Мобильное телевидение наступает

На сегодняшний день дисплей мобильного телефона вполне может составить конкуренцию телевизионному экрану или компьютерному монитору. В идеале программы мобильного телевидения должны быть доступны пользователю в любое удобное время — не зря операторы и аналитики считают этот сервис одним из самых перспективных. Практически все производители представляют свои разработки в этой области на мировых конгрессах и выставках. Правда, единой технологической концепции мобильного телевещания вендоры пока не выработали.

Битва стандартов

Существует два основных подхода к концепции мобильного телевещания. Такие компании, как Huawei, делают ставку на IP-трансляцию телесигнала через сотовые сети. Для этого на мобильный терминал загружается специальная программа, с помощью которой можно управлять телевещанием — аналогия с дистанционным пультом обычного телевизора напрашивается сама собой. Преимущество IP-телевидения заключается в его высокой интерактивности. Например, абоненты смогут формировать свою собственную программу передач, выставлять им оценки и получать дополнительные услуги.

Nokia и Sony Ericsson делают ставку на новый формат вещания — DVB-H. Но для просмотра телепрограмм в этом формате необходим специальный телефон с ТВ-тюнером. Видеокартинка и звук будут транслироваться не через сотовую сеть, а со специального передатчика, размещенного на телебашне. Компании Nokia и Sony Ericsson уже заключили соглашение по разработке телефонов и другого оборудования, поддерживающего DVB-H. Пока опытные образцы таких устройств напоминают миниатюрный телевизор. Это интересный способ доставки цифрового контента сразу большому количеству пользователей с минимальными затратами на модернизацию инфраструктуры. Дело в том, что сама сотовая сеть при этом загружается по минимуму — она задействуется как интерактивная составляющая обратной связи. Эта технология прекрасно подходит для создания дополнительных телеканалов. Она позволяет обеспечить передачу телепрограмм в прямом эфире и видео по требованию («виртуальный видеомагнитофон»), а также адаптирует трансляцию с учетом требований каждого отдельного абонента. Например, можно просматривать репортажи с соревнований по отдельным видам спорта или «вырезать» рекламные ролики.

За каким стандартом будущее — покажет время. В городах и мегаполисах с развитой сетевой инфраструктурой цифровое телевидение пойдет, скорее всего, по пути внедрения IP-телевидения. Для удаленных регионов больше подойдет эфирное телевидение — DVB-T. Технологически трансляция ТВ через сотовые сети уже реализована, такие услуги предоставляет ряд операторов сотовой связи стандартов UMTS и CDMA2000. Насколько эта услуга будет пользоваться популярностью у абонентов, покажет время. На самом деле, не имеет значения, каким именно образом организована трансляция ТВ-сигнала: с помощью индивидуального, широко- или многоадресного вещания — для них важна сама возможность просмотра множества телеканалов. Главное для зрителя — качественное изображение и простой, удобный интерфейс взаимодействия с системой.

Гарантированный успех

Мобильное телевидение — один из самых интересных сервисов. На него ставят многие операторы связи. Однако аналитики считают, что на внедрение этой технологии потребуется много времени и сил, прежде чем она станет также распространена, как видео для ПК. По мнению специалистов компании NPD Group, в конце первого квартала 2006 г. около 28% сотовых абонентов в США могли загружать и просматривать цифровые ролики на своих мобильных телефонах, однако реально этой возможностью воспользовалось крайне мало абонентов — не более 1%. Примерно 12% пользователей либо хотят, либо уже готовы начать загружать видео, но пока по разным причинам этого не делают. Свою роль сыграла и высокая стоимость услуги. Тем не менее, 77% опрошенных заинтересованы в использовании услуг мобильного телевещания. Именно эта категория потребителей, скорее всего, и обеспечит базовый доход мобильному телевидению на этапе его становления. А пока что, несмотря на наличие видеофункций, американцы используют мобильные телефоны в основном для переговоров.

Пользоваться мобильным телевидением достаточно просто. Если вы хоть раз смотрели видео из интернета, то знаете, что совсем не обязательно полностью скачивать файл на компьютер — при хорошем канале доступа картинка со звуком будет транслироваться, как в обычном телевизоре. Это стало возможным за счет технологии потокового видео — в этом случае применяется механизм сжатия и буферизации данных, которая позволяет передавать видеоинформацию в режиме реального времени по проводным и беспроводным сетям.

Для просмотра потокового видео требуется мобильный аппарат со встроенным видеопроигрывателем, который декодирует данные и выводит расшифрованное изображение на экран. Аналитики считают, что рост популярности мобильного ТВ приведет к тому, что в ближайшие пять лет на рынке появится множество сотовых трубок с поддержкой ТВ-трансляции. Ожидается, что к 2010 г. число таких устройств достигнет 83,5 млн.

