Музыка в пространстве

От редакции

О том, чем и как должны быть напичканы частные «умные» дома, мы уже рассказывали некоторое время назад. Правда, все это пока мало кому интересно — и не только потому, что дома с интеллектом на нашей мерзлой российской земле приживаются не очень хорошо. Просто масштаб маловат. Ну что там, все эти системы защиты от протечек и датчики дыма — хоть и полезно, но так скучно.

Другое дело — современная архитектура, выполненная в «промышленных масштабах»: небоскребы, высотки, офисные здания крупных корпораций. Вот там фантазии инженеров, отвечающих за интеллект дома, есть где развернуться. Тут тебе и крутящиеся этажи, и самостоятельно обеспечивающие себя электроэнергией здания, и масса других инноваций, от которых голова идет кругом: неужели нам во всем этом предстоит жить?

О самых интересных и необычных таких зданиях мы и решили рассказать в этот раз.

Строительство — это одна из самых консервативных областей человеческой деятельности. Люди возводят самые разнообразные постройки тысячи лет. Меняются цели строительства, используемые материалы и оборудование, внешний вид и стилистика объектов, но основные принципы остаются такими же, как и сто, и тысячу, и пять тысяч лет назад. Недаром немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал архитектуру «застывшей музыкой в пространстве».

Однако человечество, по-видимому, уже начинает уставать от такого положения дел. Современные архитектурные проекты — это уже не статические объекты, набитые людьми и всем необходимым для их работы и проживания оборудованием. Дома будущего летают, плавают и танцуют, «дышат» и мгновенно изменяются по сиюминутному желанию владельца. Они живут какой-то своей, понятной только инженерам-строителям жизнью.

В Чехии к 2011 году возведут здание национальной библиотеки с роботизированным хранилищем книг, в Японии планируют построить 4-километровый небоскреб-город, в США заложен плавучий город «Магеллан»

«Пусть всегда будет солнце»

В 2003 году в штате всемирно известной газеты The New York Times было около 12 000 человек, равномерно раскиданных аж по семи офисным зданиям, находящимся в разных районах Нью-Йорка. Руководство посчитало, что это как-то несолидно для издания такого масштаба, да и чисто технические трудности, связанные с взаимодействием между отделами и управлением всем этим хозяйством стали решающим фактором. Решено было построить новый офис, в котором бы поместилась вся команда сотрудников.

Проект получился масштабный — 52-этажный небоскреб на пересечении 8th avenue и 40th street. Невыразительные названия улиц могут натолкнуть на мысль, что у американцев беда с воображением. Но это не совсем так: во всем, что касается денег, «соображалка» у них работает превосходно. Так получилось и с новым небоскребом. Руководство The New York Times решило, что если уж строить огромный офис для всех своих 12 000 сотрудников, то это должно быть удобным, эффективным и экономичным зданием.

Оригинальное техническое решение предложила лаборатория Berkeley Lab, основная специализация которой — как раз исследование путей снижения энергопотребления небоскребов.

Основная идея проекта (кстати, реализованного и сданного в эксплуатацию в 2007 году) состоит в том, чтобы по максимуму использовать солнечный свет. Все этажи в здании представляют собой огромные открытые площадки с полностью стеклянными (по всей высоте и ширине) стенами. И так — во всем здании за исключением шахт лифтов и, по всей видимости, туалетов.

Разумеется, этим в Berkeley Lab не ограничились (иначе таких специалистов следовало бы гнать поганой метлой). Даже при такой открытости солнечным лучам, освещенность в здании была бы неравномерной. Светило ведь не стоит на месте, а постоянно ползает по небосводу, кроме того, нижние этажи здания, находящиеся в тени соседних небоскребов, солнца вообще практически не видят. Проблему решили просто и изящно: на расстоянии 45 сантиметров от стен New York Times Tower крепятся так называемые «световые ловушки», представляющие собой горизонтальные керамические трубы диаметром в несколько сантиметров. Фокус в том, что эти трубки обладают поразительно высоким коэффициентом отражения, к тому же они матовые, поэтому не слепят, а просто рассеивают падающий на них под любым углом свет. В результате получается замечательный эффект: «световые ловушки» направляют естественный дневной свет на стены, потолки и пол в помещениях здания, а также «отправляют» световые лучи от верхушки небоскреба к нижним этажам, обеспечивая равномерную освещенность по всей высоте башни в течение всего дня.

