Эволюция мобильных технологий

Среди обладателей сотовых телефонов единства во мнениях не наблюдается. Одни с удовольствием пользуются аппаратами трехлетнего возраста, другие наоборот — стараются быть на самом острие прогресса. Куда же заведет этот прогресс нас в ближайшие год-два?

Каждый из нас любит, когда эксперты чуть-чуть, да ошибаются. Особенно когда ошибаются они в предсказании будущего. Поскольку обещают много, а сбывается обычно мало. Взять тот же минувший 2004 год. Что нам обещал IT-рынок? Сверхширокополосный (UWB) и беспроводной широкополосный доступ (WiMAX) к интернету, радиометки на товарах (RFID), миниатюрные топливные элементы для мобильных устройств, повсеместное внедрение органических дисплеев (OLED), магнитную память с произвольной выборкой (MRAM), решение проблемы спама. И где все это великолепие? Все там же — в планах и на бумаге.

OLED-дисплей

WiMAX уперся в проблемы с лицензированием частот, против внедрения RFID активно сражаются антиглобалисты наряду с церковью, OLED-дисплеи ставят пока только на единичные модели телефонов (и ни одного — на наладонные компьютеры), от мобильного спама начинают задыхаться абоненты сотовых сетей в Южной Корее (и это только начало). Все чуть ли не с точностью до наоборот.

Ситуация с источниками питания для мобильных устройств выглядит наиболее печальной. Процессоры становятся мощнее, растут объемы памяти, размеры экранов, в телефонах появляются даже ускорители трехмерной графики. А батареи остаются практически теми же. Как подсчитали аналитики из Boston Consulting Group (), удельная емкость и мощность мобильных источников питания увеличивается в среднем на 8% в год, в то время как запросы энергопотребления растут на 50-70%! Если ситуацию не исправить, источники питания станут основным сдерживающим фактором дальнейшего развития мобильных технологий уже к 2007 году.

RFID-чип

В конце года все скопом начинают подводить итоги, в том числе и в области мобильной связи. Здесь тоже ничего хорошего — телефоны за год практически не изменились, лишь слегка нарастив количество точек на экранах, мегагерц в процессорах и килопикселей во встроенных фотокамерах. Siemens продался в Китай, Nokia какое-то время несла убытки и вынуждена была прикрыть свой «громкий» проект с игрофоном N-Gage, Samsung по объемам продаж вырвался на третье место, а Sony Ericsson выпустил телефон с именем легендарного русского колесного трактора (K700). Потребители путались в новоявленных форм-факторах сменной флэш-памяти, активно осваивали мобильные Java-игры и SMS-викторины, ждали (в России) появления EDGE и мечтали о 3G с рюшечками в виде потокового видео и полноценных TV-трансляций.

Догоняя цивилизацию

На самом деле не все так плохо. Майкл Гартенберг, эксперт аналитического агентства Jupiter Research, в одном из своих исследований выделяет шесть последовательных этапов развития мобильных телефонов в их привычном исполнении.

Первый и второй этап давно канули в лету: на заре своего появления телефоны выполняли собственно одну функцию — обеспечивали голосовую связь между абонентами. Дополнения в лице SMS, MMS, WAP 1.0 и WAP 1.2.1 — это тоже технологии вчерашнего дня, на которых сегодня куча компаний все еще умудряется зарабатывать.

Мобильный трактор Sony Ericsson K700i

Третий этап развития также подошел к логическому концу, прожив не более двух лет. Он характеризуется в первую очередь появлением на сотовых телефонах среды исполняемых приложений (Java, BREW, Mophun и подобные), а также популярных «рюшек» в виде полифонии и цветных экранов. При этом уровень проникновения мобильной связи в развитых странах к этому моменту достиг впечатляющего числа в 120% (что означает наличие более чем одной трубки у некоторой части населения). Операторы сотовой связи начали зарабатывать на продаже мультимедийного контента (игр, картинок, мелодий), а производители телефонов — думать, как в очередной раз заставить потребителя сменить модель устройства. Выход был найден в расширении функциональности устройств.

