Настоящее 3D приходит на КПК и смартфоны

Людям периодически нужно отключаться от реальности и давать выход агрессии. Ничто так не «выносит мозг», как хорошо сделанная игрушка. А если игрушка помещается в кармане? Сегодняшние игры для КПК чаще всего вызывают чувство глубокого разочарования в жизни — ни тебе графики, ни тебе скорости. Но вскоре ситуация должна измениться — на карманные устройства приходят настоящие видеокарты — ускорители трехмерной графики. Игр для них, естественно, в продаже пока нет, и в ближайшее время их ждать не приходится. Так что мы остановимся на не менее интересной технической составляющей игровой индустрии.

Многие наладонники и смартфоны по своим техническим возможностям приблизились к ноутбукам пятилетней давности. И с каждым годом для них выходит все больше и больше качественных игр.

Если в прошлом году рынок игр для мобильных устройств был оценен в $561 миллион, то к 2009 году этот показатель может подскочить до $53 миллиардов. Количество пользователей мобильных игр, в 2002 году составившее 196 миллионов человек, уже в нынешнем году, по тем же прогнозам, достигнет 700 миллионов. Рост впечатляющий, но для сохранения темпов производителям программного и аппаратного обеспечения приходится каждый день совершать маленькие технологические революции.

Прикрываясь именами

Осмелюсь заметить, что путь, на который компьютерным играм для PC потребовались десятилетия, мобильные игры проходят за куда более сжатые сроки. Два года назад, когда российский рынок мобильных игр только зарождался, развлекаться абонентам зачастую приходилось тем, что имелось на их трубках по умолчанию. Как только на бюджетные телефоны пришел цвет и Java, интерес к мобильным играм стал расти. Вначале это были бесконечные клоны пасьянсов, тетрисов и арканоидов. Затем пришел черед увлекательных аркад, квестов и даже стратегий (чего стоит только Ancient Empire от Macrospace).

Ancient Empire от Macrospace

Не обошлось и без мобильных игр «по мотивам» фильмов, книг и знаменитых компьютерных игр. Когда запас уже готовых звучных брендов, начиная от Гарри Поттера и заканчивая South Park’ом, иссяк, издатели обратили внимание на будущие хиты. Сегодня Голливуд прекрасно спелся не только с издателями мобильных и PC-игр. К примеру, Java-игры по мотивам мультфильма «Роботы» и триллера «Константин» (с Киану Ривзом в главной роли) стали доступны для загрузки одновременно с выходом фильмов на экраны кинотеатров. А не успела широкая общественность переварить новость о грядущей «Войне миров» Стивена Спилберга, как компания Gameloft () (один из крупнейших разработчиков и издателей мобильных игр) заявила о выходе игры по мотивам фильма. Аккурат в день премьеры — 29 июня нынешнего года.

Куда идти дальше

Промоушен, конечно, хорошая штука, да и прибыльная, однако действительно качественных, интересных и затягивающих мобильных игр очень немного — особенно это касается платформы J2ME. Обладателям смартфонов на базе Series 60 и Windows Smartphone повезло чуть больше, игры там лучше во всех отношениях. Особняком стоят немногочисленные владельцы Nokia N-Gage, их игры немногим уступают тем, что еще недавно можно было наблюдать на Sega Megadrive и Sony PSOne.

Разумным выглядит следующее решение — раз не устраивает существующая платформа, давайте оставим ее и перейдем на другую. Конечно, это проще сказать, чем сделать, но другого выхода нет. Потребитель хочет получать такие же красивые и увлекательные игры, как и те, что выпускаются для Playstation 2 или PC (или, говоря о мобильных платформах, как для Sony PSP и Nintendo DS). И если разработчики, издатели, продавцы и операторы сотовой связи хотят получать прибыль, им придется сделать качественный скачок. Операторы, кстати, в этом нисколько не сомневаются — новые трехмерные игры будут побуждать абонентов к приобретению новых телефонов, работающих в сетях третьего поколения.

Пока не получается совместить в одном корпусе и мощное, и компактное устройство. Основных технологических проблем две — тепловыделение и энергопотребление. Сотовый телефон — это компактное устройство, и попытка впихнуть в небольшой форм-фактор мощный процессор, быструю память и производительный видеочип может окончиться плачевно. С аккумуляторами своя проблема — те, что существуют в настоящий момент, просто не могут обеспечить энергией столь мощную систему в течение продолжительного времени. В случае с Sony PSP еще можно смириться с тем, что консоль работает от одной зарядки считанные часы, но трубка, привязанная к зарядному устройству — это уже не мобильный телефон. Вот с наладонниками чуть проще — на примере HP iPaq hx4700 и Dell Axim X50v можно видеть, какие размеры необходимы для того, чтобы вместить мощные компоненты и емкие аккумуляторы.

Технологии завтрашнего дня

Именно на КПК сегодня обкатываются технические решения, которые в будущем имеют все шансы стать массовыми и внедриться на мобильные телефоны и смартфоны. Прикинуть потенциальные объемы рынка пока сложно, но они огромны. И тот, кто вырвется в лидеры сегодня, сможет сорвать банк завтра. Неудивительно, что рядом со словосочетанием «трехмерные мобильные технологии» можно встретить имена таких корпораций, как Intel, nVidia, ATi.

