Nokia N-Gage: старая песня на новый лад

Nokia умеет удивлять мир. Хорошо умеет. Если собрать все ее разработки в области мобильных устройств (и технические, и дизайнерские), описать их, снабдить иллюстрациями и свести в одну книгу — получится том вполне энциклопедического формата. Правда, вряд ли в эту книгу попадут сведения о коммерческих неудачах компании — сведения, которые обожают пережевывать те, кто недолюбливает лидера отрасли. Лидеров ведь многие недолюбливают, верно?

Иных ругателей почитаешь — и в толк никак не взять: почему же финский титан все еще не утратил «желтую майку лидера»? Сплошь одни огрехи да провалы, и все-то у них хуже, чем у конкурентов. Угу, кроме продаж. Тут, правда, у критиков тоже есть что возразить: дескать, реклама помогает. А остальные что же — не рекламируются совсем? Ну да, говорят критики. Но все-таки!..

Однако дело, разумеется, вовсе не в рекламе. Причины успеха кроются в той самой виртуальной книге. Попробую рассказать лишь об одном козыре из всей финской колоды, который, кстати, никто не скрывает. Nokia не боится неудач и всегда спешит первой поиграть на перспективных столах. А кто не рискует... далее по тексту.

Партия первая, розыгрыш

Начать с того, что Nokia одной из первых угадала момент, когда мобильный телефон перестал быть просто телефоном, сделавшись также и предметом имиджа, и устройством для развлечений. И если по первому пункту усилиями Фрэнка Нуово компания за считанные годы из явного аутсайдера стала столь же явным лидером, то вот с развлечениями все оказалось куда сложнее.

Первый ход был сделан в 2003 году: в магазинах появилось доселе невиданное устройство, гибрид игровой консоли и смартфона. Аппарат под кодовым названием N-Gage не мог не привлечь внимание геймерского люда. Стартовые продажи порадовали, но скоро ажиотаж схлынул, и стали ясны детали первого блина. Вышел он не то чтобы совсем комом, но отнюдь не настолько красивым, насколько рассчитывали.

Недостатки были двух категорий: конструктивные — в самом устройстве, и стратегические — в его подаче на рыночный стол. Из конструктивных самым заметным оказалось размещение голосового динамика и микрофона на боковине корпуса. Владельцы N-Gage во время использования телефона по прямому назначению выглядели, мягко говоря, глуповато и становились объектами насмешек со стороны окружающих. Терпеть такое можно, можно и гарнитуру приобрести, чтобы не изображать Чебурашку-инвалида, но... покупая аппарат за 350 долларов, таких вот пакостей от него не ждешь.

Не ждали и «холодной» замены карт памяти — для игровой консоли это оказалось критично. На фоне этих двух минусов неудобство набора SMS клавиатуры, заточенной под игры, даже как-то потерялось.

Стратегические ошибки рядовым пользователям не столь заметны, но от этого они никуда не деваются.

Во-первых, N-Gage изначально не обеспечили должным количеством игр. Причем игры, понятно, следовало готовить еще на стадии разработки консоли, чтобы к появлению устройства на прилавках потребителю было из чего выбирать. Для создания внятной конкуренции уже существующим на тот момент игровым приставкам основные хиты, которые работали на Nintendo Game Boy Advance (главный целевой конкурент), стоило портировать под Symbian. И это только для начала — далее следовало привлекать разработчиков на игровые проекты, которых ни у кого больше нет. Вместо этого для N-Gage адаптировали уже давно известные компьютерные игры, причем отнюдь не самые хитовые. Возможно, это была ставка на ностальгические настроения, но она не сработала, во всяком случае в том масштабе, на который рассчитывали.

Опять же, следовало продавать новинку не только и не столько в телефонных салонах, но и в компьютерных магазинах, рядом с Nintendo. Этого не произошло на старте, не случилось и спустя полгода, когда продажи вовсе захирели. Частично выручала колоссальная по размаху рекламная кампания, но именно что частично — приток новых покупателей не оправдывал вложений в их привлечение. Покупать карточки с отнюдь не самыми хитовыми игрушками по 30-50 долларов решится далеко не всякий пользователь. Да и сама подача устройства в рекламе была, мягко говоря, неоднозначной. В Британии даже официально запретили наиболее убойные рекламные плакаты N-Gage («Здесь я заставил Кейт, Люси и Мишель молить о пощаде»).

