Мобильная связь и автомобили

Гражданский кодекс РФ признает автомобиль источником повышенной опасности, предъявляя к его обладателям специфические требования, а также налагает на водителей повышенную ответственность. Мобильная связь в свою очередь может сделать управление автомобилем еще опаснее, а может... впрочем, читайте дальше.

Вначале было слово

Телефон в автомобиле появился задолго до того, как мобильная связь стала массовой. Раньше это был стационарный аппарат, занимавший относительно немало места в салоне и багажнике, предназначенный в первую очередь для тех, кто ездит на заднем сиденье. То есть для начальников. Машины, оборудованные подобным телефоном, можно было пересчитать по пальцам, и у большинства из них были государственные номера.

Citroen Xsara, основа для автомобиля Xsara МТС.

Volkswagen Passat — телефонная клавиатура в приборной

Комплект Parrot CK 3000.

Обсуждать вопросы сосуществования мобильных телефонов и автомобилей можно начинать с того периода, когда для обладания таким чудом не надо было выкладывать тысячи условных единиц. То есть — с конца девяностых годов прошлого века в России и несколькими годами ранее в США и Европе. Именно тогда стало понятно, что разговор по телефону не только ухудшает реакцию водителя, но и просто-напросто мешает управлять автомобилем — телефон в руке делает невозможным быстрый маневр при неожиданном изменении дорожной обстановки. И как только данные статистики ДТП показали увеличение количества аварий, вызванных разговорами по телефону, во всем мире стали приниматься законы, обязывающие водителей использовать специальные устройства. Речь идет о ныне широко известных устройствах Hands-Free, которые применяются не столько для разговора, сколько для прослушивания радио или MP3. Однако гарнитуры, предназначенные для использования в автомобилях, делятся на несколько категорий.

Первая группа — это стандартные гарнитуры, зачастую поставляемые в комплекте с мобильным телефоном. По своему устройству они предельно просты и представляют собой кабель, один конец которого заканчивается разъемом для соединения с телефоном, а другой — одним или двумя наушниками. Еще один необходимый атрибут — это микрофон с кнопкой приема/отбоя звонка. Ничем оригинальным этот тип гарнитур не отличается, и невозможно точно сказать, появился он для облегчения жизни водителей или для более комфортного использования мобильника в принципе. Главное его достоинство — отсутствие необходимости держать телефон в руке. Однако есть и свои недостатки — первый состоит в самом проводе, который может создавать определенные неудобства при управлении автомобилем, а второй — в возможном разбалтывании соединительного механизма.

Лучший автомобильный телефон — Siemens CХ65.

Во вторую группу входят комплекты, требующие отдельного питания, которое осуществляется через штатный прикуриватель, который, к слову, есть не в каждой машине. Состоят они из микрофона направленного действия (если не используется микрофон телефона), соединительных кабелей и непосредственно базового блока с динамиком. К плюсам такого решения можно отнести портативность комплекта и простоту установки. К тому же для улучшения качества сигнала можно присоединить к системе внешнюю антенну. Проблемы могут возникнуть при использовании штатного телефонного микрофона: в данном случае разговор для собеседника будет испорчен большим количеством паразитных шумов. В целях их уменьшения держатель с телефоном лучше устанавливать максимально близко к водителю.

Третью группу составляют стационарные гарнитуры, установка которых потребует от владельца автомобиля не только немалых затрат, но и обязательного визита в сервисный центр. Полный комплект таких систем состоит из динамика, микрофона, держателя для телефона, разъема для подключения внешней антенны и центрального блока управления. Возможно также наличие трубки для конфиденциальной связи. Иногда вместо собственного динамика используется стереосистема автомобиля, однако у такого решения есть свои минусы. В частности, при наличии в авто дорогой магнитолы с высококлассными колонками, CD-чейнджером и остальным «фаршем» мало кому захочется нарушать целостность этого комплекса вмешательством посторонних систем. Нельзя исключать вероятность, что подобные соединения приведут к ухудшению звучания стереосистемы. Зато подобные устройства обладают функциями, недоступными устройствам первых двух групп: в частности, при входящем звонке умная Hands-Free заботливо уменьшит громкость музыки в магнитоле, а также подзарядит аккумулятор телефона. К очевидным недостаткам системы относится ее дороговизна (не только «железа», но и его установки), а также возможность использования только с телефонами определенной фирмы.

