Мобильные игры для двух и более участников

Пункт «Игры» в меню мобильных телефонов появился чуть позже самих аппаратов, и гораздо раньше, чем встроенные камеры и плееры. Поначалу это были простенькие тетрисы и «змейки», теперь в телефоны устанавливают почти взрослые трехмерные боевики и спортивные симуляторы.

Не так давно в мобильный игровой мир проникло понятие «мультиплеер» — одновременное участие в игре двоих и более игроков. Разумеется, телефонный мультиплеер заметно отличается от компьютерного и приставочного. Как и сами игры.

Один телефон на всех

Самый простой и древний способ играть вдвоем — совершать ходы по очереди, передавая друг другу телефон. Этот вариант не пройдет со знаменитой нокиевской «змейкой», зато сработает в шахматах, карточных играх или пошаговых стратегиях. Работает система просто: перед началом игры в меню выбирается пункт типа «два игрока», затем игроки совершают ходы по очереди. Переключение между игроками автоматическое, им остается лишь нажимать нужные кнопки.

Есть и другой вариант игры на одном телефоне. Каждый участник проходит всю игру, затем его результат заносится в таблицу. Для этого и мультиплеер как таковой не нужен: хочешь — набирай очки сам, хочешь — зови друзей и устраивай соревнование.

Golf Pro 2, игра для четырех игроков и одного смартфона на S60 3rd Edition

А зуб на что?

Распространение технологии Bluetooth вывело многопользовательские игры на новую ступень. «Синий зуб» сделал возможным то, чего не мог обеспечить «красный глаз»: стабильную связь между телефонами на расстоянии до 10 метров.

Сегодня играть через Bluetooth можно в сотни игр: от вышеупомянутых шахмат до гонок и популярных червячков Worms. Обычно в игре участвуют 2-4 человека: Bluetooth-модули в телефонах не рассчитаны на большее количество соединений. Если на телефон одного из игроков кто-то звонит, игра временно прекращается во всех аппаратах. Вариантов прекращения два: либо пауза, либо сохранение текущих позиций и выход.

Многие старые игры, будучи адаптированными для Bluetooth, получили второе рождение. Например, для смартфонов на первой и второй редакциях Series 60 есть забавный тетрис. Три участника не только проходят каждый свою игру, но и забрасывают друг друга фигурами. Это своеобразный бонус: уничтожил у себя две линии — можешь отправить выбранную фигуру сопернику. Порой весьма изысканная подстава получается.

Большой теннис для двух игроков, Java-игра через Bluetooth

Найти многопользовательские игры (как, впрочем, и любые другие) несложно. По запросу «mobile games, Bluetooth» любой приличный поисковик выдаст десятки рабочих ссылок. Также игры можно найти на сайтах, посвященных различным мобильным устройствам. Еще один простой, но небесплатный способ (30-300 рублей) — купить игру у контент-провайдера (PlayMobile или «Никита»), отправив специальный код на короткий номер. Единственное, в чем стоит убедиться перед приобретением — что игра действительно поддерживает мультиплеер.

Разумеется, не можем не предупредить (да вы и сами наверняка знаете): будьте осторожнее с играми, да и любыми программами, полученными из сомнительных источников. Хотя бы потому, что игры и программы для мобильных устройств — один из основных на сегодня каналов распространения вирусов для них же. В файле с заманчивым названием quake3.sis или worms.exe может быть поселена вредительская программа. Проверить это можно только при помощи антивирусного ПО, предназначенного специально для мобильных устройств. Так что не стоит запускать подобные игры, если они были скачаны с какого-то малопонятного сайта, говорящего на одном из китайских наречий. На таких сайтах, явно пиратской направленности, можно напороться на что угодно, включая вирусы.

Легенды ПК — в смартфоне

Мультиплеер через Wi-Fi — свежее и перспективное решение. С тонкостями настройки КПК или коммуникатора для работы с WLAN можно ознакомиться на нашем диске (см. статью «Полное руководство по организации Wi-Fi сети» в статейной «Библиотеке» цифрового мира), а вот примеры подходящих игр... да хотя бы Quake. Да-да, тот самый, первый, легендарный! Существует две версии от разных разработчиков. Первая — Quake Mobile, которая подходит только к устройствам на Windows Mobile 2003 и выше. Даром что для наладонников это полноценный Quake I. И 3D реализован ничем не хуже, чем в настольной версии. Правда, мультиплеер по Bluetooth или Wi-Fi поддерживается только в версии 1.2 (релиз от февраля 2007 года). Зато Quake Expansion packs от ПК-версии отлично подходят к мобильной игре. И еще: Quake Mobile дает доступ к функциям консоли. Так что все служебные команды (в том числе чит-коды) будут доступны и для мобильной адаптации игры.

