Фильмы на DVD: оптимизация разрешения и качества. Как распознать подделку?

Большинство лицензионных DVD не соответствуют критериям качества, предусмотренных для этого стандарта. Записанные с грубыми нарушениями правил, они вызывают многочисленные проблемы при просмотре видео, особенно на широкоформатных домашних кинотеатрах. Часть ошибок может быть устранена путем ремастеринга DVD на домашнем ПК, часть - лишь ослаблена до такой степени, чтобы просмотр фильма вызывал удовольствие, а не отвращение. Сегодня в нашей тестовой лаборатории мы исследуем три популярных фильма на предмет соблюдения важнейшей потребительской характеристики - разрешения.

ВВЕДЕНИЕ или НЕБОЛЬШОЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

DVD-диск может хранить данные в любом виде (например, в MPEG-4) и с любым разрешением. Однако стандарт предписывает хранить данные в MPEG-2, в одном из разрешений, приведенных в таблицах 1 и 2.

В основном в России встречаются два типа DVD: с видеоматериалом в формате PAL («родным» разрешением для которого является 720x576) и NTSC (с разрешением 720x480). На первый взгляд, PAL-диски намного предпочтительнее, поскольку обладают на 20% большим разрешением по вертикали, чем NTSC, однако... Все дело в том, что многие фильмы выпускаются сначала в NTSC-формате (ареал «обитания» которого охватывает Северную Америку и Японию) и переводятся в PAL не с оригинального носителя (кинопленки, например), а с NTSC-DVD. Особенно часто это случается с «лицензионными» дисками, записанными со спутникового телевидения или скопированными с NTSC-дисков, купленных в американских магазинах. Естественно, в обоих случаях перевод в PAL-формат не приводит к увеличению разрешения, а осуществляется путем добавления мерзких черных полос сверху и снизу изображения.

Другой немаловажный момент: в большинстве случаев нам придется иметь дело с дисками, записанными с разрешением 720x576 и 720x480 пикселей для PAL/NTSC соответственно. Простой подсчет показывает, что 720x576 соответствует соотношению 5:4 (1,25), а вот 720x480 в него не «помещается» (при своем соотношении 1,5) и при попытке вывода изображения 1:1 лица растягиваются по горизонтали. Чтобы этого безобразия не происходило, большинство телевизоров имеют соотношение сторон 4:3 (1,33). Это позволяет более или менее корректно отображать как PAL, так и NTSC без особых искажений.

А что делать при выводе широкоформатного (16:9) фильма?! Некоторые (между прочим, достаточно многие!) производители, не мудрствуя лукаво, просто ужимают изображение по вертикали, добавляя черные полосы, в результате чего на PAL-материале мы получаем фактическое разрешение всего лишь в 720x405. Это даже меньше «нормального» NTSC-разрешения!

На самом деле, «фирменные» DVD всегда записываются с разрешением 720x576/720x480 независимо от того, с каким видеоматериалом (5:4 или 16:9) мы имеем дело. В MPEG-2 заголовок записывается аспект (т. е. соотношение сторон) и DVD-проигрыватель масштабирует изображение «на лету». В результате мы сохраняем полное разрешение по вертикали, и на телевизоре с большим экраном качество ощутимо возрастает. Домашние кинотеатры и LCD-мониторы с соотношением сторон 16:9 показывают широкоформатный фильм без черных полос, поскольку на DVD их физически нет и мы наслаждаемся полноценной картинкой.

А теперь представим, что произойдет, если подать на вход широкоформатного телевизора или монитора видеофильм, записанный на DVD с разрешением 720x405. Мы увидим широкие черные полосы вместе с узкой «прослойкой» актуального изображения между ними. Вообще-то умные DVD-плееры в такой ситуации могут растянуть изображение, избавившись от черных полос, но из 405 точек по вертикали получить исходные 576 без потери качества, увы, невозможно.

