Между лицами

Красота — это не качество. Наличие красивых картинок в меню — не есть удобство использования. Из цветности дисплея никак не следует наличие хорошей графики в меню. Из количества памяти никак не следует, что с этой памятью удобно работать и что она грамотно распределяется между приложениями телефона. А поддержка карт памяти вовсе не означает, что эти карты памяти будет удобно использовать.

Удобство или количество?

Парадокс: вроде бы понятно, что чем удобнее управлять телефоном, тем он удобнее в целом. Между тем многие пользователи при выборе мобильного телефона смотрят не столько на удобство управления, сколько на соотношение количества функций и цены. Этот критерий большинство пользователей называет соотношением “цена/качество”, хотя, на мой взгляд, это не совсем верно. Дело в том, что многие люди выбирают себе телефон, основываясь не на реальных “способностях” аппарата, а на количестве заявленных в ТТХ функций. Например, в характеристиках может быть написано: “полифония — 40 голосов”, или “дисплей — 128х160, 65536 цветов”, или “записная книжка — на 1000 записей”. Между тем возможности телефона по воспроизведению полифонических мелодий всецело зависят от способностей используемого синтезатора, усилителя звука и динамика. Дополнительными факторами, влияющими на качество звучания, могут стать даже какие-то конкретные мелодии, составленные в расчете на использование в определенном мобильном телефоне. А дисплеи? У многих аппаратов они имеют одинаковые характеристики, но если положить их рядом, качественная разница может оказаться колоссальной.

Или же записная книжка: может оказаться, что там имеется 1000 записей по 5 номеров, одному адресу e-mail и одному адресу домашней странички. И при этом очень удобный механизм синхронизации, работа с ПК через ИК-порт, Bluetooth или кабель — на выбор, огромные возможности по передаче данных с других аппаратов и обратно, удобный и продуманный механизм поиска. А может — 1000 записей по 7 номеров, два адреса e-mail, одному полю дня рождения, одному для присвоения индивидуальной мелодии, картинки и еще уйма дополнительных полей для разных нужд. Но зато нельзя обмениваться данными с другими устройствами, нефункциональный поиск только по первой букве имени и так далее.

Поэтому при выборе телефона многие сталкиваются с совершенно неожиданной для себя вещью: неудобством использования той или иной функции аппарата. Потому что при выборе модели была допущена ошибка: замена качества количеством. Более того, многие, польстившись на большее количество функций, переходят с аппаратов одной фирмы-производителя на аппараты другой фирмы. При этом совершенно не задумываются о том, что в них все может оказаться ужасно непривычным. Не задумываются о том, что у всех все сделано по-разному. Поэтому и речь не столько о количестве функций, сколько о качестве их работы. И поэтому знание хотя бы основных направлений в развитии интерфейсов мобильных телефонов — очень важный элемент выбора.

Что будем смотреть?

Эта статья — не просто попытка проследить интересные изменения в интерфейсах мобильных телефонов популярных брендов за последние год-полтора. Мы не будем смотреть на все изменения. Их очень много, и их описание займет, пожалуй, не один десяток страниц. Выберем лишь те, которые так или иначе были замечены, определены в категории “плохо” или “хорошо”. Например, увеличение размеров дисплея и повышение количества видимых на экране строк текста не является качественным изменением интерфейса. Повышением удобства — да, является, но оно слишком очевидно, чтобы говорить о каких-то обдуманных усовершенствованиях. А вот если при увеличении дисплея появились новые данные на экране — это уже качественное улучшение. Именно на таких, несправедливо называемых мелкими, деталях и будет заострено внимание.

И еще: совсем не будем смотреть на смартфоны. Описание их интерфейса — это отдельная статья по каждому из таких аппаратов.

Siemens Клавиатура

На некоторых старых моделях Siemens была специальная кнопка “телефонная книжка”. С введением навигационной клавиши функция вызова записной книжки переехала на “нажатие джойстика вниз”. Аппараты оказались в выигрыше, потому что “книжка” была далеко не во всех телефонах, а навигационная клавиша теперь есть у каждого.

Лучшее, что получалось у Siemens с боковыми клавишами — это формула “2+1” (две слева, одна справа). Сейчас она используется очень редко, хотя многие пользователи довольны отдельной клавишей для диктофона. И даже в последней модели — S65 — этой кнопки нет, хотя и есть возможность перепрограммировать боковую.