Intel () — наиболее заметный игрок на рынке. Компания может похвалиться не только красивыми анонсами, но и реальными достижениями. В настоящее время Intel выпускает несколько видов процессоров, предназначенных для различных мобильных устройств. Семейство чипов PXA800 рассчитано на мобильные телефоны и ориентировано на терминалы GSM и GPRS среднего уровня. Такой чип (точнее, первая модель — PXA800F) содержит флэш-память, цифровой процессор и парный процессор Intel XScale на одной микросхеме.

Процессоры серии PXA27x на базе технологии XScale разработаны специально для мультимедиа-терминалов — в том числе и для наладонников. Эти процессоры отличаются большей вычислительной мощностью (тактовая частота — до 624 МГц), в них применяется беспроводная технология Intel MMX. А беспроводная версия технологии Intel SpeedStep позволяет эффективно управлять изменениями рабочей частоты и напряжения процессора для продления срока службы батарей.

Процессор серии PXA27x, сегодняшний день.

Intel выпустила также новый мультимедиа-ускоритель 2700G, созданный специально для работы с PXA27x и улучшающий возможности обработки видео и графики. 2700G поддерживает VGA-дисплеи и работает с целым рядом видеоформатов, например MPEG-2, MPEG-4 и Microsoft Windows Media Video 9.

Мультимедиа-ускоритель Intel 2700G

Наиболее известным устройством, работающим на связке Intel XScale PXA27x и Intel 2700G, является наладонник Dell Axim X50v. Шестнадцать мегабайт видеопамяти — это серьезно, вот только применить их пока не удается: игр, поддерживающих возможности 2700G, пока очень мало. Наиболее известной является Yeti3D от компании Intuitex — 3D-шутер, поддерживающий эффекты OpenGL. Кроме того, существуют такие игры, как PowerVR Racer (автосимулятор от PowerVR) и Solterra (космическая стрелялка от BlackSmith Studios).

PowerVR Racer

Solterra (космическая стрелялка от BlackSmith Studios)

Не исключено, что первой известной игрой, поддерживающей все прелести Intel 2700G, станет мобильная версия онлайновой игры «Сфера». На сегодняшний день эта игра, созданная российской компанией «Никита» (), является наиболее популярной MMORPG.

«Мы рады сообщить, что начали разработку клиентской версии «Сферы» для мобильных устройств на базе процессоров семейства IntelR PXA27x, созданных на основе микроархитектуры IntelR XScaleR и оптимизированных с точки зрения поддержки технологии IntelR Wireless MMX. Мобильная версия «Сферы» будет доступна для операционных систем MS Pocket PC и MS Smartphone, сможет поддерживать соединение с интернетом по Wi-Fi и GPRS», — уверяет общественность Степан Зотов, руководитель игрового направления компании «Никита». Разработка мобильной «Сферы» должна быть завершена летом этого года.

Представить все прелести подобного симбиоза несложно. Вечером игрок развивает своего персонажа, сидя в кресле за компьютером, а утром, сидя в автобусе или метро по дороге на работу, продолжает делать то же самое при помощи любимого «айпака». Игровой мир ведь один и тот же, а особенностью большинства MMORPG является тот факт, что чем больше уделяется внимания игре, тем больших успехов в ней можно достичь.

Интересно, что вслед за россиянами идею мультиплатформенной онлайновой игры подхватили разработчики из Nokia. Они готовят к выходу проект Hinterwars (). Играть в нее можно будет на PC и игрофоне N-Gage, причем «мобилизовавшиеся» игроки получают во внутриигровом мире больше бонусов. Правда, сложно представить, что можно изобразить на куцем экране смартфона, тогда как «Никита» предлагает мобильным игрокам практически тот же уровень исполнения (графика, музыка, физика), что и на PC.

Дележ пирога

О приходе ATI на рынок мобильных устройств бурно заговорили после того, как LG представила свой прототип игрофона с кодовым названием SV360 — он оснащается мощным ускорителем ATI Imageon 2300. Реально же ATI выпускает гораздо больший ассортимент чипов для мобильных устройств (к примеру, в феврале были представлены Imageon 2282/2182, предназначенные для захвата и обработки видео на телефонах), но именно Imageon 2300 является топовым продуктом компании. Это первый 3D-ускоритель, обрабатывающий 1 миллион полигонов в секунду (в то время как самые быстрые модели конкурентов способны лишь на 200 тысяч полигонов в секунду) и поддерживающий технологию вывода видеоданных OpenGL ES 1.0.

Графические чипы ATi Imageon 2300 и ATi Imageon 3200.

Компания nVidia работает над созданием мобильного 3D-ускорителя уже в течение нескольких лет, правда, и здесь число готовых продуктов исчисляется единицами. Линейка GoForce совершенствуется год от года, и топовыми ее представителями являются на сегодня GoForce 4500 и GoForce 4800.