Но это еще не все. Некоторые «умельцы» ухитряются добавить черные полосы и по бокам, в результате чего для сохранения оригинального аспекта изображение не так сильно ужимается по вертикали, ну а потеря горизонтального разрешения менее критична.

Очень интересно взглянуть на популярные DVD-диски и посмотреть, удалось ли их производителям освоить MPEG-2 формат или нет.

Для беспристрастного анализа DVD-дисков нам понадобится определенный инструментарий. Собственно говоря, подойдет любое программное обеспечение, умеющее работать с DVD, например, знаменитый Gordian Knot, распространяемый на бесплатной основе: . Сначала установите Gordian Knot Codec Pack, содержащий набор всевозможных кодеков, а затем Gordian Knot Rip Pack. После этого можно приступать к работе, предварительно изучив руководство, которое можно найти на .

Хорошо подходит для этой цели и популярный видеоредактор нелинейного монтажа AviDemux, обладающий интуитивно понятным интерфейсом, поддерживающий огромное количество входных/выходных форматов, портированный на Linux, Windows, Mac OS и при всем этом - абсолютно бесплатный.

Определившись с инструментарием, приступаем к тестированию, в котором будут участвовать три DVD-диска: с фильмами «Shrek II» (Шрек 2), «Hannibal: Rising» (Ганнибал: Восхождение) и «Hostel» (Хостел).

SHREK II

Очаровательный мультик от Dream Works Pictures (2004 года), выпущенный ООО «Арена» на DVD-9 в формате PAL с логотипом «коллекционное издание». При открытии DVD в программе GDIndex (входит в состав Gordian Knot), мы видим, что: это действительно PAL с разрешением 720x576 и соотношением сторон 16:9. Это указывает на широкоформатный видеоматериал, однако «визуально» (в GDIndex'е) он гораздо ближе к 5:4, что подтверждает «яйцеобразная» луна (взгляните на изображение, которое мы приводим ниже). На самом деле именно так все и должно быть!

Производитель диска использовал разрешение DVD-диска на полную катушку, переложив заботу о масштабировании изображения на видеоплеер. В результате мы сохранили полное разрешение изображения по вертикали, попутно избавившись от черных полос при выводе фильма на широкоформатный телевизор или монитор. Ну... практически избавились.

DVD-диск с фильмом «Shrek-II», открытый в программе DGIndex, сообщающий тип видеоматериала (PAL), соотношение сторон (16:9), а также полное разрешение (720x576), включающее в себя наряду с полезным изображением мерзкие горизонтальные черные полосы и одну узкую вертикальную полосу по правому краю окна.

Даже при беглом взгляде на изображение обнаруживаются две черных полоски по горизонтали и одна узкая (шириной всего в два пикселя) полоса по правому краю, произвольным образом меняющая свой цвет с бардового на зеленый и обратно.

После обрезки всего лишнего в Gordian Knot'е (вкладка «Resolution» в главном окне программы) мы получаем фактическое разрешение 718x552, что близко к соотношению 4:3 (718/552 = 1,3), то есть изображение оптимизировано для просмотра на обыкновенных телевизорах. А как же быть обладателям домашних широкоформатных кинотеатров?! А никак! Стандарт MPEG-2 требует, чтобы и ширина, и высота изображения делились на 16 без остатка, чего в случае разрешения 718x552 явно не наблюдается. Можно, конечно, после обрезки черных полос растянуть изображение до 720x576, но качество от этого только упадет, поскольку resize-фильтры вносят существенные искажения.

Тем не менее качество данного фильма находится на вполне пристойном уровне.

HANNIBAL: RISING

Психологический триллер 2007 года от Metro-Goldwyn-Mayer, выпущенный ООО «Диск ПРО» на DVD-9 в формате PAL, что GDIndex благополучно подтверждает. Вроде бы это широкоформатный (16:9) видеоматериал, записанный в стандартном для PAL'а разрешении 720x576, но непристойно широкие черные полосы по всем четырем сторонам изображения убивают просто наповал.

