Особенности пейзажных съемок

В прошлом номере мы учились фотографировать пейзажи. Теперь вы знаете, как правильно смотреть на объект съемки, что делать с белым небом и черной травой и какую помощь могут оказать штативы и светофильтры. Теперь же мы попробуем рассказать о том, как лучше всего снимать закаты и восходы. Кто не пробовал запечатлеть великолепные небесные краски, кто не пытался передать «в цифре» нежные оттенки облаков и буйство вечернего светила? Вот вам несколько ценных рекомендаций по съемке пейзажей при столь экзотическом освещении.

По сути дела, фотографировать закаты и восходы совсем не сложно. Подавляющее большинство современных цифровых камер среднего уровня имеет предустановленные режимы съемки. А среди этих режимов обязательно присутствует пиктограмма, изображающая солнышко, прикрытое горизонтом. Это и есть режим, в котором производители рекомендуют снимать в тот промежуток времени, когда солнце находится у линии горизонта. Так что и у не самого опытного фотографа есть шансы получить приличный снимок. С другой стороны, всегда хочется чего-то большего. Сравнивая свои, казалось бы, неплохие кадры со снимками настоящих профессионалов, вы поймете, что совершенству нет предела.

Готовим сани летом

В прошлом номере мы писали про правила построения композиции, деление кадра на три части по вертикали и горизонтали, «Золотое сечение» и т. д. и т. п. Все это напрямую касается и восходно-закатного творчества. Точно так же отводите земле или небу две трети кадра, располагайте объекты, несущие смысловую нагрузку, в ключевых точках и следите за многоплановостью. Но самое главное — не торопитесь. Ключ к успеху — вдумчивая подготовка. Неяркое освещение подразумевает длинные выдержки, которые обязательно приведут к «шевеленке» — так фотографы называют размазывание изображения из-за дрожания рук. Чтобы этого избежать, придется использовать штатив. А это подразумевает его тщательную установку, на что потребуется определенное время. А солнце-то бежит по небу довольно быстро, даже не поверите, насколько быстро, пока не начнете снимать самостоятельно. Времени, которое нерадивый фотограф потратит на установку и выравнивание треноги, будет достаточно, чтобы по небу пронеслась вереница великолепных неповторимых видов, а огненный шар закатился за горизонт. Поэтому вспомним старую народную мудрость и выдвинемся на исходную позицию заранее. Лучше всего немного побродить по местности и найти ту самую, единственную и неповторимую точку съемки, с которой на небесные просторы откроется наилучший вид. Хорошо бы при этом точно знать, в каком именно месте солнце будет подниматься или, наоборот, прятаться за горизонт.

Осмотритесь вокруг. Вполне вероятно, что вы обнаружите предметы, интересная тень от которых значительно оживит ваш пейзаж. А возможно, найдутся и такие объекты, которые можно будет снять в контровом свете. Представьте себе купола храма или старинные колокольни, снятые на фоне багрового заката. Или вершины гор в лучах восходящего солнца? Или силуэт великолепного океанского лайнера? Предметы на переднем плане, создающие естественную рамку для вашего пейзажа, силуэты строений или деревьев — все это дает значительно больший простор для творчества, чем банальное фотографирование опускающегося или поднимающегося солнца. В принципе, это может быть все что угодно, главное, чтобы этот предмет имел хорошо узнаваемые и интересные очертания.

Чтобы избежать размазанных контуров, вам необходимо тщательно сфокусировать вашу камеру. Установите большую глубину резкости — максимально закрытое отверстие диафрагмы при минимальном фокусном расстоянии. Это и есть тот самый пейзажный режим, предустановленный в вашей цифровой камере. Но если на заднем плане нет никаких излишеств — только линия горизонта, то можно поэкспериментировать и настроить ваш фотоаппарат в режим портретной съемки. Это превосходный способ усилить иллюзию глубины композиции и сконцентрировать внимание зрителей на переднем плане. В контровом освещении предметы, по которым мы хотим навести резкость, будут очень темными, и это может привести к ошибкам автофокуса. Чтобы избежать их, наведите «прицел» на границу главного объекта, сфокусируйтесь по нему, а затем скомпонуйте кадр. Вам решать, оставить ли передний план темным или подсветить его с помощью вспышки. Но помните, что современные камеры, если они находятся в автоматическом режиме, будут вам всячески «мешать». Например, в самый неподходящий момент может включиться вспышка, в результате дерево, через ветви которого вы фотографируете сверкающую дорожку на поверхности озера, прорисуется на снимке во всех мельчайших деталях. Выключите глупую автоматику — сейчас она вам не нужна. Если вы все ж решили осветить близлежащие предметы, управляйте источниками света вручную, но помните, что вспышка может «растворить» естественные цветовые оттенки. Лучше всего в этом случае сделать два кадра: один с подсветкой, другой — без нее. Красивые коряги под ногами — это хорошо. Но не будем забывать о «прекрасных закатных небесах» (тм). Перистые или кучевые (да и любые другие) облака — лучшие помощники «закатно-восходного» фотографа. Без них небо зачастую выглядит пустым и обыденным. Ведь именно облака в свете заходящего солнца образуют неповторимые узоры с невероятной цветовой палитрой. По моему мнению, самый подходящий момент для того, чтобы запечатлеть эти метаморфозы — несколько мгновений, когда последний миллиметр огненного диска только что скрылся за горизонтом.