Заметную роль в недополучении прибылей сыграли и пираты. Nokia, не собрав ожидаемых средств от продажи устройства, наметила было нагнать упущенное за счет продажи игр для него. Но корсарам теневой индустрии хватило пары месяцев, чтобы сломать запрет «одна карточка одна игра», исходно введенный компанией, и начать продажи карт ММС для N-Gage, нашпигованных игрушками под завязку. Причем по той же цене, что и легальные версии, а то и дешевле. Не так давно эти карты можно было приобрести на Митинском рынке, например. Да и сетевые пиратские развалы свое дело сделали.

Сделали они и еще кое-что. Повисла в воздухе вторая основная идея N-Gage — многопользовательские игры. Для полноценной их реализации по Bluetooth требовалось массовое засилье устройств — ведь игрушки работали только на N-Gage, пока пираты не подсуетились. А когда подсуетились, нужда в покупке консоли и вовсе отпала, так как хватало любого мощного смартфона под Series 60.

Наконец, переоценили в компании и активность целевой аудитории: народ в массе еще не дозрел до идеи совмещения игровой консоли и телефона. Пожалуй, сделай Nokia из N-Gage обычную консоль, без телефонного модуля, она запросто могла оказаться куда популярнее. А так, вместо планируемых 5-6 миллионов, продажи игрофона составили чуть более полутора миллионов штук за два года. В общем, на бум это никак не тянуло. От силы — на умеренный бенц.

Нужно было что-то делать.

Партия вторая, распасы

«Что-то» оказалось второй версией N-Gage, получившей название N-Gage QD. На самом деле объединяет эти устройства только идея и платформа. К доработке второй версии телефона-консоли финны отнеслись по-чапаевски решительно. ИК-порт? Убрать — толку ноль, а батарею кушает. Динамик с микрофоном — на лицевую панель, хватит уже чебурашек из абонентов делать. Корпус — уменьшить, по краю ребро жесткости пустить: и в руках крепче сидит, и даже если вдруг уронишь — не пострадает. Разъем под карту — на боковину, вместо динамика, и «горячую» замену реализовать. МР3, FM-радио? К чертям, к чертям, что за блажь! Играть надо, а не радио слушать!

Увлекательное занятие — шашкой махать. Беда лишь, что в запале можно перестараться и снести не те головы, которые требовалось. С N-Gage QD получилось именно так: стараясь максимально упростить и удешевить устройство, из него убрали даже те узлы, которые можно было и оставить. Например, системный разъем был вовсе не лишним, синхронизация по Bluetooth (единственному оставшемуся в живых каналу связи с ПК) глючная получилась и долгая, да еще и обязывала покупать синезубый модуль, если такового в ПК не было. А их в то время даже в ноутбуках было раз, два, и обчелся, — про настольные системы и говорить нечего.

Главное нововведение было не в телефоне, точнее, не только в нем. Nokia впервые создала игровой сервер и платформу, получившие общее название N-Gage Arena. На самой консоли установили загрузчик N-Gage Arena Launcher, который после запуска лез в сеть на сервер , используя канал GPRS. А по указанному адресу располагался первый игровой сервер для мобильных устройств. Впрочем, на первом этапе сервер предоставлял пользователям только площадку для общения, место для публикации личных достижений и склад платных игрушек. Игровые сервисы реализовали несколько позже.

Вот где настоящий мультиплеер! Вот где игровое раздолье! Вот где... не вот. Сетевой сервер выявил другую проблему, справиться с которой на данном этапе развития технологий оказалось не под силу даже лидеру рынка. Канал GPRS оказался недостаточно широк даже для 2D-игр. Точнее, его номинальной пропускной способности хватает, но кто и когда этот номинал видел, при загрузке сети голосовым трафиком? Спору нет, на даче, где-нибудь подальше от мегаполисов, скорости GPRS достанет для игры с интернет-противниками, но основной потребитель сервиса обитает именно в мегаполисах, где загрузка сети позволяет геймерам развернуться разве что по ночам.

