Цифровые видеокамеры на поле боя/Выбор правильного формата

Выбирая видеокамеру, несложно и растеряться. Можно обратиться за помощью к корифеям съемочного процесса — но они обычно витают где-то далеко и проблемы любителей их волнуют мало. А что же обычный пользователь ставит на первое место при покупке съемочного агрегата? Конечно же, удобство.

Раз так, то мы сразу же отметаем в сторону аналоговые камеры и обращаем наш взор к цифровым. Еще не так давно под этим подразумевались исключительно устройства формата DVC и MiniDV. Но насчет удобства такого решения можно и поспорить. После съемки оператору придется немало повозиться, чтобы перегнать видео в «удобосмотрибельный» формат. Процедура и впрямь не слишком прозрачна — сначала нужно скопировать данные с кассеты MiniDV на жесткий диск (где они, кстати, займут уйму места — от 13 Гб на час записи и выше), и только затем перекодировать их в MPEG-2 или MPEG-4, выставив при этом многочисленные не слишком понятные параметры. Инженеры всего мира долго бились над тем, чтобы пользователю не приходилось производить кучу дополнительных телодвижений, и результатом их усилий стали камеры на носителях нового поколения — DVD, HDD и Flash.

Новое поколение

Итак, какие же альтернативные носители данных используются в потребительских камерах для записи? Никакой экзотики, все они очень и очень хорошо знакомы. И начнем мы с самого распространенного — DVD.

Видеокамеры (камкордеры) записывают видео на восьмисантиметровый DVD-диск, который сразу после съемки можно загрузить в DVD-привод компьютера или ноутбука или скопировать по интерфейсу USB. Изображение сохраняется в формате MPEG-2 в разрешении 720x576 точек (PAL), на одну «болванку» влезает от 25 минут в хорошем качестве (при потоке 8000 бит/с) до 50 минут в среднем качестве (4000 бит/с).

Такое маленькое время съемки может оказаться серьезным недостатком — чтобы запечатлеть, например, свадьбу, оператору придется таскать за собой немалых размеров кейс с дисками, да еще и заниматься их сменой в самый неподходящий момент. Конечно, ничто и никто не мешает применять двухсторонние диски, но найти их в продаже не так уж просто. Вся надежда разработчиков — на появление новых лазерных носителей информации: Blue-Ray и прочих. Это позволило бы радикальным образом увеличить время записи — до 4,5 часов в среднем качестве, или до 2 с лишним — в хорошем.

А пока увеличить время съемки позволяет только жесткий диск (HDD). Сейчас почти в любом продвинутом компьютере можно встретить 120-, а то 160-гигабайтный «винчестер». Камеры от настольных систем пока отстают — в них используются диски емкостью не больше 30 Гб. Но и это уже не мало, особенно если сравнить с максимально возможной емкостью маленького DVD-диска. При хорошем качестве съемки (в таких устройствах также используется формат записи MPEG-2 с разрешением до 720x576 точек) время записи составляет уже около восьми часов. Естественно, что камеры этого типа также оснащены высокоскоростным USB-интерфейсом. Ничто не мешает использовать такой камкордер в качестве переносного жесткого диска, если производитель не заблокировал эту возможность.

Впрочем, и эти камеры не лишены недостатков. К ним относятся высокое энергопотребление и хрупкость прецизионной начинки жесткого диска. Но самое большее неудобство для пользователя — это необходимость периодически «сливать» видеозаписи на компьютер. Если в случае MiniDV и DVD-камер можно просто вставить новый диск или кассету, то здесь этот номер не пройдет.

И, наконец, третий тип видеокамер — это камкордеры на основе флэш-памяти. Они стоят несколько обособленно: для экономии места на носителе в них используется формат MPEG-4 с разрешением всего лишь до 640x480 точек — как у некоторых мобильных телефонов. Достоинства и недостатки этого подхода понятны — с одной стороны, до 4 часов записи видео в неплохом качестве, с другой — невозможность редактирования и монтажа исходного материала. Да и пониженное разрешение весьма негативно сказывается на качестве: сравнивать «картинку» DVD- или HDD-видеокамеры — все равно что сопоставлять фотографии с дешевой мыльницы и аппарата среднего класса. Зато удобства налицо — можно менять карточки по мере заполнения, копировать файлы не только через USB, но и с помощью кард-ридера. Добавим сюда компактность и малое энергопотребление — и вот перед нами уже портрет идеальной любительской видеокамеры для нетребовательного пользователя.

Сила света

Итак, с носителями информации мы разобрались. Теперь самое время перейти к другим особенностям современных цифровых видеокамер. Чем должен быть оснащен каждый уважающий себя камкордер?

