Праздник, который всегда с тобой

Согласно исследованию аналитиков ARC Group (), на данный момент в мире Java-игры и приложения являются второй по популярности услугой после SMS. Одни только рассылки Java-приложений на мобильные телефоны принесут операторам связи более чем 15,5 миллиардов долларов в ближайшие 4 года.

Причиной такого колоссального успеха Java на мобильном рынке считается ее доступность, а главное — большое разнообразие предоставляемых для скачивания игр и приложений.

 

Давным-давно, в далекой-далекой галактике...

Первые игрушки для телефонов были типичными “убийцами времени” — вроде “змейки” или “тетриса”. Они имели простенькую графику и бесконечную играбельность, но были намертво забиты в прошивку (firmware). Потом появились аппараты, позволявшие владельцам закачивать свежие игры (и не только) при помощи кабеля, подключаемого к компьютеру. Игры того времени отличались черно-белой палитрой и простейшим игровым процессом.

Прогресс не стоял на месте: размеры телефонов уменьшались, а их возможности — расширялись. Наступила эра цветных дисплеев и полифонии. Одновременно с этим началось бурное развитие индустрии мобильных развлечений, начиная от SMS-забав и заканчивая главными героями статьи — Java-играми.

Язык Java молод и динамично развивается. Не так давно в свет вышла вторая версия, которая так и называется — Java2. Он очень популярен как в среде web-разработки, так и, с появлением версии Java 2 Micro Edition (J2ME), среди разработчиков приложений для мобильных устройств и для КПК.

Консольная эволюция

Игровая приставка Dendy и одна из игр, которые на ней шли. Напоминает многие нынешние игры для обычных мобильных, верно?

Дальнейшее развитие консолей: Sega Mega Drive 2 и новый уровень. Примерно соответствуют уровню смартфонов.

Вполне современная Sony PlayStation 2. Нечто подобное уже доступно для того же Nokia N-Gage.

Microsoft X-box. Такой уровень графики для мобильных устройств сейчас кажется заоблачным. Но... думается, все еще впереди.

Наши дни

Широкое распространение Java-игры получили именно с появлением цветных дисплеев. Разработчики приняли новинку на вооружение, и в конечном итоге в выигрыше остались все. Пользователи получили игры, которые не только заставляли работать серые клеточки мозга, но и имели приятный внешний вид. А разработчики, в свою очередь, получили источник дохода.

В настоящее время Java-игр существует великое множество. Есть как платные, так и бесплатные, причем последние иногда оказываются не хуже своих коммерческих собратьев; есть простые и сложные, дорогие и дешевые — одним словом, на любой вкус и цвет.

Однако Россия — пока что новичок на рынке мобильных игр. Их ассортимент не столь широк и разнообразен, как “меню” западных операторов сотовой связи и контент-провайдеров (см. статью “Кому уходят деньги за электронные развлечения” в номере). Буквально на наших глазах ситуация меняется в лучшую сторону, но пока что российский игровой рынок еще остается однобоким: доминирующие позиции принадлежат аркадам.

Сложившуюся сейчас мобильно-игровую ситуацию в России можно сравнить с ранним этапом развития консолей и консольных игр. Для телефонов характерны те же черты, которые были свойственны первым консолям. Это малый объем памяти, медленные процессоры и т.д. Но приставки со временем развились и сейчас демонстрируют потрясающий уровень графики. Думается, телефоны переживают похожий период, и в будущем нас ждут игры, которые не уступят образчикам с X-Box или PlayStation 2.

И это будущее — не за горами, в чем убеждают зрелищные трехмерные игры, которые выпущены для Nokia N-Gage. Такие как Tomb Raider, Tony Hawk's Pro Skater и другие. В России эти игры еще не вошли в обиход, хотя бы в силу высокой стоимости. Впрочем, это уже тема для отдельной статьи.

Вчера, сегодня, завтра

Мобильные игры прошлого...

...настоящего...

...и уже наставшего будущего.

Логика спортивных аркад

Самый популярный жанр в России на сегодня — аркады. Следом за ними — логические игры. И на почетном третьем месте — так называемые “игры для взрослых”. Еще в солидных порциях присутствуют различные “гонки” и “леталки”, они же — аркадные авто- и авиасимуляторы, и спортивные развлечения. Гораздо реже встречаются экшены, стратегии и ролевые игры. Последние, собственно, можно сосчитать по пальцам.

