Пиратство мобильного контента

Недавно в одной из центральных газет мне попалась статья, автор которой, потрясая цифрами и фактами, стращал читателя приближающейся эпидемией пиратства в области мобильного контента. Дескать, контент-провайдеры с трепетом душевным ждут разорения и подсчитывают грядущие убытки от злых пиратов, которые, вооружившись новейшими технологиями, собираются отнять у провайдеров насущный хлеб с не менее насущной икрой. И никак от сих злых пиратов не спастись, и размах махинаций в потенциале — на всю страну, и снова Россия не попадет в Евросоюз, поскольку не сможет приструнить сквернавцев...

Объемы, приводимые автором, восхищали: слитный топот многомиллионной армии пиратов заглушал не менее слитный шелест дензнаков, осыпающихся к ним в карманы. Где-то на горизонте маячил призрак очередного кризиса... бр-р-р, лучше не перечислять, а то еще хуже будет!

Никто не спорит: контент для мобильных телефонов — это неплохой заработок не только для производителей оного, но и для большого количества владельцев web-сайтов разного уровня. Последние могут участвовать в партнерских программах и получать часть прибыли от продажи контента своим посетителям. Посему вопросы правообладания и защиты товара от пиратства этих граждан волнуют, и сильно. Какой смысл вывешивать на ресурсе баннеры с описаниями Java-игр, если их можно скачать на другом сайте, причем совершенно бесплатно?

Но так ли все ужасно, как нам это малюют? Если вкратце, то проблема мобильного пиратства не то чтобы надумана, но о-о-очень преувеличена. Чтобы убедиться в этом, я решил поиграть в майора Пронина и провести небольшое расследование, а также опросить причастных к делу лиц. Вот что из этого получилось.

Цели и средства

Сайтов, распространяющих ворованный контент, нынче пруд пруди. Многие даже склонны облагораживать и выгораживать свое воровство: дескать, мы за свободу, не замайте нас своими грязными лапами, господа дельцы! Доводилось такое встречать в Сети? Наверняка, и мне — тоже.

На деле, разумеется, ни о каких благородных мотивах сайтовладельцы не помышляют. Основная цель у хозяев пиратских ресурсов проста и незамысловата — увеличить популярность своих сайтов. Действительно, если регулярно выкладывать свежие игры, красивые заставки и мелодии, можно обеспечить постоянный приток посетителей. И неважно, чему в целом посвящен сайт — способам борьбы с ангиной или разведению тараканов-спецназовцев.

На большинстве пиратских сайтов в обязательном порядке присутствует предупреждение: дескать, граждане, весь контент размещен исключительно для ознакомительных целей, и скачивая его к себе на телефоны, пользователи обязуются удалить все, что накачали, в течение 24 часов. Тем самым ответственность вроде бы перекладывается на наши с вами головы.

Подобные ресурсы хотя и наносят вред правообладателям и провайдерам, но делают это скорее из любви к искусству, чем корысти ради. Другое дело — сайты, предлагающие нелегальный контент за деньги. Таковых меньше — мало кто из операторов мобильной связи будет связываться с серыми продавцами. К тому же провайдерам, торгующим лицензионным контентом, ничего не стоит прикрыть подобные лавочки абсолютно законными методами.

Некоторые ресурсы, которые ранее были популярны у пользователей именно благодаря наличию нелегального контента, раскрутившись, нередко меняют курс и начинают предлагать только лицензированную продукцию. Конечно же, за деньги. Большая база постоянных посетителей и раскрученность ресурса в Сети позволяют таким «раскаявшимся» проектам получать прибыль от участия в партнерских программах, не прилагая к тому значительных усилий. Этих провайдеры уже не прикрывают, они с ними сотрудничают.

Сложнее уследить за сотнями ресурсов, предлагающих посетителям сборники игр, рингтонов и картинок на CD и DVD. Цены у них почти символические: за несколько сотен рублей можно приобрести гигабайты контрафактного контента. Диски доставляются почтой, большинство торговцев работают по предоплате, так что вычислить их достаточно сложно. Отправкой занимаются курьеры, которые зачастую понятия не имеют, что они рассылают — зачем бы? А оплата переводится обычно на банковский счет, и снять с него деньги можно в любом банкомате. Чтобы банк открыл данные на своего клиента — требуется санкция прокурора, а для получения такой санкции требуется уголовное дело. Дальше объяснять стоит? Не заведут такого дела.

