Базовые навыки коррекции фотографий

У англоязычных фотографов принято разделять фотографии на обычные (сюжетные) и фотографии, сделанные без подготовки, навскидку. Для последних даже существует отдельное название — snapshot. Но в последние годы этим термином все чаще «обзывают» недоделанные фотографии, которые нуждаются в дополнительной обработке: исправлении цветового баланса, кадрировании и так далее.

Полуфабрикаты из камеры

Практика показывает, что от кадров-недоделок не застрахованы даже профессиональные фотографы, а в фотоальбомах новичков количество подобных полуфабрикатов может достигать и 99%. Поэтому любой фотолюбитель, задумывающийся о качестве своего творчества, должен владеть основами компьютерного редактирования цифровых фотографий. Причем широко распространено мнение, что для редактирования изображений необходимо в совершенстве овладеть программой Adobe Photoshop. Безусловно, знание этого графического пакета еще никому не повредило, однако его незаменимость для фотолюбителя сильно преувеличена. Вы ведь не будете годами изучать профессию повара только для того, чтобы вкусно поесть? Конечно, нет — для этого достаточно научиться владеть вилкой и ложкой.

Точно так же и с редактированием изображений: для большинства типичных фотозадач Photoshop — громоздкий, сложный и далеко не самый удобный набор инструментов. И к тому же — весьма дорогой. В то же время существуют простые, легкие в освоении и совершенно бесплатные программы для просмотра изображений и их последующей «обработки напильником».

В этом обзоре мы рассмотрим возможности четырех наиболее популярных бесплатных утилит для просмотра и редактирования графики: IrfanView (); FastStoneImage Viewer (); ForceVision (); XnView (). На первый взгляд все эти программы весьма похожи внешне и равнозначны по функциональным возможностям. Однако практическое знакомство камня на камне не оставляет от этой иллюзии, поэтому мы не просто тщательно исследовали пригодность программ для разных задач, но и выставляли по итогам каждого раздела оценки по пятибалльной шкале.

Главное окно FastStone.


Главное окно ForceVision.


XnView — гибкий и удобный дизайн интерфейса.


IrfanView — самое неудобное разделение навигационного окна и окна для просмотра файлов.

Отбор, кадрирование, выравнивание горизонта

Самая первая задача, которую необходимо решить после очередной фотосессии,— выбраковка неудачных кадров. Разумеется, явный брак отсеивается еще «на подходах» к компьютеру — прямо на ЖК-экране цифровой камеры, — но финальную сортировку отснятого материала рациональнее проводить именно на компьютере.

Все перечисленные в начале статьи программы — это в первую очередь именно «смотрелки», поэтому использовать их для просмотра фотографий, как говорится, сам бог велел. Тем не менее, по удобству использования программы заметно отличаются друг от друга.

IrfanView имеет наименее удобный интерфейс среди всех утилит, так как всегда запускается без панели, на которой отображаются миниатюры изображений. К тому же программа не запоминает последнюю открытую папку, в результате чего при каждом запуске пользователь вынужден совершать массу рутинных и откровенно лишних действий — вызывать панель с миниатюрами («Файл» > «Миниатюры»), после чего продираться сквозь дебри подкаталогов к папке с фотографиями. Процесс первичной обработки изображений также удобным не назовешь — приходится постоянно маневрировать между окном с миниатюрами и главным окном программы с открытым в нем файлом. Частично реабилитирует программу поддержка пакетных (групповых) операций с изображениями — преобразование и переименование.

Пакетная обработка картинок в IrfanView.

Кадрирование в IrfanView.

При работе интерфейс вновь поворачивается к пользователю своим недружелюбным лицом. Откровенно говоря, уже за одно только отсутствие контекстного меню разработчикам хочется оторвать руки — за любым действием нужно нырять в основное меню программы. К примеру, кадрирование выполняется следующим образом: выделяем область фотографии, после чего в меню выбираем «Правка» > «Обрезать выделенную область».

Аналогичным образом выполняется поворот изображения («Изображение» > «Повернуть на произвольный угол»), который можно (и нужно) использовать для выпрямления «заваленного» горизонта в пейзажных фотографиях и других сюжетах с горизонтальными и вертикальными линиями.

Выравнивание горизонта с последующим кадрированием.