Внутренний эксплорер памяти

Во многих аппаратах есть возможность просматривать содержимое памяти в виде обычных файлов и папок. Но такого полноценного инструмента, как в телефонах Siemens, до сих пор нет нигде. Первый такой эксплорер появился в модели Siemens SL45. Записная книжка хранилась в виде трех отдельных файлов и в любой момент могла быть отправлена на компьютер. Кроме того, подобная система просмотра памяти телефона уже в 55-й серии позволяла выполнять недоступные в других аппаратах действия: например, можно было видеть временные файлы JAVA-приложений.

WAP-браузер от Openwave тоже подлил масла в огонь: было обнаружено, что он умеет обращаться напрямую к файлам в памяти телефона, а также имеет доступную для страниц память в 9 кб, и это повлекло за собой создание множества книжек, подогнанных под формат страницы браузера.

По записной книжке

К полностью динамической структуре памяти в Siemens пока не пришли — этим вообще могут “похвастаться” только смартфоны Nokia. Зато просматривается более или менее грамотная работа по улучшению сервиса обмена контактами. Например, можно выделить несколько контактов (или все) и передать на другой аппарат. Многие телефоны сейчас могут передать или принять всю книжку полностью, но выборочно — только Siemens (если не говорить о смартфонах).

Улучшено отображение списков — как в записной книжке, так и в “звонках”. Дополнительные строки на выделенных элементах помогают получить больше информации при меньших затратах времени на перемещение по меню. На данный момент только у Nokia и Sony Ericsson проработано это направление. Правда, еще до них возможность такого отображения присутствовала в корейских аппаратах — например, VK Mobile.

Интерфейс (Interface)

сущ.

1. поверхность раздела, граница раздела;

2. компьют. устройство сопряжения, связующее звено;

3. стык, область контакта, взаимодействия

гл.

1. компьют.: соединять, связывать с компьютером;

2. служить средством связи;

3. работать слаженно, координированно

Lingvo 6.5

Nokia Будильник

Обычный заводной настольный будильник нужно было каждый вечер заводить, чтобы утром он прозвенел. До последнего времени будильники в аппаратах Nokia были “одноразовыми”: сегодня ставим, завтра он срабатывает, затем опять нужно выставлять время. В аппаратах Series 40 SE эта проблема, к великой радости поклонников, была решена. Мало того, добавился еще и выбор срабатывания по дням недели. Однако, чтобы “догнать” корейцев, компании Nokia следует ввести еще два таких же будильника.

Диктофон

Диктофон в Nokia уже давно следовало бы функционально расширить — хотя бы убрать ненужные временные ограничения. Хотя некоторые изменения все же происходят: сначала появился диктофон на три минуты, а теперь есть уже на пять. Зато диктофон умеет работать и во время разговора. Это радует, ведь в большинстве других аппаратов он может быть использован лишь в режиме ожидания.

Цветовое оформление

Слишком долго Nokia решается на введение в своих телефонах тем оформления. Уже очень многие производители ввели поддержку цветовых тем, а Nokia все сидит на своих “семи цветах”. Однако в Series 40 SE наметились кое-какие подвижки. Видны они на аппарате с индексом 3220 уже доступна смена тем, их загрузка. Однако набор элементов в темах пока еще весьма скуден: пара звуков и фон.

Закачивание данных

Nokia сейчас вполне уверенно движется по этому пути. Не так быстро, как хотелось бы, но все же гораздо быстрее многих производителей, уступая в этом разве что Sony Ericsson. Еще год назад в телефон Nokia через ИК-порт “уходили” только визитные карточки. И пусть пока несовершенно устройство папки “Inbox”, нельзя не отметить положительные изменения.

По записной книжке

Записная книжка аппаратов 40-й серии меняется очень медленно. Например, “деление” типов записей в записной книжке: пять полей для номеров, пять — для дополнительных данных. И крутись в этих “пятерках” как хочешь. А если мне нужны именно номера, а данные ни к чему? Или наоборот? Что мешает хотя бы в пределах этой десятки дать возможность выбора?