Разумеется, не все так шоколадно. Во-первых, на устройствах, не избалованных мощным процессором, оперативкой не менее 128 Мб и тем более аппаратной поддержкой 3D-графики, игру лучше не запускать — во избежание краха надежд. Именно к этому приведут дичайшие тормоза, которые неизбежны на хилой видеокарточке. Второе: как бы ни уверяли производители игры, но по «синему зубу» более чем втроем гонять не получится. И третье: в качестве сервера выбирайте самую мощную машинку из наличествующих. Иначе тормоза будут обеспечены всем участникам действа.

Вторая версия — недавно появившийся Quake I для Nokia Series 60. Но поскольку работает над ним команда в количестве одного человека по имени Дмитрий Гацко... в общем, все поняли. Нет, разумеется, Дмитрий груши не околачивает, но как управиться одному, пусть и опытному программисту, с главной морокой Symbian — ее привязкой к версиям ОС и железу? Ведь для каждой версии операционки игру придется адаптировать заново. Пока есть работающий бета-релиз для Series 60 второй редакции (Symbian OS v8.1a). На устройствах под управлением более современных версий S60 он не работает, даже не запускается. И про мультиплеер говорить покамест не приходится, хотя однопользовательский режим сносен и вполне играбелен. Правда, управлять персонажем с помощью крохотного джойстика и цифровой клавиатуры — то еще мучение.

Игровые моменты Quake для Windows Mobile

Если же хочется чего-то поновее, то можно попытаться запустить на наладоннике мобильную версию Quake 3 Arena. Поскольку бесплатен только движок игры, созданный Noctemware, а все права на графические ресурсы принадлежат id Software, в свободном доступе лежит лишь часть необходимых файлов. Поэтому необходимо, чтобы на компьютере уже была установлена полная версия Quake 3. Запустив из дистрибутива Quake 3 CE специальную программу и перепаковав ресурсы из настольной версии игры, их придется скопировать на карточку памяти для КПК. В дистрибутиве содержатся файлы как для наладонников с 3D-ускорителем, так и для устройств без оного.

На слабеньких наладонниках об игре можно забыть — кадр будет сменяться кадром раз в несколько секунд. Но если у вас мощный КПК с видеоускорителем, то можно будет играть не только одному, но даже «внесколькером». По Bluetooth или Wi-Fi — главное, чтобы все КПК были объединены в сеть. Для этого один аппарат нужно назначить в качестве игрового сервера. Увы, но поиграть не смогут те, у кого на машинке установлен стандартный стек Bluetooth от Microsoft — в нем нет такой функции. Специальную сеть между наладонниками может создать только стек Broadcom.

Перевести? Попробуем. Стек — это комплект программного обеспечения для работы с Bluetooth-модулем. Функциональность стеков от разных разработчиков разная. Вот Microsoft, к примеру, решила, что пользователю хватит двух-трех функций, остальное и само образуется. Не образовалось. Broadcom выжали из Bluetooth максимум, обеспечив пользователю доступ к управлению практически всеми функциями и профилями модуля. Есть еще стеки от Toshiba и Widdcomm, их функциональность также приемлема для мультиплеерных игр. Предвидя вопросы, скажем — легко и непринужденно стек сменить не получится. В сети существуют версии для разных наладонников, но установка таких драйверов сопряжена с риском вовсе лишиться беспроводной связи. Опять же, попытка поставить такое ПО в свой коммуникатор или КПК к поломке устройства, быть может, и не приведет, но вот что наверняка, так это снимет с него гарантию производителя. Который справедливо полагает, что перепрошивать стеки если кто и может, то никак не конечные пользователи.

Коммуникаторы HTC используют стеки Microsoft, так что о мультиплеерных играх можно забыть сразу. Как могут забыть о них и владельцы Dell X51v — еще в прошлой редакции наладонника, в X50, использовался Broadcom. А в новой — уже Microsoft. Все Acer используют Broadcom, а в Fujitsi Siemens и то, и другое, и третье — совершенно разные стеки в разных моделях.

