Исповедь блондинки, или как я пыталась купить GPS-навигатор

Навигатор — это такая коробочка, которая работает от спутника...

Еще пятилетку назад GPS-навигация казалась нам зверем заморским, страшным и на Руси не нужным. Впрочем, так же дело обстояло лет 10-12 назад и с мобильными телефонами: на редких обладателей трубок, выполненных в форм-факторе «кирпич», смотрели как на людей несколько ненормальных. А сейчас что? Попробуйте кому-нибудь сказать, что у вас нет мобильного телефона и вы себя прекрасно чувствуете, — собеседник нервно скосит глаза к переносице и в лучшем случае перестанет общаться до второго пришествия, в худшем же вызовет бригаду санитаров с комплектом белоснежных смирительных рубашек.

Вот и с GPS так же — медленно и печально, но технология становится популярной, набирает обороты. Однако знают о ней на продвинутом уровне пока очень немногие — в основном же кто-то где-то что-то когда-то от кого-то слышал, но толком сформулировать, что это за штука такая, вряд ли сможет.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Поэтому, отправляясь в магазин за покупкой, хорошо бы все-таки представлять, какое навигационное устройство вы хотите купить и какие функции оно непременно должно выполнять. Информацию можно найти на тематических сайтах, форумах или, например, в нашем журнале. Другой вариант — подробно расспросить продавца-консультанта торговой сети обо всех технических нюансах модели, которая приглянется просто «лицом». По идее (и по Закону о защите прав потребителей), вам должны быть представлены максимально подробные и достоверные данные об устройстве, в противном случае можно смело требовать уплаченные за товар деньги назад. С другой стороны, мороки здесь не оберешься, да и доказать, что продавец навешал вам на уши полкило высококачественных макаронных изделий, тоже весьма затруднительно.

Нет, вы не думайте, что мы хотим огульно и голословно обвинить продавцов в тотальной технической безграмотности. Наоборот, мы восхищаемся этими мужественными людьми, которые за скромную зарплату должны в сжатые сроки выучить все характеристики всех устройств из ассортимента магазина, да потом еще и рассказать о них «на пальцах» привередливому потребителю. Но все же мы решили проверить, какую информацию о GPS-навигации может получить от продавца рядовой человек, не обремененный грузом специальных знаний об альманахах, эфимерисах и прочей малополезной ерунде.

Для этого мне, притворившись самой что ни на есть карикатурной блондинкой, пришлось обойти магазины и салоны крупнейших в Москве продавцов цифровой техники и задать общие вопросы о GPS-навигации. Легенда была придумана следующая: девушке заботливые друзья посоветовали подарить молодому человеку GPS, но что это такое барышня, разумеется, ни в зуб ногой. Результаты нашей проверки — перед вами.

Продавец никогда не покажет, что он чего-то не знает об интересующем вас устройстве. Отсюда и растут ноги ответов вроде «Плата за пользование GPS — 500 рублей в месяц»

Согласно Закону о защите прав потребителей, вам должны быть представлены максимально подробные и достоверные данные об устройстве, поэтому не стесняйтесь спрашивать: лучше показаться надоедливым занудой, чем потом мучиться с возвратом устройства

Сцена первая, позитивная

Озаботившись идеей купить «то, не знаю что», любой человек сначала минут пять тоскливо потопчется около полок с техникой, а потом схватит за рукав ближайшего продавца и задаст ему вопрос: «Скажите, а GPS у вас есть?». Вот и мой первый вопрос был именно таким, причем в каждом магазине. Правда, ответы отличались:

— Навигатор — это такая коробочка с картами, которая устанавливается в машину и показывает дорогу.

— Навигатор — это такое устройство, которое ловит сигнал от спутника и показывает, где вы находитесь.

— Навигатор — это коробочка, которая работает от спутника. В нее закачивается специальная программа, которая показывает на карте, как лучше проехать до определенного места.

— Навигатор — это устройство, которое показывает вам, где вы находитесь, и вычисляет, как вам правильно ехать, чтобы не заблудиться.

