Автоматические абонентские службы

Все, наверное, знают, как тяжело бывает дозвониться до сервисной службы мобильного оператора. Нас по полчаса мурыжат «телефонной музыкой», просят подождать, пока кто-нибудь из сотрудников закончит разговор с предыдущим клиентом и сможет помочь нам. В общем, нервов и времени на решение даже самых простых вопросов тратится несколько больше, чем они того заслуживают.

Слава богу, операторы для удовлетворения наиболее распространенных нужд абонентов используют автоматические системы.

Автоматика

Фрагмент структуры меню автоматической абонентской службы АССА, применяемой в МТС.

Автоматическая сервисная служба дает любому пользователю сотовой сети возможность самостоятельно, без участия оператора, получать информацию о состоянии баланса и зачисленных платежах, блокировать и разблокировать номер, включать или отключать дополнительные услуги, получать по факсу счета на оплату, детализацию разговоров, прослушивать новости компании, получать справки о способах набора при междугородных, международных и роуминговых звонках и т. д.

Кто из нас не звонил по короткому номеру и не выслушивал синтетический голос железной леди, называющей сумму, оставшуюся на счету? А кто не активировал карточки экспресс-оплаты со своего мобильника? Это (и не только) — примеры функционирования автоматической сервисной службы.

Эта услуга по умолчанию предоставляется подавляющему большинству абонентов при подключении к GSM-сети, и мы все достаточно хорошо знакомы с ней. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание — это тот факт, что некоторые сотовые операторы ограничивают время, в течение которого вы можете бесплатно пользоваться этим сервисом. Объясняется это тем, что, набирая на своем телефоне номер автоматической службы, вы создаете дополнительную нагрузку на голосовые каналы, которые в большинстве случаев и так неплохо загружены.

Эта услуга реализована в виде иерархического меню, к которому абонент получает доступ, позвонив со своего мобильного телефона на выделенный многоканальный номер. Кроме того, обычно имеется возможность воспользоваться услугой с городского телефона, обученного набирать номера в тональном режиме. При этом для доступа к меню информации о лицевом счете и операций над телефоном система запросит ваш мобильный номер и пароль, который нужно не забыть предварительно установить в соответствующем пункте меню системы. Для перехода между уровнями и пунктами меню используется набор тональных команд, посылаемых с телефона.

USSD

Сообщение сервиса USSD на дисплее сотового телефона.

Некоторые операторы в качестве альтернативы автоматическим абонентским службам стали развивать сервис, названный USSD. Он позволяет организовать высокоскоростной обмен информацией между абонентом и сервисным приложением в режиме реального времени. Основным достоинством USSD является возможность снижать общую нагрузку на сеть, так как эта технология освобождает голосовые каналы от бесплатного трафика, который может составлять до 40% от общего объема передаваемой голосовой информации.

USSD обеспечивает доступ к справочной информации и данным о зачисленных платежах и о балансе лицевого счета. Кроме того, с ее помощью вы можете менять пароль, блокировать номер и так далее. При этом длина USSD-сообщения может достигать 182 символов. Этого, как правило, вполне достаточно для потребностей большинства абонентских сервисов. А если учесть, что USSD по умолчанию поддерживается всеми GSM-сетями и работает на всех существующих телефонах этого стандарта, то получается, что трудно представить более эффективное средство для обработки запросов абонентов, находящихся в роуминге.

Рынок USSD-услуг в России активно развивается. Если в 2001 году ни один российский оператор не оказывал услуг на базе этой технологии, то в 2002 уже три сотовые компании («Кубань GSM» (Краснодар), «Экстел» (Калининград) и «МегаФон») начали предоставлять соответствующие сервисы. В настоящее время абоненты относительно многих операторов получили возможность пользоваться этой услугой.

Информация о лицевом счете на сайте сетевой абонентской службы.

Но что такое USSD для нас с вами, для простых абонентов? В первую очередь, это интерактивное текстовое меню. При этом, в отличие от голосового сервиса, нет необходимости выслушивать подсказки «железной леди» на другом конце провода.

При использовании USSD-приложения запрашиваемая информация (например, о балансе) моментально передается на экран телефона. При этом все происходит в рамках одной сессии, а промежуток между запросом и ответом обычно не превышает 1-2 секунд.

Набор команд у каждого оператора может быть своим, но сути это не меняет. Введя в телефон короткий номер, начинающийся со значка * и заканчивающийся на # (наличие этих символов в номере означает, что происходит не обычный звонок, а обращение к USSD-приложению), мы получим доступ к разветвленному меню, подобное тому, что используется в автоматической абонентской службе.

