40” (НИИП), БЦВМ Ц-100, Ц101, Ц102 и Ц104 (НИИ “Аргон”) БЦВМ А-30, А-40 и А-50 (НИИ “Аргон”) и СБМВ-1, СБМВ-2 (МНПК “Авионика”).

Серийное производство бортовых ЭВМ семейства ЦВМ 80-30ХХХ начато в 1986 г. Быстродействие машин составляет 600 и 300 тыс. оп./с (сложение регистр — регистр и регистр — память) и 100 тыс. оп./с (умножение).

В составе семейства представлены четыре модификации: 80-302ХХ, 80-303ХХ, 80-307ХХ и 80-308ХХ. Они имеют одинаковое быстродействие, но различаются емкостью памяти, составом УВВ и физическими характеристиками. Минимальную емкость памяти (ОЗУ — 4К, ПЗУ — 12К и ЭЗУ — 1К слов) имеет 80-303ХХ, максимальную (ОЗУ — 24К, ПЗУ — 72К и ЭЗУ — 1К слов) — 80-307ХХ. Особенностью 80-307ХХ является трехпроцессорная структура, особенностью 80-308ХХ — наличие мультиплексного (ГОСТ 26765.52-87) канала обмена. Для отладки ПО предлагается рабочее место программиста РМП-80.

Серийное производство машин семейства ЦВМ 80-40ХХХ начато в 1987 г. Машины имеют одинаковое быстродействие, равное 800 и 500 тыс. оп./с (регистр — регистр и регистр — память соответственно). Емкость памяти изменяется в пределах: для ОЗУ — от 10К до 24К слов; для ПЗУ — от 48К до 224К слов; для ЭЗУ — от 16К до 224К слов. Интерфейсные модули построены в соответствии с ГОСТ 18977-79 и ГОСТ 26765.52-87. Разработаны две однопроцессорные и четыре двухпроцессорные конфигурации БЦВМ, различающиеся емкостью памяти и составом интерфейса. Для отладки ПО предлагается рабочее место программиста РМП-85.

БЦВМ на основе архитектуры “ПОИСК” (проблемно-ориентируемая с изменяемой системой команд) разработаны в НИИ “Аргон”. Первая БЦВМ ряда Ц100 была передана в серийное производство в 1983 г. В начале 80-х годов созданы машины Ц101 и Ц102, а в 1986 г. завершена машина Ц104.

Потенциальное эффективное быстродействие Ц100 составляет 180 тыс. оп./с, Ц101, Ц102 и Ц104 — порядка 400 тыс. оп./с. Емкость ОЗУ в Ц101 и Ц102 составляет 16К*18 бит, ПЗУ — 64К*16 бит (128К*16 бит), ЭЗУ 256в16 бит. БЦВМ Ц104 имеет ОЗУ емкостью 8К*18 бит, ПЗУ — 64К*16 бит и ЭЗУ — 256в16 бит. Масса машин Ц101 и Ц102 23 кг, энергопотребление — 300 Вт, а Ц104 — 21 кг и 200 Вт соответственно. Вместе с машиной пользователю предлагается система автоматизации программирования, отладки и документирования (САПОД), которая содержит: конфигуратор для настройки транслятора на состав операторов изделия, транслятор с языка символического кодирования операторов и загрузчик. Подсистема автоматизации отладки позволяет проводить автономную и статическую комплексную отладку в среде ОС ЕС в интерактивном режиме и включает в себя диспетчер отладки, транслятор с языка отладки и интерпретатор машинных команд изделия. Разработка БЦВМ с архитектурой ЕС ЭВМ была начата в НИИ “Аргон” в середине 70-х годов. Эта архитектура использовалась в БЦВМ А-30, А-40 и А-50.

Быстродействие БЦВМ А-30 порядка 625 тыс. оп./с (регистр — регистр), емкость ОЗУ — 32 Кб, ПЗУ — 256 Кб, ДЗУС — 1 Кб. Масса машины составляет 150 кг, энергопотребление — 800 Вт.

БЦВМ А-50 полностью совместима с ЕС ЭВМ, ее быстродействие — 2 млн. оп./с (регистр — регистр). Емкость ОЗУ увеличена до 16 Мб, используются накопители на магнитной ленте и на магнитных цилиндрах, приспособленные для жестких условий эксплуатации. Для создания ПО используются рабочие места, выполненные на базе ЕС ЭВМ.

Разработка БЦВМ СБМВ-1 и СБМВ-2 (МНПК “Авионика”) начата в середине 80-х годов. К 1993 г. было выпущено несколько сот этих машин. В режиме фиксированной запятой ее быстродействие составляет 1000 тыс. оп./с и 50 тыс. оп./с (операции сложения и умножения). Операции с плавающей запятой со скоростью 80 тыс. оп./с. Энергопотребление не превышает 10 Вт.