С аркадами все обстоит замечательно. Тут вам и вариации на тему арканоида (разбиваем шариком кирпичи), и стрелялки, и платформеры (идем вперед, прыгая по препятствиям и отбиваясь от врагов), и римейки давно забытых хитов вроде Alien Invasion (космический кораблик расстреливает летящих сверху пришельцев), и прочее.

Логические игры противоположны аркадам. Если аркады построены на скорости реакции, быстроте пальцев и элементарной сообразительности, то логические обычно не требуют никакой реакции, зато хотят от вас максимальной мозговой активности. В этой сфере лидирующие позиции занимают паззлы (составление картинок из частей), аналоги “15-шек” (нужно выставить цифры или символы в определенном порядке), лабиринты (нужно выбрать единственно правильный путь либо освободить его, уничтожая препятствия в определенном порядке). К логическим играм относятся также шахматы, шашки, крестики-нолики, морской бой и иные настольные развлечения, но подчас они менее интересны, так как искусственный интеллект на мобильных пока далек от идеала и редко когда может противостоять подготовленному игроку. Существуют также аркадные логические игры, совмещающие головоломки с динамичным игровым процессом.

Игры для взрослых — различные действа эротического толка, обычно построенные либо на основе покеров и тетрисов, либо же вовсе лишенные “ненужных” условностей вроде сюжета и игрового процесса. Всецело на любителя.

Далее — симуляторы. Здесь можно встретить массу незатейливых “ездилок” и “леталок”: автомобильные ралли, воздушные сражения с участием авиатехники и вертолетов, мотозаезды и многое прочее.

Спортивные игры склонны к аркадности. Например, футбол позволяет не только забивать мячи и гонять игроков по полю, но и, например, устроить потасовку, а иногда можно поучаствовать в матче свинокрокодилов против акулособак. Что, впрочем, очень даже неплохо. Есть и более привычные виды спорта: гольф, хоккей, сноубординг.

Вместе с появлением смартфонов в поле зрения замаячили экшены (action — англ. “действие”). Это боевики, которые в основе своей подобны аркадам, но отличаются гораздо более многоплановым и разветвленным игровым процессом. К примеру, вместо того, чтобы просто убить врага, к нему можно незаметно подкрасться и захватить в плен, либо вовсе остаться незамеченным.

Стратегии в большинстве представлены пошаговыми варгеймами с упором на тактическое планирование, однако встречаются и разработки, где действие разворачивается в реальном времени. Впрочем, в стратегиях отсутствие мыши подчас накладывает сильный отпечаток на удобство управления.

Ролевые игры пока что представлены минимально, однако отлично чувствуют себя на мобильной платформе, и перспектива их развития видится в радужных тонах. Сейчас существует не более десятка “настоящих” представителей жанра.

И, наконец, в последнее время популярность приобрел жанр менеджеров, где вы выступаете руководителем футбольной команды или же устраиваете карьеру поп-звезды.

Другие игровые платформы Mophun

Интернет:

Создатель Mophun, компания Synergenix, позиционирует свое детище как программную игровую консоль. Разработка платформы была начата в 1999 году, и сегодня она, в принципе, способна конкурировать с Java.

Если рассматривать техническую сторону, у Mophun практически нет конкурентов. Согласно тестам независимых компаний, на одном и том же устройстве Mophun выдает производительность в 150 раз (!) выше, нежели J2ME. Потенциально под эту платформу можно создавать игры с навороченной 2D и даже 3D графикой. Казалось бы, за чем дело стало? Оказывается — за маркетингом.

Mophun — бесплатная платформа. Однако его текущая сеть распространения намного слабее и неповоротливее, нежели таковая у Sun Microsystems. В итоге производители мобильных устройств предпочитают использовать пусть и более медленную, зато доступную всем J2ME.

Если Mophun сможет получить достаточную поддержку от производителей телефонов, то нас всех ждет светлое будущее в виде более красивых и более динамичных игр. В настоящее время платформа интегрирована в большинство телефонов Sony Ericsson (в которых она, кстати, соседствует с обычной Java), а также в некоторые модели Nokia (например, в 6600, 3650/3660, 7650, N-Gage/N-Gage QD и др.), Motorola A920/925 и Siemens SX1.

В России игры для Mophun представлены слабовато. Безоговорочно доминирует более универсальная Java.

