Особенности панорамной фотосъемки

Вам никогда не казалось, что обычная фотография чем-то напоминает взгляд через замочную скважину? А ведь иногда так хочется раздвинуть границы кадра и увидеть окружающее пространство во всем его многообразии. Мы уже рассказывали о некоторых особенностях пейзажной съемки, и теперь вы знаете, как запечатлеть закат и восход, как правильно подобрать пленку и составить композицию будущего кадра. В этом номере мы поведаем о тонкостях панорамной съемки.

Иллюзия пространства

С момента изобретения фотографии люди придумали массу устройств для создания панорамных снимков. Есть и специальные объективы, и конструкции, разворачивающие камеру на 360 градусов. С помощью всех этих хитроумных приспособлений можно получить непривычно длинную ленту снимка. Панорамное фото позволяет создать завораживающую иллюзию пространства, которой до полного эффекта присутствия не хватает разве что звуков и запахов.

Однако обладателям цифровой фототехники для создания панорамного снимка совершенно не обязательно прибегать ни к особым объективам, ни к прочим техническим ухищрениям. Можно просто сделать несколько снимков с помощью обычного фотоаппарата, а потом соединить их на компьютере. Техника совмещения кадров во время печати, филигранная работа ножницами с последующей склейкой отдельных частей и другие приемы ушли в прошлое, оставив после себя лишь портняжный термин. Если вы хорошо знаете программу Photoshop, то без труда справитесь с «сшиванием» кадров, а при желании можно воспользоваться одним из специальных приложений для автоматической «сшивки» панорам. Мы непременно опишем несколько программ такого рода, а пока расскажем подробнее о том, как происходит создание фотографий с нестандартным соотношением сторон.

Краткие рекомендации

Обязательно устанавливайте ваш фотоаппарат на штатив и следите за тем, чтобы он был расположен строго вертикально и стоял в центре окружности, которую вы фотографируете.

Проверьте, чтобы при повороте камеры все сюжетно важные объекты попали в кадр, а движение объектива строго следовало линии горизонта.

Установите зум объектива так, чтобы все объекты были максимально приближены, но при этом ничего важного не осталось за кадром.

Горизонтальную панораму лучше снимать, установив фотоаппарат вертикально — это увеличит высоту панорамного снимка, а вертикальную — наоборот, камерой, закрепленной горизонтально.

Параметры чувствительности матрицы, экспозиции и баланса белого устанавливаются и фиксируются по наиболее важному фрагменту панорамы.

Во время съемки необходимо обеспечить перекрытие между соседними кадрами не меньше 20%.

Ключ к успеху

Во время панорамной съемки необходимо соблюдать определенные правила. Нам потребуется штатив, оборудованный пузырьковыми уровнями. Если их нет, обеспечить строго горизонтальное перемещение объектива фотокамеры будет очень сложно. Конечно, можно найти выход из положения — взять обыкновенную нитку с подвешенным на ней грузом. По такому самодельному отвесу можно будет хоть как-то выровнять треногу. Не плохо было бы также установить на штатив панорамную головку вместо обычной.

Шаг 1

После того как вы закрепите фотоаппарат, посмотрите в видоискатель и поверните камеру от одного края будущей композиции к другому, следя за строгим следованием по линии горизонта всех кадров серии. Во время этой предварительной проводки также нужно определить, попадают ли в кадр все сюжетно важные детали, не придется ли потом отклонять камеру от прямой линии вверх или вниз (для горизонтальной панорамы) или в стороны (для вертикальной). Сам штатив лучше всего расположить так, чтобы он оказался в центре окружности, которую вы собираетесь снимать. Это важно, поскольку все фрагменты серии должны быть в фокусе, а менять значение диафрагмы, фокусного расстояния и настройки резкости от кадра к кадру нельзя.