Во-первых, качественным объективом. Хорошее зрение полезно не только для человека, но и для видеокамеры. Идеальная оптическая система должна обеспечить попадание как можно большего количества света на светочувствительную матрицу. Если съемка происходит в условиях хорошей или избыточной освещенности, то никаких проблем нет — любая оптика выдаст очень неплохие результаты. Если же съемка происходит в помещении или, что еще хуже, вечером, от объектива будет зависеть почти все.

Основной характеристикой объектива является светосила, то есть отношение яркости снимаемого объекта к его изображению, попадающему на светочувствительную матрицу. Светосила прямо пропорциональна отношению диаметра линзы к фокусному расстоянию объектива. Обычный пользователь может считать этот параметр определенным коэффициентом, отвечающим за качество съемки в условиях недостаточного освещения. Пишут его на оправе объектива наряду с диапазоном изменения зума (увеличения).

Итак, мы переходим ко второй важной характеристике видеокамеры — к оптическому зуму. Зум (Zoom) обозначается либо двумя цифрами (например, 1-20x), либо одной, являющейся результатом деления второй цифры на первую, то есть в данном примере — 20x. С увеличением зума обычно растет и стоимость объектива, и количество оптических искажений. Потому дешевые камеры с большой кратностью зума тут же должны вызывать сомнения в качестве оптики и итоговой картинки.

У большого зума есть еще один минус — достойное качество изображения при сильном приближении картинки можно получить только при съемке со штатива, а это возможно далеко не всегда. Спасти запись может только наличие в камере оптического или цифрового стабилизатора изображения. О нем — ниже.

Как сжимаются видеофайлы

В современных видеокамерах с прогрессивными носителями используются форматы сжатия данных семейства MPEG. Различия между членами этого семейства не так велики, так что достаточно отметить, что в DVD-видео в качестве алгоритма сжатия используется MPEG-2, а в видеокамерах на флэш-картах — MPEG-4.

Алгоритм сжатия MPEG устроен следующим образом. При сжатии видео сначала выбираются так называемые I-frames (ключевые кадры). Они сжимаются напрямую с использованием алгоритма MJPEG (Motion JPEG), лежащего в основе цифрового формата DV. При этом ключевые кадры составляют небольшую долю всех кадров сжимаемого видео. Для остальных применяются другие алгоритмы.

Различают два вида: промежуточные кадры (P-frames), содержащие в себе сжатую информацию о различиях между данным кадром и предыдущими ключевым и промежуточными кадрами, и двунаправленные кадры (B-frames), которые содержат информацию о различиях между как предыдущим, так и последующим промежуточными кадрами.

В силу того, что в алгоритме MPEG мы имеем сжатую информацию о различиях между кадрами, можно достичь высокой степени компрессии (выше, чем у предшественника — цифрового формата DV). Однако плюсов без минусов не бывает, и кодирование/декодирование алгоритмом MPEG требует существенных аппаратных ресурсов, поскольку здесь процесс кодирования значительно сложнее, чем в формате DV. Во-вторых, при редактировании видео в формате MPEG потери качества при декомпрессии и последующей обработке будут заметно больше, чем при обработке тех же DV-данных. В связи с этим MPEG менее приспособлен для редактирования на компьютере, чем DV.

Не дрожи, рука!

Следующий аспект, на который стоит обращать внимание при выборе видеокамеры, это наличие стабилизатора изображения.

Необходимость стабилизации изображения становится ясна уже после первой съемки. Дрожание рук, дыхание, даже пульс вызывают мелкие колебания камеры, снижающие качество съемки и резкость кадра. Самый надежный способ борьбы с этой напастью — съемка со штатива, но это, как уже отмечалось, возможно далеко не всегда. Поэтому многие видеокамеры снабжаются внутренними схемами стабилизации изображения — оптическими (O.I.S.) и электронными (E.I.S.). Первые являются механическими системами, а работа вторых реализуется программно.

Оптический стабилизатор — это комплекс гиростабилизированных оптических элементов, позволяющих при колебаниях камеры сохранять на светочувствительной матрице неподвижную картинку. Всем он хорош, да изготовить его сложно, и цена в итоге получается высокая. Поэтому он используется только в профессиональных либо дорогостоящих любительских камерах.

Электронный стабилизатор относительно дешев и обладает кучей недостатков, связанных с самим принципом его работы. Блок обработки сигналов (центральный процессор) перемещает изображение по светочувствительной матрице. Первый вывод — физические размеры сенсора должны быть достаточны, чтобы по нему можно было перемещать изображение. В результате работы электронного стабилизатора теряется до 40% фактического разрешения матрицы.