Опять же, куда деваться владельцам предыдущей N-Gage? Впрочем, это было решено оперативно, и вскоре N-Gage Arena Launcher появился для первой версии консоли. Но полноценное пользование сетевым игровым сервером этот апдейт не мог обеспечить. Продажи второй версии N-Gage, равно как и продажи адаптированных под нее игр, практически не окупали вложений. Загадочные пользовательские души костерили N-Gage QD: и плеера у нее нет, и радио она не умеет... смех и грех — именно за наличие радио первая N-Gage получила ничуть не меньше пинков, чем вторая — за его отсутствие. Вот и поди угадай тут, что народ желает...

Противоречивому в желаниях народу оставалось гонять в игрушки по Bluetooth, благо друг с другом оба игрофона совместимы. Но вот вендору... вендору снова нужно было что-то делать.

Куш под картой: готовь козыри загодя

Казалось, Nokia зашла в тупик и готова сдать игру на чужом поле. Идея телефонной игровой консоли себя не оправдала, причем дважды. Попытки заработать на лицензированных играх тоже провалились, спасибо господам пиратам. Ну что, сбрасываем карты?

Общественность решила — таки да. В Nokia особо не возражали, но официального заявления не поступило. Что могло означать две вещи: либо компании настолько все равно, что она даже не сочла нужным официально отказаться от участия в игровых проектах, либо...

Оказалось — либо. Два года вендор под немалым секретом готовил свой третий выход. И только нынешней весной решил — пора.

Пора-то пора, но уже в который раз компания удивила и пользователей, и конкурентов. От Nokia ждали третью версию игровой консоли. Ждали настолько всерьез, что готовы были увидеть эту версию в любом новом смартфоне хоть с какими-то признаками мультимедийности. Претендентами на звание N-Gage III поочередно становились то N92, то N76, то N95. Разумеется, присвоение этого переходящего вымпела целиком оставалось заслугой пользователей. В Nokia, чего статься, и пари заключали — кто следующий будет?

Простая арифметика: с момента появления на рынке Nintendo DS и Sony PSP суммарные продажи составили около 27 миллионов устройств для первой консоли, и 23 миллионов — для второй. А смартфонов в мире было продано порядка 80 миллионов только в 2006 году. Доля Nokia в этих восьмидесяти миллионах составила 10 миллионов аппаратов N-series и более 20 миллионов — в других сериях. Достаточный повод, чтобы задуматься, не так ли? Вот Nokia и задумалась.

Следующим оказалось не устройство. Новое рождение N-Gage — это игровая интеграционная платформа. В своей пользовательской части новая N-Gage — очень серьезно переработанный и дополненный N-Gage Arena Launcher, который совместим с большинством смартфонов Nokia. Если уж совсем дословно, то программа совместима с «wide range Nokia Multimedia Computers and other Series 60 devices».

«Новая игровая платформа»... угу, так что за зверь такой? Если говорить общо, то это — оригинальная программа, которая устанавливается в смартфон фактически так же, как и любая другая. Основная ее суть — надстройка над играми, обеспечивающая пользователя дополнительными возможностями, которых нет в самих играх.

Помимо поддержки мультиплеера (как в локальных вариантах — по Bluetooth и Wi-Fi, так и в сетевых — посредством N-Gage Arena), новая платформа предлагает набор сервисов, ранее доступных лишь пользователям компьютерных игр.

Тут и создание френдлистов (а с их помощью — виртуальных и даже вполне реальных геймерских команд), и пользовательские турниры (в смысле — инициированные любым зарегистрированным пользователем), и форумы, и чаты по любимым играм, и поддержка общения в процессе игры (обмен короткими сообщениями и даже голосовое общение по VoIP). Доступна загрузка на сайт arena.n-gage.com игрового контента (обоев, тем, рингтонов). Частично это все было реализовано в предыдущей версии N-Gage Arena, но именно что частично. Теперь будет полноценно.

