Что такое мобилография

На эту тему пишут много, и публикаций с каждым днем становится все больше и больше. В этом нетрудно убедиться — достаточно задать слово «мобилография» в любом сетевом поисковике. Большинство материалов начинаются не слишком оригинально — мобилографию, не долго думая, называют «искусством XXI века», а дальше длинно и по-умному рассказывают про очень простые вещи. Мы же постараемся быть проще и понятнее — современные коммуникабельные люди создали очень удобное и наглядное средство общения — мобилографию. Фотокамера, встроенная в телефон, позволяет делать весьма неожиданные и оригинальные снимки. И пусть они не блещут отменным качеством, зато мобилографы лучше иных прочих знают, как передать эмоции на расстояние.

Старинные виды

Искусство фотографии зародилось еще в XIX веке. Первое в мире фото было сделано господином Ньепсом, знаменитым «укротителем камеры-обскуры». Теперь этот легендарный «Вид из окна» (1826 г.) при желании можно увидеть практически в каждом каталоге, учебнике или энциклопедии по фотографии.

А в 1839 г. художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер получил изображение на медной пластине, покрытой серебром, — первый дагерротип презентовали не кому-нибудь, а самому королю Баварии. Знал бы Дагер, что двести лет спустя никому и в голову не придет держать пластину над парами нагретой ртути, чтобы проявить фотографию... Порадовался бы предприимчивый француз за потомков.

А вскоре английский ученый Уильям Тальбот изобрел фотобумагу и получил первый в мире негатив. В те времена фотографию не воспринимали всерьез — она была игрушкой в руках ученых мужей и знати. Когда Тальбот продемонстрировал в Королевском институте свои «фотогенные картины», они, само собой, вызвали в обществе интерес, и многие захотели получить свои портреты, сделанные в новомодной манере. Но если бы вы знали — сколько труда и сил тратилось в те времена на создание такого портрета! Лицо человека покрывали густым слоем пудры, чтобы оно четко вырисовывалось на снимке, шею фиксировали железным ухватом, чтобы в процессе съемки фотографируемый не делал лишних телодвижений... И в таком вот положении «модель» проводила довольно длительное время. Каждый кадр «брали с боем», процесс был трудоемким, а результат редко вызывал восторг.

Кстати, вспоминая Эпоху великих изобретений, не лишним будет вспомнить еще одного великого человека, имеющего непосредственное отношение к мобилографии: Александра Грэхема Белла, который в 1876 г. запатентовал в США агрегат под названием «телефон». Говорят, что если бы Белл был тесно знаком с таким предметом, как электротехника, то конструкция телефона отличалась бы повышенной сложностью и нормального адекватного аппарата нам было бы не видать еще лет сто. Как говорится, без прошлого не было бы настоящего, поэтому скажем спасибо этим великим людям, подарившим нам две незаменимые вещи: фотоаппарат и телефон. Новейшие веяния технической мысли объединили эти два прибора — в результате кроме мобильной связи мы получили возможность делать цифровые фотографии. Заниматься свободным искусством теперь может каждый, и общение приобрело новые грани.

Ломография

Творчество — это, конечно, хорошо. Но с тех пор как появились цифровые фотокамеры, люди начали забывать, какое это удовольствие — сидеть в темной ванной, окунать листы фотобумаги пинцетом в проявитель и фиксаж, при этом, затаив дыхание, смотреть, как начинает появляться изображение.

Лотки, бобины и картонные альбомы с уголками отошли в прошлое. Мобилография — сравнительно новый вид искусства, это новомодное течение еще не успело обрасти легендами и притчами. Все произошло как бы само собой, но то, что получилось, упорно не влезало в привычные рамки. Некоторые считают, что первопроходцем в данной области была ломография, получившая свое название по марке фотоаппарата Lomo Compact Automate. Историческое событие случилось в 1993 году. Купив всего за 12 долларов аппарат Lomo, два бедных студента «в потрепанных кожаных пальто» Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер вышли на улицы Праги и начали фотографировать все, что под руку подвернется. Снимки делали и с плеча, и из-за спины, и держа фотоаппарат высоко над головой. В результате этих несложных манипуляций получались смазанные картинки и необычные ракурсы. Такая авангардная методика позволила по-новому взглянуть на привычное уже к тому времени искусство фотографии.

