«Серьезные» фотокамеры - форматы для профи

Первое в моей жизни первое сентября я помню до сих пор. Сначала на входе в физкультурный зал завуч выдала мне колокольчик и посадила к десятикласснику на плечи. Я проехала на нем пару кругов перед родителями и толпой школьников, тряся рукой с звонком и опасливо одергивая передник, чтобы коленки в синяках не торчали. А потом мама повела меня в фотоателье — сниматься «на долгую память». Там мы провели часа три, не меньше. Фотограф поставил меня у глобуса с гвоздиками в одной руке и ранцем в другой, а потом бегал туда-сюда от камеры и обратно, что-то поправляя и приглаживая. Когда он, наконец, спрятался под свою черную накидку, я облегченно выдохнула и... моргнула. Пришлось начинать все заново.

Простота хуже воровства?

С того памятного дня прошло довольно много лет, и теперь устроить фотоателье дома может практически каждый — благо и техника нужная на каждом углу продается, и пол-интернета инструкциями о правильной композиции кадра исписано. Кроме того, процесс фотосъемки стал поразительно прост — владельцу камеры необходимо лишь выбрать нужный режим съемки, повертеть немного рычажок зуммирования и нажать на спуск. Цифровые мыльницы, заменившие пленочные 35-милиметровые камеры, взвалили всю ответственность за неинтересные или откровенно плохие кадры на свои плечи. Впрочем, кто их видит? Пользователь может нащелкать порядка пятисот снимков, а потом удалить все «проходные», сохранив более-менее интересные. К тому же, бездумное переключение режимов и съемка «на авось» дают иногда практически шедевральные кадры.

Один из самых известных
фотографов, работающих в жанре
аэрофотосъемки, — Ян Артюс-
Бертран (Yann Arthus-Bertrand).
Его знаменитая серия работ «Мир
с высоты»
()
объехала полмира и была
представлена летом этого года
в Москве на аллеях Чистопрудного
бульвара.

Оставим любителей «мыла» на минутку в стороне и повернемся лицом к тем, кто считает себя профессиональным фотографом или на самом деле является таковым. Здесь ситуация немного другая. Покупая профессиональную технику — довольно, между прочим, дорогую, — человек начинает иначе относиться к процессу съемки: рассчитывать композицию кадра, думать о необходимости дополнительного освещения и т.д. То есть уже перед началом съемки фотограф понимает или старается понять, что он хочет иметь в результате и что нужно для этого сделать. Особенно это касается пленочных профессиональных камер, которым по-прежнему отдает предпочтение огромное число фотографов: дорогие расходные материалы (пленки, печать) заставляют человека задумываться о том, что он делает, а не жать бессмысленно на кнопку спуска. Да и «цифровые» фотографы не всегда могут позволить себе заполнить несколько гигабайт флэш-карты неудачными снимками — например, в условиях репортажной съемки, когда нет возможности «почистить» материал, каждый кадр ценится буквально на вес золота.

Но помимо знакомых всем и каждому устройств, есть камеры, которые болтаются на шее далеко не у каждого любителя поснимать красоты природы или архитектурные изыски. Эти камеры и стоят дороже, и весят больше, и довольно сложны в использовании, и управляются вручную, а не умной автоматикой. Однако многие профессиональные фотографы или просто любители художественной фотографии покупают именно их — иногда новенькими, через интернет-магазины, а порой и в «убитом» состоянии, бережно перебирая старые детали и приспосабливая раритетные устройства к современным требованиям. Зачем им это надо? Попробуем разобраться.

Война форматов

Фотокамеры можно классифицировать по нескольким признакам — в зависимости от оптики (сменная/постоянная), способа наведения на объект съемки, типа используемого фотоматериала и т.д. Одним из самых важных критериев, пожалуй, является последний — именно отсюда «растут ноги» у противостояния между пленочными и цифровыми фотоаппаратами. Пленочные, в свою очередь, тоже подразделяются на группы, при этом за основу дифференциации берется не тип фотоматериала (ясно, что все они работают с фотопленкой), а скорее его размер. Таким образом, пленочные камеры бывают узкоформатными, среднеформатными и крупноформатными (иногда их называют просто «форматными»). Об узком формате говорить бессмысленно — все мы когда-то снимали на 35-миллиметровую пленку, а вот на других остановимся подробнее.

Мнение профессионала

Максим Полубояринов, член Международной федерации художников, Союза художников России, Гильдии рекламных фотографов: «Наша студия работает только со средними, большими и очень большими форматами. Поэтому приходится использовать соответствующую технику — крупноформатные камеры. Связано это в первую очередь с тем, что нашим клиентам, среди которых компании Prolife, Epson, Sony, «Руссо-бит» и другие, требуется высокое качество снимков. Поэтому приходится мириться с неудобствами, которые доставляет в процессе съемки студийная камера большого формата. Кроме высокого качества, пленка выбрана потому, что цифровая фотография пока по ряду параметров ей уступает».

