Что необходимо знать про видеокамеру

Среди сотен любительских и полупрофессиональных камер, которые сейчас представлены на рынке, начинающему оператору ориентироваться бывает сложно. Во многом это вызвано относительной сложностью устройства видеокамеры. Выбирая, приходится обращать внимание на массу технических характеристик, разобраться в которых на месте удается далеко не всегда. Поэтому небольшой обзор, «что есть что» в видеокамере и «зачем оно нужно», будет полезен каждому.

Смотрю и вижу

Объектив представляет собой систему линз, задача которых — сфокусировать световой поток на светочувствительной матрице. Казалось бы, нет ничего проще. Однако не всякий объектив (обычно говорят «оптика») успешно справляется с этой задачей. Принцип, что за качество надо платить, работает и здесь, поэтому в моделях нижней и средней ценовых категорий хороший объектив встретить почти невозможно. Дополнительная сложность в том, что истинное качество оптики сложно определить, пока не столкнешься с ней в работе.

Страшный зверь трансфокатор

Тяжеловесное слово является всего лишь термином для знакомого всем зума (приближения). Чем выше значение зума — которое пишется как, например, 10x, что означает 10кратное приближение — тем в большей степени можно приблизить удаленный объект. Следует различать оптический и цифровой зум.

Оптический зум

Приближение осуществляется за счет механического перемещения линз объектива. Оптический зум почти не влияет на качество изображения, но значительно увеличивает размер камеры. К тому же устройство это дорогостоящее, и в недорогих камерах с большим значением оптического зума можно ожидать не очень высокое качество оптики, что негативно скажется на качестве видеоматериалов. В целом, не стоит гнаться за большими значениями зума, ведь при приближении хотя бы в 15-20 раз начнет сказываться естественное дрожание рук, что сделает невозможной съемку без штатива. Возможно, для продвинутых любителей видеосъемок, которые не мыслят себя без камеры в руке и штатива за спиной, большой зум необходим, но для зарисовки бытовых сценок или съемок «навскидку» он будет излишним.

Цифровой зум

Если оптический зум «реально» приближает объект, то цифровой все делает совсем по-другому. Принцип его работы прост. В центральной части светочувствительной матрицы выделяется участок, на который попадает луч света. Полученное изображение растягивается на всю матрицу, что приводит к увеличению размера изображения (эффект приближения) без увеличения используемой световой информации. В результате падает детализация, снижается четкость. Поэтому не следует обращать особое внимание на камеры с большим цифровым зумом. Если вы не хотите потерь качества картинки, то все равно не будете им пользоваться.

Стабилизаторы изображения

Как ясно из названия, задача этого устройства — стабилизировать. Зачем и как — это уже следующий вопрос. Если мы вернемся немного назад и попробуем снимать удаленные объекты с большим приближением, то столкнемся с тем неприятным фактом, что человеческие руки почти все время мелко дрожат (почему они так делают, неизвестно). Если же мы попробуем снимать с более чем двадцатикратным приближением, в дело добавится и биение пульса, вносящее свой диссонанс в слаженный процесс видеосъемки. Именно эти микроколебания и должен компенсировать стабилизатор. Бывают они двух типов: оптический и электронный; и принципиально отличаются по способу работы.

Оптический стабилизатор

Оптический стабилизатор — это группа линз, задачей которых является компенсация мелкого дрожания камеры. Иными словами, они обязаны таким образом искажать входящий световой луч, чтобы он попадал на светочувствительную матрицу в строго заданное место, обеспечивая непрерывность изображения. Оптический стабилизатор дорог, громоздок и значительно увеличивает энергопотребление камеры, но при этом не влияет на качество изображений и эффективен в широком диапазоне увеличений.

К сожалению, в камерах с ценой ниже 18000 рублей встретить его невозможно. Однако если вы взялись за камеру «всерьез и надолго», то не стоит жалеть денег.

