Spb Software: «Фокусировка на потребителя» стала ключом к нашему стремительному успеху

Питерская компания Spb Software отлично известна владельцам смартфонов и коммуникаторов на платформе Windows Mobile. А ее тестовый пакет - Spb Benchmark – и вовсе является притчей во языцех. Однако компания не стоит на месте и выпускает новые программные продукты и даже открывает целые новые направления. О них, а также славном прошлом и планах на будущее мы поговорили с Василием Филипповым, руководителем отдела разработок и одним из основателей Spb Software.

Вехи истории


Наш собеседник – Василий Филиппов

Добрый день, Василий.
Spb Software – один из самых крупных разработчиков ПО для WM-устройств. Как получилось, что компания из Санкт-Петербурга смогла покорить рынок софта для иностранной платформы? С чего все начиналось?


Добрый день. Прежде всего, хочу уточнить формулировку вопроса. Мы - не «одни из самых крупных», мы – реально самые крупные. Исходя из количества пользователей, точно могу сказать, что в 2008 году в мире ожидаются продажи более 18 миллионов Windows Moile-устройств. Наш план к концу года – более 1 миллиона копий нашего ПО. Если взять тот же Handango, крупнейший в мире электронный магазин ПО для мобильных платформ, то вот уже на протяжение нескольких лет наше ПО возглавляет его рейтинг для платформы Windows Mobile. В Топ-10 постоянно находится не менее трех наших продуктов.

Теперь о том, как все начиналось. Было это в 1999 году. Мы - группа программистов из Питера - как и многие программистские группы в то время занимались аутсорсинговым девелопментом для настольных платформ. Никакого рынка софта для КПК на тот момент не было. В какой-то момент в качестве хобби мы начали что-то «пописывать» для Compaq iPaq. Как-то сам собой появился форум разработчиков для платформы Windows CE/Pocket PC - Pocket PC Developer Network. Форум был некоммерческим ресурсом, где народ и разработчики со всего мира обменивались опытом разработки для этой платформы. Достаточно быстро форум стал популярным. Нас, организаторов форума, стали почему-то считать экспертами в этой области. Пошел шквал запросов на разработку уже конкретных вещей под WM. В скором времени разработки программ для Pocket PC вытеснили все остальное.

Сначала мы занимались аутсорсинговыми, заказными разработками. Потом, по мере того, как набирали опыт работы с платформой, появились совершенно «дикие» на тот момент идеи – отправиться в «свободное плавание» со своими продуктами. Многие нас отговаривали, аргументируя это тем, что мы – российская компания, что у нас нет соответствующего опыта продаж, маркетинга, поддержки на зарубежном, прежде всего американском, рынке. Но нам очень хотелось, и мы работали, учились на ходу на своих ошибках.

Изначально при проектировании продуктов, да и вообще при построении политики компании работы на рынке мы очень четко сфокусировались на интересах пользователей. Мы максимально старались (и стараемся до настоящего момента) понять взгляд рядового потребителя на тот или иной наш продукт, мы пытаемся думать и анализировать, как и что может потребоваться потребителю. Не будет нескромным заметить, что «потребитель – это наш фетиш». И мы знаем владельца WM-устройства подчас даже лучше, чем знают его производители железа.
Именно эта «фокусировка на потребителя», как мне кажется, и стала ключом к нашему стремительному успеху.

Сколько человек необходимо для того, чтобы компания вроде вашей стала успешной на мировой арене и что для этого надо сделать?

Дело не в количестве людей. Дело, прежде всего в идеях, которые стоят за этими людьми, за правильной расстановкой приоритетов. При чем, я бы не советовал кому-то брать наш опыт и воспроизводить «под копирку». Сейчас ситуация иная, нежели была тогда, когда мы стартовали. На то время разработчиков ПО для Windows Mobile было мало. Мало кто писал под мобильные платформы и рисковал «на перспективу». Со временем росло и число игроков в сегменте, конкуренция обострялась, но все равно достаточно долгое время рынка хватало большому числу производителей. Сейчас по-настоящему что-то значимое в MW-сегменте делают всего несколько компаний: многие, кто успешно работал в нем еще 3-4 года назад разорились, закрыли бизнес или перефокусировали его на другие направления. Рынок «выдавил» всех лишних и остались лишь сильнейшие. И сейчас начинать на нем гораздо сложнее, чем когда начинали мы.