Золотая середина

Среднеформатными называются камеры, в которых для фиксации кадра используется фотопленка шириной 61,5 мм — т.е. практически в два раза шире, чем пленка в привычных фотоаппаратах. Пленка эта бывает двух типов: 120 и 220. Тип 120 — это пленка длиной 81,5 см с защитной черной лентой (камеру можно заряжать на свету), на которую нанесены номера кадров; тип 220 отличается в два раза большей длиной и наличием бумажной защитной ленты только на концах.

Цифровой задник Phase One P 45, поступивший в продажу в конце прошлого года, имеет разрешение 39 Мп. Он совместим с камерами как среднего, так и большого формата. Диапазон чувствительности матрицы — от 50 до 400 ISO, соотношение сторон кадра — 4:3, в минуту можно сделать до 35 снимков.

Размер кадра у среднеформатных камер тоже не является константой — на рынке представлены модели с кадром 6х4,5, 6х6, 6х7, 6х8 и 6х9 см, существуют также и панорамные фотоаппараты с размером кадра 6х10, 6х10, 6х12, 6х17 и 6х24 см. Многие фотографы предпочитают камеры с кадром прямоугольного формата, поскольку они более привычны; кто-то, наоборот, делает выбор в пользу «квадрата» — он дает преимущество во времени, поскольку фотографу приходится меньше думать о построении кадра.

Основное преимущество, которое дают среднеформатные камеры, — это, безусловно, высочайшее качество изображения, ведь при печати даже стандартной фотографии размером 10х15 см исходный «широкий» негатив приходится растягивать гораздо меньше, чем обыкновенную пленку. Отсюда — меньшая зернистость и удивительная резкость изображения. А при необходимости сделать большой отпечаток такой негатив можно увеличивать до внушительных размеров, при этом высокое качество будет сохраняться. Особенное распространение среднеформатные камеры получили в рекламной фотографии. Например, когда необходимо крупным планом показать лицо модели — бархатную, идеально ровную кожу, аккуратные ресницы, безупречно подкрашенные губы и прочее, и не потерять всю эту красоту при увеличении до размеров рекламного щита (а это 3х6 и более метров). Многие фотографы используют средний формат для съемки свадеб и прочих торжеств (на Западе — до 80% профессионалов).

Еще одно преимущество среднеформатных камер — возможность использования съемных кассет разного формата (в народе их называют «пленочными задниками»). Прямо в процессе съемки фотограф может, не дожидаясь, пока кончится пленка размером, скажем, 6х6 см, заменить ее пленкой 6х7 и отснять столько кадров в этом формате, сколько ему требуется. Кроме того, в настоящее время на рынке представлено большое число цифровых задников — таких, которые преобразуют аналоговое изображение в цифровое без использования компьютера или сканирующих устройств. Задники значительно облегчают жизнь профессионального фотографа, разорившегося на их приобретение, позволяя оперативно просматривать результат съемки

Помимо размера кадра, современные среднеформатные камеры делятся еще в зависимости от своих технических особенностей. Различают дальномерные фотоаппараты, зеркальные объективные и двухобъективные. Зеркальные объективные, в свою очередь, в зависимости от вида затвора делят на аппараты с фокальным затвором и аппараты, имеющие центральный затвор, встроенный в объектив.

Ведущими производителями среднеформатных камер считаются Hasselblad, Mamiya, Contax, Pentax, Rollei, Bronica.

Боян!

Пример съемки дальномерной камерой Leica M8.

Форматные, крупноформатные, камеры большого формата — как только не называют эти фотоаппараты, пришедшие, казалось бы, из самой глубины времен. Именно на такие камеры — большие, с растягивающимися мехами, устойчиво упирающиеся в пол ногами штатива — снимали в начале прошлого века. Но, несмотря на прошедшие с того времени почти сто лет, широкоформатные камеры так до сих пор и не вышли из обращения.

Все форматные камеры состоят из одних и тех же элементов: объективной части, кассетной части, соединяющей их оптической скамьи и меха. У некоторых камер (карданных) объективная и кассетная части практически независимы друг от друга — они могут двигаться по специальному рельсу на достаточно большое расстояние. Эти камеры почти полностью изготавливаются из металла и в силу своей тяжеловесности используются преимущественно для студийной съемки. Вторая группа камер более мобильна, поскольку очень часто корпус устройства выполнен из дерева. Такие камеры называют полевыми, поскольку они представляют собой ящик, в который складываются меха и объективная часть.

