Альтернативная навигация

Предмет гордости отечественных чиновников — ГЛОНАСС, ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система — была разработана исключительно для военных целей, как и зарубежная GPS. Однако, опять же, как и заморскую систему глобального позиционирования, ее можно использовать и в интересах гражданских лиц.

Другое дело, что хороший потенциал развития ограничивают многие серьезные проблемы — проблемы, связанные, в первую очередь, с отсутствием дополнительных сервисов и небольшим ассортиментом абонентского оборудования.

ФУНДАМЕНТ

Схемы работы навигационных систем для подвижных объектов принципиально не отличаются: для определения координат объекта на поверхности Земли абонентский приемник использует данные, полученные от одного или нескольких спутников, входящих в спутниковую группировку. Так работает и GPS, и ГЛОНАСС, так будет работать и Galileo (проект спутниковой навигации, который совместно разрабатывают страны ЕС).

Разница состоит в том, что, хоть системы и используются для одних и тех же целей, оборудование для каждой из них нужно свое, да и рабочие частоты у них различаются — все как у мобильной связи. Именно поэтому пользователям пока приходится выбирать ту систему, которая может предложить и наибольший территориальный охват, и достаточно широкий выбор абонентского оборудования, т. е. GPS. А система, только недавно выведенная для двойного использования (военного и гражданского) — ГЛОНАСС — находится пока в «замороженном» состоянии — ровно до тех пор, пока не будет производиться клиентское оборудование в количестве хотя бы пары десятков моделей.

Спутники серии ГЛОНАСС-М передают по два сигнала для гражданских пользователей, что обеспечивает более высокую точность позиционирования

Работы над ГЛОНАСС были начаты в 1963 году — тогда ради соблюдения секретности проект получил отвлеченное название «Цикада». В 1979 году первые четыре спутника этого проекта были выведены на круговые орбиты высотой 1000 км, наклоном 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Сейчас в ГЛОНАСС входит уже 20 спутников, и высота их орбит такова, что спутники совершают почти два оборота вокруг Земли в сутки.

Правда, для сколь-нибудь массового использования подобной системы необходимо разработать значительное число оборудования разного типа — от навигаторов в «умных» мобильных устройствах до самых обычных приемников сигналов с орбитальной группировки спутников (чипов). Кроме того, необходим широкий спектр сервисов, которые смогут убедить пользователей использовать именно эту систему навигации, а не ее прямых конкурентов. Ведь на одном определении точки в пространстве, в которой находится абонент, далеко не «уехать»: нужны предложения для пешеходов, автомобилистов, корпоративных пользователей.

Как раз с этим у нас пока дела обстоят не очень благополучно — коммерческие образцы оборудования уступают «железу» для GPS не просто на какие-то доли процентов, а на несколько порядков. В понимании рядового пользователя ГЛОНАСС-оборудование — самая что ни на есть экзотика: работать с ним человеку, не имеющему инженерного образования, практически невозможно…

ЖЕЛЕЗО

Отлично понимая, что продавать «только ГЛОНАСС» на российском рынке в настоящий момент сложновато, производители навигационного оборудования пытаются сочетать две технологии спутникового позиционирования — ГЛОНАСС и GPSв одном устройстве. Это такие модели как «Glospace SGK-70», «Сириус», «Следопыт», «НТ-1813». В принципе, при вдумчивой доработке, все они могут стать довольно популярными пользовательскими устройствами или занять свое место в электронной начинке автомобиля. Но только при должной доработке и снижении цены как минимум вдвое — сейчас за эти модели просят от 15 000 рублей.

Первый российский навигатор Glospace SGK-70 способный работать с обеими системами ГЛОНАСС и GPS

Возможно, производителям таких двухмодовых навигационных приемников удастся, кроме всего прочего, сломать сложившуюся традицию, при которой приемники с диагональю 5-7 дюймов не пользуются особым спросом — просматривать на них карты местности или мультимедийный контент куда удобнее, чем на популярных 4-дюймовых устройствах. Кроме того, велика вероятность, что большинство таких приемников будет оснащаться мобильным модемом для подключения к интернету — в «Следопыте» такая опция уже предусмотрена, другие производители тоже могут использовать недорогие компоненты из Юго-Восточной Азии. В целом окончательная ситуация с этими моделями прояснится, как только они поступят в продажу — т. е. в конце 2009 года.