Причем, когда начинали мы, довольно многие, кто пытался что-то писать под мобильные платформы, не понимал их специфику, пытался перенести на них идеологию и опыт десктопных продуктов, что было, безусловно, ошибкой.

Продукты

Какие линейки программных продуктов производит сейчас Spb Software? На кого они ориентированы? Каковы характерные преимущества ваших продуктов?

У нас есть несколько основных направлений разработок, которых мы стараемся придерживаться.


  • Прежде всего это улучшение базовой функциональности Windows Mobile. Так называемый basic experience. В самой ОС довольно долго были некоторые не критичные, но достаточно неприятные пробелы, которые мы стремились заполнять нашими утилитами. Например, Spb Mobile Shell – более удобный интерфейс операционной системы, более наглядный и интуитивно понятный, нежели базовый UI Windows Mobile.




Spb Mobile Shell

Или Spb Pocket Plus – в некотором роде «service pack» операционной системы, включающий совершенно необходимые функции и возможности.


Spb Pocket Plus

Spb Phone Suit – все то же самое, но по отношению к телефонной части функционала. По сути – базовые и совершенно необходимые функции, не внедренные пока в ОС. Например, в Windows Mobile нет профилей пользователя, нет фильтров звонков, нет счетчика GPRS трафика – это все те вещи, которые мы реализуем в наших утилитах.


Spb Phone Suit

Совершенно естественным этапом развития данного направления стало сотрудничество с производителями устройств. Они весьма охотно покупают наши утилиты такого рода для улучшения базовой функциональности выпускаемых аппаратов. Мы банально делаем коммуникатор более понятным и дружелюбным пользователю. Сотрудничая с производителем, мы имеем возможность еще глубже «внедряться» в ОС, на уровень железа, делая действительно важные и необходимые вещи весьма элегантно и дружелюбно для пользователя.


  • Бизнес-приложения. Spb Traveler – пакет утилит для тех, кто много ездит: конвертеры валют, мировое время, прогноз погоды, расчет маршрута путешествия, «напоминалки», встроенные разговорники. Мобильный кошелек. Утилита для ведения диеты. Этот класс утилит решает конкурентные нужды конкретных, достаточно больших групп пользователей.




Spb Traveler


  • Достаточно новое для нас направление, которым мы активно занимаемся весь последний год - онлайновые сервисы. В частности, Spb Online - как типичный представитель этого направления.




Я бы хотел еще добавить, что важнейшая составляющая нашей работы, та, что отличает наши продукты на рынке – это фирменный стиль. Это дизайн, пользовательский дизайн. Причем речь идет как о UI usability, то есть о простоте и интуитивной понятности пользовательского интерфейса, так и о банально том, как выглядят иконки, кнопки, меню, заставки. Мы очень много сил и средств вкладываем в визуальное оформление своих продуктов. У нас достаточно сильное дизайнерское подразделение, целый офис в Таиланде занимается практически исключительно графическим дизайном.

Spb Online – совершенно новый и пока еще не совсем типичный продукт для постсоветского рынка. Как появилась идея его создания? Почему вы решили начать его разработку и довести ее до победного финала? И вообще, что такое Spb Online: всего лишь очередная из программ или, может быть, знак того, что современный пользователь требует программы совершенно другого рода?

Spb Online - продукт не типичный не только для постсоветского рынка, но и для рынка Windows Mobile вообще. В общемировом масштабе.

Идея его создания пришла просто. Изначально мы занимались главным образом продуктами первого рода, улучшающими базовую функциональность Windows Mobile. Но это то, что в конце концов будет отмирать, так как Microsoft в конце-концов доведет свою мобильную ОС до уровня, когда такие «улучшатели» станут не нужны и все основные необходимые функции уже будут в самой ОС. Что делать дальше?

Следующий очевидный этап развития сотовой индустрии – permanent connectivity, то есть наличие постоянного мобильного Интернет-соединения. Это – то, что интересно всем: операторам (им сулят дополнительные прибыли), пользователям (их прельщает масса интересных и удобных сервисов), а также самой Microsoft и даже производителям устройств (есть понятные абсолютно любому потребителю очевидные преимущества ОС, ради которых можно задуматься и над сменой аппарата на более навороченный).