Российские реалии

В нашей стране для полноценного предоставления таких услуг, к сожалению, недостаточно развиты технологии передачи данных. Ради воспитания рынка они, конечно, пытаются показывать прямой эфир через сотовые сети уровня 2,5G, используя для транспорта протоколы GPRS/EDGE, но говорить о качестве картинки пока сложно. Первым эту услугу ввел столичный «МегаФон». Обладая самой современной сетью передачи данных в Москве, оператор сумел предоставить услугу мобильного телевидения еще в 2004 г. На сегодняшний день этот сервис пользуется популярностью у владельцев «продвинутых» телефонов. Таких аппаратов на российском рынке немного — не более 20 моделей, да и число активных пользователей вряд ли превышает несколько сотен. Конечно, их количество увеличивается благодаря внедрению технологии EDGE, но даже с использованием этого протокола мобильное телевидение чаще всего напоминает не видеоролик, а слайд-шоу со звуком. Кстати, 20 декабря 2005 г. «МегаФон Северо-Запад» запустил аналогичную услугу в Санкт-Петербурге. Если московским абонентам доступно семь каналов, то в Северной столице их пока только четыре — это «РБК-ТВ», «ТДК» («Телевизионный Дамский Клуб»), «Муз-ТВ» и «5 канал». Чтобы воспользоваться этой услугой, необходимо иметь телефон с проигрывателем RealPlayer или поддержкой технологии 3GP.

Другие федеральные операторы пока не торопятся. МТС ввел в коммерческую эксплуатацию «Мобильное ТВ» в ряде областей центрального региона совсем недавно — 10 марта 2006 г. Подписка на каждый телеканал обойдется в $3 (WAP и GPRS-трафик оплачиваются отдельно). «Билайн» пока выжидает, наращивая технические мощности — по словам пресс-службы оператора, мобильное телевидение на основе протокола EDGE будет запущено в 2006 году в столичной сети оператора.

Отдельная ситуация со «СкайЛинком». Северо-Западное отделение компании продемонстрировало услугу «Мобильное ТВ» на телекоммуникационной выставке «Норвеком» в феврале 2006 года. «На презентации сервис работал хорошо — картинка была четкой и качественной на скорости несколько сотен килобит в секунду, а этого вполне достаточно для просмотра телепередач. С внедрением технологии EV-DO, которая повысила скорость передачи данных в среднем до 450 Кбит/с, мобильное телевидение, безусловно, будет работать. Вот только вряд ли маркетологи компании отдадут ценные ресурсы сети на этот новый и, возможно, преждевременный проект. Скорее их направят на предоставление абонентам доступа широкополосного интернета для доступа к корпоративным сетям. А с внедрением мобильного ТВ подождут до расширения частотного ресурса и нового релиза технологии EV-DO, где будет возможно гарантировать минимальную пропускную способность канала передачи данных для каждого абонента.

Слово за контентом

Один из главных вопросов, который тревожит пользователей, — за что и как платить деньги. В крупном городе, где спокойно сосуществуют десятки обычных и сотни спутниковых телеканалов, достаточно сложно убедить абонента выкладывать деньги за возможность узреть прямой эфир на маленьком экране мобильного телефона. Скорее всего, популярностью будут пользоваться слезливые и, главное, бесконечные сериалы, зубодробительные новости и, конечно, эротика. Причем последняя тема, судя по комментариям экспертов, интересует мужчин гораздо больше, чем, к примеру, спорт. В Европе это уже давно заметили, так что на 3G Конгрессе в Барселоне и на CeBit в Ганновере множество контент-провайдеров и студий демонстрировали готовые клипы, эротические шоу и программы именно для мобильных телесетей.

Но без спорта также не обойтись — двухчасовые футбольные матчи или утомительные теннисные поединки, конечно, никто смотреть не станет, а вот подкасты (краткие видеосюжеты) с забитыми голами и шайбами, пируэтами фигуристов или удачными ударами при игре в гольф будут пользоваться стабильно высоким спросом. Возможно, что первым испытанием «на прочность» всех европейских проектов мобильного ТВ станет чемпионат мира по футболу 2006 г.

Говоря о видеоконтенте, не стоит забывать и о способах оплаты. Безусловно, пользователь предпочтет платить минимум — то есть $5-10 абонентской платы за саму услугу и $2-3 в месяц за подписку на каждый интересный канал сверх базового пакета. Операторы готовы пойти им навстречу — примерно на такие же цены ориентированы «бизнес-кейсы» как отечественных, так и западных компаний. Главное, вполне разумно думают маркетологи, приучить абонента к новой услуге. Воспитать спрос — великое дело!






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.