Грызун типа "мышь": от разработок NASA до 3D-манипуляторов

Представить современный компьютер без мыши просто невозможно. Она настолько прижилась на наших столах, что кажется – существовала всегда. Однако это далеко не так, и, прежде чем стать такой, какой она есть сегодня, компьютерная мышь прошла довольно длинный путь эволюции. За это время сменилось множество технологий и форм, но назначение манипулятора, названного когда-то в честь грызуна за длинный, похожий на хвост провод, осталось неизменным и заключается в управлении графическим интерфейсом операционной системы ПК.

Официальная история компьютерных мышей началась в 1963 году, когда в голове сотрудника Стэндфордского исследовательского института Дугласа Энгельбарта родилась идея механического датчика перемещения. А спустя год был сконструирован первый рабочий прототип манипулятора типа «мышь» с корпусом из натурального... дерева. Инновация предназначалась для интерфейса операционной системы oN-Line System (NLS) и имела два перпендикулярно расположенных колесика. Увы, из-за большого количества недостатков эта конструкция на рынке не прижилась, хотя проект даже поддерживался космическим агентством NASA.

Видео

 

Об изобретении Энгельбарта вспомнили лишь десять лет спустя, в 1973 году, благодаря компании Xerox PARC и компьютеру Alto. В нем впервые использовались такие обыденные по сегодняшним меркам понятия, как графический пользовательский интерфейс и рабочий стол, а управление осуществлялось с помощью мыши. Ее для Xerox разработал Билл Инглиш – бывший сотрудник лаборатории Энгельбарта, принимавший участие в создании первого манипулятора. Увы, Alto так и остался прототипом – его массовое производство налажено не было.

Видео

Мышь, использовавшаяся с Xerox Alto, отличалась от своего предка более компактными габаритами и имела три кнопки. Место двух перпендикулярных колес в ней занял один подшипник с прижатыми к нему «считывающими» колесами. При планировавшейся стоимости самого компьютера порядка $16000 мышь оценивалась в $400.

 

Начиная с первых мышей Apple, главными элементами большинства оптомеханических мышей вплоть до наших дней являлись свободно вращающийся в своей нише металлический шарик с резиновым покрытием, пара роликов с круглыми перфорированными пластинами на концах и такое же количество оптических датчиков. Мышь делалась легко разборной, чтобы пользователь мог свободно чистить часто загрязняющиеся внутренности – шарик и ролики.

 

Первая оптическая мышь была сконструирована в начале 1980-х в компании Mouse System Corporation и содержала излучающий светодиод и воспринимающий отражение датчик. Функционировать эта мышка могла только на специальном металлическом коврике с нанесенной на его рабочую поверхность сетчатой разметкой в виде чередующихся разноцветных линий. Стоили такие мыши дорого, а обращаться с ними было гораздо сложнее, чем с современными оптическими устройствами. К примеру, неправильная ориентация мышки относительно разметки коврика или загрязнение последнего приводили к некорректной работе.

 

Такими, какими мы привыкли видеть оптические мыши в наши дни, они стали благодаря двум компаниям – Agilent Technologies (подразделение корпорации HP), разработавшей технологию оптических CMOS-фотосенсоров (по сути, маленькую цифровую камеру), и Microsoft, на основе этой технологии в 1999 году выпустившей первую коммерческую оптическую мышь IntelliMouse. Работать этот манипулятор мог практически на любой ровной поверхности, кроме зеркальной и светящейся, при этом сканируемый участок подсвечивался светодиодом. Для повышения точности некоторые мыши оснащались сразу двумя сенсорами.

 

2004 год. Компания Logitech выпускает оптическую мышь MX1000, в которой вместо светодиода используется маломощный лазер. Он обеспечивает в разы большую чувствительность и позволяет манипулятору работать даже на стеклянных и зеркальных поверхностях, потребляя при этом мало энергии и не требуя подсветки.

Точность некоторых современных «геймерских» лазерных мышек, таких как, к примеру, Razer Lachesis, достигает уже 4000 dpi.

 

Появившееся в 1990-х годах устройство 3DConnexion SpaceMouse стало первым образцом так называемых трехмерных мышей, в основе которых лежит принцип ультразвукового отслеживания движений (из-за этого их еще нередко называют летучими мышами). В настоящее время примером реализации подобной технологии служит контроллер Nintendo Wii Remote.

Видео

 

На рынке PC-совместимых ПК наиболее популярными всегда были двухкнопочные манипуляторы. Под них «заточено» подавляющее большинство программных продуктов. Существовали и трехкнопочные решения, в которых имелась средняя клавиша. В наше время найти на рынке двухкнопочных и трехкнопочных мышей в чистом виде довольно трудно. Большинство предлагаемых сейчас решений имеет две кнопки и расположенное между ними колесо прокрутки, заменившее и расширившее функциональность средней кнопки.