Мы – не первые, кто решил сделать мобильные сервисы, рассчитанные на использование мобильного Интернет-соединения. Мы – первые, кто концептуально объединяет все сервисы в единую дружественную оболочку, интегрирует сервисы с базовыми утилитами интерфейса ОС – с той же Mobile Shell, например.

Многое, что делалось на десктопной платформе в плане Интернет-сервисов, делалось вокруг браузера. Это был так называемый browser experience. Но не стоит забывать, что на обычном ПК совсем другие ресурсы процессора, памяти, дискового пространства и скорости соединения. На коммуникаторе или смартофне всего этого нет. Здесь единственная реализация, которую мы собственно взяли за основу – rich client с набором сервисов, КАЖДЫЙ из которых отдельно сконфигурирован и оптимизирован именно для использования на мобильной платформе. Какие это сервисы? Прежде всего это мобильное телевидение. Данный сервис понятен и очевиден для ЛЮБОГО потребителя, любого уровня подготовки. Что еще? Интернет-радио, актуальный прогноз погоды, on-line игры, каналы новостей (RSS) и прочее.








Spb Online

По сути, такие сервисные пакеты, как Spb Online, призваны повышать experience мобильных операторов, стимулировать использование на устройстве функций высокоскоростного Интернет-соединения. При чем изначальная идея – сделать данные сервисы понятными по сути и необходимыми максимальному числу потребителей.

Поясню. Попробуйте остановить человека на улице и попытаться объяснить ему преимущества Windows Mobile перед обычным телефоном. Не просто? Действительно не просто. А если человек не подготовленный? Как убедить такого пользователя купить аппарат именно на Windows Mobile? А как рядовому потребителю, не фанату чатов или блоггеру объяснить, зачем ему нужен 3G? А теперь скажите ему: «Это тот телефон, на котором ты сможешь смотреть телевизор» или «Если есть 3G – то сможешь смотреть телевизор прямо на мобильнике». Просто? Понятно? Безусловно. И объяснять больше ничего не надо.

То есть наличие таких сервисов на телефоне уже не просто «закрывает какие-то провалы» ОС, но побуждает конечного потребителя обратить внимание именно на Windows Mobile. Это – более высокоуровневая миссия, которую ставит перед собой наша компания.

По сути Spb Online – нечто большее, чем просто пакет сервисов. Это – новый user experience, новая модель бизнеса для операторов и производителей софта. Здесь мы работаем несколько «на опережение», так как стандартом такая модель пока не стала, хотя первые опыты успешного внедрения уже есть: во-первых, менее, чем за месяц доступности Spb Online пакет скачало более 25000 пользователей. Без активной рекламы и продвижения. Одних онлайновых партий игр сыграно более 100000! Практически в каждый момент времени на сервере «сидят» пользователи, играется около 30 партий одновременно. Во-вторых, есть первый опыт коммерческого внедрения нашего пакета оператором: 22 октября вышел в продажу новый коммуникатор SkyLink, который помимо действительно очень хорошей внутренней начинки (модель «все в одном» с навигацией, с плоским экраном «без рамки» и тач-интерфейсом, тонкий и весьма стильный, с ценой в 20000 рублей), имеет на борту специально под него «заточенный» Spb Online.




В этом плане SkyLink не побоялся оказаться первым среди множества операторов. К тому же у него имеется вся инфраструктура для внедрения сервисных пакетов данного рода: есть работающий быстрый Интернет с хорошим покрытием и скоростями сходным с 3G, есть собственный канал продаж телефонов, не связанный никак с сотовыми ретейлерами – «виртуально» у них своя розница. Но последними они точно не станут – в успешности данной концепции я уверен на все100%.

Как вы думаете, сколько приверженцев найдется у Spb Online если учесть, что постоянный доступ в Интернет с коммуникатора у нас стоит не так уж и дешево, а WiFi-инфраструктура только начинает развиваться? Думаете, отечественный потребитель, пользующийся в основном off-line-приложениями, оценит новый программный комплекс, ориентированный исключительно на on-line?