Sony Ericsson В целом (от серии 6ХХ к серии 7ХХ)

Аппарат Т610 стал для многих идеалом при оценке “цена/набор функций”. Однако недостатков было море. Главные претензии предъявлялись к устройству списков звонков, записной книжки, их внутренней структуре. Кому-то хватало того, что было, но интерфейс все же был переработан. Основные элементы остались прежними, просто расширился их функционал. Также был введен один из наиболее удачных элементов, используемых в мобильных телефонах, — горизонтальные закладки в меню.

По записной книжке

Как и в 65-й серии Siemens, в новых телефонах Sony Ericsson было введено расширенное отображение выделенного элемента меню: с помощью дополнительных строк. Кроме того, внутреннее управление книжкой частично перенесено из главного меню в опции.

А вот что осталось плохим — это система поиска. Расширенный поиск, конечно, есть, но работает так, что пользователь не видит списка, посему бывают затруднения, особенно при больших объемах информации. А внутри списка до сих пор архаизм — поиск по одной букве. Хотя — нужно быть справедливыми — это исправляется в новых прошивках.

Работа Bluetooth и ИК-порта

Чем продолжают радовать телефоны Sony Ericsson — работой Bluetooth. Во всех мобильниках, поддерживающих этот протокол, интерфейс работы с BT устроен примерно одинаково. Но у Sony Ericsson есть одна интересная способность — умение получать от сопряженного устройства структуру папок и файлов и отображать ее на своем дисплее.

Также до сих пор никто, кроме телефонов Sony Ericsson, не использует два режима работы ИК-порта: есть возможность его “включить” или “включить на 10 минут”. В большинстве аппаратов ИК-порт “недолговечен”: через определенное время, если никак не используется, он автоматически отключается.

Закачивание данных

В последние модели Sony Ericsson данные “залетают” так же свободно, как и в последние аппараты Nokia и Siemens. Однако для большинства пользователей суть прежняя: музыка, картинки и JAVA-приложения приходят в телефон через ИК или Bluetooth безо всякого дополнительного софта. А вот с отправкой полученных приложений пока проблема. Также хочу отметить такую деталь: Sony Ericsson и Nokia Series 40 SE — это телефоны, в которых возможна одновременная работа ИК и Bluetooth.

Samsung “Противостояние” Гуми и Сувона

Честно говоря, за последний год сложилось очень отчетливое впечатление, что два конструкторских бюро Samsung — так называемые “Гуми” и “Сувон” — только и делают, что следят друг за другом и в своих аппаратах внедряют все, чего нет у оппонента. А то, что есть, переделывают до неузнаваемости и стараются сделать максимально непохожим. Например, если у “Гуми” меню вертикальное, то у “Сувона” — вертикальное. Если у “Гуми” записная книжка состоит из имен и относящихся к ним в любом порядке и количестве номеров и адресов e-mail, то у “Сувона” — это фиксированные записи по пять номеров и несколько дополнительных полей. И таких отличий — полно. Телефоны, отмеченные значком “Samsung”, но спроектированные в этих двух КБ, отличаются друг от друга интерфейсом, как Nokia, скажем, от Siemens.

По записной книжке

Записные книжки, что у “Гуми”, что у “Сувона” — это тема для размышления. Во-первых, как я уже говорил, они являются полной противоположностью друг другу. А во-вторых, уже в течение года ни одно из КБ не делало никаких шагов вперед. Максимально раздражающим фактором для российских пользователей являются ограничения на поле имени (до 9 русских букв) в “Сувонах” и нежелание делать поддержку функции “Photo Call” (фотография абонента при звонке). Однако если посмотреть на два аппарата: SGH-E710/E715 (“Гуми”) и SGH-Z105 (“Сувон”), видно, что наметились сдвиги в лучшую сторону. Во-первых, наконец-то реализована функция “Photo Call”. Причем в 715-м картинка назначается не абоненту, а номеру. А во-вторых, в 105-м включили поддержку до 25 символов на имя, и добавили поле “Фамилия”. Прогресс есть, только ждали его очень долго.

В этой статье описаны далеко не все ведущие производители мобильных телефонов. Поклонникам аппаратов Motorola, LG, Alcatel отчаиваться не стоит — у этого материала будет продолжение в следующем номере.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.