Практические рекомендации начинающему видеолюбителю

По закону подлости, допущенные при видеосъемке промахи становятся видны только при просмотре отснятого материала. И дело тут не в тонких и сложных настройках камеры, а в некоторых особенностях самого процесса. Но даже начинающий оператор сможет получить весьма качественный результат, если сумеет соблюсти определенные правила съемки.

Для начала имеет смысл определиться с тем, что мы собираемся снимать и на какую зрительскую аудиторию можем рассчитывать. По большому счету, вариантов не так уж и много.

Во-первых, мы можем возомнить себя крутыми операторами и режиссерами и решим снять настоящий художественный фильм. Ну, в крайнем случае — документальный. Не хотелось бы вас расстраивать, но зачастую у любительских съемочных групп получаются материалы, слишком далекие от совершенства. Мне пришлось просмотреть немало творческих попыток такого рода. Чувствуется, что люди испытывали огромное удовольствие от процесса съемки, но зрители такого кайфа от просмотра конечного продукта, увы, не получали. Без специального образования и дорогостоящей аппаратуры о съемке художественных фильмов для сколь-либо широкой аудитории лучше и не заикаться. Бывают, конечно, исключения, но такие самородки и гении появляются раз в сто лет.

Второй вариант — коммерческие съемки, будь то свадьба, интервью, заседание или доклад; список если не бесконечен, то весьма велик. В этом случае под словом “коммерческие” подразумевается, что конечный продукт востребован людьми, которые готовы на него раскошелиться. Здесь действуют свои законы. Например, запечатление на пленку свадебных торжеств требует особого внимания к художественной стороне дела, а при съемке интервью или фокус-группы для маркетингового исследования стоит уделять больше внимания технической стороне. Тем не менее лезть в коммерческое видео без реального опыта работы с камерой строго не рекомендуется.

Лучше всего начинать свою карьеру видеооператора со съемки для себя и своих близких. Это могут быть семейные торжества, репортажи о проведенном отпуске, просто городские или природные зарисовки. Здесь никто не ждет от вас художественных изысков и высокого мастерства, поэтому зритель не будет слишком критичен, и многие промахи легко сойдут с рук. Зато это хорошая площадка для освоения видеокамеры и приобретения опыта, который со временем позволит вам заняться чем-то более серьезным.

Но перед тем как что-либо снимать, стоит запомнить несколько базовых принципов, которые нужно помнить и соблюдать. Хотя бы для того, чтобы видеоролик можно было без стеснения показать друзьям и близким.

Работа с камерой О пользе штатива

Как ни прискорбно, но руки дрожат не только у хронических приверженцев “зеленого змия”, но и у граждан, ведущих размеренный образ жизни. Особенности человеческого организма таковы, что наши руки дрожат постоянно, даже если мы этого не замечаем. Обычно это не мешает, но стоит взяться за камеру и хотя бы полчаса поснимать “с руки” — сразу начинаются проблемы. Изображение мелко подрагивает, дергается и не доставляет зрителям особого удовольствия.

Есть только два способа решения этой проблемы начинайте всерьез укреплять плечевой пояс или приобретите штатив. Будь то монопод или трипод — он непременно вам пригодится и облегчит съемку.

О вреде зума

Есть в мире фанатики, которые считают наезд/отъезд камеры основным художественным средством съемки. От их материалов у неподготовленного зрителя может развиться морская болезнь, к тому же постоянная смена планов делает пленку совершенно непригодной для последующего монтажа.

Еще один минус частого использования трансфокатора или зума — потеря качества картинки, вызванная оптическими характеристиками самого объектива. При зуммировании изменяется фокусировка, и в крайних положениях трансфокатора мы получаем либо короткофокусный объектив с максимальной глубиной резкости, либо длиннофокусный с минимальной глубиной. Частые наезды и отъезды (а значит, изменение длины фокуса и глубины резкости) утомляют глаз.

Другой опасностью зуммирования являются возможные нарушения фокуса и изменения цветов при использовании автоматического режима фокусировки и баланса белого.

А уж если вы взялись зуммировать при съемке “с руки”, то дрожание камеры, которое обычно едва заметно, по мере приближения к объекту неизбежно перерастет в настоящую морскую качку. Такой материал просто невозможно смотреть без специальных таблеток.

Работа с объектом В кадре и за кадром

Помните все, что попадет в кадр, окажется доступно зрителям, а все, что останется за кадром, будет безвозвратно утеряно. Банальная, казалось бы, истина, но при просмотре любительских видеозаписей очень часто приходится сталкиваться со странными мутантами — другого слова не подберешь. Кого только не встретишь — мужчин без голов или ног, женщин без подбородков или лбов — список этих жертв неправильного кадрирования можно продолжать бесконечно. Зрители, конечно, будут весело смеяться, опознавая знакомые конечности, но в художественном отношении отснятый материал окажется окончательно и бесповоротно испорченным.