Как я уже сказал, мы играем «на опережение». Во-первых, внедрение 3G уже приняло массовый характер. Это просто вопрос времени. Операторы просто вынуждены внедрять технологии высокоскоростной передачи данных – других альтернатив этому шагу нет. Весь мир идет по этому пути. 3G – очевидный и понятный способ расширения бизнеса и предоставления пользователям услуг совершенно иного рода. К тому же телефонов со встроенной поддержкой 3G уже достаточно много. Коммуникаторов также.

WiFi инфраструктура также достаточно зрелая – здесь задействованы аэропорты и вокзалы. Тот же Golden Telecom практически всю Москву уже накрыл.

Дальше будет больше. Так что техническая база для подобных сервисов – вопрос хоть и будущего, но уже самого ближайшего.

Помимо пользовательских продуктов Spb Software занимается разработкой бизнес-решений. Расскажите о них. Например, о решении для национального аэропорта в Нью-Джерси. В каких еще крупных компаниях стоят на вооружении разработки Spb Software?

Проекты на заказ, в том числе и упомянутое решение для аэропорта в Нью-Джерси, относятся к ранней стадии развития нашего бизнеса. Сейчас проекты на заказ мы не делаем. Точнее делаем, но крайне мало – единично и только для значимых крупных клиентов, которым отказать ну никак не получается. Например, сейчас мы заняты разработкой мобильного клиента для Yahoo. Это, пожалуй, все, если не считать еще один проект, о котором по соображениям конфиденциальности я говорить не могу. К сожалению, так как проект весьма значимый.

С другой стороны, не понятно, что относить к «заказным разработкам». Наше сотрудничество с операторами и производителями телефонов – это также в некотором роде заказные проекты. Мы же не просто продаем им наше ПО для предустановки, мы проводим тщательную адаптацию предлагаемых решений под конкретное «железо», часто делаем визуальный ребрендинг. Меняем дизайн под конкретного заказчика. Так что, это тоже в некотором роде заказные разработки.

В свое время Spb Software выпустила бенчмарк для Pocket PC – Spb Benchmark. Пакет этот стал в своем роде легендой среди тестеров. Но с течением времени и совершенствованием коммуникаторов он уже не столь объективен, как был когда-то раньше. Скажите, вы не собираетесь доработать этот тестовый пакет с учетом нынешних реалий? Или, может быть, дополнить его новыми тестами?

Когда мы придумывали Spb Benchmark, цель была очень простой: необходим был некий численный критерий оценки быстроты того или иного устройства. При этом надо четко понимать, что такое «быстрота»? Например, есть скорость считывания файлов с карты памяти, а есть скорость вывода информации на экран. И то и другое быстрота. Мы взяли все такие «грани быстроты», померили их численно. Затем, базируясь на нашем знании сценариев пользовательского использования устройств (каким функциями и как больше всего пользуются конечные потребители – мы проводили специальные исследования, да и проводим постоянно), мы посчитали вклад каждого из таких численных параметров быстроты. То есть, грубо говоря, на основании анализа поведения пользователя мы решили, где пользователь может подождать, пока аппарат подумает, а где он ожидает мгновенной реакции устройства.



Но это было 3 года назад. За 3 года потребитель достаточно сильно поменялся, изменились сами устройства и, как следствие, в том числе и сценарии их использования. Прежние «клады» коэффициентов быстроты стали не актуальны.

Сейчас мы пытаемся переосмыслить общий подход к построению бенчмарка. Не исключено, что в будущем мы предложим новую версию утилиты, более соответствующую реалиям рынка.

Про мобильную индустрию и девелопмент

Как вы считаете, переход на разработку приложений, аналогичных Spb Online, обострит конкуренцию на рынке? Ведь очевидно, что даже небольшая команда программистов может создать вполне качественный продукт, ориентированный на web-сервисы. Тут, кстати, даже операторы могут поучаствовать, создавая собственные приложения для своих же пользователей. В таком случае универсальные пакеты, вроде Spb Online, окажутся не удел…

Да, вы правы. Довольно многие, включая программистов-одиночек, могу сделать сделать и WAP- и WEB-сервисы. Но это отдельно стоящие решения, не интегрированные в некую среду, в дружественный и понятный пользователю единый интерфейс. Аккумулировать многие такие сервисы, наиболее востребованные из них, могут далеко не все. Так что тут у нас есть некоторое конкурентное преимущество.