Иными словами, Nokia, с одной стороны, позволяет сделать при помощи N-Gage из почти любого смартфона игровую консоль. А с другой стороны — создает при помощи N-Gage Arena сетевой игровой сервер для всех игр, адаптированных под оболочку N-Gage.

По сути, это первый в мире полноценный игровой сервер для мобильных устройств. Сервер, на котором действительно можно играть.

Концепт-модель несостоявшейся N-Gage II.

«Широкий спектр» (wide range) требует некоторой расшифровки. В толковании вендора это означает, что стартует платформа для смартфонов Series 60 3rd Edition (Feature Pack 1 и 2). Это уже немало: в указанную категорию попадают и N76, и N93, и N95, и даже вполне себе деловой коммуникатор Е90. Почему не все?

Причина — в возможностях и технологиях, которые есть в Feature Pack 1 и 2, но отсутствуют в базовой версии Series 60 3rd Edition. В частности, сервис FOTA (загрузка обновлений прошивки «по воздуху» с сервера производителя), улучшенная поддержка флэш-анимации, оптимизированное управление устройством (Advanced device management), поддержка HSDPA и High Speed USB (Feature Pack 2). Именно эти обновления наиболее критичны для работы с N-Gage. Замахиваясь на будущее, Nokia не желает вязнуть в прошлом — и такой ход оправдан. Как ни грустно это слышать пользователям базовой Series 60 3rd Edition, но устройства эти сама компания уже сочла морально устаревшими.

Формулировка «Nokia Multimedia Computers» не просто обозначает линейку устройств N-series. Ее можно понимать как задел на будущее: в самом скором времени вендор готовит выпуск новых аппаратов, которые даже смартфонами назвать будет сложно. На грабли под кодовым названием «сначала устройство, а потом игры под него» компания вторично наступать не собирается. Если уж сказано «Next Generation of Mobile Gaming», то и железо тоже должно быть next generation, не меньше.

Фраза «в пользовательской части» тоже употреблена не просто так. Ибо есть в N-Gage Arena и операторская, и девелоперская части. И этот козырь куда главнее пользовательского, как бы обидно это ни звучало. Впрочем, одно без другого все равно не сработает, так что...

Впрочем, по порядку. Девелоперской части N-Gage уделено особое внимание. Тут и открытая документация на форуме разработчика, и обеспечение необходимым инструментарием (SDK Development Kit), и отдельная программа обучения для всех желающих примкнуть к... можно долго перечислять. В сухом остатке — совершенно иная концепция, нежели в прошлом.

Вместо неторопливой и не всегда понятной адаптации старых компьютерных игр Nokia предлагает разработчикам делать новые проекты. С нуля. Но и про уже существующие не забывает. Для чего и обеспечила доступность исходников и простоту вхождения в сообщество. Причем подключиться к созданию новых шедевров могут как титаны рынка, так и небольшие компании и даже частные программисты. Имперская такая концепция, под стать амбициям компании. Наступление широким фронтом по всем направлениям. Собственно, это и есть N-Gage developer program — программа сотрудничества Nokia с разработчиками игр под мобильные устройства. А если поглядеть немного с другой стороны — программа обретения лидерства на рынке мобильных игр для Symbian.

Впрочем, что это мы все о компании? Куда интереснее, что компания обещает выдать пользователям, хотя бы на первых порах. Платформа, стратегия — это, разумеется, прекрасно, но что там было про игры?

Стартует N-Gage с четырьмя играми.

Creatures of the Deep поддерживает мультиплеер (2 игрока при игре по Bluetooth, до 4 — при игре через сервер) и обещает увлекательную морскую рыбалку в полный рост. Не исключая и браконьерские варианты, причем с гонками от рыбнадзора. Короче, весело. Неясно лишь, можно ли в сетевой игре поработать рыбинспектором... ну да скоро уже узнаем.

Mile High Pinball мультиплеера не поддерживает, увы. А содержание тут понятно из названия. Пинбольная аркада в чистом виде.

