Самое необходимое для организации любительской фотостудии

Цифровые камеры с каждым годом становятся все совершеннее. Сегодня обычная цифромыльница среднего уровня с десятью миллионами пикселей при правильном использовании дает такое качество изображения, обеспечить которое лет десять назад было под силу любительским 35-миллиметровым — но пленочным камерам. Даже 5-мегапиксельные камеры с хорошей оптикой позволяют получать отличные отпечатки формата A4. В каждой любительской камере есть универсальный программный режим и набор специализированных сюжетных режимов съемки, ориентированных на определенные объекты или условия освещения. Кроме того, и самые простые камеры дают возможность фотографу вносить в работу автоматики корректировки, выставляя настройки на свой вкус.

ТРЕБУЕТСЯ ПРОГРЕСС

Таким образом, высокий технический и творческий потенциал современных цифровых камер позволяет успешно использовать их не только в «семейной» или «тусовочной», но и в художественной фотографии. Именно поэтому на интернет-сайтах, посвященных фотографии, сейчас можно найти огромное количество отличных постановочных снимков, сделанных непрофессионалами.

Жанрами, наиболее популярными среди тех, кто только начинает осваивать фотографию как вид искусства, являются пейзаж, репортаж, натюрморт, портрет и макросъемка. Но если фотолюбители, выбравшие для себя «уличные» жанры, могут творить сколь угодно долго, практически не повторяясь — попробуй найди одинаковый цветок или букашку, — то любители постановочных натюрмортов и портретов очень скоро начинают понимать, что загоняют себя в рамки. Конечно, среди человеческих лиц тоже не сыщешь абсолютно идентичные. Однако съемка этих разномастных лиц в одних и тех же условиях — скажем, в гостиной на фоне веселеньких в цветочек обоев и в скучном свете трехрожковой люстры — делает портреты отчаянно похожими друг на друга. Кроме того, фотохудожник практически не может проявлять фантазию, ведь очень часто для воплощения образа или какой-то идеи требуется особый характер освещения. Бытовой фон в интерьере или на улице также не всегда соответствует творческому замыслу.

Если позволяют средства, домашнюю фотостудию лучше укомплектовать современными универсальными приборами.

Все это заставляет фотографов организовывать освещение и рабочее пространство особым образом — так, чтобы не приходилось потом в Photoshop’е мучительно долго стирать случайно попавшие в кадр книжные полки или бороться с неудачными тенями на лице модели. Лучше всего избежать подобных проблем помогает фотостудия.

Однако создание профессиональной фотостудии дело дорогостоящее. Не каждый фотограф-любитель может, да и хочет выкладывать большие суммы денег за осветительные приборы, фоны и прочие приспособления для художественной съемки. Впрочем, фотографу-энтузиасту это и не нужно: расширить свои творческие возможности, устроив домашнюю фотостудию, можно, всего лишь прикупив штатив для камеры, несколько осветительных приборов и небольшой набор фонов.

ШТАТИВ — ГАРАНТИЯ СТАБИЛЬНОСТИ

При выдержках, превышающих 1/30 секунды, в камерах, не оборудованных оптическими или механическими (со сдвигом матрицы) стабилизаторами изображения, картинка очень часто оказывается смазанной. Но иногда фотографу приходится рисковать и полагаться при съемке на то, что руки не будут дрожать — например, при слабом освещении, когда увеличение выдержки и чувствительности является единственным способом получения правильной экспозиции.

Штатив — штука полезная. Пригодится не только в студии, но и на улице.

При съемках на улице, особенно во время путешествий, носить с собой штатив неудобно, поэтому многие производители снабжают свои камеры режимами съемки при повышенных индексах чувствительности. Это позволяет получать короткие выдержки при слабом освещении. Но при чувствительности выше ISO 400 даже многие зеркальные камеры дают изображение с высоким уровнем шума, который выражается в появлении хаотических цветных точек, снижающих уровень цветности, контраст и разрешающую способность. Поэтому пользоваться высокими значениями индекса чувствительности нужно только в крайнем случае. Тем более в студии.