Благодаря продуманной системе вентиляции, кондиционирования и освещения энергопотребление New York Times Tower почти на 50% ниже, чем у любого другого из существующих офисных зданий того же размера

Кроме того, в New York Times Tower используется оригинальная система климат-контроля. Внутри помещений небоскреба есть традиционные жалюзи из металла, а также из того же материала, что и «световые ловушки». Всем этим хозяйством, кондиционерами и электрическим освещением башни управляет единая компьютерная система. Она собирает данные об уровне освещенности и температуре воздуха в разных частях здания и, в зависимости от полученной с датчиков информации, манипулирует положениями жалюзи, контролирует вентиляцию и т. д. В общем, компьютер делает все, что в его силах, для того, чтобы сотрудники как можно реже включали кондиционеры и лампы.

Благодаря такой системе энергопотребление New York Times Tower почти на 50% ниже, чем у любого другого из существующих офисных зданий того же размера.

Новый головной офис газеты стал одной из достопримечательностей Нью-Йорка — 52-этажное «сияющее» здание, будто растворяющееся в небе, благодаря сильно выдающимся за уровень крыши башни керамическим трубкам смотрится весьма необычно на фоне своих традиционных соседей.

Rock’n’Roll

Дубай на сегодняшний день — это всемирно известный полигон для испытания архитектурных новшеств и внедрения в жизнь самых смелых строительных проектов. Искусственные острова в виде пальм или карты мира, самый высокий в мире небоскреб, отель в виде паруса, подводные виллы и т. д.

Теперь в Дубае начато строительство нового, уникального в своем роде, здания. Это «вращающийся небоскреб» Green Environmental Tower, спроектированный известным итальянским архитектором Дэвидом Фишером.

Суть затеи такова: здание состоит из своеобразного «стержня», который неподвижно устанавливается на мощный фундамент, и собственно жилых этажей, «нанизанных» на этот стержень как детали детской пирамидки. И вот эти «детали» способны вращаться вокруг своей оси при помощи специальных двигателей. Таким образом, вид из окна теперь — штука непостоянная. По замыслу архитектора, каждый этаж должен совершать полный оборот примерно за 90 минут. Причем у обитателей последних пяти этажей есть возможность самостоятельно контролировать скорость и направление вращения. Это, так сказать, привилегия VIP-жильцов, за которую уже сейчас готовы платить миллионы. Вращение всех остальных этажей здания контролируется специальной системой. Недавно стало известно, что новым проектом чрезвычайно заинтересовался французский композитор Жан-Мишель Жарр. В 2005 году он устроил концерт в порту Варшавы. Тогда под музыку двигались и танцевали огромные краны польской верфи. Теперь композитор хочет заставить танцевать огромный небоскреб.

Однако поворачивающиеся этажи — это, конечно, самая зрелищная часть нового проекта, но отнюдь не самая интересная с точки зрения новых технологий эффективного строительства.

Уникальной особенностью нового небоскреба является то, что он, по словам Фишера, сможет самостоятельно вырабатывать электроэнергию, причем в таком количестве, что хватит и самой башне, и десятку близлежащих зданий сходных размеров! Каким образом? Дело в том, что между этажами располагаются огромные горизонтальные ветровые турбины. Вращаясь под воздействием потоков воздуха, они, по расчетам архитекторов, будут вырабатывать мощность в 300 киловатт каждая! А всего таких турбин в здании будет то ли 48, то ли 58 (точных данных на этот счет нет). Впрочем, может, творца немного «заносит», но даже если Green Environmental Tower сможет полностью обеспечить электроэнергией саму себя, это будет серьезным достижением в строительстве, заслуживающим самого пристального внимания.

