Навигация в городе/GPS-программы

Функция навигации на местности постепенно переходит из разряда “заморской диковинки” в объективную реальность. Множество доступных устройств для навигации, постепенное смягчение позиции регулирующих органов, да и заинтересованность пользователей привели к тому, что в настоящее время эта отрасль переживает настоящий бум. И лучшее подтверждение тому — огромное количество программных продуктов от российских производителей. Кто лучше них может учесть местные особенности и предложить именно то, что нужно пользователю?

Где и что искать

С другой стороны, основное несовершенство спутниковых систем навигации обычно заключается в проблеме отображения объективной картины на дисплее навигатора. Спору нет, GPS-системы справляются со своей задачей великолепно, но “фоном” при навигации служит в большинстве случаев план местности, которого для многих задач просто недостаточно. То ли дело настоящая топографическая карта, на которой присутствуют все необходимые в таких случаях знаки и обозначения. Поэтому наиболее актуальным сегодня можно считать использование GPS-приемника в связке с компьютером (КПК или ноутбуком) плюс соответствующее программное обеспечение. Рассматривать ПО от производителей GPS-приемников (например, той же Garmin) нецелесообразно. Оно обычно является универсальным и неплохо справляется с поставленной задачей, но отсутствие необходимых карт местности делает его применение невозможным для российского пользователя. Поэтому остановлюсь на отечественных продуктах, благо выбирать есть из чего.

Саммая большая проблема

Самая большая проблема при работе c любой GPS-системой — это энергопотребление. При езде в машине, конечно, проблема снимается покупкой блока питания, который подключается к прикуривателю. А во время велосипедной поездки? Ноутбук, с его несколько большим временем работы, в пеший поход не возьмешь. Тот же Tungsten T3 сможет обеспечить максимум несколько часов работы с постоянно включенным экраном. А старенькие батареечные КПК просто не смогут обеспечить достаточное быстродействие для работы GPS. Так что при выборе устройства надо быть очень внимательным: первый приоритет — это время автономной работы и возможность подключения дополнительных батарей.

Карта на ладони

Интерфейс программы, без поддержки навигации и прокладки маршрутов.

А начать знакомство с программными средствами для навигации стоит с продукции российской компании “Киберсо” (). Самостоятельная обработка и оцифровка космо- и аэрофотоснимков в сочетании с мощным программным потенциалом делает компанию одним из лидеров в России в области ГИС. Из множества программ этой компании стоит остановиться на семействе “ПалмГИС”, еще один программный продукт рассмотрю чуть ниже. Это семейство включает в себя три программы, рассчитанные на применение с карманными компьютерами на базе Pocket PC.

Версия с поддержкой навигации. Способна получать информацию о пробках в режиме реального времени, отображать ее на карте и вырабатывать минимальный по времени маршрут движения на автомобиле с учетом информации ГИБДД и пробок на дорогах.

Возможности программы рассмотрим на примере самой старшей и, соответственно, самой функциональной — “ПалмГИС GPS”. Исходя из того, что эта программа является по своей сути географической информационной системой (ГИС), первая ее задача — отображение на дисплее карманного компьютера карты местности. Применение векторных карт позволяет рассматривать ее в различных масштабах, меняя их на лету. Информационность системы заключается в получении небольших справок об объектах, нанесенных на карту. Помимо этого, можно искать необходимые объекты, критерием поиска может служить его адрес или название, с целью получения релевантных результатов область поиска может быть сужена.

При подготовке к навигации для начала нужно определить свое местоположение на карте, с чем связка GPS-приемник плюс КПК справляется довольно быстро. Кстати, теперь программа будет постоянно отслеживать все перемещения и отображать их на карте. Далее надо задать маршрут движения — это исходная и конечная точки, при необходимости можно использовать промежуточные точки. Их роль играют точки на карте либо конкретные объекты, которые можно идентифицировать по названию или адресу. На этом участие пользователя можно считать законченным, все остальное на совести программы.