Дать какие-то универсальные рекомендации практически невозможно, однако будет нелишним обозначить некие общие принципы.

Не режьте людей без особой необходимости

Если вы снимаете мелким планом пару, прогуливающуюся по приморскому бульвару, то “оставить” их без ног будет непростительной ошибкой.

При съемке человека крупным планом надо следить за тем, чтобы лоб или подбородок не оставались за кадром. Если речь идет о серьезном интервью или научном докладе, то комический эффект здесь неуместен. Также нужно следить за тем, чтобы докладчик не “терся” макушкой о край кадра — всегда стоит оставлять над головой свободное пространство. Материалы, где человек вплотную прижат к верхнему краю кадра, визуально неприятны. Учтите также, что стандартные телевизоры обычно немного “обрезают” изображение, так что при просмотре есть опасность получить очередного представителя кунсткамеры

Эффект “говорящей головы”

Не слишком приятно смотреть видеозаписи, в которых лицо человека занимает все пространство кадра. Чтобы избежать эффекта “говорящей головы”, лучше отойти на пару шагов и включить в кадр плечи и грудь говорящего.

При съемке докладчика в профиль или полупрофиль старайтесь избегать ситуации, когда объект говорит в край кадра, а за его спиной остается неоправданно пустое пространство.

Впрочем, из любого правила бывают исключения. Если вы заметили высокохудожественный момент, например изумленные глаза младенца или сплетенные пальцы влюбленных, то можно смело сконцентрировать внимание на них и временно забыть про все остальное. После монтажа эти кадры добавят вашему ролику насыщенности и эмоциональности.

Съемка с разных точек

Мы все-таки живем не в двухмерном, а в трехмерном пространстве. Поэтому не стоит ограничивать себя исключительно съемкой “на уровне плеч”. Для большей выразительности можно снимать “от земли” или, наоборот, сверху. Это добавит перспективы, которой вы не добьетесь при классическом положении камеры.

Важное — крупным планом

Учтите, что объекты, снятые крупным планом, обычно выглядят более выразительно, а общий план хорош только для видовых съемок на природе. Конечно, у крупного плана есть свои подводные камни — неопытный оператор, не обладающий должным опытом кадрирования, рискует начать “резать” объекты своей съемки направо и налево, не соблюдая никаких художественных норм. Но если усвоить некоторые азы кадрирования, то этого можно избежать уже при первом опыте съемки.

Съемка крупным планом хороша тем, что позволяет избавиться от обширных пространств кадра, занятых фоном. Это важно в тех случаях, когда наше внимание сконцентрировано на объекте, а избыточное количество фонового материала будет только отвлекать зрителя.

Контроль над пространством

Окружающий мир наполнен массой разнообразных предметов, и все они так или иначе участвуют в съемочном процессе. Какие-то из них могут оказаться полезными, другие, наоборот, будут отвлекать внимание и в конечном итоге могут безвозвратно испортить отснятый материал.

Фон или грязь?

Сила и одновременно слабость видеокамеры заключается в характерной особенности, радикально отличающей ее от нашего с вами зрения. Человеческий глаз не способен одновременно фокусироваться и на предмете, и на фоне, поэтому наше зрение, а значит, и внимание, постоянно сконцентрировано на чем-то одном. Например, сейчас я смотрю на человека, прогуливающегося по берегу моря. При этом все, что расположено за ним (облака, пролетающая чайка, солнце), находится немного не в фокусе и не воспринимается как значимый объект композиции. Но вот я перевожу взгляд на, допустим, чайку. Теперь уже мое внимание сконцентрировано именно на ней, а человек превращается в слегка расфокусированный объект на переднем плане.

Видеокамера ведет себя совершенно по-другому. При высокой глубине резкости она одинаково резко зафиксирует и человека и чайку. Возникает закономерный вопрос: что же в этом плохого? Действительно, человек на берегу моря, чайка, штормовой горизонт — это вполне приемлемая композиция из классики отпускных зарисовок. Гораздо мрачнее выглядит следующий вариант недооценки важности фона. Предположим, молодожены выходят из здания ЗАГСа, все кричат “горько”, объятия, лобзания... и тут на заднем плане проезжает машина “Ритуал”. Вам это может показаться забавным, но если вы занимаетесь коммерческой съемкой, то подобная коллизия может серьезно испортить отношения с заказчиком.

Другая распространенная ошибка связана с некорректными визуальными характеристиками фона. Часто можно встретить домашние съемки, где группа людей расположена на фоне пестрого ковра или елки, избыточно украшенной гирляндами и мишурой. Вряд ли незадачливый оператор предполагал сконцентрировать ваше внимание на ковровых узорах или особенностях расположения елочных шаров. Однако при избыточной пестроте и перегруженности фона в конечном итоге получится именно это. Внимание зрителя будет рассредоточено, и группа людей на переднем плане потеряется на фоне яркой “внутрикадровой грязи”.