FastStone Image Viewer имеет классический дизайн интерфейса — точно такой же использовался еще в первых версиях легендарной ACDSee (ныне, к сожалению, коммерческой и перегруженной дополнительными функциями). Главное окно программы разбито на три основных части: слева — дерево каталогов, справа — большая панель для отображения миниатюр, в левом нижнем углу — увеличенная миниатюра текущего выделенного файла. Одним словом, просто и удобно. Просмотр файлов также запускается традиционно — по нажатию Enter.

FastStone — самое быстрое и наглядное кадрирование.

Контекстное меню, вызываемое нажатием правой кнопки мыши, дает доступ ко всем необходимым функциям — пакетному переименованию (Batch Rename) и другим групповым операциям. Кадрирование (Edit > Crop Board) и поворот изображения (Edit > Rotate by any Degree) также запускаются из контекстного меню. Досадное примечание: в отличие от остальных программ, представленных в этом обзоре, FastStone не имеет русификации для последней доступной версии 2.6. Самая свежая русифицированная версия, существовавшая на момент написания статьи, — 2.3.

Создатели ForceVision, как и создатели IrfanView, тоже решили соригинальничать, разделив интерфейс на два окна — панель с миниатюрами и большое окно для просмотра текущего файла. К счастью, у них хватило здравого смысла добавить автоматический запуск панели с миниатюрами и запоминание последнего просматривавшегося каталога. Благодаря этому использовать ForceVision для просмотра и сортировки ощутимо удобнее, чем Irfan. Но увы — на этом логика и здравый смысл закончились. Так, например, главное меню располагается не в большом окне с просматриваемым файлом, а в панели с деревом каталогов и миниатюрами. Соответственно, все важные операции над картинкой, включая кадрирование и поворот, вызываются тоже оттуда. К счастью, есть контекстное меню, дублирующее функции основного. Структура меню и его перевод на русский язык, кстати, самые лаконичные среди конкурентов: «Правка» > «Обрезка», «Правка» > «Поворот».

Кстати, об обрезании: ForceVision позволяет кадрировать фотографии сложными контурами — начиная с эллипсов и многоугольников и заканчивая классическими инструментами «Лассо» и «Волшебная палочка».

Но не обошлось и без еще одной ложки дегтя: групповое переименование в виде отдельной функции отсутствует — для этого нужно запустить пакетное преобразование форматов.

Чемпион по обрезанию снимков по сложным контурам — ForceView, однако целесообразность этой занятной функции не очень ясна.

XnView — без сомнения, наиболее удобная из рассматриваемых программ. Окно программы по классической схеме разделено на дерево каталогов слева и панель с миниатюрами справа, под которой находится область для просмотра картинок. Размеры всех трех зон свободно регулируются простым перетягиванием мышкой. В дополнение к этой схеме активно используются закладки. К примеру, новые открываемые файлы не плодят дополнительные окна и не переключают режим основного окна, а открываются в дополнительных закладках (как в современных интернет-браузерах).

Кадрирование — весьма удобное и вызывается из главного или контекстного меню («Редактировать» > «Обрезать»), а также при помощи пиктограммы на панели инструментов. Однако в ForceVision и FastStone обрезание реализовано удобнее и нагляднее.

Вообще с логическим структурированием меню в программе наблюдаются определенные проблемы. Инструменты редактирования равномерно «размазаны» по трем разделам: «Редактировать», «Рисунок» и «Инструменты». К примеру, поворот вынесен уже не в «Редактирование», а в «Рисунок» > «Поворот» > «Выбор» (при этом из контекстного меню поворот не запускается). А все пакетные функции сосредоточены в инструментах, но зато продублированы и в контекстном меню.

Одним словом, пока речь идет о просмотре и сортировке, XnView не оставляет конкурентам ни одного шанса, но для редактирования изображений уже придется потратить дополнительное время, чтобы изучить расположение инструментов и привыкнуть к нему.

Резкость, шум, устранение эффекта «красных глаз»

Три самых распространенных дефекта цифровой фотографии, особенно характерные для недорогих камер, — недостаточная резкость снимка, цифровой шум и эффект «красных глаз». С «красноглазием» все понятно, с шумами недорогих CCD-сенсоров, особенно при недостаточном освещении, — тоже. Но, казалось бы, хотя бы резкость должна быть целиком на совести фотографа? Однако это справедливо лишь отчасти. Проблема заключается в том, что общий недостаток непрофессиональных камер — значительный лаг, то есть задержка между нажатием спуска и срабатыванием затвора. Именно в этот момент и происходит наибольшее количество непроизвольных движений, которые приводят к смазанным кадрам.