Шаг 2

После того как вы определитесь с расположением камеры в пространстве, стоит обратить внимание на объектив. Точнее, на фокусное расстояние или степень зумирования — кому как больше нравится. Наверное, вы уже заметили, что чем большее пространство попадает в кадр, тем сильнее искажаются предметы, расположенные по краям. Иными словами, чем короче фокусное расстояние, тем больше геометрических искажений возникает на фотографии. Это явление называется «бочкообразная дисторсия». В принципе, если бы вы снимали одиночный кадр, то на эти искажения можно было бы не обращать особого внимания. Но поскольку вам потом придется соединять между собой несколько кадров, дисторсия может сильно затруднить этот процесс.

В арсенале современных фотографов есть всевозможные программные фильтры, позволяющие бороться с несовершенствами оптики. Но в некоторых случаях ПО может скорее помешать, чем помочь — представьте себе: сначала оптика наклонила столбы, стоящие вдоль дороги, в одну сторону, потом программа-фильтр постаралась выправить этот наклон. В итоге на готовой панораме не стыкуются провода. Поэтому лучше заранее предусмотреть подобные осложнения, чем потом долго и мучительно вносить коррективы. Выставьте зум объектива вашей камеры так, чтобы максимально приблизить все объекты и тем самым уменьшить дисторсию. Если вы снимаете горизонтальную панораму, то установите фотоаппарат вертикально, а с вертикальной панорамой поступите с точностью до наоборот. Конечно, в таком случае вам придется снять большее количество отдельных фрагментов, но зато искажения удастся свести до минимума, и на соединение кадров вы потратите гораздо меньше времени.

Шаг 3

До начала съемки необходимо настроить чувствительность матрицы, выдержку, диафрагму и баланс белого. Обычно установка этих параметров производится по наиболее важному участку панорамы. Если в вашей камере не предусмотрена функция фиксации экспозиции (AE Lock), то можно перейти в ручной режим управления. И помните, что круговую панораму лучше всего фотографировать в пасмурную погоду. В это время не так велика разница в освещенности объектов, расположенных по разным сторонам от точки съемки. Если же светит солнце, то нет смысла захватывать тот участок, на котором камера будет направлена против света.

Шаг 4

Теперь можно приступить непосредственно к съемке. Лучше всего снимать серию кадров слева направо. Во-первых, так привычнее, а во-вторых, все программы автоматической сборки по умолчанию настроены именно на такую последовательность. Конечно, этот параметр можно поменять, но зачем усложнять себе жизнь?

Количество составных частей будет зависеть от того угла, который должна захватить будущая панорама, но, сколько бы их ни было, каждый последующий кадр должен перекрывать предыдущий не менее чем на 20%. Крайне желательно, чтобы один и тот же «контрольный объект» целиком присутствовал на соседних фрагментах. Это может быть столб, дорожный знак, отдельно стоящее дерево и т. п. Они будут четкими ориентирами при «сшивке». Для упрощения определения зон перекрытия некоторые цифровики имеют специальный режим панорамной съемки. При его включении в поле видоискателя выводится часть предыдущего кадра, что значительно облегчает эту задачу. Фотографируя панораму, не ограничивайтесь одной серией. Сделайте несколько, слегка меняя параметры съемки — потом будет из чего выбирать.

Скачиваем Программа Сайт Стоимость Размер дистрибутива Panorama Factory $69,95 4,80 Mb PTGui $75 2,5 Mb Canon PhotoStitch - бесплатно с камерами Canon - PhotoFixLens $69,95 4,8 Mb Работа портного

Если у вас нет желания заниматься кропотливой работой в Photoshop, установите на свой компьютер одну из программ автоматической сшивки. По сути, все они выполняют одну и ту же функцию — выравнивают плотность отдельных кадров, исправляют искажения перспективы, производят поиск контрольных объектов и накладывают изображения друг на друга. Стыковка кадров производится вдоль ломаной линии, имеющей высокую контрастность, — так шов будет менее заметен. А на последнем этапе программа кадрирует получившееся полотно, обрезая излишки, и повышает резкость конечного снимка.