— Навигатор — это устройство, в которое закачивается специальная программа, и она ведет вас по городу через пробки.

Найти вменяемого продавца-консультанта, готового потратить 10 минут своего времени на дотошного покупателя, практически невозможно. В преддверии праздников шансы катастрофически уменьшаются

В общем, по сути, продавцы все сказали правильно — и карту упомянули, и спутники, и возможность определения положения пользователя, и функцию прокладки маршрута. Правда, упирать на то, что навигатор используется в автомобиле, все же не стоило — с этакой «коробочкой» можно и на велосипеде по городу кататься, и в горы безбоязненно лезть. Кстати, о «коробочке» — называть технически сложное устройство таким словом я бы все-таки поостереглась. Понятно, что потенциальный покупатель вряд ли очень хорошо разбирается в терминологии, но лучше не говорить с ним как с маленьким неразумным ребенком. Еще один «косяк» — отсутствие информации о том, что в качестве навигатора можно использовать не только специальное устройство (продавцы все как один утверждали, что лучше всех, хоть и дороже, именно этот навигатор), а связку из внешнего GPS-приемника и смартфона, КПК или даже ноутбука. Другое дело, что на торпеду автомобиля ноутбук не прилепишь, да и в лес за грибами с собой не возьмешь. Выходит, что мне просто пытались «впарить» самый дорогой девайс, даже не потрудившись выяснить, для каких целей он нужен и где его планируется использовать.

На самом деле

GPS-навигатор — это портативное устройство, которое определяет местоположение пользователя. Существует три вида GPS-устройств. Первый — это внешние GPS-приемники, которые подключаются к смартфону или коммуникатору, на устройство устанавливается программное обеспечение и карта, после чего всю конструкцию можно использовать для навигации. Но такое решение больше подходит в том случае, если вы планируете использовать функцию навигации не часто. Для автомобильной навигации по городу разумнее приобрести GPS-навигатор второго типа. Это собственно портативные GPS-навигаторы с заранее установленными картами для использования в автомобиле или во время пешеходных прогулок. Третий — специализированные GPS-устройства, предназначенные для путешественников, моряков и любителей экстремального отдыха. В зависимости от того, как вы планируете использовать устройство, и нужно выбирать конкретную модель.

Сцена вторая, бестолковая

Уяснив для себя, что навигатор — это устройство, с помощью которого можно прокладывать маршрут, покупатель неминуемо должен удивиться: что, и все — больше ничего он делать не умеет? Конечно же, меня сразу поспешили обрадовать:

— Навигатор еще подсказывает вам во время движения, где вам надо поворачивать.

— Некоторые навигаторы еще могут воспроизводить музыку и видео, другие оснащены модулем Bluetooth, поэтому их можно использовать как громкую связь для мобильного телефона.

— Навигатор не только прокладывает маршрут, но и ведет вас по нему — заранее голосом сообщает, куда вам надо поворачивать, показывает на экране знаки дорожного движения. А некоторые навигаторы поддерживают еще функции телефона и КПК, поэтому в них можно работать в Word и Excel. Также можно с помощью навигатора слушать музыку, смотреть фильмы, использовать устройство как громкую связь, соединяя его через Bluetooth с телефоном.

Были и другие варианты ответов, но в основном продавцы расхваливали именно мультимедийные функции навигатора, что, конечно, весьма опрометчиво. Во-первых, воспроизводить музыку и фотографии (я уж не говорю про видеофайлы) способны далеко не все GPS-навигаторы. Ну а во-вторых, если покупателю потребуется портативное мультимедиа устройство, то он скорее всего пойдет и купит навороченный медиаплеер — с USB-хостом, радио и прочими развлекательными радостями. А для навигатора первичными являются другие функции — скажем, возможность записи пользовательского трека, прокладки маршрута с учетом различных ограничений и т.п.