На страже вашего автомобиля

Уже довольно давно некоторые фирмы выпускают спутниковые информационно-поисковые системы, основанные на GSM-каналах. Например, GSM-позиционирование позволяет владельцу машины получать информацию о местоположении его автомобиля, причем без услуг фирмы-провайдера. Подобные отчеты приходят в виде SMS-сообщений на телефон автовладельца. Помимо определения координат транспортного средства, система также представит водителю отчет о срабатывании сигнализации и причине тревоги, позволит проверить текущее состояние охранного комплекса. В свою очередь, владелец транспортного средства может отдавать ответные команды при помощи тех же текстовых сообщений или посредством телефонного звонка.

Безакцептное списание

Первого января 2005 года все автобаны в Германии стали платными. Обычно для оплаты автодорог на въезде ставятся шлагбаумы с контрольно-пропускными пунктами, где и происходят расчеты. Но в Германии все более продвинуто! Помимо возможности оплаты проезда на ближайшей заправке или заранее через интернет, у водителя есть возможность установить на свой автомобиль специальное устройство (OBU), которое с помощью системы спутниковой навигации учитывает время нахождения машины на трассе и по каналу GSM дает расчетному центру команду на списание денег со счета.

Bluetooth forever?

Очевидно, что проводные гарнитуры с каждым днем становятся все менее актуальны, ведь все они, по сути, основаны на выносе и изменении местоположения динамика и микрофона при помощи проводов. В лидеры потихонечку выбираются гарнитуры, использующие Bluetooth. В самом деле, мало кому захочется опутывать себя проводами и плести паутину из кабелей в салоне своего автомобиля, когда есть возможность положить телефон в портфель на заднее сиденье, а самому воспользоваться миниатюрным наушником с микрофоном. Так бывает, если речь идет о стандартных Hands-Free, для использования в машине никак не приспособленных. А между тем недавно корпорация Nokia представила новую модель гарнитуры с индексом HF-6W, специально предназначенную для использования в автомобиле. Основана она на технологии распознавания речи Speech Tracking Technology. Высокое качество передачи звука достигается за счет использования матрицы с четырьмя микрофонами и применения специальных программ, которые позволяют выделять голос водителя из общего шумового фона. Другая модель компании, Nokia 610, также предназначена для применения в автомобиле, но в данном случае трубка используется для обхода системы громкой связи и обеспечения конфиденциальности разговора. Подобные устройства есть в арсенале и у других компаний, но финны занимают в этом секторе лидирующие позиции.