Перед началом сетевой игры необходимо создать подключение между наладонниками — эта функция есть в нормальных Bluetooth-стеках. И лишь после создания сети сервер игры появится в списке серверов Quake 3 на других наладонниках. Разумеется, на них к этому моменту должны быть установлены все необходимые файлы.

«Арена» оказалась весьма капризной игрой. Она запустилась на КПК Acer n50 (процессор Intel XScale 312 МГц, 64 Мб ОЗУ, Bluetooth-стек Broadcom), но после выбора карты и сложности посетовала на нехватку оперативной памяти и зависла. Пришлось в настройках Windows Mobile 2003 двигать ползунок, распределяющий память устройства на оперативную и постоянную. Ведь в устройствах на WM2003, как известно, нет физического разделения на оперативную и постоянную память. В таких наладонниках есть один флэш-модуль, который программными средствами разделяется на RAM и ROM. Пришлось почти всю свободную память КПК отдать под нужды RAM. Только после этого игра таки запустилась. Но играть не получилось — из-за отсутствия в КПК аппаратного ускорителя 3D-графики игра обновляла изображение раз в 3-5 секунд. Быть может, кому-то и понравится играть в замедленного Нео, но это вряд ли. С чуть более мощным Acer n311 повторилась та же история — неиграбельно. Перед запуском игры придется полностью очистить оперативную память от сторонних программ. Лишь тяжеловесы с 3D-ускорителями и мощными процессорами могут осилить такие игры. Например, Dell x50, несмотря на свой почтенный возраст, остается одним из самых производительных наладонников на сегодняшний день.

Помимо Quake, для мобильных устройств адаптирована другая легендарная игра — Doom. Наличие мультиплеера зависит от того, для каких аппаратов предназначена игра. Например, владельцы телефонов довольствуются Java-версией Doom RPG (да, из шутера сделали подобие RPG!) картинкой 128х128 пикселей и возможностью играть только в одиночку. Разработчики официально заявили, что мультиплеера в игре не будет.

Так выглядит мобильный Doom на экране Nokia E60

Сеансы одновременной игры через Bluetooth есть в мобильных версиях Doom для Palm OS 5.0 (ZDoomZ), всех редакций Series 60 и Series 80 (C2Doom). Программа C2Doom — этакая вещь в себе. Это и игра Doom, и эмулятор для запуска на смартфоне других игр — Heretic, Counter-Strike. Карты для игры и сама игра C2Doom выложены на диск вместе с подробной инструкцией по установке.

Кстати, в версии для смартфонов на S60 3rd Edition игра небесплатна. Бесплатен только эмулятор для запуска других игр. Да и он не поддерживает мультиплеер. Чтобы получить полную функциональность, придется заплатить — закрытые функции откроются только после регистрации.

SMS-игры

Увидев этот заголовок, некоторые читатели грустно вздохнут. Пару лет назад у операторов сотовой связи всего мира (и российских — в первых рядах) был очень популярен этот способ относительно честного отъема денег у абонентов. Никто никого не принуждал, но зазывные SMS и яркая реклама выполняли свои функции на все сто процентов.

В качестве противника выступал сервер игры. Участник выбирал одно из состязаний (морской бой, шашки, пошаговые стратегии и даже ролевые игры), отправлял свой ход посредством SMS, получал ответ, отправлял новый ход... Большинству игроков такая схема скоро надоедала, но я знаю нескольких человек, просадивших на невинную забаву сумму, эквивалентную стоимости хорошего телефона.

Каждый абонент играет с сервером самостоятельно. К мультиплеерным такие игры относятся потому, что на сервере в одно время были запущены десятки, а то и сотни партий с соответствующим числом участников.

Сейчас SMS-игр стало гораздо меньше — то ли абоненты поумнели, то ли новых идей у создателей нет. В основном продвижением таких игр занимаются сторонние разработчики. Создав игру, они покупают короткий номер для сообщений, устанавливают цену SMS (обычно в 2-3 раза дороже стандартных операторских) и расклеивают по всему интернету рекламные объявления.