Активно разрабатываются чипы, «понимающие» и принимающие сигнал с ГЛОНАСС-спутников. Большинство из них приближается к весу в 5 граммов — именно столько весит GPS-чип SiRF Star III

Активно разрабатываются не только пользовательские модели, но и чипы, «понимающие» и принимающие сигнал со спутников ГЛОНАСС. К настоящему моменту российскими технарями создано уже шесть GPS/ГЛОНАСС-чипов, которые могут быть установлены в мобильные устройства: «Glospace SGK-П», «СН-4706», «DuoStar-2000», «МНП-М3», «МНП-М5», «МНП-М7». Большинство из них приближается к весу в 5 граммов — именно столько весит GPS-чип SiRF Star III, чаще всего используемый в смартфонах и навигаторах. При этом SiRF Star III может работать только с GPS, тогда как отечественные модели работают с обеими спутниковыми системами. То есть по весу это вполне хороший показатель. Вот с энергопотреблением пока проблемы — тут SiRF Star III обгоняет наши устройства чуть ли не в 20 раз. Еще один негативный момент — стоимость чипа для производителей мобильных устройств: двухмодовые тянут на 3-4 тысячи рублей против 300 рублей для GPS-решений. Стоимость выше в 10 раз и функциональное преимущество всего в два раза — явный дисбаланс. Выиграть «гонку вооружений» отечественным разработчикам поможет только массовый выпуск устройств.

СЕРВИСЫ

Несмотря на тот факт, что мы привыкли к системам спутниковой навигации, далеко не все пользователи представляют себе, какие сервисы можно организовать на их базе.

Несмотря на тот факт, что мы привыкли к системам спутниковой навигации, далеко не все пользователи представляют себе, какие сервисы можно организовать на их базе

Практически единственное, что приходит в голову, — это, конечно, позиционирование на карте и прокладка маршрута к нужной точке. Кто-то вспоминает еще про функцию определения дорожной ситуации, когда водители получают возможность получать информацию о пробках и объезжать запруженные машинами улицы по другим дорогам. Единицы знают о том, что возможности навигаторов используются в некоторых противоугонных автомобильных системах (правда, пока такие решения стоят весьма недешево). Пожалуй, все.

Однако в будущем наверняка появится масса сервисов, «завязанных» на навигаторы.

Да, конечно, операторы уже сейчас используют LBS (в данном случае под LBS, или location-based service, мы понимаем те сервисы, которые основаны на определении местоположения посредством базовых станций GSM или UMTS). Но с помощью навигационных систем игры смогут стать действительно всеобщими, что позволит привлечь огромное число пользователей.

Модифицированные виджеты для навигаторов будут «затачиваться» не только под персональные интересы пользователя, но и под его географические координаты

Например, как только число умных мобильных устройств с навигационными модулями достигнет критической массы, популярными станут игры, в которых будут задействованы географические координаты. Причем игры многопользовательские — от квестов до «стрелялок».

Найдется применение и модифицированным виджетам, «заточенным» не только под персональные интересы пользователя, но и под его географические координаты. Одно дело, когда для получения справки о погоде приходится вручную выбирать интересующие страну и город, совсем другое — когда смартфон «знает», где абонент находится в данный момент, и автоматически организует доставку нужной информации.

Другой полезный сервис — аналог «радара», когда, зная конечную точку маршрута и промежуточные контрольные точки, система будет через интернет сама получать прогноз погоды и предупреждать пользователя о возможных неблагоприятных погодных условиях. А любители путешествий могут подключить навигатор к онлайн-базам бронирования, и тогда устройство сможет самостоятельно изменить срок вашего въезда в гостиницу, если оно получит информацию о том, что рейс будет отложен из-за грозы или сильного ветра в аэропорту.

Перспективным будет и апгрейд функционала всевозможных социальных сетей для получения пользовательского контента. Уже сейчас существуют сервисы Google Maps и Google Earth, которые позволяют размещать в блогах видеоролики и фотографии, «привязанные» к определенным географическим координатам. В будущем количество таких сервисов будет, без сомнения, увеличиваться, а пользователи смогут выставлять оценки отелям или ресторанам, делиться своими впечатлениями от пейзажа местности и т. д. И все это — с мгновенной публикацией в интернете.

В целом перспективных направлений использования навигаторов много: из экзотики можно вспомнить проекты отслеживания влияния океанических вихрей на климат, обеспечение «зеленой волны» на дорогах для спецавтомобилей, отслеживание траекторий движения автомобилей в гонках «Формулы-1», управление движением специальных роботов, которые уничтожают слизняков для защиты клубники и т. д.

Без сомнения, при должной поддержке государства перед ГЛОНАСС откроются самые радужные перспективы. Альтернативная система навигации, покрывающая самые населенные районы России, Европы, США и Азии, безусловно, будет востребована потребителями, причем как частными, так и корпоративными. Главное сейчас — наладить выпуск оборудования, выгодно отличающегося от GPS-устройств. И ставка в таком «железе» должна быть сделана на поддержке функции обратной связи по беспроводным каналам передачи данных, что позволит сделать сервисы интерактивными, а потому — интересными пользователям.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.