Symbian OS

Интернет:

Symbian изначально проектировалась как эффективная многозадачная операционная система для PDA, а не усеченная версия настольной ОС. Она позволяет работать, не задумываясь о вероятных сбоях в питании, не предполагает мощных процессоров для нормальной работы, занимает минимум памяти (как дисковой, так и оперативной), оптимизирована по скорости и имеет обширные возможности для модернизации. Реализована и мультимедийная сторона: воспроизведение mp3 или видео для Symbian — не вопрос. На базе Symbian разработка и внедрение приложений и устройств происходит быстрее и дешевле остальных платформ при более высоком качестве конечного продукта.

Игровые возможности Symbian ничуть не слабее, чем у ее прямого конкурента в области мобильных устройств — Microsoft. Теоретически в эту ОС можно встроить поддержку практически любых программных платформ и технологий, что и подтверждается, например, в смартфоне Sony Ericsson P900 — это устройство понимает как игры для Symbian, так и J2ME, а также Mophun.

Brew

Интернет:

BREW (Binary Run-Time Environment for Wireless) — ориентированная на технологию CDMA программная платформа для сотовых телефонов, смартфонов, коммуникаторов, КПК и т.п. Она представляет собой мост между процессором устройства и приложениями, написанными на языке высокого уровня.

BREW может работать с несколькими вариантами HTML для мобильных устройств, обладает богатыми мультимедийными возможностями, обеспечивает простое импортирование приложений на другие платформы и имеет много других достоинств. На сегодняшний день BREW используется операторами в Америке, Азии и Австралии, а также — в нескольких CDMA-сетях Европы. Предполагается запуск сервисов на базе этого продукта и в сети российского оператора “СкайЛинк”. Девятнадцать компаний-производителей, в том числе Audiovox, Motorola и Sony, предлагают около ста моделей телефонов с поддержкой BREW.

Ближайшее будущее

Аркадность мобильного рынка, на самом деле, легко объяснима. Во-первых, аркады элементарны в разработке и при этом гарантированно находят аудиторию. Во-вторых, сами телефоны создают ограничения: маленькие экраны не всегда позволяют реализовать сложную детализированную графику, а управление игрой при помощи цифровых клавиш не настолько уж удобно. И, в-третьих, существуют “программные” проблемы. Не будем вдаваться в их суть, отметим только, что язык Java тоже не является идеальным.

Но прогресс неумолимо движется вперед, и планка качества для Java-игр поднимается с космической быстротой. Телефоны становятся мощнее, а игры — обретают трехмерность, глубину сюжета, оригинальность и атмосферность игрового мира.

А еще у мобильных телефонов, в силу их устройства, есть свои изюминки и уникальные черты, которые отличают их от консолей и от персональных компьютеров и которые еще не задействованы в полную силу. Например, уже сейчас переплетаются понятия “онлайновые игры” и “игры для мобильных телефонов”. К примеру, создана и успешно функционирует мобильная версия онлайновой ролевой игры Tibia (), которая позволяет в буквальном смысле постоянно находиться в любимой многими онлайновой ролевой вселенной. В дальнейшем, по-видимому, нас ждет еще более тесная интеграция, которая не обойдет стороной и зубров индустрии MMORPG (массовые онлайновые ролевые игры). Думается, нам еще предстоит увидеть мобильные версии многих существующих сейчас в интернете вселенных.

В самом же ближайшем будущем — на российском рынке появятся лицензируемые сейчас зарубежные хиты, среди которых мобильные переделки компьютерных блокбастеров Prince of Persia: Sands of Time, Splinter Cell, Rainbow Six и XIII, а также — многие другие интересные и увлекательные игры. Ждите обзоров на страницах “Mobi”!

Основные жанры в картинках

Обычные азартные игры — все то, во что вы можете сыграть, придя в казино: от карточных игр до одноруких бандитов.

Аркады делятся следующим образом:

аркады в чистом виде;

арканоиды необходимо разбить все кирпичи;

платформеры — прохождение по уровню, собирание подарков, уничтожение врагов;

и скроллеры — игровой мир движется относительно игрока или справа налево, или сверху вниз.

Драки (файтинги) — рукопашные бои.

Логические игры — проверка мозговых извилин игрока на прочность.

Ролевые игры, они же RPG (Role Playing Game). Ваш персонаж набирает опыт и растет в умениях.

Симуляторы — позволяют ощутить себя водителем раллийной машины или, например, пилотом “МиГа”.

Спорт — вариации на спортивную тематику.

Стратегии — строим и развиваем военные базы, производим технику, ровняем противника с землей.

Экшены (action) — вы становитесь героем боевика.

Игры для взрослых — без комментариев.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.