На четвертом этапе основная функция телефонов — голосовая связь — начинает потихоньку отходить на второй план. Телефоны становятся своеобразными карманными медиа-центрами, оснащенными встроенными цифровыми камерами, MP3-плеерами, FM-радиоприемниками, браузерами WAP 2.0 и XTML, а также e-mail-клиентами. Окинув взглядом витрины ближайших магазинов, сложно не согласиться с тем, что именно этот этап развития мы и можем наблюдать в настоящее время. Причем если в течение 2004 года развивалось именно «фотонаправление» (стандартом сейчас становятся телефоны с матрицами в 1,3 мегапикселя), то 2005 год многими аналитиками рассматривается как год «MP3-телефонов».

Пятый этап не преподносит никаких особых сюрпризов. Обычные телефоны должны быть бесповоротно вытеснены смартфонами, которые обладают большими дисплеями, удобными средствами ввода (за счет сенсорных экранов), быстрыми процессорами и обширной памятью. Сегодня эту нишу активно осваивают устройства на базе Windows Mobile 2003 SE, вроде T-Mobile Compact, ASUS P505 и Sony Ericsson P910i. Общие их признаки — экраны размером 2,8 дюйма с разрешением 320х240 точек (против 3,5 дюйма у наладонников на базе той же ОС), камеры с разрешением 1,3 мегапикселя и не очень «массовая» цена в районе 700 долларов.

ASUS P505

А шестой этап, с обязательным 3G в лице UMTS/WCDMA, EGSM и DSC все еще «где-то рядом», как гласит слоган небезызвестного сериала. Именно с тотальным (и болезненным) переходом на 3G будет связано массовое распространение таких услуг, как потоковые видеотрансляции, видеоконференции в режиме реального времени и MMO (Massive Multiplayer Online) 3D-игры.

Жизнь в движении

Попроси любого из экспертов нарисовать идеальный смартфон, получишь от каждого примерно одну и ту же картинку. Компактный гаджет с хорошим экраном, отличной производительностью, кучей интерфейсов и «фишек» в лице медиаплеееров, видеокамер, GPS-навигаторов и прочей популярной машинерии.

Приятно, что есть на свете люди, которые еще могут мыслить не столь ординарно. На этот раз новая сильная идея в стан сотовых аппаратов пришла с Востока, точнее из Южной Кореи. Трехкратный залп из недр конструкторских бюро LG, Samsung и Pantech возвещает о начале небольшой революции в отрасли сотовых телефонов. Сначала мобильные телефоны решили проблему общения, теперь их призывают решить проблему малоподвижного образа жизни. Миллионы людей сидят в креслах перед телевизором и мечтают, чтобы их избавили от последствий гиподинамии. Оказывается, даже такие бесплодные мечты могут сбываться.

Идея, положенная в основу этих трех телефонов (по одному на каждого вендора), проста — в недрах корпуса скрывается не только привычная начинка, но и небольшой датчик движения, отслеживающий любые перемещения устройства в пространстве.

Все три телефона были представлены практически одновременно в январе 2005 года. Первым стал LG KV3600, заявленный как очередной «убийца N-Gage». Этот телефон адресован в основном геймерам. Одной из его особенностей и стал тот самый датчик движения, благодаря которому простым передвижением телефона в воздухе можно управлять действиями персонажа в играх.

LG KV3600

При соблюдении всех прочих условий (наличии большого количества игр, грамотной рекламы) новинка от LG сможет вольготно чувствовать себя на рынке. Судите сами — это первый телефон с видеоускорителем ATI Imageon 2320, способным обрабатывать 1 миллион полигонов в секунду (в то время как самые быстрые модели конкурентов способны лишь на 200 тысяч). Игры для него разрабатывает компания Nexus 3D Games. Играть в игрушки можно и в закрытом, и в открытом аппарате. В открытом все же удобнее — тут тебе и джойстик, и четыре action-клавиши, клавиатура, а самое главное — шикарный экран с разрешением 320х240 точек.

Второй ласточкой стала модель SCH-S310 от Samsung Electronics, оснащенная функцией распознавания движений. Эта система более сложная, нежели в 3D-телефоне от LG — она может применяться не только для управления играми, но и для набора номеров. Телефонные номера отныне можно набирать, просто рисуя составляющие их цифры в воздухе. Можно так набирать и номера из памяти аппарата. К примеру, если нарисовать в воздухе единицу и плюс, телефон автоматически наберет первый номер из адресной книги. Если необходимо перейти на следующий трек в MP3-проигрывателе, достаточно сделать телефоном пару движений вправо (соответственно, влево — на предыдущий). Чтобы положить трубку — достаточно пару раз встряхнуть телефон в воздухе. И так далее — полный список настраиваемых функций можно будет найти в инструкции по эксплуатации.