Но этим возможности технологии не ограничиваются. По мнению разработчиков, главными областями ее применения являются различного рода справочные службы, новостные и информационные сервисы, рекламные рассылки, корпоративные информационные ресурсы и т. д. Тут, думаю, будет интересен пример того, как использует USSD полиция города Бостона, что в США. Встречает, к примеру, полицейский в учебное время на улице подростка. Как узнать, а не прогуливает ли тинэйджер школу. Вот здесь стражу закона и приходит на помощь мобильный телефон, на который с помощью этой технологии он может запросить информацию о расписании каждого из 63 тысяч школьников города. Так можно не только идентифицировать прогульщика, но и, получив данные о родителях ученика, отправить им сообщение на сотовый телефон.

Некоторые коды USSD «МегаФон» Москва (для тарифов «Лайт»):

*102# — Баланс лицевого счета.

*101*номер карты# — Активировать карту экспресс-оплаты.

Северо-Западный регион:

*060# — Точное время.

*100# — Баланс лицевого счета (кроме GSM-Лайт).

*125# — Баланс лицевого счета GSM-Лайт.

Северо-Кавказский регион:

*140# — Баланс лицевого счета.

*145#номер карты# — Активировать карту экспресс-оплаты.

«Би Лайн»

*102# — Информация об «электронном» счете (сумма на момент запроса и дата окончания периода действия этой суммы).

*101*номер карты# — Активировать карту экспресс-оплаты.

МТС

Абоненты МТС могут пользоваться автоматической абонентской службой АССА через USSD. На момент сдачи номера эта услуга еще не была окончательно введена в эксплуатацию, но специалисты компании обещают, что в самом ближайшем времени они обеспечат доступ к ней со всех телефонов, подключенных к МТС.

*115# — Войти в главное меню службы.

# — Перейти на уровень выше.

* — Вернуться в главное меню.

*115*11# — Баланс лицевого счета.

*115*12# — Информация о платежах.

*115*13# номер карты* — Активировать карту экспресс-оплаты.

*115*21# — Изменить пароль.

*115*22# — Заблокировать номер.

*115*23# — Разблокировать номер.

*115*24# — Перейти в меню услуг.

Интернет и мобильность

Для абонентов, активно использующих интернет, операторы сотовой связи предлагают управлять счетом с помощью специального сайта.

В отличие от той же автоматической абонентской службы, этот сервис воспринимается операторами как «необязательный». Это значит, что для того что перед началом работы с сетевой абонентской службой вам придется подключить эту услугу.

Чем же хорош этот сервис? В первую очередь, безусловно, наглядностью. Согласитесь, что принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в повседневной жизни срабатывает очень часто. Здесь та же самая ситуация. Зайдя на сайт, вы сразу увидите текущее состояние счета, количество израсходованных минут и GPRS-трафика, статус блокировки (рис. 3). Вся информация хорошо структурирована.

Вторым большим плюсом интернет-службы можно назвать то, что она позволяет абоненту запросто управлять счетом с любого персонального компьютера, имеющего выход в интернет. Представьте, что вы прилетели, например, в Бразилию, а роуминг подключить забыли. Или у вас кончились деньги, и хочется внести обещанный платеж. Что делать? Просто найдите точку выхода в Сеть (многие зарубежные гостиницы, к примеру, предоставляют постояльцам интернет через Wi-Fi), зайдите на страницу сервиса и делайте, что хотите.

Клиент для клиента

Разработчик: Mobile Technology Software

Сайт:

Стоимость: $0

Как существует два способа работы с электронной почтой (через WEB-интерфейс или с помощью специальной программы — почтового клиента), так и для получения сведений с сайта оператора можно использовать не только соответствующую страничку, но и специальные приложения.

Это особенно удобно, если приходится отслеживать сразу несколько телефонов. Например, в моей семье используется пять телефонных номеров от двух разных операторов. Мне пришлось бы тратить достаточно много времени для посещения всех пяти страничек интернет-службы, а тут я имею под рукой удобную табличку со всей нужной информацией.

А если вы хотите проследить за снятием денег с вашего счета, а потом предъявить иск вашему оператору сотовой связи за перерасход средств, то такой программе вообще цены нет. Ведь она ведет историю баланса и расхода минут, строит графики, рассчитывает средний расход в день и делает еще кучу полезных дел!

Одна из таких программ — MobileBalance. Она позволяет контролировать средства на телефонных счетах.

Утилита отслеживает баланс в режиме on-line, для чего использует информацию, доступную в интернете. Работает почти со всеми сотовыми операторами России.

Через заданный в настройках промежуток времени (или по расписанию) программа автоматически запрашивает информацию о состоянии лицевого счета через Сеть и отображает баланс или остаток предоплаченных минут одного телефона на экране монитора, рядом с часами.
В дополнительном информационном окне, которое открывается при щелчке мышкой по значку программы, становятся доступны до 20 параметров для всех телефонов. Программа ведет историю баланса средств и расхода предоплаченных минут, строит графики, рассчитывает средний расход в день, оповещает о текущем балансе телефонов по e-mail. Бесплатная версия MobileBalance позволяет контролировать до пяти номеров.

Эту программу вы найдете на нашем диске.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.