DVD-диск с фильмом «Hannibal: Rising», открытый в программе DGIndex. Тип видеоматериала - PAL, соотношение сторон - 16:9, полное разрешение - 720x576. Наряду с полезным изображением включает вертикальные и горизонтальные черные полосы.

После обрезки всего лишнего (а это без малого по 78 пикселей с каждой стороны по вертикали и по 12 пикселей с каждой стороны по горизонтали), мы получаем... 696x420 пикселей эффективного разрешения. Это не дотягивает даже до NTSC, но зато 696/420 ~ 16:9. То есть производитель диска «жестко» прошил аспект внутрь DVD, чудовищно проиграв при этом в разрешении. Уже на обыкновенном телевизоре отчетливо видно, что качество не дотягивает даже до DVD-5, а на широкоформатном домашнем кинотеатре смотреть такое «чудо» без содрогания вообще невозможно!

После обрезки черных полос разрешение уменьшается с 720x576 до 696x420. Это косвенным образом свидетельствует о том, что создатель диска не знал, как задать аспект в MPEG-2 файле, либо же попросту не располагал видеоматериалом соответствующего разрешения.

HOSTEL

Фильм ужасов 2006 года Квентина Тарантино, выпущенный ООО «Киномания» в NTSC-формате с логотипом «коллекционное издание» со стандартным для NTSC разрешением 720x480. Тем не менее широкие черные полосы ужимают и без того невысокое NTSC-разрешение до размеров почтовой марки.

DVD-диск с фильмом «Hostel», открытый в программе DGIndex. Тип видеоматериала - NTSC, соотношение сторон - 16:9, полное разрешение - 720x480. Включает в себя не только полезное изображение, но и широкие горизонтальные полосы.

Обрезав по 58 пикселей с каждой стороны по вертикали и по 2 пикселя с каждой стороны по горизонтали, мы получаем... Нет, ну это уже вообще смешно: 716x364 пикселей разрешения, соответствующие соотношению сторон в 1,97:1. Это близко к 1,85:1, характерному для видеофильмов, которые показывают в кинотеатрах (что наводит на мысль о способе «лицензирования» фильма, а точнее об источнике его получения). Но все-таки 1,97:1 довольно далеко отстоит от 1.85:1. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется углубиться в тонкости MPEG-4 формата, ставшего стандартом де-факто для обмена файлов по сети.

КАК РАСПОЗНАТЬ MPEG-2, ПОЛУЧЕННЫЙ ИЗ MPEG-4?

Многие производители DVD-дисков в качестве исходного видеоматериала используют сильно пожатый MPEG-4, конвертируя его обратно в MPEG-2 для получения DVD-совместимого диска. Доказать это очень просто. Цветовая схема, используемая в MPEG-2, кодирует два соседних горизонтальных пикселя одним цветом, за счет чего цветовое разрешение сокращается вдвое. Это увеличивает степень сжатия и при этом не сильно сказывается на качестве: человеческий глаз имеет достаточно низкое цветовое разрешение, зато чувствителен к яркости.

Разработчики MPEG-4 пошли еще дальше и стали кодировать одним цветом матрицу из четырех пикселей, усредняя цвета смежных вертикальных и горизонтальных пикселей, что, кстати говоря, и породило проблему сжатия черезстрочечного видео.

Давайте рассмотрим все три фильма под большим увеличением.

Начнем, естественно, со «Shrek'а»:

Контрастная граница черных полос диска со «Shrek'ом» свидетельствует в пользу того, что он был скопирован с оригинального MPEG-2 диска.

Резкая граница черной полосы указывает на то, что данный диск был записан с оригинального MPEG-2 носителя и не подвергался сжатию в MPEG-4. C некоторой степенью достоверности его можно считать действительно лицензионным DVD. Ну, или просто качественной «пираткой».