Яркий пример — игра «Хакеры», в которой могут участвовать абоненты из России, Украины и Казахстана. Цель игры — заработать как можно больше денег, взламывая банки (ненастоящие, конечно), биржи или грабя других участников. Каждые несколько месяцев подводятся итоги. Самый богатый хакер получает приз (видеокамеру или мобильный телефон) и уважение соперников.

Еще один из ярких примеров — знаменитая «Пиранья» от Shamrock Games. Ей предшествовал нашумевший «Бойцовский клуб» от той же компании. Про историю клуба вы можете прочитать в архиве номеров на сайте Mobi (второй номер за 2004 год, статья «Бойцовский клуб»), а про наследующую ему хищную рыбу пару слов скажем здесь. Примитивный игровой сюжет: съешь ближнего, или дальний приблизится и съест тебя. Игроку предлагается стать хищной рыбой, пожирающей противников и за счет этого набирающей очки, выраженные в килограммах веса. Напал, победил — значит, отгрыз у противника половину его веса и прибавил этот кусок к своим килограммам. Минимум действий — атака, оборона, скрытый режим, режим сна. Все выражено в SMS-командах, которые для пущего удобства можно забить в шаблоны. Все проще некуда, и вроде бы выглядит непривлекательно. Но это только выглядит. Сколько абонентских денег утекло в этот игровой «океан», представить жутковато. Пример: стартовый вес рыбы — 50 кг. Один из чемпионов весил 2500000 кг. Разумеется, чем крупнее противник, тем больший кусок от него отгрызаешь при победе. Но даже если так: чтобы найти, вызвать на бой и победить противника, требуется послать в эфир не менее 10 сообщений. К тому же не факт, что победишь, а если проиграл, нужно заново набирать утраченную половину. Каждое сообщение в среднем стоит от 9 до 15 центов, в зависимости от аппетита оператора (данные на 2004 год, поначалу SMS были еще дороже!). Общее число игроков измерялось десятками тысяч. Ну как, представили? Вот и мы о том же.

«Пираньи» больше нет. Но ей на смену пришли более сложные игры, привлекающие уже не только ресурсы SMS-серверов, но и сервисы позиционирования в сотовых сетях, и ГИС (геоинформационные системы). По сути, это уже не просто SMS-игры, а полноценные MMORPG (Massively Multiplayer Online Role-Playing Game, «многопользовательская ролевая онлайн-игра»). Они заслуживают отдельного рассказа, так что в одном из ближайших номеров мы обязательно вернемся к этой теме.

SMS-играми можно развлекаться и без привлечения оператора или посредников. Когда-то энтузиасты играли в шахматы по переписке, и партии длились месяцами. Теперь эта забава занимает гораздо меньше времени — вместо бумажных писем составляются сообщения. Продвинутые, но непрофессиональные игроки фотографируют доску с фигурами встроенной камерой и отправляют через MMS. Это нагляднее, но и дороже. Кроме шахмат, таким образом можно играть в шашки, морской бой, простые карточные игры. Хотя все равно терпения требуется немеряно.

Что к чему подходит?

Не всякая игра для всякого устройства годится. Попробуем разобраться, какие игры под какие программные платформы подходят. Первое, самое важное разграничение: есть Java-игры, а есть игры для мобильных операционных систем. Операционные системы — это Symbian, Windows Mobile и Palm OS.

Java — это, конечно, не ОС, а только программная среда. Причем среда полностью универсальная, кроссплатформенная. Java может быть установлена и на смартфоны, и на коммуникаторы, и на обычные телефоны. То есть Java-игре, по идее, все равно, запускают ее в Windows Mobile или на Symbian — работать будет и там и там. Точнее, по идее должна работать. В теории. На практике все отнюдь не так просто, но об этом чуть ниже.

Владельцы смартфонов и коммуникаторов имеют преимущество перед владельцами обычных телефонов с Java: у них запустятся игры, ориентированные и под операционную систему, и под Java. А вот телефоны работают только с Java, ибо у них операционной системы нет. Ее роль исполняет прошивка, которая у разных вендоров может кардинально отличаться. Разумеется, это тоже — в теории.

Игры для мобильных операционных систем заметно опередили свои аналоги под Java по сложности и насыщенности — среды разработки у них намного мощнее. Зато у них есть другой весомый недостаток — платформенная несовместимость. Тетрис для Symbian никогда не запустится на Windows Mobile, а морской бой для Palm OS никогда не покинет экрана «пальмы».