На самом деле

Помимо разработки оптимального маршрута с учетом всех требований пользователя, автомобильный навигатор может указывать скорость движения автомобиля, определять время, необходимое, чтобы добраться до конечного пункта. Кроме того, можно заранее просмотреть проложенный устройством маршрут и скорректировать его, а во время движения навигатор будет помогать пользователю голосовыми подсказками. Удобно и то, что часто используемые адреса (например, домашний или рабочий) можно вносить в память навигатора, тогда не придется каждый раз набирать их вручную. Ну и, конечно, большинство моделей поддерживает соединение с мобильным телефоном по протоколу Bluetooth. При этом можно добавлять контакты в адресную книгу устройства и синхронизировать их с телефоном, набирать номер напрямую через навигатор и отвечать на звонок во время движения, не закрывая карту.

Сцена третья, шокирующая

Дальше возникла мысль чуть более подробно расспросить продавцов о том, как работает спутниковая навигация. Возможно, обычному пользователю знать это совсем не требуется: работает устройство — и ладно. Но, как говорится, «пуркуа бы и не па?». Если ученые до сих пор не уверены, являются ли мобильные телефоны безопасными для здоровья, то почему бы покупателю не заподозрить в тех же грехах и спутники? Опять же, покупатель-неспециалист легко может перепутать GPS с GPRS (ну а чего, одна буква разницы!) и задаться вопросом, а не надо ли навигатор подключать к сотовому оператору. Ну и, кроме того, в интернете нам неоднократно приходилось встречать слезливые истории пользователей, которым умелые дельцы вместе с GPS-навигаторами продавали и лицензию на их использование (!), и контракт на годовое подключение к спутниковой сети (!!!).

Посему было решено спросить консультантов, как работает спутниковая навигация, какие проблемы с ней случаются и сколько вообще это удовольствие стоит. Вариантов ответов, надо сказать, оказалось предостаточно:

— Навигатор в принципе работает как телефон, только он связывается не с сотовой станцией, а со спутником. Никакой абонентской платы за пользование не предусматривается.

— GPS-спутник самостоятельно определяет и показывает на карте, где вы находитесь. Правда, одного спутника для определения вашего местоположения недостаточно, иначе будет очень большая погрешность. А вот четыре спутника — это в самый раз, тут навигатор покажет все с точностью до сантиметра. В принципе, спутники навигатор видит без проблем, даже когда плохая погода, но вот если вы въедете в туннель, здесь связь может прерваться.

— В каждом GPS-навигаторе внутри есть небольшой приемник, который принимает сигналы со спутника. Всего таких спутников 24: 12 с одной стороны земного шара, 12 — с другой. И вот благодаря этому навигатор может показывать точку на карте, в которой находится устройство и его владелец. Конечно, денег за использование спутников с вас никто брать не будет.

Знали бы американские военные, что для точного позиционирования навигатору нужно не больше четырех спутников, вряд ли бы они запустили в космос аж 24

— Навигатор — это устройство абсолютно автономное, оно ни к чему не подключается. В него просто загружается карта города, и все.

— Навигатору достаточно поймать сигнал с двух спутников, чтобы показать вам точный адрес, где вы находитесь. А так он работает очень стабильно, без проблем, даже когда дождь или облачность, но вот в туннеле может связь со спутниками прерваться.

— Навигатор получает информацию так же, как и телефон, — через антенну. Его можно подключить к «Билайну» или МТС, но я вам не рекомендую этим заниматься — пусть человек, которому вы хотите подарить навигатор, сам решает, какой тариф ему больше подходит. Абонентская плата за использование спутникового сигнала есть, но она не очень большая, где-то 400-500 рублей в месяц.