Так что если вы решили устроить домашнюю фотостудию для проведения постановочных съемок, штатив однозначно необходим. Во-первых, он позволит получать резкие, «несмазанные» снимки при длительных выдержках, что существенно облегчит фотографу реализацию его творческих задумок. Кроме того, штатив поможет и при работе со сложными по освещению и композиции портретами и натюрмортами. В этих случаях фотографу приходится много раз подходить к объекту съемки или к осветительным приборам, чтобы что-то изменить: переставить источник света с места на место, убрать или добавить новый, расположить отражатель под другим углом. Гораздо удобнее, если границы кадра будут при этом оставаться неизменными. А для этого камера должна быть установлена на штативе.

ВСПЫШКА ВСПЫШКЕ РОЗНЬ

Любая фотостудия, как профессиональная, так и любительская, должна быть оснащена специальными источниками света. И если для съемок дружеских вечеринок или семейного похода за грибами подойдет встроенная вспышка камеры, то для художественной фотографии ее явно будет недостаточно.

Встроенные вспышки, имеющиеся в каждой камере, независимо от их мощности и количества режимов работы обладают одним общим недостатком — при использовании в качестве основного источника освещения они дают очень невыразительный, плоский («протокольный») световой рисунок и резкие тени. Это — следствие небольших размеров таких вспышек и близкого расположения к объективу камеры. Еще одним неприятным «побочным эффектом» применения встроенных вспышек являются «красные глаза».

Конечно, полностью отказаться от использования встроенной вспышки при художественной съемке никто не требует. Так, она может взять на себя роль источника заполняющего света или использоваться для запуска внешних вспышек. А их для создания качественных постановочных снимков требуется сразу несколько.

Какими свойствами должны обладать осветительные приборы, чтобы ими было удобно пользоваться в домашней студии?

Во-первых, они должны быть достаточно мощными, чтобы обеспечить короткие выдержки не только при открытой диафрагме, но и при ее средних значениях, поскольку именно это дает возможность увеличивать глубину резкости. Для источников постоянного света желательная мощность ламп — 250-500 Вт, но нелишним в комплекте будет и прибор мощностью 1 кВт. Если говорить об импульсных приборах, то для домашней студии идеальным вариантом можно считать приборы с энергией импульса 250 Дж, хотя для большинства портретных съемок и натюрмортов подойдут головки и меньшей мощности.

Во-вторых, желательно, чтобы осветительные приборы, входящие в один комплект, имели одну и ту же цветовую температуру. Иначе на снимках они будут давать «разноцветный» свет.

Галогенные лампы накаливания, предназначенные для фото- и видеосъемки, имеют цветовую температуру 3200K?. А большинство ламп для бытового освещения — 2800K?. При их совместном использовании участки объекта, на которые будет попадать свет бытовых ламп, приобретут желто-оранжевый оттенок. Иногда это может оказаться желательным, например, когда в кадре на фоне виден горящий настенный светильник. Но чаще такой «разнобой» портит впечатление от снимка.

Импульсные приборы имеют цветовую температуру 5500 K?, и их совместное использование с лампами накаливания при установке баланса в положение «солнце» или «вспышка» приводит к появлению неприятного красного оттенка в тех местах, куда падает свет ламп. Если же баланс белого установить в положение «галоген», то места, освещенные вспышками, будут иметь интенсивный синий оттенок.

В-третьих, конструкция прибора должна обеспечивать возможность управления силой и характером распределения светового потока, а также позволять использовать разнообразные насадки (шторки, отражательные зонты, фильтры и пр.).

В старые времена в фотоателье использовались различные специализированные осветительные приборы. Одни давали мягкий рассеянный свет — основной рисующий свет для портретов, другие — более жесткий направленный свет, подходящий для верхнего или заднего освещения («контровой» свет), третьи служили для подсветки фона.

В настоящее время наибольшей популярностью у профессиональных фотографов пользуются универсальные приборы (импульсные или с галогенными лампами), на которые можно легко устанавливать сменные насадки. С помощью различных насадок один и тот же прибор может быть использован и в качестве источника рассеянного света, и как прожектор, дающий резкий, остронаправленный пучок.