Существует множество приложений для автоматического создания панорамных фотографий. Взять, к примеру, Panorama Factory V4.1, PTGui 5.5 и, от компании Canon, Photo Stitch 3.1. Все эти программы построены по одному и тому же принципу — простой и удобный интерфейс, организованный в виде закладок, позволяет поэтапно настроить все необходимые опции и создать панораму. Кроме того, Panorama Factory V4.1 и PTGui 5.5 могут переключаться в режим для продвинутых пользователей. Canon же наоборот постарался упростить работу, поэтому количество закладок и кнопок в Photo Stitch минимально.

Что такое панорамная головка

Одна из причин возникновения искажений на панорамном снимке — это вращение фотоаппарата во время съемки вокруг точки, отличной от нодальной, то есть от точки внутри объектива, где перекрещиваются лучи, формирующие изображение. Головки, которыми обычно комплектуются штативы, позволяют вращать камеру только вокруг ее штативного гнезда. А в случае вертикального перемещения ось вращения еще больше смещается от той, которая лучше всего подходит для этого вида съемки. Специальная конструкция смещает точку вращения и совмещает ее с нодальной. На начальном этапе, конечно, можно обойтись и без такого специального устройства. Некоторые панорамамейкеры даже умудряются фотографировать, привязав нитку с отвесом к объективу в районе nodal point. Заметив на земле точку, они снимают панораму, пытаясь удержать отвес над ней. Но если вам такой экстрим не по нраву, имеет смысл запастись нормальной панорамной головкой.

Сначала нужно отобрать снимки, которые будут использованы для автоматического создания панорамной фотографии. Открыв их в одной из программ, вы сможете менять последовательность кадров, поворачивать, добавлять новые или удалять ненужные. Затем необходимо указать, каким образом все это «сшивать» — в виде мозаики, как часть сферы, фрагмента цилиндра или плоскости. Панорамы с результирующим углом обзора более 90 градусов на плоскости выглядят плохо, поэтому в таких случаях лучше применять проекцию на цилиндрическую поверхность. Фрагмент сферы нужен тогда, когда для увеличения вертикального угла обзора съемка производилась в несколько рядов. Кстати, в Canon Photo Stitch возможности создания такого вида панорам нет. Режим «Мозаика» собирает конечный кадр из отдельных частей по принципу известной головоломки Puzzle. Это позволяет расширить поле зрения одновременно и вверх, и в стороны. Считается, что хороший алгоритм распознавания не требует ручного выбора контрольных точек, но все же иногда встречаются ситуации, когда автоматика не справляется, так что у вас должна быть возможность сделать это вручную.

Photo Stitch 3.1 не справилась с состыковкой кадров. (рис. 1)

Panorama Factory V4.1 допустила погрешности на стыках. (рис. 2)

PTGui показала наилучшие результаты. (рис. 3)

По нашему мнению, в PTGui эта функция реализована удачнее, чем в Panorama Factory, а Photo Stitch 3.1 значительно уступает своим собратьям и в вопросах алгоритмизации, и в исправлении перспективы отдельных кадров. Эта программа справилась с заданием на большую твердую двойку, что нас несколько удивило, учитывая солидную репутацию компании Canon. Утилита исправила бочкообразную дисторсию и даже попыталась состыковать кадры, но швы оказались слишком заметны, и не только по плотности изображения, но и по несостыкованным объектам (рис. 1). С той же задачей Panorama Factory V4.1 и PTGui 5.5 справились гораздо лучше. Справедливости ради надо сказать, что и у этих программ есть свои недочеты. Panorama Factory запуталась в ветках, отчего на стыках, проходящих через эти участки, возникло двоение (рис.2). А PTGui не справилась с расстановкой контрольных точек — последний кадр из серии не был пристыкован к остальным. Однако после того как мы покопались в настройках, именно эта программа показала наилучшие результаты (рис. 3).