Третий путь распространения нелегального контента — это небольшие торговые точки, основной деятельностью которых является продажа и ремонт сотовых телефонов. За несколько десятков рублей здесь любому желающему зальют на телефон всего, что восхочется. Причем модель телефона не имеет значения, у сервисных мастерских имеются все необходимые соединительные кабели и софт для любых устройств.

Отлов и отстрел (разумеется, виртуальный) пиратов — дело нудное, неблагодарное и в наших условиях практически бесперспективное. Если уж в России не получается пока прикрыть все лавочки, торгующие фальшивыми документами (что само по себе куда криминальнее ворованных картинок, и ответственность там только уголовная — штрафом не отделаешься) — что уж говорить про невинную торговлю контрафактными картинками и мелодиями? Поставив себя на место следователя, я честно признаю — никогда бы по своей воле не стал ловить господ пиратов, разве что в рамках какой-либо глобальной операции. До которой, надо полагать, руки у наших любимых органов дойдут ой как нескоро.
Другой вопрос: а оно вообще надо?

Слово специалиста

Сергей Токарев, Key Account Manager, Shamrock Games

Как сильно, на Ваш взгляд, пиратские ресурсы мешают продажам мобильных игр через официальные каналы?

Не очень — примерно, как комары и мошка мешают прогулкам летом. Дело в том, что все мало-мальски серьезные пиратские ресурсы сейчас переходят или уже перешли на коммерческие рельсы. Они раскрутились на пиратских играх, обеспечили себе высокую посещаемость, а сейчас зарабатывают на партнерских программах, продавая те же коммерческие игры и получая свои комиссионные от издателей. Остаются только мелкие любительские сайты или совсем уж упертые фанатики.

Осенью 2003 года, когда открылся наш портал, мне написал один из крупных пиратов. Он признался, что не только является нашим конкурентом, но еще и крадет описания с нашего сайта. Он смеялся над нашей идеей продавать лицензионные игры. В общем, мы сильно тогда поругались, и я даже некоторое время искал пути закрытия его сайта.

Весной 2005 года этот же человек написал мне новое письмо. К моему удивлению, он спрашивал, когда и где он может получить свои деньги. Деньги? Какие деньги? Выяснилось, что уже несколько месяцев он работает нашим партнером, продавая наши же игры. Более того, когда я зашел к нему на сайт, я увидел, что там не осталось ни одной пиратской игры. Только наш каталог, только лицензионные игры.

И этот путь проделали многие крупные пираты. Потому что партнерская программа на мобильном контенте — это очень и очень выгодное дело для сайта с хорошей посещаемостью. Скажу честно: сегодня ни издатель, ни разработчик не получает столько, сколько получают партнеры с продаж игр, логотипов, мелодий.

Поэтому мобильное пиратство обречено. Все крупные пиратские сайты переходят на партнерские программы и продают лицензионные игры. Остается еще один путь — найти игру в Интернете, купить ее на диске и закачать с компьютера на телефон. Но, извините, тут есть несколько подводных камней:

1) далеко не все владельцы мобильных имеют компьютер

2) дата-кабель стоит дополнительных денег — от нескольких сот рублей до тысячи с лишком

3) программы для синхронизации компьютера и телефона не отличаются особым удобством.

Все это приводит к тому, что для чайников или для людей, ценящих свое время, путь с компьютера на телефон становится совершенно неудобным.

Надо ли говорить, что ряд телефонов вообще в принципе не предусматривает синхронизацию и обмен данными с компьютером? Таким телефонам остаются только WAP-сайты. Но про пиратские WAP-сайты я уже говорил выше.

Отсюда главный вывод — не стоит бороться с пиратами. С ними нужно сотрудничать, их нужно воспитывать и направлять на путь истинный.

«Кто ж его посадит-то?»

Вообще — надо. Закону без разницы, кто его нарушает, а вор должен сидеть... простите, что-то я слишком глубоко вошел в роль. Тюрьма для пиратов в нашем случае — крайне редкое наказание. Обычно (если жуликов таки удалось отловить) дело заканчивается штрафом. А кого у нас можно напугать таким наказанием? Заплатят, и снова — за дело.

Еще одна причина, благодаря которой провайдеры и правообладатели контента теряют часть прибыли — это легкость, с которой возможно копирование картинок, мелодий и игр с одного телефона на другой. Распространенные беспроводные коммуникации в виде Bluetooth и IrDa разрабатывались в те далекие времена, когда о защите цифрового контента еще и не начинали думать. Сегодня приходится пожинать плоды такой недальновидности — и через «синий зуб», и через инфракрасный порт передать данные можно парой нажатий клавиш. А кто сможет отказать другу в просьбе залить новую игрушку? Но все-таки массовым такой способ считать нельзя.