Прежде чем скачивать или покупать игру для своего мобильного устройства, убедитесь, что она действительно предназначена для него. Java-игры (формат JAR) подходят почти ко всем современным телефонам, смартфонам и коммуникаторам, которые поддерживают технологию Java MIDP 2.0 (а таких подавляющее большинство). Старые телефоны, поддерживающие только MIDP 1.0, сейчас уже редкость, и новые игры на них просто никто не ориентирует. Есть также игры, требующие аппаратной поддержки 3D, точнее, технологии JSR 184 Mobile 3D Graphics API. Вообще-то в описании таких игр должно быть указано либо требование наличия JSR 184, либо (что проще и понятнее пользователю) список телефонов, на которых эта игра будет работать.

Вот мы и добрались до шероховатой стыковки теории и практики. Если подходить совсем общо, то в интересах разработчика — сделать такую игру, которая запускалась бы на всех устройствах. Тем больше копий будет продано, и тем больше денег заработано. После открытия Sun Microsystems в 2004 году кода Java разработка именно таких игр упростилась, и заметно. Так что проблема совместимости постепенно отходит в прошлое, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Увы, частенько разработчики игр попросту не напрягают себя излишней морокой с отладкой кода игры. Результат: игра, которая должна бы запускаться и работать на всех устройствах без ограничений, работает лишь на избранных. Обратный пример: браузер Opera Mini и ICQ-клон для платформы J2ME Jimm превосходно работают фактически на всех современных телефонах. Словом, «в действительности все совсем не так, как на самом деле» (Станислав Ежи Лец).

Чтобы наверняка убедиться в совместимости игры с вашим аппаратом, сверьтесь со списком поддерживаемых телефонов, которые размещаются на сайтах, на рекламных листовках и рекламках в журналах — списки телефонов есть всегда, просто они не всегда заметны.

Игры в формате SIS предназначены для смартфонов под управлением Symbian. Но с симбианскими играми есть нюанс. Существует множество версий этой ОС, причем программы для одной версии не совместимы с остальными. Есть платформы Series 60, 80, 90. Кроме того, у Series 60 есть еще и три редакции (а в третьей — еще и два пакета обновлений!), для каждой из которых тоже нужно искать только подходящие версии программ. Стоит обязательно удостовериться, что игра не просто для Series 60, но именно для вашей редакции — первой, второй или третьей. Об этом также можно узнать на сайте, откуда вы закачиваете игру, — иногда номер редакции может быть записан прямо в имени файла.

Для владельцев смартфонов под управлением Symbian UIQ (Sony Ericsson, некоторые модели Motorola) все немного проще. Существуют только две версии этой ОС — 2 и 3. Они тоже взаимно несовместимы. Игр для UIQ3 с каждым днем становится все больше, а для второй версии их, как правило, уже никто не пишет. Расширение файлов, как и в Nokia Series, тоже SYS, и процесс инсталляции фактически ничем не отличается.

Расширение файла EXE может указывать на то, что приложение создано специально для Windows Mobile, хотя встречаются и Symbian-игрушки этого типа. Так что тут всякий раз нужно сверяться с описанием. Нередко программы для Windows Mobile, в том числе и игры, распространяются в архивах CAB. Это самораспаковывающиеся архивы с самоустанавливающимися программами. Вероятность того, что игра не подойдет именно для вашей версии Windows Mobile, мала. Бывает, конечно, что древняя игра не желает запускаться на новой Windows Mobile 5.0 и 6, но бывает это нечасто.

Казусы происходят куда чаще оттого, что игра на самом деле предназначена для смартфонной версии операционной системы (без поддержки сенсорного дисплея), а ее пытаются установить на наладонник (или наоборот). Причем в процессе установки игрушка может предупредить о несовместимости, но может и промолчать. Молчат они чаще всего в Windows Mobile 5.0. Когда Microsoft разрабатывала эту систему, она попыталась максимально сблизить смартфонную и КПК-шную версии. В итоге некоторые программы не замечают, что ставятся не совсем туда, куда предназначено. После такой установки в худшем случае игра не запустится. В лучшем (если это можно так назвать) — запустится, но будет безбожно глючить, от проблем с управлением до вылетов.