К счастью, незначительные дефекты четкости вполне реально отредактировать в любом приличном просмотрщике. Точно так же можно облагородить зашумленный снимок при помощи эффекта размывания (blur) и избавиться от «красных глаз» на портретных фотографиях.

Удобнее всего борьба с «красными глазами» реализована в FastStone.

Самые продвинутые фильтры для поднятия резкости — в XnView.

IrfanView имеет наиболее топорный и кривой инструментарий для устранения вышеописанных недостатков. Функции, вызываемые из главного меню («Изображение» > «Повысить резкость» и «Изображение» > «Эффекты» > «Размытие»), имеют всего одну заранее определенную градацию. К счастью в программе все-таки предусмотрена возможность задать уровень резкости и других фильтров — для этого необходимо запустить еще одно диалоговое окно с менеджером эффектов, что дополнительно загромождает и без того перегруженный интерфейс: «Изображение» > «Эффекты» > «Браузер эффектов».

Кстати, хуже всего с установками по умолчанию работает эффект «Изображение» > «Уменьшить эффект «красных глаз» (выделение). Еще один серьезный недостаток этого эффекта — отсутствие возможности выделить окружность, из-за чего в область выделения вместе с радужкой неизбежно попадают и участки кожи вокруг глаза.

Эффекты размытия и увеличения четкости очень удобно реализованы в FastStone — обе этих операции объединены в одно диалоговое окно (Edit > Sharpen/Blur) и снабжены великолепно реализованным предпросмотром: в двух миниатюрах отображены результаты до и после применения фильтра, плюс по нажатию кнопки можно сразу оценить эффект на всем изображении в оригинальном масштабе.

Будьте осторожны с подавлением эффекта «красных глаз»: фильтру абсолютно все равно, что подавлять, — был бы красный цвет.

Не менее просто и наглядно реализована борьба с «красными глазами». Функция Edit > Red-Eye Removal вызывает соответствующее диалоговое окно с эллипсоидным выделением, удобным масштабированием и кнопкой отмены последнего действия.

Весьма похоже на FastStone вышеописанные функции реализованы в другой утилите — ForceVision. Правда, повышение четкости и размытие уже разделены на два меню: «Правка»> «Четкость» > «Четкость» и «Правка» > «Четкость» > «Размытие». При этом размытие, в отличие от четкости, вообще не регулируется. Хуже сделан и предварительный просмотр.

Алгоритм уменьшения эффекта «красных глаз» работает качественно («Правка» > «Удаление «красных глаз»), главное — не забыть выделить нужную область, в противном случае фильтр будет применен на все изображение целиком.

Наиболее полный контроль над ситуацией по улучшению изображения обеспечивает XnView, предлагающая на выбор сразу несколько алгоритмов размытия и повышения четкости. Все они собраны в одном диалоговом окне, вызываемом из меню «Фильтр» > «Эффекты». В стандартный набор улучшения четкости входят, к примеру, такие инструменты, как: «Проработка деталей», «Проработка краев», «Улучшение фокусировки» и «Восстановление фокуса». При этом очень удобно и наглядно реализован предварительный просмотр.

А вот коррекция «красных глаз» хоть и работает неплохо, но по качеству и удобству реализации все же немного уступает FastStone.

Цветокоррекция, устранение ошибок экспозиции

Современные модели камер обычно имеют приличный набор предустановок для баланса белого плюс автоматический режим, который справляется с большинством ситуаций, однако кадры с нарушенной цветопередачей — по-прежнему не редкость. К счастью, никому на практике не нужна на 100% достоверная цветопередача, поэтому исправлять цветовые искажения вполне реально на глаз при помощи сравнительно простых инструментов.

Управление цветовым балансом во всех программах реализуется одинаково — тремя ползунками на каждый компонент цвета в системе RGB: красный, зеленый и синий. Различия заключаются лишь в расположении этой функции в структуре меню и удобстве предварительного просмотра результатов цветокоррекции.