Основная задача этой, да и любой другой навигационной программы — это выработка оптимального маршрута перемещения между двумя точками, причем за основу обычно берется движение автомобиля. К чести “ПалмГИС GPS” надо отметить, что она справляется с этим достойно, помимо расстояний учитываются также особенности дорожной обстановки (одностороннее движение, запреты проездов или поворотов), вдобавок программа старается избегать места возможных пробок. Если вдруг маршрут вам чем-то не приглянулся, то его можно без проблем отредактировать, к примеру, запретить передвижение по определенной улице, и программа учтет этот момент. Кстати, с целью более подробного изучения маршрута можно вывести его в виде списка улиц с указанием поворотов и расстояний, а также подыскать необходимые объекты (например, АЗС) по пути.

Что касается различий между тремя программами этого семейства, то они зависят от ваших требований к навигационной системе. “ПалмГИС” (на сегодняшний день последней является версия 3.0) — это базовая версия, которая, по сути, является информационно-поисковой системой. Основной особенностью “ПалмГИС+” является возможность использования маршрутизации, а “ПалмГИС GPS” вдобавок к этому обладает полноценной навигацией. Соответственно, цена составляет 20, 35 и 70 долларов за полнофункциональную версию с картой центральной части Москвы. Забегая вперед, замечу, что значительный вклад в совокупную стоимость программного обеспечения для навигации вносит стоимость карт. Больше карт — больше цена, этот закон распространяется не только на эту, но и на все остальные программы этого обзора.

Удобно и приятно

Навигация по городу с помощью тандема “КПК + GPS-приемник” поможет почувствовать себя уверенно в незнакомом городе, найти нужный городской объект, вплоть до конкретного дома, спланировать маршрут движения. Помимо того, программы имеют набор дополнительных функций, как то: поиск ближайшего объекта определенного назначения либо справочная информация об объектах, встречающихся на пути. Это позволит сделать поездку не только удобной, но и приятной.

“Лазерные” карты

Карта отличается не только качеством информации, но и удобством ее представления.

Не меньшей популярностью пользуются электронные атласы LaserMap (). Существуют отдельные версии программы для карманных компьютеров (Pocket PC/Windows Mobile) и ноутбуков (Windows 95/98/NT/Me/XP). На сегодняшний день доступно 3 варианта карты Москвы, немного отличающихся возможностями: дома выводятся в виде контуров или точек, маршруты прокладываются с учетом правил дорожного движения либо без учета оных и т.д. Масштаб карты стандартный — 1:10000. Интерфейс работы с программой лаконичный, но в то же время понятный, в крайнем случае можно воспользоваться справкой, которая довольно толково объясняет неясные моменты. Удачно реализованы функция автоматической прокладки оптимального маршрута и поиск, в качестве ориентира для последнего может служить название объекта либо его координаты. Небесполезной показалась функция автоматического разворота карты, при наличии множества поворотов в маршруте устаешь вручную поворачивать картинку, а здесь можно положиться на программу — сверху всегда то направление, в котором движешься.

PocketGPS ProMoscow. Эта навигационная система стоимостью чуть выше 100 долларов способна удовлетворить запросы как пешехода, так и водителя; исходя из этого, желательно сразу настроить под себя интерфейс программы. Интересно, что помимо дисплейных кнопок самой программы (они выполнены в изящном полупрозрачном стиле), можно переназначить и клавиши самого КПК.

Не только Москва и Санкт-Петербург доступны в формате LaserMap.

Детализация карты на уровне: присутствуют улицы, дома, станции метро, культурные и социальные объекты общим числом более 20 тысяч. Присутствует поиск любого объекта по его адресу; кроме этого, можно легко найти ближайший к вашему текущему местоположению объект с требуемыми свойствами. Но все же этот продукт больше ориентирован на водителей: на карту нанесены даже схемы развязок и пересечения магистралей. Что может быть проще — соединить на карте две точки, ну а все остальное программа сделает сама. Составленный оптимальный маршрут строится на основании кратчайшего пути с учетом всех разрешенных поворотов и проездов. Движение по маршруту сопровождается упреждающими подсказками (текст на дисплее или голосом).