Неприятным моментом также является так называемое «залипание» изображения, которое возникает при попытке панорамирования (упорядоченного движения камеры). Камера двигается плавно, а изображение — рывками.

Последним значительным минусом электронного стабилизатора является увеличение количества элементов в светочувствительной матрице (они ему необходимы как пространство для маневра), что при фиксированном размере матрицы приводит к уменьшению их размера и падению общего качества изображения.

Светочувствительная матрица

Перейдем теперь к светочувствительной матрице — ключевому компоненту видеокамеры. Судя по заявлениям маркетологов, чем больше в камере пикселей, тем оно лучше. Но для съемки большинства бытовых сюжетов особо высокое разрешение просто не нужно — разрешение телевизора все равно стандартно. Для того чтобы «поймать» картинку, достаточно 0,4 Мп матрицы, а с учетом электронного стабилизатора — 0,8 Мп. Зато при фиксированном физическом размере матрицы увеличение количества пикселей приводит к уменьшению размера и чувствительности каждого из них. Получается, что съемка в условиях недостаточной освещенности — это их слабое место. Причем настолько серьезное, что видеокамерой в сумерках нельзя будет пользоваться.

DVD-камеры

Закончив на этой мажорной ноте с теорией, обратим свой взор к практике, то есть непосредственно к выбору видеокамеры. Конечно, в этой статье невозможно охватить все разнообразие камкордеров, поэтому мы рассмотрим лишь несколько самых заметных моделей.

Типичным представителем любительских DVD-видеокамер является бюджетная модель Samsung VP-DC161i. К ее достоинствам можно отнести достаточно неплохой оптический зум (33x), наличие разъема USB, а также возможность записи фотографий на флэш-карты MemoryStick/MemoryStick Pro и SD. А вот недостатков у этой модели масса — начиная с крошечной матрицы диагональю 1/6” (съемка при слабом освещении практически невозможна), отсутствия оптического стабилизатора изображения, и заканчивая «темным» объективом. Зато цена радует — всего лишь около 11 тысяч рублей.

Samsung VP-DC161i

Старший родственник этого камкордера — Canon DC40. Размер матрицы производит впечатление — 1/2,8”, да и разрешение не подкачало — более 4 Мп. Правда, при работе цифрового стабилизатора эффективных пикселей остается всего 2,74 миллиона. Поддерживается запись фотографий на флэш-карты (на этот раз только SD), не забыт и USB-порт. Увы, оптического стабилизатора камкордеру не перепало — впрочем, при столь внушительной матрице достаточно и электронного. Цена на это чудо техники начинается от 28 тысяч рублей.

Canon DC40

HDD-камеры

Следующим этапом нашего исследования будут HDD-камеры. Их электронная начинка практически не отличается от внутренностей DVD-собратьев. Все, что мы сказали про Samsung VP, можно сказать и про JVC Everio GZ-MG20. Отличия — в носителе. В камере используется жесткий диск емкостью 20 Гб. Цена — около 15 тысяч рублей.

JVC Everio GZ-MG20

Более продвинутый родич JVC Everio — Sony DCR-SR100E — может похвастаться 3,3-мегапиксельной матрицей диагональю 1/3”, мощным объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar T с 10-кратным трансфокатором, а также жестким диском емкостью 30 Гб. Недостатки: камера не поддерживает флэш-носители и способна передавать информацию лишь посредством интерфейса USB. За нее придется выложить около 29 тысяч рублей.

Sony DCR-SR100E

Flash-камеры

Самые дешевые решения этой категории не имеют даже оптического зума. Например Genius G-Shot DV600 с матрицей 1/2”. Зато она объединяют в себе цифровую видео- и фото- и веб- стандарта USB 2.0, цифровой диктофон и MP3-плеер. И все это при смешной цене в 3 тысячи рублей. Данные записываются на карты формата SD/MMC. Качество изображения, конечно, не идет ни в какое сравнение с более дорогими собратьями, но невзыскательному пользователю подойдет вполне.

Genius G-Shot DV600

Последний наш пациент — JVC GZ-MC100. Эта камера по своим характеристикам вполне может составить конкуренцию даже некоторым DV-камерам. Устройство оснащено качественной 2-мегапиксельной матрицей с диагональю 1/3,6”. Поддерживаются форматы записи SD и Compact Flash. Объектив также внушает уважение своим 10-кратным зумом и цифровым стабилизатором изображения.

JVC GZ-MC100






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.