Цифровой стабилизатор

«Бедным родственником» оптического стабилизатора является цифровой. Принцип его работы основан на отведении специального участка на светочувствительной матрице. Если камера сдвинулась, то «картинка», попадающая на матрицу, тоже сдвигается на зарезервированное место, за счет чего сохраняется непрерывность изображения. Такой стабилизатор стоит недорого, экономичен, но имеет ряд минусов, которые заставляют сделать выбор не в его пользу.

Во-первых, в дешевых камерах с небольшой светочувствительной матрицей при включении стабилизатора часть активных пикселей резервируются стабилизатором, что приводит к падению четкости изображения. Во-вторых, электронный стабилизатор плохо работает одновременно с цифровым зумом, в результате чего появляются помехи.

Выбор камеры с электронным стабилизатором оправдан, если привлекает компактность, дешевизна и вы не стремитесь к сверхвысокому качеству.

Матрица в погоне за пикселями

Вот мы и добрались до таинственной светочувствительной матрицы, о которой столько слышали, но которую никогда не видели. Как понятно из названия, задача матрицы — фиксировать на своей поверхности световой луч, несущий необходимую нам информацию об окружающем мире, оцифровывать его и отправлять дальше «по инстанции» — на обработку в центральный процессор.

Каждая матрица справляется с этой задачей по-разному, какая-то лучше, какая-то хуже. От чего это зависит?

Размер и качество едины

В первую очередь необходимо обращать внимание на физический размер матрицы, который измеряется долями дюйма. Чем больше размер, тем больше света в конечном итоге попадет на матрицу и тем большей будет светочувствительность камеры.

Второй критерий, который, благодаря усилиям маркетологов, принято считать ключевым, —количество пикселей на матрице. В современных камерах их число колеблется от 0,8 до 4 и более мегапикселей. С каждой новой разработкой количество пикселей увеличивается, но насколько хороша эта гонка вооружений?

Согласно требованиям к техническим характеристикам видеоизображений, для съемки качественного видео вполне достаточно 0,8 мегапикселей. И напротив, увеличение количества пикселей при сохранении размера матрицы приводит к снижению светочувствительности, что «не есть гуд». Поэтому при выборе камеры не надо покупаться на супермегапиксельность матрицы, лучше обратить внимание на физический размер матрицы, и чем он будет больше, тем лучше.

Одна голова — хорошо, а три лучше?

Не так давно на рынке стали появляться трехматричные видеокамеры, заявленные производителями как «новое слово в науке и технике». В том, чтобы использовать три матрицы, а не одну, действительно есть некий физический смысл, который заключается вот в чем.

В силу того, что создаваемое камерой видеоизображение неизбежно попадет в лапы цифрового формата и, возможно, окажется в компьютере, оно должно быть адаптировано к компьютерному цифровому пространству. Пространство это обозначается аббревиатурой RGB, каждая из букв которой — первая буква одного из основных цветов (Red — Green — Blue). Поэтому цифровая камера обязана уже на входе перевести видеоинформацию в это цветовое пространство.

В камере с одной матрицей этого добиваются с помощью сложных ухищрений. Камера с тремя матрицами получает возможность записывать на каждую матрицу свой цветовой поток. По идее, использование трех матриц дает значительное преимущество в светочувствительности камеры и четкости изображений, но на деле трехматричные камкордеры оснащены матрицами с небольшими физическими размерами, что сводит на нет все преимущества. А стоят такие камеры существенно дороже.

Видоискатель Versus ЖК-дисплей

Любому, даже начинающему, оператору не надо объяснять, какие функции в камере выполняет видоискатель. Без видоискателя или его «брата-близнеца» — жидкокристаллического дисплея — нормальная съемка была бы в принципе невозможна. Однако если есть выбор, то возникает резонный вопрос, что предпочесть — видоискатель или ЖК-дисплей. Попробуем на него ответить.

Если не вдаваться в подробности, видоискатели можно разделить на две категории: черно-белые и цветные.