Время и размер

Фотосессия в утренние и вечерние часы предъявляет особые требования к правильной установке экспозиции. Если вы предпочитаете использовать автоматический режим, то вам придется немного потрудиться, чтобы обмануть микропроцессор камеры. Когда солнце светит прямо в объектив, датчики фиксируют яркий свет и снимок получается недосвеченным. Но есть одна маленькая хитрость: установите экспозицию, держа камеру так, чтобы солнце оказалось за границей кадра, но при этом очень близко от его границы. После этого, удерживая кнопку спуска затвора наполовину нажатой, скомпонуйте и сделайте нужный вам снимок с солнцем в кадре. Прочитайте в инструкции к вашему фотоаппарату, возможно, в нем заложена очень полезная функция эксповилки (брекетинга). Обычно она позволяет сделать подряд три снимка: передержанный, недодержанный и с нормальной экспозицией. Это даст возможность выбрать тот кадр, который больше соответствует вашему замыслу. В любом случае, фотографируйте в режиме приоритета диафрагмы, чтобы иметь возможность управлять глубиной резкости. И не забудьте выставить минимальную чувствительность матрицы.

Бумажный лист

Необходимо сказать пару слов о балансе белого. Именно этот параметр кардинально отличает цифровую камеру от обычной аналоговой. Раньше фотографам приходилось вслепую экспериментировать с различными видами фотопленок, чтобы получить правильную цветопередачу. С цифровым фото все гораздо проще. Во-первых, в нашем арсенале имеется автоматическая настройка баланса белого, хотя лично я стараюсь ей не доверять. Во-вторых, большинство современных фотокамер оснащено режимом Sunset («Закат»). Но и тут не стоит полностью полагаться на разработчиков. Лучше поэкспериментировать, переключаясь между пиктограммами «Закат», «Солнечно», «Пасмурно»... Третий вариант — самый лучший. Если у вас есть возможность установить баланс белого вручную, воспользуйтесь этим. Проще всего сфотографировать какой-то белый объект — например, лист бумаги. Не забудьте взять его с собой на пленэрные съемки.

Многие современные аппараты обладают функцией автоматической вилки баланса белого. Включив ее и сделав только один снимок, можно одновременно записать три изображения с различными цветовыми оттенками. Это позволит вам выбрать именно тот кадр, который больше отвечает вашему творческому замыслу.

О силе воли

Закаты — это, безусловно, очень красиво. Но... Всегда уважал тех, кто фотографирует рассветы. Для меня эти люди просто герои — встать в такую рань, это же какой железной силой воли надо обладать! Представьте — надо подняться из теплой постели, взвалить на себя груду фотографического скарба и выйти в промозглую темноту предрассветного утра... А если еще учесть, что идут они, в общем-то, в неизвестность, то уважать их начинаешь вдвойне, а может, даже и втройне. Почему в неизвестность? Да потому, что предсказать результаты таких утренних фотосессий практически нереально. Никому точно не известно, какая будет погода, не закроет ли землю туман, что будет с облаками. Кроме того, достаточно трудно определить точку, в которой солнце покажется из-за горизонта. Вполне может случиться так, что на следующее утро, а может, и не только на следующее, придется снова и снова тренировать силу воли. Но результат того стоит.

Об экспромтах

Предварительная подготовка — это хорошо. Однако многие профессиональные фотографы признаются, что самые лучшие снимки получаются, как правило, спонтанно. Например, вы едете в сгущающихся вечерних сумерках и вдруг замечаете облако необычной формы, очертания которого подчеркиваются лучами заходящего солнца. Вероятность того, что в это время у вас под рукой окажется штатив, крайне мала. В этом случае старайтесь держать камеру твердо и как можно ближе к туловищу, а локти обоприте на что-то неподвижное — ну, хотя бы на капот вашего автомобиля. Кнопку затвора нажимайте плавно, сначала наполовину, чтобы камера смогла сфокусироваться, а потом также плавно до конца. Старайтесь, чтобы в этот момент камера не вздрагивала.

Надеюсь, у вас получится запечатлеть природу во всей ее красоте и мощи, а результат оправдает потраченные усилия. И напоследок — лучший и самый главный совет: всегда держите камеру под рукой и не бойтесь экспериментировать. Если вы не нажмете на кнопку затвора, то никогда не узнаете, какой великолепной техникой съемки восходов и закатов вы владеете. Удачных фотосессий!

Советы и рекомендации

• Старайтесь заранее спланировать свою фотосессию. Тщательно выбирайте место для съемки.

• Обязательно применяйте штатив.

• Композиционные решения во время съемки восходов и закатов мало чем отличаются от обычной пейзажной съемки. Активно применяйте правило «Золотого сечения», старайтесь, чтобы ваша композиция была многоплановой.

• Объекты с интересными и легко узнаваемыми контурами, расположенные на переднем плане, значительно оживят ваш снимок.

• Солнце можно включать в кадр только в том случае, если оно либо еще не набрало, либо уже потеряло свою дневную интенсивность. В противном случае вы можете повредить светочувствительную матрицу вашего фотоаппарата.

• Тщательно продумывайте экспозицию и проверяйте результаты на дисплее вашей камеры.

• Экспозамер лучше производить, держа камеру так, чтобы солнце оказалось за пределами кадра, но при этом очень близко от его границ. Чаще всего фотоаппараты измеряют экспозицию в тот момент, когда вы наполовину нажали кнопку спуска затвора.

• Лучше использовать пользовательские настройки баланса белого. Для этого захватите с собой чистый лист белой бумаги.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.