В этой программе можно отыскать и недостатки — особенно если задаться такой целью. Так, например, отсутствует возможность просмотра информации о спутниках и невозможна адаптация карты под реальную дорожную обстановку. Попав в пробку, водитель вынужден выбирать другой маршрут уже самостоятельно, поскольку вручную указать программе наличие в конкретном месте пробки и, соответственно, проложить другой маршрут нельзя. А компьютер настойчиво зовет вернуться на проложенную трассу. И чему тут верить? Эту проблему можно решить, обеспечив постоянное поступление оперативной информации о дорожных заторах и пробках. Такой вариант в программе предусмотрен, речь идет о загрузке данных, поставляемых компанией “Вессолинк”, периодичность обновления — от 1 минуты до 1 часа. Правда, для этих целей придется задействовать GPRS-канал КПК (если он имеется) или добавить в связку мобильный телефон. Несмотря на определенную сложность такой навигационной системы (еще одно устройство, GPRS-трафик, абонентская плата — от 7 долларов в месяц), в некоторых случаях ее использование можно считать вполне оправданным.

Практический опыт подсказывает, что информация по пробкам не всегда соответствует действительности (чаще всего несколько отстает от нее), причем встречаются как неуказанные пробки, так и показываются уже “рассосавшиеся”. В качестве примера можно привести “классические” пробки, известные каждому, они почти всегда присутствуют на карте, но в некоторые моменты времени эти участки можно проехать на очень приличной скорости. В то же время сложилось впечатление, что информацией охвачены только крупные улицы, а некоторые не столь примечательные участки дорог абсолютно не анализируются.

Программа позволяет масштабировать изображение и “знает” все о расположении гостиниц, ресторанов, АЗС и так далее.

Информация о том, когда и куда нужно повернуть, КПК скажет вслух, чтобы не отвлекать водителя от дороги.

Карта отличается подробностью исполнения. Но она только по Москве.

Маршрут прокладывается с учетом правил дорожного движения и вариантов объезда.

С ноутбуком в дорогу

Впрочем, увлекаться только программами для карманных компьютеров не совсем правильно, но вполне нормально — это самый популярный вариант навигации. Но, как вы могли убедиться, эти небольшие устройства далеки от совершенства, что накладывает определенный отпечаток и на GPS-навигацию с их помощью. Если же малогабаритность устройства не играет роли (что актуально для путешествий на автомобиле), то почему бы не воспользоваться ноутбуком, благо у него возможностей побольше да и наглядность на порядок выше. Обратимся еще раз к продукции компании “Киберсо”, не забывающей и о “старших братьях”. На этот раз объектом моего внимания стала программа “МосГИС” (последняя версия 4.2 от марта 2004 года).

Итак, особенности этой программы. Во-первых, следует отметить широчайшие возможности создания и обработки маршрутов движения. Начало маршрута задается автоматически при включенном GPS приемнике, но его можно задать множеством способов: точкой на карте, названием объекта, перекрестком, адресом или названием организации. При выборе оптимального маршрута движения программа учитывает направление движения по улицам, основные транспортные развязки и, самое главное, использует информацию ГИБДД (одностороннее движение, запрет проезда грузового транспорта и т.д.). Кстати, при проезде сложного участка (например, перекрестка) можно вывести на экран подробную схему его проезда.

Опять же есть возможность получения информации о пробках и прочих изменениях дорожной обстановки в режиме реального времени. Так что остается почаще давать команду программе на обновление дорожной информации и переработку маршрута, если это необходимо. В принципе, можно выбрать автоматический режим, и только следовать указаниям, выводимым на дисплей. К тому же программа берет за начальную точку ваше текущее местоположение, что повышает точность маршрута, и раз за разом приближает вас к конечному пункту путешествия.

Через VITO Navigator доступна вся служебная информация о спутниках и текущем состоянии всей системы.