Таким образом, выбирая фон для съемки интересующего вас объекта, необходимо учесть его содержательные и визуальные характеристики.

Хочется всего и сразу

Помните, что панорамирование, то есть перемещение камеры по горизонтали или вертикали, — процесс не простой, особенно для новичков. Избыточное использование панорам, когда камера находится в движении почти в каждом кадре, недопустимо, поскольку отсутствие статичных кадров снизит количество материала, пригодного для дальнейшего монтажа.

Другой важный момент — скорость перемещения камеры. Часто случается так, что начинающие операторы пытаются слишком быстро и резко перевести камеру на интересующий их объект. Это желание понятно. Дружеский футбольный матч, где объекты съемки перемещаются быстро, а интересные моменты для съемки зачастую возникают почти одновременно на разных концах поля, провоцирует на быстрое движение камеры. Однако если оператору сделать это относительно легко, то зрителю, который только что видел в кадре одни ворота, а через полторы секунды болтанки и смазанных объектов видит уже другие, будет весьма тяжело смотреть подобный видеоматериал.

В такой ситуации рекомендуется заранее учесть возможность возникновения необходимости быстрой смены объекта и скооперироваться с другими видеолюбителями. Две-три камеры, одновременно снимающие спортивное поле с разных точек, позволят зафиксировать массу интересных моментов, не прибегая к излишнему панорамированию.

Контроль над звуком

Обычно при видеосъемке не всегда оказывается должное внимание звуковому сопровождению. Чаще всего звук накладывается на отснятый материал на стадии монтажа. Однако если вы хотите всего и сразу, то о звуке придется задуматься еще на этапе съемки. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Звук с пульта

Предположим, вам захотелось снять выступление музыкальной группы или любительского театрального коллектива. Как правило, такие материалы не пользуются широким коммерческим спросом, а представляют интерес для своих, например, для тех же участников выступления. В таких случаях долгий процесс видеомонтажа с наложением студийной записи является редкостью. Поэтому звуковое сопровождение видеоматериала, которое вы получите непосредственно при съемке, и будет являться содержательной частью звукоряда.

Не стоит надеяться, что шумная толпа зрителей позволит встроенному микрофону вашей камеры получить сколь-либо качественный звук. Поэтому рекомендуем вам предварительно договориться с местным звукооператором, чтобы подключиться к его пульту и качать звук непосредственно с него. Этим вы избежите шумового сопровождения толпы и получите относительно чистый звук, синхронный с видеорядом.

Голос за кадром

Если вы не собираетесь сохранять полученный при записи звукоряд, то абсолютно неважно, что и как вы будете комментировать в процессе съемки. Но если вы хотите демонстрировать свои материалы “живьем”, без промежуточного этапа монтажа, то ваш голос может стать либо злейшим врагом, либо верным другом. Это уже зависит от ситуации.

Отпуск, море, вы гуляете по древним развалинам или осматриваете достопримечательности. И будет вполне уместно, если попутно вы расскажете о том, что снимаете. Скорее всего люди, которые будут смотреть ваш видеоролик, никогда в этих местах не бывали и ничего о них не знают, поэтому постарайтесь избежать закадровых фраз вроде “Так, а теперь снимем это” или “Ого, какая большая развалина”. Поэтому стоит заранее собрать интересную информацию об объектах съемки и провести для своих “домашних критиков” небольшую экскурсию по местам ваших путешествий.

Абсолютно другой подход к операторской работе необходим при съемках, например, того же концерта или свадьбы. В любом случае, раз уж вы взялись снимать такое мероприятие, то это означает, что это не ваш концерт и не ваша свадьба. Поэтому уясните свою роль и молчите как рыба. Участники торжества вряд ли будут рады вашим комментариям.

Вижу хорошо, а слышу — не очень

Еще одной специфической особенностью видеокамеры является то, что “видит” она достаточно далеко, а вот со слухом у нее проблемы. Конечно это совсем не ее вина, но если для вас важен звукоряд, от этого не легче. Встроенный микрофон видеокамеры фиксирует все, что происходит вокруг него. Это и “родные” шумы самого устройства, и общий звуковой фон, создаваемый в том числе и вашим дыханием. Поэтому по мере удаления от источника звука шумовое загрязнение фиксируемого звукоряда стремительно возрастает. Казалось бы, человек, которого вы снимаете, находится совсем рядом, а в результате его едва-едва слышно. Особенно если рядом возникает мощный дополнительный источник звука, например проезжающий автомобиль.

Все это необходимо учитывать, если вы берете, например, интервью на шумной улице или хотите записать поздравительный спич на семейном празднике. В столь шумном пространстве интересующая вас звуковая информация будет глушиться и теряться. Выходом из столь непростой ситуации будет использование выносного мощного микрофона, который необходимо без стеснения вручить интересующему вас “источнику звука”.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.