Nokia 6310i

Автомобильная гарнитура Nokia HF-6W

А что же сами автопроизводители? А они все так же, как и десять, и пятьдесят лет назад находятся в жестокой конкуренции друг с другом и постоянно предлагают своим клиентам новые опции. Как только появился Bluetooth, европейские компании предложили покупателям новую услугу: автомобили уже на заводе стали комплектоваться телефонами, а в самой машине была установлена система громкой связи с динамиком и микрофоном. Одним из самых распространенны мобильных телефонов была Nokia 6310i, телефон с «вечной» батареей и бесконечным списком опций. Сегодня приоритеты поменялись, и вот уже компания DaimlerChrysler заявляет, что в ближайшем будущем новые автомобили Mercedes-Benz будут оснащаться телефоном Siemens CX65 с интегрированным устройством громкой связи и выносной антенной. По мнению специалистов-электронщиков из Штутгарта, трехдиапазонный (GSM900/1800/1900) телефон в полной мере соответствует предъявляемым к автомобильному средству связи эргономическим требованиям, отличается высокой чувствительностью и сводит к минимуму электромагнитное воздействие на пассажиров. Однако, по желанию покупателей, автомобиль можно будет заказать и с универсальными интерфейсами, подходящими для работы с телефонами других марок, например Sony Ericsson или той же Nokia. Кстати, именно модель 6310i выбрал для своей PR-акции МТС, когда летом 2003 года в сотрудничестве с французской автомобилестроительной компанией вывел на российский рынок модель Citroen Xsara МТС. Комплектация автомобиля была в своем роде уникальна и нигде, кроме как в России, не представлялась. Помимо дополнительного пакета опций из 2 боковых подушек безопасности, подогрева сидений, омывателей фар, кондиционера, радио-CD и литых дисков, автомобиль комплектовался этой моделью телефона Nokia, а также Bluetooth- гарнитурой. И если с телефоном все ясно, то комплект гарнитуры представлял собой один из наименее дорогих вариантов, который, тем не менее, обладал довольно широким набором возможностей. Звали его Parrot CK 3000, он обеспечивал ведение разговора в режиме полного дуплекса, с подавлением эха и цифровой обработкой сигнала, подавлением фоновых шумов, распознаванием и набором до 300 голосовых меток, синхронизацией контактов с телефоном, автоматическим приглушением автомагнитолы и возможностью подключения к динамикам автомобиля. Устанавливалась же гарнитура таким образом, что единственным видимым элементом являлись клавиши приема/отбоя вызова.

Автомобильная гарнитура Nokia 610

Казалось бы, вот оно — совершенство! Разве может быть что-то лучше качественной Bluetooth-гарнитуры? Оказывается, может. Например, компания Volvo Cars, издавна позиционирующая себя как автопроизводитель, уделяющий повышенное внимание безопасности своих машин, взяла и интегрировала мобильный телефон прямо в автомобиль. А что вы думаете, GSM-модуль можно запихнуть только в КПК и ноутбук? Ничуть! В автомобиле, оснащенном встроенным телефоном, водителю остается только вставить SIM-карту в специальное гнездо на приборной панели и набрать номер на расположенной там же клавиатуре. Такая же система есть и в новом Volkswagen Passat, только там телефонная клавиатура сделана выдвижной и прячется в приборной панели.

Наверное, на сегодняшний день это действительно оптимальное решение проблемы разговора по телефону во время движения.

Но очевидно, что даже если водитель не держит в руке телефон, на сам разговор он все же отвлекается, причем, по мнению некоторых ученых, именно этот фактор и является самым губительным. Осознают это и сами водители, так, по данным опроса, проведенного агентством Louis Harris по заказу Advocates for Highway and Auto Safety — союза общественных организаций по защите прав потребителей, проблемам здравоохранения и страховых обществ, 76% взрослых американцев выступают за введение запрета на использование сотовых телефонов за рулем автомобиля. Более того, пользование телефонами за рулем, по мнению опрошенных, является одной из самых больших угроз безопасности на дорогах. Более важными проблемами были признаны лишь пьяные водители и плохо оборудованные перекрестки.

А как у них?

В большинстве стран цивилизованной Европы действует правило, аналогичное российскому. По нему водителям разрешено пользоваться сотовым телефоном при наличии наушников и громкой связи. Нарушение же грозит денежным штрафом. В Португалии подобные требования предъявляются еще и к пассажирам. На родине Шерлока Холмса категорического запрета на использование сотового телефона не существует, но за использование сотового телефона во время движения может быть наложен штраф, особенно если речь идет о неаккуратном вождении. Еще хуже итальянским, французским и швейцарским водителям — по тамошнему законодательству телефоном нельзя пользоваться во время движения вне зависимости от наличия гарнитуры. Ну а тяжелее всего чехам, в стране самого вкусного пива введен полный и категорический запрет на пользование сотовым телефоном в автомобиле.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.