Добро пожаловать в VITO

Программные решения российской компании VITO Technology () не столь популярны, как вышеперечисленные. Но на них стоит обратить внимание в первую очередь из-за универсальности, которая позволяет пользоваться навигацией в самых различных случаях. Базовой программой является VITO Navigator, ориентированная на две самых распространенных платформы КПК: Pocket PC и Palm OS. Второй программой, в полной мере реализующей возможности КПК, является VITO SmartMap. Ее основное предназначение — работа с электронными картами, причем поддерживаются как векторные, так и растровые карты. Карты отображаются в рабочем разрешении компьютера, достаточно быстро перерисовываются (собственная технология быстрого рендеринга), вдобавок к этому можно определить свое местоположение на карте и совместить его с маршрутом движения, созданным в VITO Navigator. Затем маршрут движения (или трек) можно конвертировать в файл формата ESRI Shape File. Но основным рабочим форматом программы навигации является формат VTM, оригинальная разработка компании, созданная с учетом ограниченности ресурсов КПК. Конвертация осуществляется при помощи специальной программы (она бесплатна), которая позволяет преобразовывать цифровые карты из различных источников (JPEG, ESRI Shape и др.) в VTM.

По количеству и подробности карт с OziExplorer поспорить сложно.

“Интерактивные” функции доступны практически везде.

Подводные автолюбители

При использовании GPS порой случаются казусы, например, автомобиль, проезжающий через строения, или маршрут для автомобиля, проложенный по дну Яузы. За это отдельное спасибо американцам — точность GPS-приемника не превышает 30 метров, в то время как многие карты имеют дискретизацию до 10 метров. При этом спутники, обеспечивающие позиционирование, способны на гораздо более точную работу. Но доступно это только американским военным.

Карты разные нужны...

Вся информация с подробностью планов масштаба 1:20000 — кварталы застройки, улицы, растительность, гидрография, отдельные здания, подписи на русском языке, административное деление.

Обязательная часть любой навигационной системы — это карта. Как уже упоминалось, большинство программных продуктов производителей приемников обычно комплектуются картами Европы, Америки и очень редко России. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, благодаря перспективности этого направления в последнее время стало появляться огромное количество предложений. Но хочется заранее предупредить, что качество различных карт одного и того же региона может отличаться на порядок. Поэтому будьте внимательны, ведь по идее сделать карту можно самому. Для этого нужна максимально подробная топографическая карта, солидный сканер... и немного терпения. Описывать весь процесс не будем, но его результатом станет растровая карта, которую впоследствии программным путем (например, с помощью OziExplorer) можно совместить с реальной координатной сеткой.

Не вникая в тонкости, замечу, что применение растровых карт не позволяет в полной мере воспользоваться возможностями программ навигации. Идеальный вариант — это векторные карты, главным преимуществом которых является масштабируемость. Хотя, задавшись целью, всегда можно преобразовать растр в вектор, но это задача не из легких. Впрочем, практически все электронные (или цифровые) карты составляются на базе бумажных, к которым по каким-то причинам (а зачем вам надо?) не так-то просто получить доступ. Поэтому давайте лучше поищем готовые карты. Думаем, перечислять все ресурсы не имеет смысла (к примеру, есть множество карт в том же формате LaserMap), а остановимся только на одном, который на сегодняшний день обладает самой большой базой карт России и других стран. Компания “Ингит” () занимается разработкой программных средств для создания электронных карт (это облегчит вашу работу, если вы захотите сами создать какую-либо уникальную карту) и подготовкой собственно карт. Количество выложенных на сайте компании карт городов и регионов России переваливает за сотню.

Хотя, если по-честному, эти карты больше подходят для гостей, чем для коренных жителей. Низкая детализация, малое количество объектов инфраструктуры (или вообще их отсутствие), глобальный подход к отображению некоторых объектов — вот главные недостатки. Приходится констатировать, что городами, обладающими полноценными картами, могут считаться только две столицы: Москва и Санкт-Петербург. Остальным придется довольствоваться вот такой скупой информацией. Но надежда на улучшение все же есть: с одной стороны, сняты ограничения (хоть и не до конца) на подробные карты местности, с другой — градоначальники и бизнес-структуры выказывают определенный интерес к этому направлению.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.