Сможет отказать и сама техника — в том случае, если телефоны у друзей слишком разные. Необходимость адаптации мобильного контента под большое количество моделей телефонов создает, с одной стороны, некоторые трудности для разработчиков и провайдеров, с другой — естественным образом ограничивает неконтролируемое распространение этого контента. К примеру, Java-игра, адаптированная для телефона Siemens SX1, с большой вероятностью не запустится на Nokia 6230, равно как и наоборот.

Даже если у телефона нет беспроводных интерфейсов, в 99% случаев владелец может приобрести к нему кабель для соединения с компьютером. И не обязательно для получения мобильного контента искать пиратские сайты в Интернете. Игры и мелодии можно с таким же успехом взять у друзей либо приобрести целые сборники на ближайшем дисковом развале. Но подобная схема действий — занятие скорее для «продвинутых» пользователей. Их немного, всего несколько процентов от общего числа, и увеличиваться со временем эта пропорция вряд ли будет.

Большинству пользователей возня с коммуникациями поперек души. Им намного проще зайти на wap-сайт и скачать нужный контент. И многое зависит от того, на какой ресурс попадет пользователь. Если на пиратский, то кто-то недосчитается прибыли. Следовательно, одной из текущих задач для провайдеров мобильного контента является минимизация числа подобных сайтов. Что само по себе достаточно просто — обычно хватает нескольких писем от правообладателя к владельцу ресурса, где сайт физически размещен, чтобы тот попросил сайтовладельца очистить помещение.

Что-то мне подсказывает (уж не здравый ли смысл?), что подобное искоренение может выступать в качестве вечного двигателя — если найти, куда в него вставить маховик. Отсюда попросили — ну и ладно, а я вон пойду туда, или вовсе вон туда — мест в Сети, хвала св. Исидору, пока в достатке. Чтобы борьба с пиратством контента хотя бы отчасти стала результативной, необходимо иначе подойти к защите цифровых данных. Они должны защищать себя сами. Это не так сложно, как кажется — успешные прецеденты уже имеются. В частности, в области защиты музыкальных произведений (система DRM — Digital Rights Management). Файл, защищенный DRM, либо невозможно скопировать на другое устройство, либо возможно, но только ограниченное число раз.

Выглядеть это может и по-другому. Вот, положим, пользователь пытается скопировать защищенный файл с одного телефона на другой. Система защиты автоматически передает данные об этой операции в некий центр обработки данных. И с пользователя удерживается стоимость переданного контента, будь то картинка, видеофайл или игра.

С точки зрения конфиденциальности это, возможно, не слишком корректно, но если пользователь будет заранее предупрежден о подобной защите — никаких противоречий с нормами и правами не возникнет.

Слово специалиста

Михаил Минаков, генеральный директор компании Dynamic Pixels,

Существуют ли в настоящее время технологии, способные защитить мобильные игры от нелегального копирования? Какие из них применяются уже сегодня?

Производители сотовых телефонов уже давно стремятся ограничить функциональность своих аппаратов и сделать так, чтобы контент нельзя было загрузить иначе, чем от провайдеров. В недорогих (и самых распространенных) моделях сотовых телефонов, почти всегда отключена возможность инсталлирования мидлетов не через ОТА (Over the Air, «загрузка по воздуху» — общее определение для всех способов беспроводной передачи данных; в применении к мобильной связи это в первую очередь MMS и WAP — Ред.). Это стимулирует легальные продажи значительно лучше, чем DRM.

Также хорошей защитой от нелегального копирования является дефицит технической грамотности самих мобильных геймеров. В основной своей массе, это люди достаточно далекие от компьютера, Интернета, WAP, GPRS. Для них проблемой является осознание всех этих технологий. Только вдумайтесь: сейчас пользователю мобильного телефона, чтобы просто поиграть, необходимо настроить GPRS, отправить Premium SMS, записать на бумажке и ввести в адресной строке полученную ссылку, как правило, длиннющую и неудобоваримую (т.к. не все телефоны поддерживают переход по ссылке) — и только затем загрузить приложение в телефон. А уж о покупке кабеля, установке драйверов и поиске игр в Интернете на пиратских сайтах он и не помышляет.