3D-файтинг One поддерживает мультиплеер только по «синему зубу». Вышибать друг другу зубы по Сети пока не получится, хотя вроде бы в перспективе обещают. Но уж больно тяжеловата игрушка. Удовольствие набить морду удаленному противнику (или получить от него в свою) будет оплачено трафиком, и в немалом количестве.

Ну, и последняя из четверки — экшен/аркада по имени System Rush: Evolution. Мультиплеер такой же, как и у первой игры (вдвоем по Bluetooth, вчетвером на Арене), сама же игра — апдейт известной по N-Gage развлекушке System Rush. Эдакий «матричный» мир, населенный хакерами и корпорациями. Хакеры ломают серверы корпораций, правда, делают это не через кодинг, а через гонки на каких-то кубистических летательных аппаратах. Кто первый поспел к финишу — тот и сломал. Просто, но увлекательно, и саундтреки очень хорошие.

Есть неподтвержденные сведения насчет пятой игры, Space Impact, но в открытых источниках информации по ней пока что не содержится.

Предполагается, что стартовый набор игр будет свободно распространяться вместе с платформой N-Gage. Идейно вроде бы правильный ход, впрочем, пока еще неясно, на каких условиях будет распространяться сама платформа. Разумеется, она будет предустановлена на всех новых смартфонах, которые еще только планируются к выпуску. Тем же пользователям, у которых подходящие устройства (N-series N76, N93, N95, или E90) уже есть, скорее всего, будет предложено скачать N-Gage с сервера Nokia как обновление. Вопрос лишь в том, потребует ли вендор за это денег. По идее — не должен.

Можно сказать, что набор игр небогатый. Можно, но лучше упомянуть про долгосрочные партнерские соглашения, которые Nokia заключила с весьма именитыми разработчиками. Например, с Glu Mobile, известной такими проектами, как Super K.O. Boxing!, Stranded и Ancient Empires. Первый совместный проект — адаптация для N-Gage знаменитой World Series of Poker Texas Hold’em (WSOP). На очереди — Gameloft’s Asphalt 3, Street Rules, Brothers In Arms, Hell’s Highway, Brain Challenge, Midnight Pool и EA Mobile’s FIFA 2008. Мало? Не вопрос: есть в активе компании и соглашение с Indiagames, крупнейшим азиатским производителем мобильного контента. Причем соглашение предусматривает как создание новых игр под N-Gage, так и перевод на платформу уже имеющегося портфолио компании. В общем, вряд ли кто станет возражать: Nokia подготовилась к своему третьему пришествию на мобильное игровое поле более чем основательно.

Стартовый комплект платформы N-Gage, игра Creatures of Deep Стартовый комплект платформы N-Gage, игра Mile High Pinball Стартовый комплект платформы N-Gage, игра System Rush: Evolution Перехват хода

Задумавшись столь серьезно об играх для своей продукции, Nokia вряд ли стала бы упускать из внимания кроссплатформенные игры. Так она и не стала.

Вместе с проектом N-Gage компания запустила еще более масштабный проект — SNAP Mobile (Scalable Network Application Package). Если попросту, то это столь же имперски амбициозный проект, сколь и предыдущий, только направленный на захват лидерства в мире Java-приложений. Разумеется, в первую очередь это игры, хотя вряд ли останутся без внимания и утилитарные апплеты. Но игры, естественно, первичны.

SNAP Mobile — это программный пакет, предназначенный для операторов сотовой телефонии. Операторы, установив его, получают возможность реализовать в своей сети игровой портал. Абоненты же получают портал в пользование. Все довольны, спасибо Nokia.

Абоненты оператора, установившего у себя SNAP Mobile, могут скачивать с игрового портала Java-игры на выбор (понятное дело, не бесплатно), и, установив их в телефоны, приступать к убиению лишнего времени. Пользователям SNAP Mobile предоставляет неменьший сервис, чем N-Gage. Тут и френдлисты, и статус присутствия в игре, и чаты, и мгновенные сообщения, и игровые комнаты, и межоператорские игровые соединения... словом, набор впечатляет. Правда, полноценный мультиплеер пока что недоступен, можно играть либо с сервером, либо через прямое соединение — с другим абонентом (head-to-head). Разумеется, со временем и эту проблему решат, но даже то, что уже есть, не может не радовать.

