Как защитить фотокамеру от негативных воздействий

Жизнь — причудливая штука. Иногда так хочется забросить обыденные дела и отправиться в путь. Смотреть на мир, получать новые ощущения, знакомиться с людьми... И чтобы не упустить ни одной волнующей детали, чтобы было что показать друзьям и знакомым, лучше всего взять с собой фотоаппарат. Цифровой.

Экстрим, адреналин, острые эмоции и сложные ситуации — это, конечно, прекрасно. Но не стоит забывать, что цифровая фотокамера очень чувствительна к агрессивному воздействию внешней среды. Влага, пыль и температурные перепады способны погубить хрупкую электронику.

До недавнего времени повышенные требования к надежности и герметичности предъявлялись только к профессиональной технике. Куда только не заносит настоящего фотокорреспондента — от песчаных пустошей Невады до мрачных и холодных склонов Эвереста. И вся система — камера, объектив, вспышка, аккумуляторы — должна вести себя адекватно и четко выполнять свои функции. Правда, стоят такие камеры гораздо дороже, но и спрос с них больше.

Всех любителей экстремальных фотосъемок можно условно разделить на два лагеря. Первые считают потерю камеры неизбежной, поэтому и берут с собой то, что не жалко уронить, утопить, разбить, потерять. Такой подход вполне оправдан, однако всегда есть шанс вместе с фотоаппаратом потерять часть отснятого материала. А для настоящего «охотника за приключениями» это настоящая трагедия. Те, кто придерживается другой точки зрения, стараются защитить свою камеру с помощью различного рода приспособлений.

А пакетик — не снимай...

По большому счету, все негативные воздействия можно разделить на две группы: природные (влага, пыль) и механические (падения, удары).

Последние несколько лет производители уделяли довольно мало внимания дополнительным аксессуарам — с маркетинговой точки зрения куда важнее было «нарастить» количество мегапикселей. Однако со временем ситуация существенно изменилась. Выпуская новые модели, вендоры анонсируют и специальные аксессуары, в том числе и защитные.

Раньше фотолюбителям приходилось самим искать выход из положения. Настоящей панацеей от пыли и влаги были простые герметичные целлофановые пакеты. Дешево, сердито, но относительно безопасно — некоторые с такой минимальной защитой умудрялись делать неплохие подводные фотосессии. Однако нужно помнить, что полимер, из которого изготовлен пакет, пропускает свет гораздо хуже, чем специальное оптическое стекло. Такой способ может подойти для дешевых камер со слабой оптикой, но для более дорогих моделей «пакетный метод» уже не приемлем. Могут возникнуть сложности с управлением камерой, да и переключать режимы, когда устройство находится под столь ненадежной защитой, — занятие довольно рискованное. К тому же полиэтилен слабо защищает от механических повреждений. Что кажется надежным на суше, то не всегда срабатывает под водой. Герметичность пакета всегда будет под угрозой — достаточно самой маленькой дырочки, чтобы вода начала поступать внутрь.

Следующим этапом стало появление специализированных пластиковых контейнеров для фотокамер. В отличие от самодельных, эти пакеты были более прочными и закрывались с помощью специальной уплотнительной клипсы. Это защищало не только от воды, пыли, грязи и песка — для таких контейнеров не была проблемой и отрицательная температура, а значит, любители зимних видов спорта/отдыха могли не бояться, что на камеру попадет снег. Кстати, при съемках на морозе есть еще один немаловажный момент — когда камера долго находится в условиях низких температур, ее детали охлаждаются настолько, что при попадании в теплое помещение мгновенно образуется конденсат. Убрать влагу, не вскрывая корпус, — достаточно проблематично, а неприятностей можно получить предостаточно, начиная от влаги на внутренних поверхностях линз объектива и заканчивая выходом из строя электронной начинки камеры. Поэтому для того, чтобы обезопасить себя от этой напасти, необходимо избегать резкого температурного перепада. Нужно поместить камеру в герметичное пространство и позволить ей согреться до температуры окружающей среды.

Главное преимущество герметичного пакета — в его универсальности. Он подойдет не только для фотокамеры, но и для другой техники. Некоторые пакеты оборудованы специальными пластиковыми окошками для объективов, которые снижают искажения света. Многие позволяют полноценно пользоваться зумом. При этом они не только защищают от атмосферных воздействий, но и выдерживают погружения на глубину от пяти до десяти метров (в зависимости от модели). Плюс все они оснащены ручками или ремешками, так что драгоценный фотоаппарат не уплывет вместе со снимками в неизвестном направлении. Единственный минус при подводной съемке — герметичный пакет все время стремится всплыть, так что придется придумывать систему грузил. Кроме того, на глубине более одного метра из-за слабого освещения будут необходимы длинные выдержки, а зафиксировать камеру, когда сам находишься на плаву, не так-то просто. Поэтому лучше позаботиться о дополнительной подсветке заранее.