Между прочим, Lomo Compact был создан не где-нибудь, а в Ленинграде. В 1984 году группа советских разработчиков под руководством М. Г. Холомянского выдала продукт, ни в чем не уступавший популярным на западе «мыльницам». Из-за своей легкости и небольшого габарита этот «фотик» легко помещался в кармане. Советские туристы быстро оценили все преимущества этого несложного в эксплуатации устройства. Однако к началу 90-х спрос на ЛОМО резко упал из-за отсутствия оптовых покупателей. Так и канул бы в Лету Lomo Compact, если бы не австрийские студенты-ломографы. Они проявили отснятый материал, сделали из своих снимков панно и... пришли в небывалый восторг! Фигль и Странцингер обратились за поддержкой в Венский муниципалитет и создали Международное ломографическое общество.

Двум австрийским паренькам удалось возродить интерес к Lomo Compact. Сейчас фотоаппараты поставляются в пятьдесят ломографических посольств по всему миру. Под девизом «LOMO —

Любовь и движение» 40 ломографических корпораций по всему миру творят километровые ломостены из «разрушенных» движением фотографий. На одно большое панно наклеивают сотни разнообразных снимков и в результате получают потрясающую фото-инсталляцию.

Ломографическое посольство есть и у нас, в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад проект под патриотическим названием «Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину» занял первое место в конкурсе «Лучший PR-проект года». Тысячи и тысячи людей научились «выговариваться» размытыми и сумасшедшими картинками, снятыми «от бедра». Просто совпали две важные вещи — идея и способ реализации — ловля мгновений и компактный простой фотоаппарат. И ничего нет удивительного в том, что мобилография стала так популярна в последнее время — ведь мобильных телефонов с фотокамерами так много, они такие простые, понятные и всегда под рукой...

Российская ломография

На сайте Ломографического посольства в России () вы не только почерпнете массу ценной информации о ломографии как искусстве, но и узнаете о мероприятиях и акциях, которые проводят отечественные любители нестандартной фотографии.

Как пишут сами «разрушители правил»: «Съемка — это часть твоей жизни, неотъемлемая ее часть. Ты идешь по улице со своим другом ломографом, у тебя в руке lomo-камера, в плеере lomo-музыка, в телевизоре lomo-фильмы, в холодильнике lomo-еда — это не паранойя — это твоя жизнь».

С камерофоном наперевес

Мобилографы — они такие необыкновенные люди... Они испытывают детский восторг, глядя на всех через объектив телефона. Нет никаких лишних мыслей и практически никаких ограничений — не надо экономить пленку, заниматься проявкой и печатью... Хотите продемонстрировать свои творения как можно большему количеству людей? К вашим услугам интернет и MMS.

Весной 2004 года было создано «Всемирное общество мобилографов». Основатель этой организации, Дмитрий Резван, предложил объединиться и сохранить сознание свободным для интересных снимков. Сейчас на сайте ВОМ красуется Мобилограмма Мира, сложенная 766 мобилографами из 16186 мобилографий.

На сайте уже зарегистрировано около 1600 человек, которые ежедневно скидывают на всеобщее обозрение кучу эксклюзивных кадров. Их имена еще неизвестны, но это дело времени, так как «импрессионизм XXI века» нуждается в своих героях. Никто не делит снимки по темам — от чего и создается столь мощный эффект визуального потока сознания. Главные герои: города, случайные прохожие, игра света, движение, московская подземка.