Еще одна особенность вращающегося небоскреба — сроки строительства. Примерно 90% всей 68-этажной высотки Green Environmental Tower будет смонтировано прямо на территории строительного комбината или завода. На самой стройплощадке будет возведен только «стержень» небоскреба с лифтами, коммуникациями и прочей технологической начинкой. Потом с территории сборочного цеха части небоскреба будут вывозиться непосредственно на место строительства. То, что будет происходить дальше, уже успели назвать «революцией» в строительстве высотных сооружений. «Стержень» небоскреба теперь будет играть роль строительного лифта. Части этажей строятся вокруг центрального ствола, после чего приподнимаются и фиксируются, а под ними начинается сборка следующего (вернее, получается, предыдущего) этажа. Это как собирать все ту же детскую пирамидку, только снизу вверх, каждой последующей деталью подталкивая предыдущую вверх. По утверждению архитекторов компании Dynamic Architecture, основанной Фишером, подобный метод строительства позволит возводить один этаж высотки всего за три дня, а не за три недели (такая норма существует для небоскребов).

Помимо Green Environmental Tower в Дубае компания Фишера Dynamic Architecture планирует возводить свои «танцующие небоскребы» по всему миру. Уже намечено 11 городов, среди которых Милан, Нью-Йорк, Токио, Чикаго, а также Москва и Санкт-Петербург. Причем переговоры по поводу российской столицы уже выходят на «финишную прямую». По предварительной информации, за реализацию этого проекта возьмется небезызвестная компания Mirax Group. Строительство планируется начать уже в этом году, а закончить — в первой половине 2011-го.

«Полет валькирии»

После «танцующего небоскреба» идея о перемещающихся домах уже не воспринимается как бред. Нет, речь идет не о «хаузвагенах» — небольших фургонах, предназначенных для семейных путешествий. Целый ряд архитекторов и инженеров-конструкторов решили вообще коренным образом пересмотреть понятие о доме.

Среди таких проектов выделяется Aeroscraft — гигантская летающая гостиница. Автором этого чуда (или чудовища?) является наш соотечественник Игорь Пастернак, в настоящее время творящий на территории США.

Внешне Aeroscraft выглядит как обычный дирижабль. Только очень большой — порядка 50 метров в высоту, 74 метров в ширину и 197 метров в длину. В специальных емкостях внутри воздушного судна находится 396 кубометров гелия, использующегося для создания подъемной силы. Однако дирижабль — это, по определению, летательный аппарат легче воздуха. Про Aeroscraft этого сказать нельзя. Его вес составляет 400 тонн, и все 396 кубометров гелия способны поднять только две трети этой тяжести. Поэтому воздушное судно (так будет правильней называть Aeroscraft) оснащено еще шестью турбореактивными двигателями.

В распоряжении 250 пассажиров летающей гостиницы — каюты класса люкс, несколько ресторанов, бассейн, казино и даже деловой центр. Перемещается все это хозяйство на высоте до 10 километров и развивает скорость в 280 км/ч.

Летающую гостиницу планируется сдать в эксплуатацию в 2010 году. По словам разработчиков, стоимость этого чуда составит 46 миллионов долларов, ровно столько же стоит 150-местный Boeing 737. Таким образом, проект не просто интересный, но и более чем реальный: все же 46 миллионов — это не 11 миллиардов.

«Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…»

Aeroscraft при всех своих выдающихся возможностях все же является гостиницей, не предназначенной для постоянного проживания. Совсем другое дело — лайнер The World, уже бороздящий просторы Мирового океана.

По сути это плавучий дом, так как каюты в этом выдающемся образце кораблестроения продаются в пожизненную собственность как самые обычные квартиры. Соответственно, на сегодняшний день уже есть порядка 70 человек, у которых в паспорте в графе «прописка» гордо значится «The World». Могло бы быть и больше, конечно, но переоформлять документы с указанием нового постоянного места жительства решились далеко не все граждане «Мира».

Итак, The World — это 110 роскошных апартаментов (и еще 88 кают, сдаваемых в аренду), медицинский центр, музей, театр, дорогущие бутики, гастрономы, теннисный корт и площадка для гольфа. Практически все, что нужно для комфортной жизни состоятельного буржуа.

Однако «Мир» — это всего лишь начало. По горячим следам первого плавучего дома в 2002 году архитектор Норман Никсон объявил о начале работ над еще более амбициозным проектом. Freedom Ship по замыслу автора — это не просто «какой-то там плавучий дом». Это целое государство на воде, со своими законами, армией и, возможно, даже гражданством. Впрочем, последнее пока под вопросом, зато достаточно точно известны параметры будущего «Корабля Свободы». Итак, это гигантская плавучая платформа шириной около 300 метров, длиной более километра (!) и водоизмещением порядка 2,7 миллиона тонн. Для сравнения, самый большой из ныне плавающих супертанкеров — водоизмещением «всего лишь» 564 тысячи тонн.