На мой взгляд, внедрение DRM поможет в борьбе с пиратством, но большой проблемы с этим и так не наблюдается. В настоящее время потери от пиратства на рынке J2ME (кстати, DRM работает также с рингтонами и картинками) не слишком велики, особенно если учесть стоимость приложений. А сложности с поиском пиратских версий и их установкой в телефон большинству абонентов либо не нужны, либо вовсе непонятны.

Какой метод борьбы с пиратством мобильного контента более эффективен?

Не нужно изобретать велосипед, все уже придумано и реализовано. Для меня как для разработчика и как для пользователя идеальная платформа — это BREW, с ее системой доставки контента Get It Now и Digital Signatures. Проблема пиратства была решена компанией Qualcomm еще на этапе проектирования. А процесс покупки пользователем приложения сводится к нажатию одной кнопки «Get It Now» на телефоне, навигации по каталогу приложений и закачки «в один клик». Никакого Интернета, компьютера и WAP’а. И хотя производители телефонов, работающих с J2ME, делают шаги в этом направлении, все-таки должно пройти какое-то время, прежде чем сами операторы раскачаются. А провайдерам приходится пока создавать собственные платежные системы...

По версии следствия...

Что же мы имеем по гамбургскому счету? Сколько у нас всего абонентов? Свыше 40 миллионов. Сколько из этих сорока в поиске картинок и мелодий обращаются к пиратам? Даже проще: много ли среди ваших знакомых таких, кто был бы настолько озабочен изображением на дисплее телефона и звуком из его динамика, чтобы ежедневно прочесывать просторы Паутины на предмет обновлений? Много ли таких, кто будет ежемесячно покупать новые диски с пиратскими обоями, мелодиями и игрушками?

Все верно — таких фанатов не просто мало, а очень мало. Разумеется, при случае мы не откажемся слить себе на телефон чего-нибудь халявного — но это именно при случае, а систематически заниматься этим нам лень, или некогда, или то, и другое вместе. И нас, таких занятых и ленивых — подавляющее большинство.

Нам куда проще скачать мелодию с сайта легального провайдера, и легально оплатить это дело. Кроме того, никто не отменял такую простую вещь, как этика — воровать попросту нехорошо, и пользоваться ворованным — тоже. Это соображение пока что не обрело у нас популярности, но должны же когда-нибудь настать такие времена, а?

В общем, перспективы мобильного контента скорее радужны, чем мрачны. Пираты смогут удерживать лишь очень небольшую аудиторию пользователей, которым принципиально получить игру или мелодию на халяву. А рынок мобильных услуг в настоящее время значительно прирастает за счет массового потребителя, не склонного к экспериментам с поиском и установкой игр при помощи всяческих дополнительных прибамбасов. Добавим сюда поддержку производителей, которые в новых моделях телефонов стараются искоренить возможность свободного обмена коммерческим контентом при помощи различных интерфейсов.

В общем, получается по старой присказке из Ходжи Насреддина: пугал мулла декханина гневом Аллаха, пугал — да сам и помер с перепугу!

Предлагаю последовать достойному примеру декханина. А для окончательного успокоения выслушать мнение специалистов — оно дано на врезках. Надеюсь, оно окончательно вас успокоит, если вы и в самом деле обеспокоились той же статьей, что и я. А если нет — все равно не повредит!

Статистика продаж

В 2004 году объем российского рынка мобильных игр составил 5,3 млн экземпляров или $12,21 млн. Такие подсчеты провела аналитическая группа SmartMarketing. Исследователи утверждают, что 99,97% игр основаны на платформе Java 2 Mobile Edition, доли других игровых платформ, представленных в России (Mophun и BREW) пренебрежимо малы. Гораздо интереснее выглядит портрет покупателя мобильных игр. SmartMarketing описывает мужчину в возрасте 13-27 лет «с отчетливым пиком ближе к более молодой аудитории», из среднеобеспеченной категории населения. Большинство представителей этой аудитории готовы использовать нелицензионные игры, что обуславливает серьезный уровень «мобильного» пиратства. Уровень «мобильного» пиратства, по оценкам SmartMarketing, составляет не менее 55% от емкости рынка легального программного обеспечения.

Мда... Оно, конечно, спецам виднее, но что-то сомнение разбирает — все-таки более половины рынка. Ладно, чуть позже в конце мы послушаем тех, кто непосредственно работает с мобильным контентом. Как полагаете, им можно доверять?






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.