Видоискатель под окуляром микроскопа

Цветной видоискатель обеспечивает наиболее естественное восприятие сцены и упрощает выбор объекта по цветовому признаку. Если же он при этом еще и качественный, то может обеспечить корректную цветопередачу и удобную ручную настройку баланса белого цвета. Однако большинство цветных видоискателей имеют меньшую четкость, чем черно-белые, и им не под силу достичь достаточной точности при ручной фокусировке. Высококачественные цветные видоискатели, способные составить конкуренцию черно-белым, встречаются только в дорогих моделях, поэтому сочетание доступной цены и цветного видоискателя не является однозначным плюсом камеры.

Единственный неоспоримый признак, на который стоит обращать внимание, — наличие диоптрийной компенсации, а попросту говоря, возможность подстраивать резкость видоискателя под зрение владельца. Эта функция упростит работу с камерой людям с «диоптриями», снизит утомляемость глаз при съемке, обеспечит наиболее точную ручную фокусировку.

«Глаз» на жидких кристаллах

Как показывает опыт, наличие ЖК-дисплея оправдывается в 99,9% случаев. Во-первых, устав от съемки «одним глазом», всегда можно переключиться на ЖК-дисплей и смотреть на окружающий мир не через узкий прицел видоискателя, а полноценно, как на экране телевизора. Отсюда следует следующий вывод: чем ЖК-дисплей больше и чем выше его разрешающая способность (чем больше пикселей заявлено в спецификации), тем удобнее им пользоваться. Но за все приходится платить, как в прямом, так и в переносном смысле. Любое увеличение ЖК-дисплея приводит к возрастанию цены камеры и к увеличению энергопотребления. Так что и здесь все не так просто. На настоящий момент оптимальным выбором по соотношению цены, качества и энергопотребления являются ЖК-дисплеи с диагональю 2,7 дюйма и количеством пикселей не менее 120 тысяч. Приятной и необходимой «мелочью» является возможность регулировки яркости и наличие подсветки дисплея.

Компактность требует жертв

В последнее время стали появляться сверхкомпактные камкордеры, которым производители отказали даже в самом обычном черно-белом, я уже не говорю о цветном, видоискателе. Цели их понятны, они стремятся следовать основной тенденции развития современных технологий — повышению компактности устройств. Но такой подход оправдан только в «карманных» камерах для нетребовательного любителя.

Подводя итог противостоянию, можно рекомендовать камеры, которые оснащены и ЖК-дисплеем, и видоискателем. Причем, если это не очень дорогая модель для полупрофессиональной съемки, то предпочтение стоить отдать камере с черно-белым видоискателем.

Итого, или два лика видеокамеры

О внутреннем устройстве камер, достоинствах и недостатках, возможностях и ограничениях можно говорить бесконечно, и в следующем номере мы обязательно вернемся к нашим «пациентам», но сейчас хочется подвести некоторые итоги.

Внимательный читатель уже заметил, что весь спектр камер в нашем обзоре распадается на две категории. Рассмотрим, чем они характеризуются и сколько стоят.

К первой группе относятся камеры для начинающего видеооператора, камеры для домашней съемки и камеры для нетребовательного пользователя. В них вряд ли можно встретить высококачественную оптику, оптический стабилизатор изображения, большую светочувствительную матрицу и видоискатель или ЖК-дисплей достойного качества. Однако при их более чем демократичной цене (а такую камеру можно приобрести за смешную сумму в 9-12 тысяч рублей) это не так уж и важно.

Вторая группа — это камеры «с претензией», они подойдут тем, кто уже имеет некоторый опыт обращения с камкордерами, операторам, стремящимся стать профессионалами, или просто требовательным к качеству видеолюбителям. В такой камере желательна хорошая оптика, оптический зум и стабилизатор, большая матрица (а если это будут три больших матрицы — только лучше), черно-белый (или цветной, но высокого качества) видоискатель, приличных размеров ЖК-дисплей.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.