Ну что, оценили? На фоне последнего ответа все остальные ляпы просто меркнут. Это я про то, какое количество спутников необходимо GPS-навигатору для определения точки мира, где он находится. Ни один, ни два спутника не смогут помочь устройству в этом. Продавец, назвавший цифру четыре, оказался ближе всех к истине, но и он несколько погорячился, заявив, что погрешность позиционирования будет не больше одного сантиметра. Тем, кто хочет подробнее узнать о принципах работы GPS, можем посоветовать перечитать статью «Системы спутниковой навигации: GPS и не только» из майского номера нашего журнала. Ну а если эти подробности вам «по барабану», примите наши слова на веру: точности в один сантиметр вам не обеспечит ни один самый навороченный и современный GPS-навигатор. Кроме разве что случаев, если вы служите в американской разведке и занимаетесь вынюхиванием координат иранских производителей ядерного оружия. Хотелось бы верить, что таких специалистов среди читателей Mobi все же нет.

Что же касается последнего ответа, то тут я в полной растерянности. Честно говоря, так до сих пор и не удалось понять, как консультант очень известной и крупной торговой сети (в одной только Москве насчитывается около 20 магазинов) мог сказать такое. Очень хочется верить, что товарищ всего лишь попытался подшутить (пусть и неумно) над «блондинкой», или же просто хотел побыстрее отвязаться от назойливого покупателя, что в период предновогоднего бума вполне объяснимо. Но если он дал такой ответ серьезно и без тени сомнения в точности своих слов, то остается только пожалеть покупателей, которым придется общаться с таким советчиком.

На самом деле

Для возможности определения координат в каждый навигатор устанавливаетсявнутренний GPS-чип. Большинство навигаторов, которые сейчас продаются, основываются на чипе SiRF Star III, на данный момент он является наиболее чувствительным. Но так как сама технология GPS подразумевает использование отраженного сигнала, абсолютно любой приемник зависит от тех условий, в которых ему приходится работать. Поэтому там, куда сигнал не проходит (в помещении, в тоннеле, в поезде и т.п.), навигатор «потеряется». Иногда причиной прекращения приема могут стать и неблагоприятные погодные условия — сильная облачность или дождь. Точность, с которой навигатор определяет свои координаты на карте города, может незначительно варьироваться — от одного до нескольких метров, однако обычно даже такой точности вполне хватает, чтобы не проехать нужный перекресток или разворот. Пользование этой системой абсолютно бесплатно.

Сцена четвертая, картежная

После всей катавасии со спутниками я перешла к вещам более практичным, а именно к картам. Вопросы были самые простые: где их покупать, где их скачивать, где их обновлять.

— Во всех навигаторах установлены карты Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, карты других городов нужно дополнительно покупать. Они продаются на дисках, и в принципе без проблем можно найти карту абсолютно любого города. Карты на разных навигаторах очень похожи, отличаются только тем, что на одних картах показываются контуры домов, а на других — нет.

— В большинство навигаторов карты загружены заранее, еще на заводе производителя. Обычно это карты Москвы и Санкт-Петербурга, также прилагается обзорная карта России с основными дорогами. Можно также купить навигатор с картами стран Европы — например, если вы планируете часто путешествовать на машине. Все карты очень подробные, качественные, но обновить их невозможно, поэтому через несколько лет придется покупать диск с новыми картами или просто менять навигатор. Ну, в принципе, это не так страшно — мобильный телефон вы ведь тоже покупаете не на всю жизнь. А если вам нужна какая-то дополнительная карта, ее можно бесплатно или за деньги скачать с сайта производителя навигатора, там размещены карты всех городов мира.

— В навигаторах карты установлены заранее, причем у каждого производителя карта своя. Но при необходимости можно приобрести и дополнительные карты.

— Во всех навигаторах стоят карты Москвы и области, но в интернете можно найти и карты других городов. Правда, скачивать пиратские карты лучше не стоит — по ним навигатор не сможет прокладывать маршрут и выдавать голосовые подсказки.

— Карты устанавливаются в навигатор заранее. Конечно, они со временем устаревают — например, если гаишники ставят на улице новый знак или изменяют схему движения. Но это не страшно — производители регулярно, примерно раз в месяц, выпускают обновления для карт, которые вы бесплатно можете скачать с сайта. Если вдруг вам понадобится карта какого-то другого города, кроме Москвы, вы сможете ее приобрести у производителя. У любого производителя навигаторов есть карты всех городов, по этому поводу можно не волноваться. А вот скачать карту бесплатно в интернете нельзя.