Наконец, нечасто, но встречаются флэш-игры в формате SWF. По распространенности они уступают практически всем остальным игрушкам, и мультиплеер, если есть, там обычно опосредованный (на одном телефоне несколько игроков), но не упомянуть их было бы неверно. Вообще-то такие игрушки чаще делаются для компьютера, но, скажем, на телефоны Nokia, работающие под управлением третьей редакции Series 40 (например, 7390, 6300), их тоже можно установить. И даже иногда играть. Кстати, на некоторых смартфонах и многих коммуникаторах флэш-игры тоже будут работать.

Развлечения онлайн

Контент-провайдеры, как известно, продают не только мелодии и картинки, но и игры. Отдельную группу составляют игры, в которые можно гонять на специальном сервере (например, ).

Чтобы получить доступ к такой игре через интернет, нужно сначала купить установочный файл у контент-провайдера и установить его в телефон. Сама игра обойдется в 50-150 рублей (расценки указаны на сайтах). Не забудьте про WAP-трафик (3-4 рубля за 10 Кб, файл «весит» 100-200 Кб), который нужно оплачивать у вашего оператора. Затем абонент заходит на сервер через GPRS, регистрируется и начинает играть — против сервера или других посетителей сайта.

Для подогрева интереса к играм существует рейтинг участников. Кому не хочется «засветиться» на вершине ТОР-листа? Простая стратегия приводит к тому, что в выигрыше оказываются все. Разнообразие сетевых игр впечатляет. Есть и классические шахматы с морским боем, и карточные игры, и гонки, и бильярд, и даже экономические стратегии (например, «Деловая жизнь» и вариации на тему знаменитой «Монополии»).

Если веб-браузер телефона нормально отображает HTML-страницы, можно участвовать в некоторых сетевых играх для настольных ПК. Прежде всего это касается внутрибраузерных игр, для которых не нужно ничего устанавливать на свой аппарат. Многие заядлые онлайн-геймеры так и играют, будучи вне дома, — в браузере их телефона или наладонника всегда можно найти открытую страничку из oGame, Бойцовского клуба, Дозоров или иных игр.

Впрочем, разработчики не дремлют, а жила мобильных игр — поистине золотоносная, хоть и глубокого залегания. Так что наверняка стоит ожидать в ближайшие времена роста количества игровых серверов, интерфейс которых адаптирован и под мобильные устройства.

Перспективы

Мобильные телефоны в общем-то не предназначены для игр. Они не заменят карманную игровую консоль (Nokia N-Gage и Sony Ericsson W900i — редкие исключения) и не порадуют настоящей трехмерной графикой и стереозвуком — силенок маловато. Зато помогут скоротать час-другой в поездке или бессонную ночь дома.

Sony Ericsson W900i, первый телефон с 3D-ускорителем NVIDIA GoForce 4800

Смартфоны и коммуникаторы предоставляют пользователям больше игровой свободы. Такие монстры, как HTC Advantage или Toshiba Portege G900, уже вполне способны на полноценное использование игровых серверов — дисплей и процессор позволяют. Разумеется, речь идет пока лишь о тех серверах, которые не требуют инсталляции игрового клиента на абонентский терминал. Но это — сегодня.

Завтра абонентов ожидает много чего нового и любопытного. С развитием Wi-Fi и сетей 3G уходит в прошлое проблема медленного интернета — один из наиболее серьезных барьеров на пути мобильных игроков в Сеть. Монстры игровой индустрии оперативно обеспечат всех желающих игровыми платформами, позволяющими убивать время и деньги с максимальным комфортом и любым числом геймеров. Пожалуй, не за горами рождение устройств под общим названием «игровой коммуникатор». Преувеличение? Ничуть — вспомните хотя бы серию аппаратов Nokia N-Gage. Да и ноутбуки совсем недавно считались строго рабочими устройствами, — а сколько моделей лэптопов заточено под игры сегодня? Та же эволюция ожидает и коммуникаторы: их вполне достаточно для полноценной работы, и следующий шаг — только к развлечениям.

Nokia N-Gage, легендарная игровая консоль стандарта GSM

Насколько серьезно это все? Весьма. Настолько, что даже лидер рынка мобильных устройств спешит на игровое поле, реанимируя в новой форме полузабытую старую идею. Но об этом — в статье «Третье пришествие, второе рождение», если вдруг не читали еще — очень советуем!






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.