В конце прошлого года Motorola выпустила несколько моделей 3G-телефонов (E1000, V980 и C980) на базе беспроводного медиа-процессора GoForce 4000, который помимо прочих достоинств (декодирование видео, захват и обработка 3-мегапиксельных изображений) поддерживает и функции ускорения в играх.

телефоны Motorola на базе беспроводного медиа-процессора GoForce 4000.

«Принятие 3G во всем мире ускорит распространение мультимедийного контента в сотовых телефонах», — заявил Гленн Шустер, генеральный директор nVidia по беспроводным медиа-процессорам. «Будучи пионером в области карманных устройств, Motorola способствует развитию 3G и предоставляет миллионам потребителей несравненные развлекательные возможности — фотографии, видео и игры высокого разрешения». Правда, слова несколько расходятся с делом — сегодня достойных трехмерных игр, рассчитанных на GoForce 4000, нет. Да что там 3D, даже Java-игры, поддерживающие разрешение QVGA (320х240 точек), существуют в единичных экземплярах (наглядный пример — вышедшая в начале года аркада Aphaman для Motorola E1000 от компании Bytedefenders).

GoForce 4500 «вживую» появился лишь на мультимедийных плеерах Archos, где его возможности на полную были задействованы лишь для воспроизведения и обработки видео. Кроме того, им оснащается мобильная игровая консоль Gizmondo (), продажи которой очень вяло стартовали в марте нынешнего года.

Графический процессор Nvidia GoForce 4500.

Следующий чип — GoForce 4800 появился уже в этом году. nVidia утверждает, что первые телефоны с установленными в них GoForce 3D 4800 WMP поступят в продажу уже в конце осени. Если к этому же времени на европейском рынке появятся телефоны от LG с видеоподсистемами от ATI, то можно смело говорить о новом противостоянии старых конкурентов — только теперь уже на мобильных платформах. Правда, теперь они будут воевать не в гордом одиночестве, в спину nVidia и ATi дышат молодые компании Falanx Microsystems и Bitboys.

Компания Falanx Microsystems () собирается совершить революцию в области графических возможностей мобильных телефонов путем широкого внедрения собственных интегрированных решений на чипах Mali 110, Mali 55 и Mali GP. Эти графические чипы на одном ядре реализуют поддержку 2D- и 3D-ускорения графики, а также дают возможность использования 4x и 16x анти-алиазинга (сглаживания). Анти-алиазинг для мобильных устройств не так актуален, как для PC, поскольку экраны современных сотовых трубок еще слишком малы и не могут похвастать высокими разрешениями. Но сам факт появления такой функции радует. Надо полагать, что многим производителям это даст дополнительный толчок к разработке более качественных дисплеев.

«Мобильные игры сегодня — это великолепная возможность интересно провести время, так зачем делать скидку на упрощенные возможности графики и функциональности?», — заявляет Боргар Льосланд, президент Falanx. «На сегодня только чипы Mali могут предоставить высокое качество графики, отличное воспроизведение видео, низкие требования к пропускной способности мобильных IP-сетей и энергоемкости аккумуляторов, причем за невысокую цену. При помощи наших чипов можно легко превратить телефоны в портативные игровые консоли».

Bitboys () уже неоднократно демонстрировала свои разработки в области аппаратного ускорения векторной 3D-графики. Ускорители G12, G34 и G40 способны работать с вертексными и пиксельными шейдерами, поддерживают OpenGL® ES 2.0 и обещают высокую производительность в мультимедиа-приложениях. Компания плотно сотрудничает с Sony Ericsson и NEC Electronics, так что у нас вами есть надежда на появление реальных устройств.

Итоги

Вновь образованный, перспективный, огромный рынок мобильных игровых устройств оказался поделен между грандами IT-рынка — компаниями Intel, ATI, nVidia. С одной стороны, успехи явно не выглядят впечатляющими — те же ATI и nVidia представили свои первые мобильные 3D-ускорители еще в 2002 году, а первые игровые решения на их базе появляются (и то со скрипом) только сейчас. Однако в те времена, когда мобильные игры на телефонах еще только начинали появляться, эти компании уже смогли оценить всю перспективность нового рынка.

Когда потребители смогут «на собственной шкуре» оценить все прелести нового поколения мобильных игр? Анонсированная дата — третий-четвертый кварталы 2005 года. При одном маленьком условии, что некие гениальные конструкторы все же смогут решить проблемы с энергопотреблением. Ведь если ныне существующие разработки уже решили проблемы, связанные с миниатюризацией и тепловыделением, то проблема аккумуляторов остается по-прежнему актуальной.

За рамками этой статьи осталась «софтовая» составляющая. Как и в большом игровом бизнесе, в индустрии мобильных игр сегодня происходят сильные изменения, в результате которых на рынке останется всего несколько десятков крупных разработчиков, способных выдавать высокобюджетные 3D-игры, ориентированные в том числе и на онлайнового пользователя. Такие имена, как Ideaworks 3D, Gameloft и Infinite Games, в мире мобильных игр значат не меньше, нежели Electronic Arts, THQ Wireless и Take Two Interactive в области PC-игр. А все ярче проявляющаяся тенденция к покупке первых вторыми заставляет о многом задуматься. Но об этом мы поговорим в следующий раз...






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.