Четвертое поколение БЦВМ характеризуется открытой архитектурой. Машины этого поколения могут иметь интегрированную структуру, в состав которой наряду с процессорами общего назначения могут входить и специализированные процессоры. В качестве внешнего интерфейса БЦВМ в настоящее время используются каналы двух типов — по ГОСТ 18977-79 (для обмена разовыми командами) и по ГОСТ 26765.52-87 (для основного обмена информацией).

По мере совершенствования структуры БЦВМ в рамках этого поколения в состав внешнего интерфейса могут быть включены каналы по ГОСТ Р50832-95 и сетевой интерфейс типа AS4074. Использование открытых унифицированных интерфейсов позволяет провести глубокую унификацию, охватывающую все компоненты машины — аппаратные модули, конструктивное исполнение и программное обеспечение.

К четвертому поколению можно условно отнести БЦВМ 90-50ХХХ, семейство БЦВМ-386/486 и БЦВМ “Багет-53”.

Разработка семейства БЦВМ-386/486 начата в АО РПКБ в 90-х годах. В серийное производство эти БЦВМ должны быть запущены в этом году.

Предсерийная партия (более 70 опытных образцов), выпущенная к концу 1998 г., уже используется для отработки бортовых комплексов самолетов и вертолетов.

Процессор БЦВМ-386 построен на базе МПК i386DX (тактовая частота 20 МГц) и обеспечивает в режиме плавающей запятой на коротких операциях быстродействие от 0,77 до 2,86 млн. оп./с.

В составе процессорного модуля предусмотрено ОЗУ емкостью 512 Кб, ПЗУ емкостью 512 Кб, флэш-память емкостью 1 Мб и ОЗУ полетных заданий емкостью 64 Кб. Модули внешнего интерфейса обеспечивают обмен в соответствии с ГОСТ 26765.52-87 и ГОСТ 18977-79. Наработка на отказ БЦВМ-386-1 в указанной конфигурации — 10 000 часов, масса — 9 кг, энергопотребление — 100 Вт.

Для отработки ПО предлагается рабочее место программиста РМП БЦВМ-386.

Базовая модель БЦВМ-486 (БЦВМ-486-1) содержит в структуре модуль ЦП, который построен на основе i80486 DX2, работающий на тактовой частоте 50 МГц и обеспечивающий в режиме фиксированной запятой при выполнении операций сложения регистр — регистр, регистр — память и умножения (32в32) быстродействие 50, 15 и 2 млн. оп./с соответственно. В составе модуля используются ОЗУ и ЭЗУ емкостью по 2 Мб. Наработка на отказ этой машины 10 000 ч, масса 13 кг, энергопотребление — 120 Вт. Для отработки программного обеспечения предлагается рабочее место программиста РМП БЦВМ-486.

Основные черты пятого поколения БЦВМ еще окончательно не определены. Однако обязательным качеством этих машин следует считать наличие в структуре унифицированных внутренних и внешних (последовательных) интерфейсов, модулей интеллектуальных процессоров, способных к адаптации и обучению, а также “дружелюбного”, интеллектуального интерфейса и развитых операционных систем и инструментальных средств поддержки разработки программ на всех этапах их жизненного цикла.

Работы по созданию БЦВМ пятого поколения все еще находятся на стадии НИР. Сроки перехода к опытно-конструкторским разработкам и создание опытных образцов целиком зависят от финансирования.

Литература.

  • Авиационная техника на международных авиасалонах в 1997 году. Обзор под ред. Е. А. Федосова. ГосНИИАС, 1998 г.
  • Гаврилин  Б. НИИ приборостроения — лидер в разработке малогабаритных инерциальных систем управления ракетами. Военный парад, 1998, № 3 (27), с. 64-65.
  • Мир авионики (С.-Петербург), 1998, №№ 1-4.
  • Руководство по применению и программированию (для перечисленных БЦВМ).
  • Flight International. 9-15. oct. 1996. P. 22-23; Interawia. Jan/1998. P. 40-41 (см. также НЗНТ № 3-4, август 1998 г. НИЦ ГосНИИАС).
  • НИИ “Аргон”. Вехи полувекового пути. Москва, 1998.
  • Программируемый процессор сигналов Ц300. Рекламный проспект. НИИ ВС “Спектр” ХК “Ленинец”.
  • “БАГЕТ” — семейство ЭВМ для специализированных применений. КБ КОРУНД-М. Рекламные материалы.
  • Пройдаков Э. СКБ-245 во всех его реинкарнациях. PC Week/RE, № 50/98





  • Рекомендуемый контент




    Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.