Игровые приставки: первое поколение (1972-1977)

До сих пор бытует мнение, что видеоигры — совершенно новый тип развлечений. Между тем с момента появления в продаже первой в мире игровой консоли прошло без малого три с половиной десятилетия. Специалисты выделяют семь поколений игровых консолей. Сегодня речь пойдет о первом из них (с 1972 по 1977 год). Разумеется, в рамках нашей галереи мы не сможем показать все выпущенные за тот период продукты, поэтому постараемся рассказать лишь об основных моделях, которые оставили наиболее значительный след в развитии индустрии видеоразвлечений.

Именно Odyssey стала первой попыткой приручить абсолютно новый вид «интерактивных развлечений». Не многие знают, но произведение Ральфа Байера также стало первым опытом работы Nintendo с видеоиграми: в 1975-м, до того как заняться производством своих собственных приставок, эта компания занималась дистрибуцией Magnavox Odyssey в Японии. Экспортировалась эта американская разработка и в другие регионы.

Кстати, у контроллеров для Odyssey имелось по три поворачивавшиеся ручки. Две из них использовались для передвижения игроков, а третья контролировала уровень отклонения «мяча». Система поддерживала простейший мультиплеер на двоих. В самой первой модели контроллеры выводились на отдельный маленький дистанционный блок с элементами управления, однако позже эти ручки перенесли на корпус самой приставки (сэкономив тем самым на производстве).

Если верить авторитетному справочнику The Videogame Style Guide, первой коммерчески доступной приставкой считается Magnavox Odyssey, выпущенная в 1972 году. Главным разработчиком проекта был американец Ральф Байер (Ralph Baer), он и создал прототип (Brown Box) еще в 1968 году. Технически именно эта «коричневая коробка» и является первой в мире игровой видеоприставкой. Работала машинка от батареек и обходилась без поддержки звука. На приставках из этой серии запускалось около 12 игр (Table tennis, Simon says, Submarine, Analogic, Haunted house, Roulette, States, Ski, Football, Cat and mouse, Hockey and Tennis). С большинством из них поставлялись специальные изображения, которые предлагалось наклевать на экран телевизора. Графика здесь была минимальная. В основном, пара-тройка квадратиков/черточек. В качестве периферийного устройства отдельно продавалось световое ружье, которое легко можно было бы спутать с настоящим «шотганом».

 

В 1975 году выпустили Magnavox Odyssey 100, в основу которой положены чипы от Texas Instruments (эта компания сегодня один из лидеров на рынке процессоров для мобильных устройств). В том же году на прилавках американских магазинов появилась Magnavox Odyssey 200. В следующем году серию продолжили, выпустив Magnavox Odyssey 300 и Magnavox Odyssey 400 и даже Magnavox Odyssey 500.

 

Magnavox Odyssey 200

Magnavox Odyssey 300

Magnavox Odyssey 400

 

Начиная с Odyssey 500 предпринимались попытки разнообразить «графику» — вместо обычных «квадратиков» разработчики пытались вырисовывать фигурки виртуальных игроков (теннисистов или хоккеистов). Впоследствии, в 1977 году, Magnavox также выпустила модели Odyssey 2000, 3000 и 4000. К запуску планировалась и Odyssey 5000, но она так и не сошла с конвейера. Сегодня купить Odyssey 4000 можно всего за $10 на eBay, а в начале 1972-го Magnavox Odyssey стоила $99.

 

Magnavox Odyssey не была единственной. В 1973 году американская компания с японским названием Atari выпустила аркадный автомат PONG. Идея перенести эту простенькую игрушку на экраны телевизоров пришла сотруднику Atari Гарольду Ли (Harold Lee). Сделать это было достаточно просто, так как по своей структуре аркадная PONG являлась лишь «игровой платой», подключенной к обычному телемонитору. Разумеется, готовый продукт, появившийся в магазинах в 1975-м, был уже самостоятельной коробкой с двумя ручками управления (по одной для каждого игрока). Распространять приставку в США собиралась сеть универмагов Sears под специально созданным брендом Tele-Games. Зимой 1975 года домашний PONG разошелся тиражом в 150 тысяч штук, в три раза превысив прогнозы. Стоимость приставки составляла на то время $100.

 

Уже в следующем году Atari начала дистрибуцию Home PONG, который получил феноменальный успех. Основное отличие от оригинальной версии — способность отображать на экране очки игроков в цифровом виде, поддержка звука (характерный писк системы до сих пор остается настоящим аудиосимволом видеоигр) и более доступная цена. Кроме того, Atari PONG ушла от поднадоевшей черно-белой гаммы. Именно PONG считается одной из первых видеоприставок, которые заслуженно окрестили частью современной поп-культуры. К сожалению, это почетное звание так и не досталось Magnavox Odyssey — истинной первооткрывательнице рынка.

 

Кроме Magnavox Odyssey и Home PONG на полках магазинов США в 1976 году также появилась приставка Coleco Telstar. Продукт от Coleco стал своеобразным клоном PONG «для бедных». При розничной цене в $50 эта система оказалась чрезвычайно популярной. Только в 1976 году было продано свыше миллиона единиц — немыслимый по тем временам тираж. Игр было немного, но при таком ценнике это мало кого заботило. Забавная особенность Telstar заключается в том, что она продавалась частично собранной. Пользователям приходилось самостоятельно подсоединять ручки и наклеивать декоративные рисунки на пластиковый корпус. Предполагается, что на такой шаг Coleco пошла для того, чтобы сохранить низкую цену.

 

В том же году была выпущена система Coleco Telstar Classic. Классической ее называли только потому, что в корпусе имелась вставка «под дерево». Игр на этой системе было только три (Tennis, Hockey, Handball). Каждая из них имела по три уровня сложности. Всего же выпущено около девяти вариантов Telstar, отличавшихся друг от друга в основном только косметическим оформлением и незначительными техническими изменениями.

Первое поколение игровых видеоприставок не могло порадовать разнообразием технологических решений или самих игр. Тем не менее бесконечные «переосмысления» пинг-понга послужили базой, на основе которой вскоре вырастут Atari 2600, Magnavox Odyssey 2, Mattel Intellivision и другие системы, о которых мы расскажем в следующий раз.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.