А вообще мы только «ЗА» конкуренцию. Мы выросли в ней, это нормально, когда есть кто-то, кто подстегивает тебя в работе, не дает расслабляться, держит в постоянном тонусе. Если бы не было конкуренции, мы бы не получили тот огромный опыт осмысления потребностей пользователей, который мы накопили за годы работы. Следовательно, мы бы не заняли тех позиций на рынке, которые у нас есть сейчас.

Скажите, только честно, почему вы выбрали Windows Mobile в качестве основной платформы? И почему не разрабатываете приложения для Symbian? И вообще, какая из четырех ныне существующих мобильных платформ – WM, Symbian, MacOS и Lunix (в том числе и Andoid) – вам кажется наиболее востребованной? А какая – самой перспективной?

Прежде всего, наша близость с Microsoft сложилась исторически, но близость эта – вовсе не дело случая. Изначально для нас была важна не простота платформы, а ее открытость для разработчиков. Мы хотели делать сложные, интересные утилиты, использующие всю полноту функций ОС. Windows Mobile позволяла это делать. Symbian на начальной стадии своего развития – нет. Сейчас Windows Mobile представляет собой живую экосистему, партнерскую сеть. Количество задействованных сторон – в том числе Microsoft и многочисленных производителей железа - безусловно, усложняет координацию, но обеспечивает прогресс, свободу действия и разнообразие. Нам нравится работать с многими производителями железа, а также с операторами сотовой связи, и с самой Microsoft, а высокая конкуренция в среде разработчиков приложений, безусловно, подстегивает и стимулирует в стремлении к совершенству.

По поводу востребованности и перспективности. Мне кажется, что однозначно доминирующей ОС на рынке не будет. Будет конкуренция. Будет выбор для производителя и для потребителя. И это действительно хорошо. Как я уже говорил выше, мы – «за» конкуренцию в любом ее проявлении. За каждой из названных платформ стоит кто-то из крупных игроков, кто будет всячески «двигать» свою платформу по стратегическим соображениям. Мобильный рынок огромен и имеет практически безграничные перспективы развития. Никто здесь не хочет делать ставку на платформу, предлагаемую другой компанией, с которой уже сложилась сильная конкуренция или есть высокая вероятность ее появления в будущем. Слишком большие ставки «на кону». А потому Microsoft «двигал» и будет «двигать» Windows Mobile. Symbian и дальше будет активно поддерживаться Nokia. Mac OS – выбор Apple. И это, кстати, слабое место этой системы. Apple – хотя довольно крупный и значимый игрок рынка, но он является лишь ОДНИМ из его сегментов, причем небольшим. То есть решения Apple всегда были и будут нишевыми, хотя ниша, безусловно, будет не маленькой. Linux. Как видим, Google сделал активную ставку на эту платформу в виде Android.

Что вы можете с высоты собственного опыта посоветовать начинающему программисту-разработчику приложений для устройств на Windows Mobile? Предположим, человек написал довольно неплохую программу или сделал увлекательную игру, что делать дальше? Как ее грамотно продать?

Прежде всего, хотел бы посоветовать искать новые идеи. В текущей ситуации некоторого перенасыщения рынка, концентрации его вокруг нескольких крупных игроков (вроде нашей компании) спасти «молодого» разработчика может только креативность. Скажем, недавно попалась совершенно замечательная утилита. Фоторафируешь тарелку с едой на камеру коммуникатора, и устройство сразу показывает тебе, сколько калорий в данной порции – фантастика!

Ищите идеи без устали, не расслабляйтесь. В конце концов гениальная идея продаст себя сама – есть доля истины в таком подходе.

И второе, еще более важно, нежели идея. Думайте как пользователь, а не как разработчик. К сожалению, это – беда многих софтверных компаний. Интересные и полезные идеи оборачиваются в такие сложные и неудобоваримые формы, что массовый потребитель отторгает готовое решения и идея остается не востребованной. Именно в чутком отношении к потребителю один из залогов нашего успеха.

Что ж, Василий. Большое спасибо за то, что вы нашли время на наше интервью. Желаем всей команде Spb Software творческих успехов!

Спасибо вам за интересные вопросы. Надеюсь, наш разговор будет интересен для читателей.


С нами беседовал Василий Филиппов, руководитель отдела разработок Spb Software







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.