Герметичные пакеты Aquapac

Кстати, при покупке обязательно выясните, можно ли производить фотосъемку, не доставая фотокамеру из пакета, или он предназначен только для хранения и транспортировки устройства. Стоить такой контейнер может от $30 до $130 — в зависимости от конфигурации.

Во многом пластиковые контейнеры лучше обычных пакетов, однако и они не способны защитить камеру от механических повреждений. Пластик, конечно, прочен и эластичен, но встреча с острыми предметами ему противопоказана. Кроме того, могут возникнуть проблемы с управлением, зато вероятность разгерметизации такого специализированного решения ниже, чем у самоделки, но все же существует. К тому же нужно помнить, что камера недостаточно надежно фиксируется внутри такого контейнера, что может создавать некоторые неудобства.

Волшебная коробочка

Самый надежный, самый дорогой, самый громоздкий, но и самый удобный в управлении способ защиты камеры — это бокс. Существует две основных разновидности таких контейнеров — аквабоксы для съемки под водой и спортивные боксы, которые активно продвигает компания Sony.

Особенность боксов в том, что для каждой модели выпускается уникальная конструкция. Она абсолютно герметична, на корпус выведены элементы управления, а сама камера четко фиксируется внутри.

Бокс для зеркальных камер Olympus

Само по себе это решение — не новое, оно знакомо тем, кто раньше занимался подводной съемкой. Это своеобразная проекция тех технологий на цифровую фототехнику. Боксы выпускаются производителями фотокамер и сторонними вендорами как для профессиональных моделей, так и для любительских. При этом цены на боксы варьируются от $100 до $6000, хотя и это не предел.

Что же получает фотограф за эту немаленькую сумму? В первую очередь — абсолютную защиту от пыли, песка и влаги. С таким агрегатом можно спокойно снимать хоть в пустыне, хоть на льдине и не беспокоиться о состоянии дорогостоящей техники.

Спортивные боксы позволяют погружаться только на малые глубины — максимум 3 м. Конечно, и стоят они недорого — около $100. Для погружения на 40-60 м потребуется более серьезная защита. Профессиональные аквабоксы выпускают сами производители фототехники, но есть масса достойных моделей и у сторонних фирм, таких как LightMotion, Gates, Amphibico, Ikelite и Subal.

Аквабоксы дают возможность снимать на различных глубинах. Для равномерного погружения к ним крепятся специальные утяжеляющие пластины. Доступ ко всем элементам управления упрощен до предела, к тому же все кнопки сделаны достаточно крупного размера, чтобы было удобно пользоваться камерой под водой. Боксы для профессиональных камер даже позволяют пользоваться зумом (если внутри есть свободное пространство для трансфокации объектива).

На больших глубинах основная проблема — нехватка света. Для этого предусмотрены различного рода осветители. Обычно предлагаются специальные боксы для вспышек; более сложные варианты предусматривают наличие дополнительных внешних осветителей, которые крепятся на специальных кронштейнах.

Olympus Stylus 720SW

Фотоаппарат оснащен 7,1 Мп сенсором. Объектив с фокусным расстоянием 38-114 мм (35 мм эквивалент), F3.5-5.0, не имеет выдвижных частей и закрывается специальной металлической шторкой. Фокусировка осуществляется перемещением линз внутри корпуса камеры. Камера поддерживает карты памяти xD Picture Card, правда, у нее есть и 19 Мб внутренней памяти.

Возможны следующие варианты светочувствительности: ISO 64, 100, 200, 400, 800, 1600. При съемке на ISO 800 и 1600 снижается максимально допустимое разрешение снимков. Помимо этого, в некоторых программных режимах доступна чувствительность ISO 2500. Ожидать превосходного качества на высоких ISO не стоит (размер матрицы всего 1/2,3 дюйма), однако иногда важнее сама возможность сделать снимок. В этом случае с низким качеством можно смириться.

В камере нет ручных настроек, по функциональным возможностям она мало чем отличается от обыкновенной мыльницы. Полный автомат с наличием сюжетных программ. Возможна запись видео в формате VGA с разрешением 640x480, частота — 15 кадров в секунду.

Нужно отметить, что фотоаппарат очень компактен и выглядит стильно. Размеры корпуса —95x56x20 мм, вес — 150 грамм. Он выпускается в нескольких цветовых исполнениях — с серебристым, розовым или голубым корпусом. Стоимость камеры — около $400.

Аппаратная защита

Очевидно, что далеко не каждый сможет позволить себе купить дополнительное защитное устройство, а вот быть спокойным за сохранность своей камеры хочется всем. Нужны альтернативные решения. И первые шаги в этом направлении сделала компания Olympus. Сначала свет увидели модели с меткой Weatherproof («стойкие к атмосферным воздействиям»). Это означает, что камера соответствует стандарту IEC 529 IPX4. Это может защитить от ненастной погоды, но шквальный ветер не сравнить с моросящим дождичком, и бывают ситуации, когда столь слабой защиты недостаточно.