 

Вместо колеса прокрутки мыши Mitsumi Scroll и IBM TrackPoint Mouse оборудованы мини-джойстиком. Главное преимущество такого решения в его компактности при возможности осуществлять скроллинг в двух измерениях.

 

Альтернативой обычным колесам и джойстикам может служить колесо с функцией отклонения влево-вправо для горизонтальной прокрутки, такое как используется в некоторых мышах Logitech.

 

Вместо привычного колеса прокрутки у Genius Traveler 515 Laser используется оптический сенсор OPTO-Wheel с регулируемой чувствительностью. В зависимости от направления движения пальца по нему меняется и направление прокрутки (вертикальное или горизонтальное).

 

Специально для заядлых геймеров, а также просто любителей ярких ощущений в линейках некоторых производителей представлены мыши с технологией обратной тактильной связи. Используя такой манипулятор в играх, пользователь может чувствовать отдачу при выстрелах либо дрожание при езде по кочкам, а при работе в Windows «вибромышь» позволяет ощутить рельеф значков и кнопок. Одной из первых подобные технологии предложила компания Logitech, представившая в 2001-м серию мышей iFeel MouseMan.

 

Появившаяся на рынке в 2005 году мышь Apple Mighty Mouse имела сразу две особенности. Во-первых, вместо традиционного колеса прокрутки она обладала шариком, вращать которой можно было в любом направлении. Во-вторых, у Mighty Mouse отсутствовали привычные кнопки, отчего корпус мыши выглядел монолитным, а нажатия осуществлялись за счет находящихся в манипуляторе датчиков давления.

 

Поскольку изначально IBM PC не имели специального порта для подключения мыши, первым манипуляторам приходилось использовать специальные адаптеры, устанавливаемые в обычный 8-разрядный слот расширения ISA. Подключаемые таким способом мыши назывались параллельными, или шинными.

 

Впоследствии для подключения мышей был приспособлен последовательный порт. Сначала использовался 25-контактный разъем, но очень скоро, с переходом индустрии на корпуса форм-фактора AT, был освоен более компактный 9-пиновый коннектор.

 

Как известно, компьютерные мыши получили свое название из-за наличия у них провода, напоминающего хвост. Однако в ходе эволюции у некоторых мышей этот хвост был упразднен, то есть появились беспроводные мыши. Классическая беспроводная мышь состоит из двух частей – собственно манипулятора и приемного устройства. Последнее подключается к одному из портов ПК, а с мышкой «общается» по воздуху.

Первые беспроводные мыши использовали инфракрасный интерфейс, из-за чего работать с ними было весьма проблематично: стоило между «базой» и манипулятором возникнуть какой-то преграде, как связь прерывалась. Современные беспроводные мыши общаются с приемным устройством по радиоканалу, в том числе (дорогие модели) и по протоколу Bluetooth. В отличие от ИК, радио не страшны предметы на столе.

 

В 2002 году корпорация Microsoft представила первую серийную мышь, использующую в качестве интерфейса стандарт Bluetooth. В отличие от других беспроводных мышей, «грызунам» с «голубыми зубами» не требуется специальный приемник, так как его роль может выполнять любой Bluetooth-адаптер. Благодаря этому использовать такие манипуляторы можно не только с ПК или ноутбуком, но и с КПК. Кроме того, к одному адаптеру можно привязать сразу несколько различных манипуляторов, дальность действия которых составляет около 10 метров.

 

Существует класс мышей, специально созданных для работы с ноутбуками. По размерам они зачастую едва превосходят яйцо, отчего без проблем умещаются на площадке для запястий.

Видео

 

 

Кроме традиционного пластика в изготовлении компьютерных мышей применяют и другие материалы, причем зачастую совершенно несвойственные для электронной техники. Одно из самых популярных направлений – «грызуны» в корпусах из дерева и кориона (материала, по свойствам близкого к камню), выпускаемые, в частности, фирмой HolzKontor.

 

Функциональность мышей не ограничивается лишь одним управлением ПК. Фантазии производителей не знают границ, в результате чего появляются экземпляры вроде OptiWind. Особенность сего манипулятора – встроенный вентилятор для обдува ладони пользователя. По всей видимости, рассчитана эта мышка на наиболее заядлых геймеров, которые часами не будут отрывать от нее руки.

 

Идея наделения компьютерных мышей различными «сторонними» функциями не дает покоя многим производителям. Одну из самых «ходовых» идей интеграции представляет раскладная оптическая USB-мышь Genius Navigator 380 с возможностями VoIP-телефона, с помощью которой можно не только управлять ПК, но и совершать звонки через программы типа Skype. Подобных «грызунов» в настоящее время представлено на рынке большое множество на любой вкус и кошелек.

 

Владельцы ноутбуков, часто испытывающие нехватку специального блока цифровых клавиш у своего портативного ПК, наверняка по достоинству оценят устройство «2-в-1» от компании EzKEY. Открываете прозрачную крышку на «спине» манипулятора – и к вашим услугам эта самая клавиатура. Закрываете – получаете почти обыкновенную мышь.

 






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.