Ошибки экспозиции (недосвеченные или пересвеченные кадры) — уже более серьезный огрех фотосъемки. При сильных промахах автоматики фотоаппарата некоторые детали изображения просто отсутствуют на снимке и уже не могут быть откорректированы. К примеру, чрезмерная экспозиция приводит к тому, что пикселям ярких участков снимка присваивается максимальное значение яркости — идеально белый цвет. И как такой кадр не затемняй, утраченные полутона в ярких участках восстановить так и не удастся.

Тем не менее незначительные отклонения экспозиции достаточно успешно поддаются исправлению при помощи банальной регулировки яркости и контраста снимка. Но для полного контроля этого параметра фотографии необходимы дополнительные инструменты: гамма-коррекция, управление уровнями (Levels) и тремя взаимосвязанными параметрами — Hue, Saturation, Color (оттенок, насыщенность, цветность).

В IrfanView цветовой баланс снимков регулируется в меню «Изображение» > «Цветовая коррекция». В этом же диалоговом окне расположены инструменты управления экспозицией: яркость, контраст, гамма и насыщенность. Этого набора инструментов вполне хватает и для коррекции баланса белого, и для компенсации небольших ошибок в экспозиции снимка.

«Завал» баланса по синему — частая проблема съемок на улице с предустановленным балансом белого для помещений, однако в редакторе эта проблема решается очень просто.

Однако ассортимент доступных инструментов мог бы быть и солиднее. Впрочем, наибольшие неудобства доставляет не скудный инструментарий, а неудобно реализованный предварительный просмотр изменений, из-за которого приходится действовать методом проб и ошибок. Какие-либо средства автоматизации цвето- и экспокоррекции также отсутствуют.

Аналогичные инструменты в FastStone производят более благоприятное впечатление. Во-первых, все параметры четко разбиты на три смысловых группы:

RGB Level (цветокоррекция по каналам);

BrightnessContrast Gamma (управление экспозицией);

Hue Saturation Lightness (управление цветовой насыщенностью и оттенками).

Все эти диалоговые окна вызываются из подпункта Edit главного или контекстного меню программы. Второй традиционный для FastStone плюс — удобный и быстрый предпросмотр.

ForceVision, в дополнение к уже упомянутым инструментам, также позволяет вручную работать с градационными кривыми, выставляя точку белого и точку черного («Правка» > «Экспозиция» > «Баланс»), однако криво реализованный предпросмотр делает эту функцию практически бессмысленной. От классических инструментов — «Гамма», Яркость и Контраст, — также расположенных в разделе «Экспозиция», толку на порядок больше.

Автоматическая коррекция экспозиции в XnView работает весьма неплохо (справа внизу — оригинальный снимок, слева вверху — кадр после автоматической подстройки).

Для цветовой коррекции картинки следует воспользоваться меню «Правка» > «Цвет» > RGB.

Наиболее гибкие и удобные инструменты для правки баланса белого и экспозиции имеются в XnView. Функции ручной настройки полностью аналогичны вышеописанным программам и доступны в меню «Рисунок» > «Регулировка». Но гораздо больший интерес вызывают функции автоматической коррекции цветности и экспозиции, вызываемые при помощи выпадающего меню справа от кнопки настройки цветового баланса в верхней панели инструментов (одно непонятно — что мешало продублировать эти опции в контекстном меню?). Функции называются «Автоконтраст» и «Автокоррекцияуровней» и предназначены для автоматической настройки экспозиции и баланса белого соответственно. Надо отметить, что для большинства снимков этих двух автоматических функций оказывается достаточно.

Дополнительные эффекты

Иногда обычный снимок кажется слишком пресным, обыденным. В таком случае вполне можно поэкспериментировать с дополнительными графическими эффектами, которыми располагают даже такие незатейливые программы, которые мы рассматриваем сегодня.

IrfanView. Доступ к ненастраиваемым эффектам — в меню «Изображение» > «Эффекты». Там же находится «Браузер эффектов», при помощи которого можно задавать силу того или иного эффекта. Лучше пользоваться именно им.

Из эффектов наиболее удачно реализованы «Сепия», «Дождевые капли» и в особенности — «Рисунок» маслом.

Фильтр «Рисунок маслом» в IrfanView.