Хотя нас больше интересует автоматическая сшивка снимков, сделанных цифровой камерой, не лишним будет отметить, что эти программы также могут обрабатывать изображения, отсканированные с обычной пленки. Правда, в первом случае фокусное расстояние, с которым производилась съемка, будет определено автоматически, а во втором его придется указать вручную. Этот параметр важен для правильного исправления геометрических искажений.

Конечно, только вам решать, каким именно образом вы будете соединять разрозненные кадры в единую панораму. Однако для «сшивки» вручную потребуется немалый опыт, а также куча времени и терпения. В большинстве случаев специализированная программа работает гораздо быстрее и выдает достаточно качественный результат. Правда, в некоторых случаях алгоритмы могут не справиться с поставленной задачей. Поэтому лучше всего пользоваться автоматикой, периодически внося вручную определенные коррективы — например, на этапе размещения контрольных точек. А чтобы не потерять возможность корректировать в Photoshop панораму, подготовленную в автоматическом режиме, рекомендуем отключить опцию объединения слоев при подготовке конечного файла.

рис. 4

рис. 5

PTGui

Давайте для примера соберем панорамный снимок с помощью PTGui 5.5.

Шаг 1

Открываете программу. Нажимаете на кнопку Select source images (рис. 4) и выбираете изображения, из которых будет составляться панорама. После этого в основном окне появится вкладка Source Images (рис. 5), на которой мы сможем внести нужные коррективы в последовательность и количество составных частей.

Шаг 2

Так как съемка той панорамы, которую мы пытаемся сейчас сшить, производилась против часовой стрелки, то нажимаем кнопку Reverse, чтобы расставить кадры в нужном порядке. После этого идем к закладке Project Assistant — на ней появились снимки в той последовательности, в которой их нужно будет состыковывать. Обратите внимание на поле Camera/Lens parameters. В нашем случае съемка производилась на цифровую камеру, и все необходимые параметры программа автоматически считала из EXIF-заголовка. Вводить тип объектива, фокусное расстояние и коэффициент пересчета нужно только в том случае, если камера не записывает эти значения в EXIF или если вы работаете с изображениями, отсканированными с обычной пленки.

рис. 6

рис. 7

рис. 8

рис. 9

Шаг 3

Далее нажимаем кнопку Generate control points (рис. 6) и ждем, пока программа проанализирует изображения. После этого в интерфейсе программы произойдут изменения — появились новые вкладки: Control Points, Preview и Create Panorama. Кроме того, стали доступными кнопки Control points assistant и Align panorama. Первая из них служит для ручной корректировки контрольных точек и перенесет нас на соответствующую закладку (рис. 7). Если на этапе фотографирования вы все сделали правильно, программа сама успешно справится с поставленной задачей. Если же нет, то вам предложат вручную расставить контрольные точки на проблемных участках. Делается это довольно просто. Нужно лишь отметить с помощью мыши идентичные точки в зонах перекрытия двух соседних кадров.

Шаг 4

Закончив с контрольными точками, вернемся к первой странице и нажмем кнопку Align panorama. Откроется окно редактора панорамы — Panorama editor (рис. 8). В первую очередь посмотрим, какой вид проекции нам больше всего подходит — Rectilinear (на плоскость), Cylindrical (цилиндрическая) или Equirectangular. Так как наша панорама состоит из одного ряда последовательных кадров и захватывает поле зрения в 235°, то оставляем выбранный автоматически режим Cylindrical. Если бы угол обзора был меньше 90°, то нам подошла бы проекция на плоскость, а если бы было снято несколько горизонтальных рядов, то нужно нажать кнопку Equirectangular. Если что-то не устраивает в автоматической подгонке, то мышью можно выровнять горизонт или сместить отдельные кадры. Для переключения режимов перемещения служат первые четыре кнопки слева. Можно перетаскивать все кадры вместе или по одному, а также вращать их. Выполнив подгонку, закрываем окно редактора и переходим к процессу «сшивки» панорамы.