Да, уважаемые продавцы-консультанты, видимо, давно вас жизнь не забрасывала в джунгли ЗаМКАДья. Было бы интересно посмотреть, как вы, чертыхаясь и нервно покусывая собственные локти, пробуете купить у производителя GPS-навигатора карту какого-нибудь Дальне-Городища или Нижнедыровской области. Или же, заплатив в карман вышеупомянутых гаишников очередной штраф за проезд под «кирпич», пытаетесь скачать с официального сайта обновления для карт, которых там отродясь не было.

Обновлять карты раз в месяц не под силу никакому производителю карт, особенно если дело касается карт городов России. Мы уже писали о том, что создание электронных карт — процесс очень сложный: мало того, что требуется собрать картографическую информацию со всех доступных источников, так потом ее требуется обработать и проверить. Причем не стоит надеяться, что заботливое начальство ГИБДД отзванивается производителю карт и сообщает «Мы тут, это, на улице Верхняя Масловка с 17 марта 2008 года собираемся ввести одностороннее движение». О каждом новом знаке, изменениях дорожной разметки и прочих «усовершенствованиях» можно узнать только приехав на конкретную улицу конкретного города в автомобиле со специальным оборудованием. Вот и получается, что для ежемесячных обновлений карт геоаналитикам пришлось бы непрерывно курсировать по городу, без перерыва на сон и чтение цитат с bash.org.ru. Максимум, на что приходится рассчитывать пользователю — ежеквартальное обновление карт, но де-факто это происходит раз в полгода.

На самом деле

В GPS-навигатор каждый производитель устанавливает свою версию программного обеспечения и базовый комплект карт. В принципе, программы друг от друга отличаются не сильно, а вот к вопросу выбора карт стоит подходить более осмотрительно. Как правило, в базовый комплект включены обзорная карта России (на ней помечены только основные трассы и крупные города) и подробная карта одного региона — например, Москвы и области или Санкт-Петербурга и области. Некоторые производители предлагают в комплекте поставки карты всех стран Европы, кто-то вообще позволяет пользователю самостоятельно выбрать нужный ему регион — для этого вместе с навигатором поставляется ключ для активации карты. Карты дополнительных регионов можно докупить в дальнейшем или даже бесплатно скачать через интернет — на специализированных ресурсах люди размещают карты, которые они создали самостоятельно. Правда, злоупотреблять «самопальными» картами не стоит — они подойдут для разовой поездки в отдаленный регион, а для постоянной навигации в пределах одного города лучше приобрести нормальную электронную карту. Если вы отправляетесь в поход или в лес за грибами, то можно идти вообще без карты — вы просто запишете в навигатор ваш маршрут, а потом пройдете по нему обратно.

Сцена пятая, уPOIтельная

Нахваливая карты различных производителей, продавцы не забывали рассказывать и о всяких замечательных местах, которые на оных картах обозначаются. Правда, речь в большинстве случаев шла о бензоколонках, автостоянках, постах ДПС, то есть о том, что интересно только водителю. И вот за это я, конечно, мысленно поставила собеседникам внушительную такую «пару». Ведь одно из главных преимуществ электронных карт перед бумажными — именно наличие базы POI и возможности поиска по ним. Скажем, звонят вам друзья и зовут срочно приехать в ресторан «Вепрево колено», точного адреса которого, естественно, назвать не могут: «Ну ты... это... ну тут около «Маяковки», там три квартала налево, развернешься — и в правый переулок, там увидишь вывеску». Обладателю бумажной карты пришлось бы звонить в платную справочную службу, а потом выискивать нужный адрес в атласе. А вот для владельца навигатора процедура выглядела бы гораздо проще: надо лишь ввести название ресторана в графе поиска, и устройство само отобразит его на карте и даже проложит наиболее удобный маршрут. Вот и получается, что рассказывать покупателю GPS-навигатора стоило бы не только об автозаправках, но и о других потенциально интересных для него местах.