Почему? Да все по той же причине: качество, качество и еще раз качество. Именно большой формат позволяет получать необходимое для полиграфической печати разрешение кадра — даже более близкий к нему средний формат проигрывает в деталировке изображения, резкости, широте тонального диапазона. О 35-миллиметровой пленке даже и говорить нечего. Кроме того, подвижность объективной и кассетной части камеры дают фотографу огромное число способов управления изображением: так или иначе повернув или сдвинув определенную часть камеры, можно в зависимости от целей съемки настроить резкость, перспективу и т.д. Многих профессионалов привлекает и тот факт, что каждый снимок большого формата — это «штучная» работа, поэтому процент настоящего творчества здесь гораздо выше, чем при использовании среднеформатной камеры и уж тем более мыльницы.

Далеко гляжу...

Особый интерес представляют дальномерные камеры — как 35-миллиметровые, так и среднеформатные. Это устройства, использующие для наводки на резкость оптический дальномер, при этом необходимо вручную вращать кольцо расстояний объектива до совмещения раздвоенного изображения в окне видоискателя. В дальномерной камере полностью отсутствует механизм привода зеркал, необходимый в любом другом фотоаппарате для попадания света на пленку. Это делает дальномерные фотоаппараты, во-первых, компактными, во-вторых, практически бесшумными в работе, в третьих — очень быстрыми, что дает преимущества при съемке быстродвижущихся объектов или изменяющихся ситуаций. Кроме того, видоискатель этой камеры остается открытым непосредственно в момент съемки — это позволяет фотографу сразу обнаружить промах (например, если «жертва» моргнула) и переснять кадр. Именно поэтому этот вид фотокамер получил большое распространение в уличной фотографии, где нужно быстро и незаметно «щелкнуть» интересного случайного прохожего или подсмотренную сценку. Среди самых известных марок «дальномерок» можно назвать Leica, Voigtlander, Contax. В Советском Союзе были популярны фотоаппараты «Зоркий», «Киев» и «ФЭД».

Известный фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson), которого небезосновательно считают отцом современной фотожурналистики, очень часто использовал в своей работе «дальномерку» Leica. При этом, чтобы не спугнуть своих героев, он оборачивал камеру большим носовым платком, и, делая вид, что вытирает нос, нажимал на спусковой затвор.

Узкая специализация

Помимо вышеназванных камер, существуют и многие другие, «сфокусированные» на каком-то конкретном виде фотосъемки. Например, панорамные фотоаппараты, стереофотоаппараты, камеры для аэросъемки, фотоаппараты для съемки за пределами видимого спектра и другие. Конечно, даже в любительских цифровых камерах можно найти панорамный режим съемки, однако это не более чем фикция. На самом деле камера просто обрезает изображение сверху и снизу для получения необходимого соотношения сторон (не менее 2:1). Настоящий же панорамный фотоаппарат оборудован вращающимся в горизонтальной плоскости объективом, который способен обеспечить охват поля изображения от 100° и больше. А вот для получения стереоизображения необходимо производить съемку предмета с двух точек, удаленных друг от друга на величину расстояния между глазами человека. Причем просто так стереофотографию не посмотришь — для получения стереоскопического эффекта нужно, чтобы правый глаз человека видел только правый снимок, а левый — левый. Для этого используются разные приспособления — например стерео-очки.

Без резких движений

Все эти камеры делает профессиональными еще и тот факт, что стоят они очень дорого. Например, комплект Mamiya 645 PRO TL Pack обойдется в $2250, Pentax 645 N — в $2300, комплект Hasselblad H2 потянет на $6700. Поэтому при всем желании купить такой фотоаппарат для получения качественных фотографий своих домочадцев или съемки любимой березы на дачном участке обычный фотолюбитель вряд ли сможет. Кроме того, для работы с этими камерами понадобится и дополнительное оборудование — задники, о которых говорилось выше, пленка, осветительные приборы, штативы и т.д. Поэтому здесь лучше ориентироваться на принцип «не уверен — не покупай!». Впрочем, если вы чувствуете в себе желание и силы перейти на «взрослую» фототехнику — вперед, к кассе! Если нет — то идите на ближайшую выставку в ближайший музей фотографии и восхищайтесь работами мастеров.

EPSON R-D1S

Цифровые дальномерные камеры выпускает ограниченное число компаний. Среди них — Epson, которая летом этого года анонсировала модель R-D1s, продолжающую начатую камерой R-D1 линейку цифровых дальномеров. В новом устройстве добавилась возможность одновременного сохранения снимков в форматах JPEG и RAW максимального качества, съемки даже в режиме просмотра отснятого материала, а также функция снижения шумов на длительных выдержках. В R-D1s кратность увеличения изображения при просмотре увеличилась до 16х, также была добавлена поддержка цветового пространства AdobeRGB. Камера совместима более чем с 200 видами объективов. О цене новинки пока неизвестно, однако вряд ли она будет меньше $3000 — именно за эти деньги можно было приобрести ее предшественницу.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.