Существенные изменения произошли в этом году, когда Olympus представила Stylus 720SW. Эту модель можно по праву назвать уникальной и в какой-то степени -революционной. Производитель позиционирует Olympus Stylus 720SW как фотоаппарат для экстремального отдыха. Камера выдерживает падение с высоты полутора метров и погружение на глубину до трех метров без дополнительных приспособлений. При желании можно докупить специальный бокс, который позволит погружаться с ней на глубины до 40 м.

Краштесты на ударопрочность проводились на стенде Olympus в ходе выставки «Фотофорум 2006». Камеру многократно роняли, после чего она включалась и работала как ни в чем не бывало.

Справедливости ради нужно отметить, что Pentax опередила Olympus с выпуском полноценной пылеводонепроницаемой камеры для подводных погружений. Еще в конце августа прошлого года в продажу поступила первая модель подобного класса — Pentax Optio WPi. По функциональности она близка к Olympus 720SW, но по некоторым параметрам все же проигрывает. Зато следующая модель, анонсированная этой зимой, во многом приближается к своему конкуренту.

Разрешение сенсора и размеры Pentax Optio W10 остались прежними, а вот диапазон чувствительностей расширился. Optio W10 может снимать на ISO 64, 100, 200, 400, 800. Правда, при установке последнего значения разрешение снимков снижается до 1280 на 960 пикселей.

Также увеличилось разрешение видеороликов до 640x480 точек при 30 кадрах в секунду.

Отдельно хочется отметить хорошую эргономику и легкое управление камерой. Этому способствует и простое меню. Жалко, конечно, что объектив камеры не имеет шторки. Он постоянно открыт, что может привести к его повреждению. Стоимость Pentax Optio W10около 300$.

Что касается лидера индустрии, компании Canon, то она пока молчит. Никакой особой активности не проявляют и другие производители фотокамер. Остается надеяться, что сложная ситуация на рынке цифровых фотоустройств подтолкнет компании к более решительным действиям. Тем более что выпуск таких моделей не требует сверхтехнологичных разработок в области электроники, написания нового программного обеспечения и т.п. Время покажет.

Pentax Optio WPI

В камере стоит CCD-сенсор с разрешением 6 млн пикселей, физический размер — 1/2,5 дюйма (самый распространенный среди любительских камер). Светочувствительность проигрывает камере Olympus Stylus 720SW, диапазон ISO не слишком широк — 64, 100, 200 и 400.

Объектив располагается внутри камеры. Эквивалентное фокусное расстояние — 38-114 мм. Относительное отверстие — F3.3-4.

Фотоаппарат поддерживает самые распространенные на сегодняшний день карты памяти стандарта SD/MMC. Внутренней памяти для хранения снимков всего 10 Мб.

Что касается возможностей видеосъемки, то, как и у Olympus, они довольно скромные: 320x240 пикселей, частота — 30 кадров в секунду.

Функциональная особенность этой камеры — наличие макрорежима. Минимальная дистанция фокусировки составляет 1 см против 8 см у Olympus Stylus 720SW.

Размеры камеры — 102x51x22 мм, вес — 135 гр. Она выдерживает погружение на глубину до полутора метров в течение 30 минут, однако не ударопрочна.

Ее цена на сегодняшний день — $260-280. Это дороже, чем у сходных по функциональности камер, однако дешевле, чем покупать сам аппарат и защитный пластиковый контейнер или аквабокс.

Плюсы и минусы

Пакеты и контейнеры — дешевле и легче. Боксы и аппаратные разработки — дороже и надежнее. У каждого решения есть свои положительные и отрицательные стороны. Покупая камеру с изначально защищенной конструкцией, мы избавляем себя от необходимости носить дополнительные принадлежности. Но, тем не менее, полной безопасности не гарантирует ни один производитель — ведь встроенной защите трудно тягаться со специализированными устройствами (особенно аквабоксами).

Определенно можно сказать, что эти камеры оптимальны для путешественников. Устройства достаточно универсальны, защищают от кратковременных природных воздействий, однако в случае серьезных испытаний могут оказаться бессильны.

Какой вариант выбрать — зависит сугубо от личных предпочтений. На мой взгляд, будущее за устройствами со встроенной защитой. Они изначально приспособлены к «выживанию» в экстремальных условиях.

Для тех же, кто уже является обладателем фотокамеры и хочет видеть ее «живой и здоровой» после летних приключений, есть смысл запастись защитным чехлом, хотя бы самым простым. Ведь потратив 30-60$, можно сберечь гораздо больше.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.