А вот теперь посмотрим на «Hannibal: Rising». Что мы видим?! Черная полоса не имеет резкой границы, а образует своеобразную «гамму». Это вызвано тем, что MPEG-4 усредняет цветовую составляющую соседних вертикальных и горизонтальных линий. Получить такой эффект на MPEG-2 довольно затруднительно, следовательно, мы имеем дело с MPEG-4 источником. Поскольку по официальным каналам видеопродукция в MPEG-4 не распространяется, с происхождением этого диска все понятно.

Кстати говоря, на MPEG-4 избежать эффекта «гаммы» очень просто. Достаточно, чтобы ширина черных полос была кратна 16 пикселям - то есть размеру макроблока, на которые MPEG-4 разбивает сжимаемое изображение и границы которых никогда не «замыливаются».

Цветовая гамма диска «Hannibal: Rising» убедительно доказывает, что в качестве источника выступал видеоматериал в формате MPEG-4.

Аналогичная ситуация наблюдается и с фильмом «Hostel» - вместо резкой границы мы имеем плавную цветовую гамму. Стоит ли после этого удивляться низкому разрешению и какому-то странному соотношению сторон? При просмотре на телевизоре с большим экраном подобная «гамма» создает неприятный эффект «трехмерной выпуклости изображения» и способна испортить все впечатление от фильма, который, между прочим, стоит 20$ - ровно столько же, сколько настоящий лицензионный DVD. Вместо «DVD-качества» мы получаем многократно пережатый MPEG-4, «сграбленный» неизвестно из какого источника.

Цветовая гамма диска «Hostel» убедительно доказывает, что в качестве источника выступал видеоматериал в формате MPEG-4.

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК DVD В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Потерянное разрешение (и качество DVD, полученного из MPEG-4) обратно уже не вернуть, но вот от черных полос избавиться можно. Их с удовольствием обрежет любой видеоредактор, только необходимо следить, чтобы размеры получившегося изображения были кратны 16 пикселям по вертикали и горизонтали. В противном случае некоторые DVD-плееры откажутся воспроизводить такой файл или станут отображать его неправильно. Компьютерные плееры (и, в частности, знаменитый кодек FFDShow) в этом отношении намного более демократичны - за соотношением сторон можно в принципе и не следить, регулируя аспект уже в самом плеере (как легко заметить, после обрезания черных полос аспект заметно отличается от 16:9). Но это не самое страшное. Хуже всего, что после обрезания файл придется повторно сжимать, пусть даже обратно в MPEG-2, однако процедура распаковки и упаковки качеству только вредит. У многих пользователей возникает вопрос: а можно ли обрезать черные полосы без переупаковки MPEG-2 файла?

Большинство «специалистов» считают, что нет, однако они очень сильно заблуждаются. Фактически MPEG-2 поток состоит из последовательности макроблоков размером 16x16 пикселей, что позволяет нам изымать блоки, принадлежащие черным полосам без переупаковки всего файла (это умеют делать многие видеоредакторы, поддерживающие опцию Fast-Recompression, например, тот же AviDemux). Естественно, если ширина черных полос не кратна 16 пикселям, придется отрезать «рабочую» часть изображения, что не есть хорошо, однако... периферийные области кадров редко содержат критичные для понимания фильма элементы, в то время как повторный пережим всего файла усиливает MPEG-2 артефакты, резко снижая общее качество, а значит, и впечатление от просмотра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Количество качественных DVD исчисляется единицами, и если на обыкновенном телевизоре разница между «правильным» и «неправильным» диском несущественна, то при просмотре на широкоформатном домашнем кинотеатре она просто колоссальна. Но чтобы увидеть это, необходимо приобрести по крайней мере несколько качественных DVD, ведь помимо черных полос (на которые можно просто не обращать внимания) существуют и другие, гораздо более серьезные проблемы. Им мы посвятили отдельный материал - его вы тоже можете найти на нашем диске.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.