Казалось бы — совсем недавно прошла первая выставка Международной федерации художников и Творческого союза художников, где мобилографию официально представили как новое направление в искусстве. А теперь, во многом благодаря стараниям ВОМ, за право продемонстрировать миру творчество мобилографов сражаются десятки ведущих галерей. Люди творческие изо всего делают хепенинг — устраивают мультимедийные шоу с оригинальным музыкальным сопровождением, увеличивают миниатюрные фото, составляют из них панно...

Rambler 8181

Специально для мобилографов на портале Rambler появился проект «Rambler 8181» (). Сервис сам по себе бесплатный — деньги берут только за передачу данных на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , после чего они автоматически публикуются в личном фотоальбоме. Понятное дело, мобилографы — люди современные, им без интернета никак. Промежуток между рождением снимка и появлением его на сайте — ничтожен! А чем быстрее удастся поделиться своими эмоциями с окружающими, тем сильнее смысловой эффект фотографии.

В журналах и на сайтах постоянно объявляются все новые и новые мобилографические конкурсы, привлекающие большое количество участников. И интерес этот понятен, так как особых технических приспособлений участникам не требуется. Мобилографии не нужно долго учиться, здесь пока нет каких-то определенных правил и устоявшихся нормативов. Конечно, со временем и это новомодное течение обрастет догматами — недавно в серии «Популярный самоучитель» вышла книга «Фотографируем мобильным телефоном», которую написал А. А. Заика. В этом творении очень подробно и сложно излагается вся система работы над кадром, вплоть до постановки света. Не исключено, что вскоре появится и учебник по импровизации для акынов. Бесполезное это дело — изучать мобилографию по книжке, оттого-то и не вызвало творение А. А. Заики одобрения у публики.

Смазанные образы, затуманенные горизонты, затемненные блики — вот в чем особая прелесть таких «случайных» фотографий. Мобилография стала новым стилем жизни. Движение можно остановить. Ты и твоя фотография — индивидуальны и неповторимы. Границы медленно стираются, а мгновения становятся легкими и почти прозрачными.

Как легко передать свое настроение с помощью MMS! Скучаю, люблю, переживаю, радуюсь, ненавижу — обо всем этом можно рассказать без слов.

А что же насчет цифрового фото, спросите вы? Они с мобилографией, скорее, родственники, чем соперники. Идеальное и неидеальное изображение. И то и другое имеет место быть. Съемка цифровой камерой куда ближе к классической фотографии, для многих профессионалов цифровые фотокамеры стали всего лишь еще одним удобным инструментом. В мобилографии куда важнее уловить настроение, чем правильно выставить экспозицию.

Японцы, которые года три назад придумали вставлять фотокамеры в телефон, наверняка не думали и не гадали, что их новый «комбайн» станет причиной появления нового авангардного течения в искусстве.

Нечестная мобилография

Далеко не все граждане используют камерофоны исключительно в гуманных целях. У всякой медали есть обратная сторона, так что кроме добрых и милых мобилографов есть очень много людей, увлекающихся скрытой съемкой. Такой экстрим получил широкое распространение как в интернете, так и среди любителей MMS. В результате кадры, снятые на камеру мобильного телефона, становятся орудием шантажа, плагиата, шпионажа, поводом для драк и судебных разбирательств.

Порнография и сцены насилия снимаются и закачиваются явно не любителями высокого искусства. Крупные спортивные центры США были вынуждены ограничить пользование сотовыми телефонами, так как съемки проводились в раздевалках и душевых. Правительство Саудовской Аравии было вынуждено пойти на более жесткие меры — в этой стране попросту запрещено пользоваться телефонами с фотокамерами. Руководство крупных корпораций также было вынуждено наложить запрет на камерофоны из-за опасности разглашения конфиденциальной и служебной информации. Аналитики считают, что неконтролируемое развитие мобилографии разрушило право на частную жизнь. Некоторые «случайные» фото могут стать поводом для очень громких скандалов. Достаточно вспомнить, что произошло с британским принцем Гарри, которого на одной из вечеринок засняли в нацистской форме. Надо думать, королева была очень недовольна...






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.