Для операторов SNAP Mobile предлагает возможность организации хостинга с поддержкой игровых сообществ и биллинг всего игрового трафика. Опять-таки, в сухом остатке — готовое решение, аналогичное платформе N-Gage, с той лишь разницей, что устанавливать в пользовательские аппараты ничего не придется, достаточно наличия в телефоне поддержки профилей Mobile Information Device Profile(MIDP) 2.0 и Connected Limited Device Configuration (CLDC) 1.0, поддержка которых есть во всех современных аппаратах, за исключением единичных бюджетных или специфических моделей.

Операторское решение называется SNAP Arcade и представляет собой программную платформу для управления сервисом SNAP Mobile. Причем платформа сделана так, чтобы оператору не потребовалось перестраивать существующую структуру своей сети. Купил, поставил, настроил — работай. Продумана и поддержка устройств: как уже сказано, со SNAP Mobile могут работать почти любые телефоны. И соединение может быть любым, от GPRS до HSCSD.

Первичный пакет игр, который будет поставляться в комплекте с платформой SNAP Mobile, огромным не назвать: это пять отдельных сетевых игр (NitroSpin Racer, 3D Pool Hall, Space Alliance, High Seize: Sea O’Fortune и Puzzle Bobble: Mobile Mania) и комплект игрушек начально-ностальгического уровня Pocket Party (Shuffl eboard, Backgammon, Blackjack, JellyPOP, Sudoku, Snake и несколько других, так или иначе знакомых пользователям телефонов Nokia). Вроде бы негусто, но не будем забывать о соглашениях с разработчиками, которые распространяются и на Java-игры тоже. А возможность расширения контента серверной части заложена разработчиками в систему, причем сделано это так, что от работников оператора никаких специальных знаний не потребуется. В этом и есть коренное отличие SNAP Mobile от N-Gage. Для этой платформы не нужно разрабатывать специальные игры — годятся любые, написанные на Java.

Небольшая ремарка. Среди множества значений слова snap есть в английском языке и такое: «деловая хватка, сметливость». А среди собаководов этот термин означает мертвую хватку. Символично, не находите?

Игра только начинается

Второе рождение N-Gage (и появление SNAP Mobile) — не просто новация как таковая. Это — новая концепция мобильной игровой индустрии как ответ на возросшие потребности пользователей. Игры мигрируют с настольных компьютеров в мобильные устройства, все крепче «прирастая» к различным каналам связи. Прогнозы, отличаясь в мелочах, совпадают в главном: в ближайшие несколько лет (ориентировочно — к 2010 году) количество мобильных геймеров если не превысит количество компьютерных, то как минимум сравняется с ним. Мобильные игры переезжают в Сеть. Игровые консоли постепенно уступают место в пользовательском кармане универсальным аппаратам, которые и телефон, и компьютер, и плеер, и консоль — все в одном. Как раз для таких устройств и предназначены оба решения от финского вендора, и как раз на сетевых геймеров ориентированы в первую очередь.

В любой игре порой бывает полезно взять паузу, уйти в тень. Чтобы вернуться — и победить. Один из нескрываемых секретов успеха Nokia заключается именно в настрое на победу. И в умении даже свои промахи и поражения обратить в конечном счете себе же во благо.

А чтобы не показалось, что вся статья есть сплошной панегирик компании Nokia, и дабы не решил кто в запале, что скоро во всем мире будет «одна сплошная N-Gage», напомню: есть ведь еще и Windows Mobile. И в ее штабах тоже не зря генералы штаны просиживают. Так что наверняка довольно скоро будет с противоположного фронта вполне адекватный ответ. Тем более что для среды Windows, пусть даже и мобильной, разрабатывать игры и приложения гораздо проще — дорожка уже давно обкатана. И будет у нас не сплошная Symbian или Windows, а сплошная игровая индустрия. Вот она уж точно будет, и еще как!






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.