Кстати, один продавец ничтоже сумняшеся сказал, что «POI — это точки, по которым навигатор прокладывает маршрут». Конечно, если кто-то курсирует по городу исключительно из ресторана в клуб, а оттуда — в кинотеатр, то такое утверждение можно, в общем-то, считать обоснованным. Но для большинства пользователей это сущая крамола.

На самом деле

Каждая электронная карта, созданная производителями GPS-навигаторов и программного обеспечения к ним, содержит обширную базу так называемых POI, Points of Interest. Это музеи, кинотеатры, рестораны, парковки, больницы и многие другие места, адреса которых могут пригодиться пользователю. Управлять этой базой можно разными способами. Например, можно поставить отображение во время движения тех категорий, которые интересны водителю в данный момент — например, заправок, или заведений, где можно быстро перекусить. Кроме того, можно искать заведения по адресу или по названию. Если вдруг в базе POI нет нужной вам точки, ее можно внести в базу вручную и приписать к определенной категории.

Сцена шестая, поощрительная

Понять, почему из десятка одинаковых на первый взгляд моделей продавец предлагает выбрать именно эту, невозможно

Надо сказать, что некоторые вещи продавцы-консультанты рассказывали сами, без моих наводящих вопросов. Более того — часть этой информации оказалась бы действительно полезной для обычного покупателя. Например, в одном магазине я услышала, что, оказывается, можно самостоятельно создавать карты, благо инструкций в интернете пруд пруди, в другом — что навигаторы умеют записывать пользовательские треки, и это помогает не заблудиться в лесу или без труда проехать к деревеньке, карту которой найти невозможно. Где-то мне рассказали, что можно подключиться к «СМИЛИНК» и прокладывать маршрут с учетом пробок. Кто-то из продавцов даже поделился страшным антикоммерческим секретом о том, что не обязательно покупать специальный навигатор — достаточно приобрести внешний GPS-приемник для КПК или смартфона («видите вот эти маленькие черные штучки?») и навигационную программу в комплекте с картой.

Правда, конкретного и, главное, мотивированного ответа, какой GPS-навигатор стоит приобрести, я так и не услышала. Продавцы предлагали определенные модели — кто Mitac Mio, кто Pioneer AVIC-S2, кто продукцию Garmin. Но все это были фразы вроде «на мой личный вкус» и «мне больше нравится вот эта модель». Сами понимаете, рассчитывать на такую «профессиональную» рекомендацию я не стала.

А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Да, надо признаться, что выводы напрашиваются неутешительные — мало, очень мало знают продавцы даже самых крупных магазинов в Москве о GPS-навигации. Что же плетут покупателям сотрудники небольших торговых точек где-нибудь на периферии, даже представить страшно. Кстати, если у вас возникнет такое желание, можете продолжить наш эксперимент: зайдите в ближайший магазин электроники и, притворившись «чайником», позадавайте продавцам каверзные вопросы. Если узнаете что-нибудь новое и крайне интересное — присылайте нам на Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , обсудим.

И еще нам очень хочется надеяться, что в ближайшие год-два сотрудники торговых сетей обрастут знаниями о GPS, как Ктулху — ракушками, и смогут не хуже нашего журнала рассказывать покупателям о преимуществах того или иного навигатора.

1. Погрешность позиционирования GPS-навигатора не превышает обычно 3-7 метров, что в городских условиях — простительная ошибка

2. Мотивированного ответа на вопрос, какой навигатор стоит приобрести для использования в автомобиле, не дал ни один продавец

3. Электронные карты обновляются производителями в среднем раз в полгода, причем не всегда эти обновления бесплатны для скачивания

4. Бесплатные карты регионов можно скачать в интернете, однако возможность маршрутизации и голосовых подсказок при этом будет недоступна






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.