На верхней палубе (всего их 25) Freedom Ship будет расположен полноценный аэродром с взлетно-посадочной полосой для частных самолетов жильцов и пассажирских рейсов. Гражданами плавучего государства станут 50 тысяч жителей и порядка 20 тысяч человек обслуживающего персонала, среди которых служба безопасности и даже небольшая армия. Плюс на Freedom Ship предусмотрены апартаменты для сдачи в аренду (еще тысяч на 30 человек). Итого на корабле смогут свободно разместиться около 100 тысяч жителей.

«Корабль Свободы» обещает быть экологичным продуктом: планируется использовать натуральные материалы, краски на водной основе, минимум пластика и материалов на основе нефти

На борту Freedom Ship, помимо аэропорта, будут рестораны, стадионы, казино, корты, площадки для гольфа, бассейны, гостиницы, больница, школы, библиотека, шикарно оснащенный университет, банки, офисы и даже собственная промышленность. На судне будет несколько предприятий легкой промышленности, цеха, мастерские, также планируется построить несколько заводов по переработке бумаги, стекла, металла и пластика. Негодные для переработки материалы будут сжигаться, а энергия будет использована для работы генераторов. Предусмотрен и собственный «городской транспорт». Вдоль бортов планируется пустить своеобразные трамваи, а внутри судна в качестве личного транспорта будут выступать небольшие электромобили.

Вообще вопросам экологии уделяется много внимания. На всем корабле около 200 акров «земли» выделят под парки, сады и даже небольшие рощи, где можно будет выгуливать домашних питомцев. Во всем Freedom Ship заявлено только «экологическое строительство» — натуральные материалы, краски на водной основе, минимум пластика и материалов на основе нефти. Система вентиляции будет снабжена электростатическими фильтрами, уничтожающими пыль, бактерии и вирусы. На всем корабле будут использоваться только специальные высокоэкологичные туалеты (стоимость каждого — $3000), перерабатывающие сточные воды. Судя по всему, отходы плавучего государства в океан никто сливать не собирается. По словам Роджера Гуча, являющегося директором по маркетингу проекта Freedom Ship, плавающие города — это не просто экзотическое жилье. Это новая веха в кораблестроении и освоении планеты. «Скоро десятки подобных судов будут бороздить просторы Мирового океана», — считает он.

БУДУЩЕЕ УЖЕ НА ПОРОГЕ

Кажется, вот оно — будущее. Однако реализация проекта Freedom Ship требует порядка 11 миллиардов долларов, что, кажется, стало непреодолимым препятствием для «великого комбинатора» Нормана Никсона и его плавучих «Нью-Васюков». Последнее упоминание о проекте датируется 2005 годом, когда руководство Freedom Ship заявило, что «пока не удается набрать средств, необходимых для строительства лайнера-государства».

Но уже строится Green Environmental Tower в Дубае, уже стоит New York Times Tower в Нью-Йорке. В Чехии к 2011 году возведут новое здание национальной библиотеки с роботизированным хранилищем книг и фасадом, меняющим цвет в зависимости от погоды и времени суток. В Японии планируют построить 4-километровый небоскреб-город. В США заложен плавучий город «Магеллан», не такой масштабный, как Freedom Ship, но все же достойный своего места в истории. И таких проектов десятки.

Словом, будущее все-таки наступило, и как знать — может, уже лет через 20-30 над танцующими небоскребами в тени гигантского города-небоскреба будет пролетать город-дирижабль, держа путь к одному из плавучих государств, бороздящих океанские просторы…

РОЛИКИ НА ДИСКЕ

На DVD мы разместили  несколько видеоматериалов, посвященных  чудесам современной архитектуры.

О проекте New York Times Building в подробностях расскажет сам архитектор здания Renzo Piano. Ролик на английском языке, однако рассматривать интерьер и экстерьер здания это не мешает.

Хотите взглянуть, как зажигательно отплясывает небоскреб под классическую музыку? Вашему вниманию предлагается видео о Green Environmental Tower Дэвида Фишера.

А чего стоит видеоролик о летающем монстре Aeroscraft  - честно говоря, даже страшно представить, что подобная громада может летать в паре километров у тебя над головой…






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.