Шаг 5

Открываем вкладку Create Panorama (рис. 9). Указываем желаемый размер результирующего кадра и его формат, а также имя и путь к директории, в которую он должен быть сохранен. Все. Нажимаем кнопку Create Panorama и ждем, пока программа выполнит свою работу.

Ручная работа

По мнению некоторых фотографов, ручная «сшивка» — это лучший способ получения качественной панорамы. Мы постараемся вкратце описать процесс создания панорамного снимка в одной из самых распространенных программ — Adobe Photoshop.

Шаг 1

Первым делом берем начальный (обычно — крайний левый) кадр. Оптика любого, даже профессионального объектива вносит в изображение определенные геометрические искажения, так что нам придется привести его в порядок. Для этого потребуется специальная программа-фильтр, которой нет в стандартном пакете плагинов. Называется она PhotoFixLens (Adobe/PhotoFixLens.bmp). Для ее корректной работы необходимо знать фокусное расстояние, с которым производилась съемка. Это значение легко получить из EXIF-заголовка, который большинство цифровых камер записывают вместе с изображением. Вам нужно лишь щелкнуть правой кнопкой мыши на его названии и посмотреть свойства файла. Заметьте, что чем короче фокусное расстояние, тем сложнее будет исправить геометрию фотографии. После того как вы настроили фильтр, сохраните все эти параметры, ведь те же самые коррективы придется вносить во все снимки, которые войдут в состав нашей панорамной ленты.

рис. 10

рис. 11

рис. 12

Шаг 2

На следующем этапе нужно расширить границы нашего первого снимка, так, чтобы на холст вошли все остальные части будущей панорамы. Заходим в меню Image («Изображение»), выбираем пункт Canvas Size («Размер холста») и изменяем размер изображения. Помните, что ширина должна быть такой, чтобы в нее уместились все кадры вашей панорамы. В нижней части меню Canvas Size вы увидите квадратное окошко, где можно скорректировать направление, в котором будет производиться увеличение ширины изображения (рис. 10).

Шаг 3

С помощью инструмента Move Tool переместите каждую отдельную часть панорамы на то место, на котором она должна находиться (рис. 11).

Шаг 4

На панели Layers («Слои») настройте прозрачность слоя, содержащего второй по счету кадр серии, так, чтобы сквозь него достаточно четко просматривались детали первого. Потом, с помощью Move Tool, состыкуйте два изображения так, чтобы совместить края основных объектов (рис. 12). Напомним, что для успешной склейки соседние кадры должны перекрывать друг друга примерно на 20%.

Допустим, все прошло удачно, и в области перекрытия линия горизонта, одинаковые в обоих слоях контрастные зоны и предметы на переднем плане расположились четко друг над другом.

Шаг 5

Убираем прозрачность верхнего слоя и с помощью ластика с размытыми краями (инструмент Eraser Tool) начинаем аккуратно, лучше по краю какой-нибудь контрастной ломаной линии, стирать излишки, маскируя линию сшивки.

рис. 13

Шаг 6

Теперь необходимо подогнать плотность и цветовой баланс этих двух частей так, чтобы окончательно спрятать границу. Обычно в серии, предназначенной для создания панорамы, содержится больше двух кадров, а значит, с каждым из них нам придется повторить всю описанную выше последовательность действий. В итоге должна получиться почти готовая панорама.

Шаг 7

Остается только произвести слияние отдельных слоев в один. В верхней части панели Layers вы увидите маленький кружок со стрелочкой. Нажмите на него и выберите из списка пункт Merge Visible («Объединить все слои») (рис. 13). Обрезать излишки можно с помощью инструмента кадрирования Crop Tool. При необходимости обратитесь к панели Image, выберите пункт Adjustments и подрегулируйте яркость, контрастность, цветность и прочие параметры изображения. Все, панорама готова. Можете распечатать свое творение и повесить на стену.

Полезные ссылки

— на этом сайте подробно описана методика нахождения нодальной точки фотокамеры; язык — английский.

— описание самодельной панорамной головки.

— еще одно описание самодельной панорамной головки с чертежами.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.