Samsung SCH-S310

Телефон Pantech PH-S6000 оснащен двумя сенсорами — трехосным геомагнетическим и трехосным сенсором ускорения. Оба в сумме позволяют отслеживать любые изменения положения телефона в пространстве. Компания в первую очередь адресует телефон любителям активных видов спорта — благодаря наличию специального софта, вкупе с означенными датчиками, телефон может рассчитывать расход калорий во время утренних и прочих пробежек, показывать дистанцию пробега, отображать перепады высот и тому подобные вещи.

Не забыты и геймеры. Предустановленный простенький симулятор рыбалки вовсю использует «подвижность» телефона — для того, чтобы вытащить из пруда рыбку, придется виртуозно махать мобильником в воздухе. Намного активнее придется махать им в симуляторе бокса. Похоже, что мобильные игры действительно обретают новое измерение.

Продажи всех трех новинок стартуют уже в нынешнем году. Правда, пока лишь в Южной Корее — мол, сами сначала наиграемся, опробуем на внутреннем рынке, а если все хорошо пойдет — завалим мир «чувствительными» телефонами.

Согласитесь, намного веселее делать утреннюю зарядку вместе с собственной трубкой. Побоксировали с одним виртуальным противником, поиграли в теннис с другим, поплавали с третьим. А в конце зарядки получили не только дозу бодрости, но и детальную статистику прогресса в тех или иных упражнениях.

А как приятно поставить на прием вызова джедайский взмах ладонью! Или сидя поутру на пригорке, выписывать размашистыми движениями в лучах восходящего солнца короткие SMS-сообщения. Да можно хоть ламбаду сплясать и назначить целую серию движений на один из номеров в записной книжке!

Потребители получают кучу новых впечатлений, разработчики игр и софта — открывают для себя новые горизонты, производители трубок в спешном порядке оснащают свои телефоны сенсорами и снимают очередную порцию сливок с рынка.

Итоги

Не думаю, что на этом сюрпризы, которые нам могут преподнести производители в нынешнем году, исчерпаны. Вспомните о Skype, которая добралась уже до мобильных платформ в лице Windows Mobile, Palm OS и Symbian. Вспомните добрым словом тот же Wi-Fi, который медленно, но верно проникает на смартфоны (O2 MDA III за $950 — наглядный тому пример). Вспомните повышенное число релизов трехмерных игр для N-Gage незадолго до Рождества-2005.

Сюрпризы еще будут, в этом сомневаться не приходится. Так что не нужно строить иллюзий по поводу того, что нынешний аппарат продержится у вас долго. Обязательно появится нечто, ради чего вы захотите сменить один телефон на другой. Осталось только заработать на все это денег...

 

Сергей Токарев, главный редактор сайта Playmobile.ru

MOBI: Как, по вашему мнению, повлияет повсеместное внедрение датчиков движения в сотовых телефонах на индустрию мобильных игр?

С. Токарев: Это будет революцией — телефоны наконец-то получат нормальное управление для игр. Если сейчас большинству игроков приходится ломать пальцы, тиская клавиатуру своего телефона, то с датчиком движения достаточно будет легонько двигать сам телефон. Грубо говоря, телефон станет джойстиком. Можно будет оставить одну или две кнопки на действие, но не больше. И тогда все проблемы с неудобным управлением просто отпадут сами собой.

Удобное управление будет самым главным и зримым эффектом. При этом, думаю, армия мобильных игроков может вырасти в несколько раз! Потому что неудобное управление — это 50% аргументов против мобильных игр. Остальные 50% — это маленький экран, но его как-то можно компенсировать за счет дизайна игры. А вот неудобная клавиатура — это просто смерть пальцам!
Что касается других возможностей, то они останутся на обочине. Будет выпущено несколько игр, вроде карате, фитнесс-тренажеров или упоминавшегося уже симулятора рыбалки. Но они не будут особо популярны. Потому что широко махать руками и видеть, что происходит на экране телефона — просто не реально.

Кроме того, человек, неупорядоченно машущий руками на улице, в метро, на остановке, может привлечь внимание не только обычных граждан, но и сотрудников правоохранительных органов. Все эти развлечения с дерганием или плясками — удел домашних вечеринок. Но дома можно играть и в более интересные игры и на более мощных машинах — компьютере, приставках, музыкальных ковриках и так далее.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.