Немаловажный факт — IrfanView может работать с плагинами для Photoshop в формате 8BF, а также с плагинами Filter Factory и Filters Unlimited, которые можно скачать с сайта программы.

FastStone. Все эффекты доступны в меню Edit > Effects. Сепия выделена в отдельный эффект также в меню Edit. Вообще эффектов очень мало — «Бампмэп» (барельеф), «Линза», «Волны» и «Морф» (аналог «Рисунка маслом» у IrfanView), зато все они имеют гибкие настройки и отличный предварительный просмотр, как и остальные функции этой программы.

Особого упоминания заслуживает «Бампмэп» — самая удачная реализация барельефа среди всех рассматриваемых в обзоре программ.

Откровенно неудачная по качеству фотография после десятка фильтров в XnView превращается... в рисунок углем.

ForceVision. По ассортименту эффектов напоминает FastStone, однако реализация хромает — настроек мало, результаты применения того или иного эффекта не очевидны. Доброго слова заслуживает лишь пристойно реализованная мозаика.

XnView. Встроенных эффектов немало, все они сгруппированы в едином меню «Фильтр» > «Эффекты», и имеют гибкие настройки. Особо удачными получились фильтры для трассировки контуров, мозаики и детализации изображения. Художественные фильтры в целом не очень удачны — к примеру, «Рисование маслом» однозначно проигрывает своему аналогу в FastStone и в особенности — такому же фильтру в IrfanView. Справедливости ради стоит отметить, что ситуацию спасает возможность использования плагинов от Photoshop.

Сепия. Классика!

Мозаичный фильтр ForceVision.

Подготовка к печати

Подготовка к печати включает в себя весьма ответственный этап — подгонку размеров фотоснимка для распечатки на принтере. Поэтому качественное и наглядное изменение размеров — важный критерий в оценке качества программы-редактора.

IrfanView имеет оригинальное меню для изменения размеров картинки («Изображение» > «Изменить размер изображения»). Наряду с традиционным выбором нового размера картинки в пикселях, дюймах или сантиметрах, IrfanView также предлагает набор готовых клише под стандартные разрешения, а также такие варианты, как «Уменьшить в два раза», «Увеличить в два раза», «Заполнить рабочий стол» и т.д.

FastStone также имеет похожее диалоговое меню (Edit > Resize/Resample), но способы изменения размеров структурно разбиты на 4 главных подгруппы: изменение в пикселях, в процентах, в единицах длины (с заданием dpi) для наглядного определения размера при печати, а также под ряд фиксированных размеров — во весь экран, 800х600 и так далее.

Самая невнятная система увеличения картинки (в меню «Правка» > «Ресемплирование») — у ForceVision. В диалоговом окне можно только указать новые размеры изображения в пикселях, и все: понять, сколько это будет сантиметров на бумаге, из меню невозможно. Более того — в алгоритмах пересчета размеров картинок отсутствует ставший стандартом де-факто Lanczos.

Диалоговое окно ресемплера в разных программах.

XnView в плане пересчета размеров ничуть не уступает FastStone, ну разве что самую малость — в наглядности, так как способы пересчета сгруппированы не в 4, а в 3 группы.

Кстати, подсказки подсказками, но ориентироваться в минимально необходимых разрешениях снимков для успешной печати нужно и без всяких вспомогательных средств. Поэтому постарайтесь запомнить минимально необходимые разрешения для распечатывания фотографий разных форматов:

Программа / Оценка за раздел IrfanView FastStone ForceVision XnView Отбор, кадрирование, поворот 2 4 3 5 Резкость, шум, эффект «красных глаз» 3 5 2 5 Баланс белого, экспозиция 2 3 4 5 Эффекты 4 3 2 4 Подготовка к печати 4 5 2 5

Результаты обзора, как нам кажется, вполне красноречивы.

Явным аутсайдером себя показала программа ForceVision. Также не блистала на фоне конкурентов и IrfanView, у которой есть серьезные проколы по части интерфейса.

А вот XnView и FastStone производят исключительно благоприятное впечатление и могут быть рекомендованы практически любому фотолюбителю. XnView имеет небольшое преимущество по ассортименту возможностей, но, в свою очередь, немного уступает FastStone в вопросах эргономики.

На диске Программы для обработки и коррекции изображений
  • IrfanView
  • FastStone Image Viewer
  • ForceVision
  • nView






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.