В-четвертых, все приборы должны иметь легкие штативы или струбцины, с помощью которых их можно устанавливать на полу, крепить к стенам или к мебели. Штативы и другие держатели являются обязательным приложением к студийным осветительным приборам, даже если речь идет о домашней студии. Ведь для каждого снимка может использоваться своя световая схема, для монтажа которой осветительные приборы придется переносить с места на место, меняя высоту их расположения и угол наклона оптической оси.

ИМПУЛЬСНЫЙ ИЛИ ПОСТОЯННЫЙ?

Определившись с требованиями к осветительным приборам для работы в домашней фотостудии, необходимо решить, какой тип освещения лучше подойдет вам: импульсный или постоянный.

Большинство профессиональных фотостудий сейчас оснащаются импульсными приборами. Мощные вспышки дают возможность использовать очень маленькие диафрагмы, что, в свою очередь, позволяет получать большую глубину резкости, часто требуемую и для модельной, и для предметной съемки. Студийные вспышки, даже любительского класса, имеют лампы моделирующего света, позволяющие при установке освещения оценивать световой рисунок. При регулировке мощности вспышки цветовая температура светового импульса не меняется. Это значит, что несколько приборов, объединенных в одну схему освещения, будут давать свет одного цвета. При съемке в интерьере с окнами свет вспышек может быть прекрасным дополнением естественного освещения, так как цветовая температура облачного неба близка цветовой температуре вспышки. И еще один плюс: при работе импульсных приборов воздух в помещении нагревается гораздо меньше, чем при работе мощных ламповых приборов.

Приборы постоянного света, в частности, на галогенных лампах, в настоящее время не так распространены. Но говорить об их скором «вымирании» ни в коем случае нельзя — хотя бы потому, что они, в отличие от вспышек, могут быть использованы не только для фото-, но и для видеосъемки. Тем не менее для студийной фотосъемки ламповые приборы используют все реже. Главные недостатки таких приборов — большое выделение тепла при работе, неэкономное потребление электроэнергии и изменение цветовой температуры при изменении напряжения питания.

МИКРОБЮДЖЕТНЫЙ ВАРИАНТ

Студийные приборы постоянного света, как и вспышки, стоят довольно дорого. Что делать, если «жаба душит» или просто нет денег на приобретение настоящих студийных приборов?

Неплохой комплект можно собрать, пройдясь по интернет-форумам, комиссионным магазинам и «блошиным» рынкам, где до сих пор в продаже можно встретить уже ставшие антиквариатом приборы «Фотон» на галогенных лампах мощностью 500 Вт и вспышки Fil 106 или Fil107 также советского производства (Эстония тогда была еще «наша»). Эти приборы оснащены специальным гнездом для установки на штатив. С помощью недорогой головки на штативе можно установить просветный или отражательный зонт и получить таким образом бюджетный источник рассеянного света.

Осветитель «Фотон» оснащен алюминиевыми шторками, с помощью которых в небольших пределах можно регулировать силу и угол распространения света: сдвинув шторки, можно получить узкий пучок света. Но корпус прибора выполнен из пластика и легко перегревается, особенно при полузакрытых шторках, поэтому время от времени ему нужно давать остыть.

Для того чтобы ограничить угол распространения света вспышки Fil, можно прикрепить к ней скотчем трубку (тубус), сделанную из картона, плотной темной бумаги или фольги. Двух или трех вспышек Fil с ведущим числом 32 вполне хватает, чтобы в домашней студии снимать портреты в полный рост. Хватило бы места...

ДОМАШНЯЯ, НО «ВЗРОСЛАЯ»

Если бюджет позволяет, то домашнюю фотостудию лучше укомплектовать современными универсальными приборами, конструкция которых дает возможность использовать с ними различные насадки. Эти приборы сейчас предлагают на рынке и давно известные европейские бренды (Hensel, Broncolor, Multiblitz), и активные новички (Rekam, Falcon Eyes и ряд других). Причем если «гранды» делают упор на очень дорогостоящие продукты для профессионалов, то компании, пришедшие в этот сектор недавно, стараются привлечь внимание энтузиастов-любителей. И делают это они, естественно, за счет доступных цен. Так, к примеру, один импульсный прибор с максимальной энергией импульса 500 Дж, произведенный в Германии или Швейцарии, стоит примерно 22-25 тысяч рублей, а такой же моноблок (импульсный прибор, излучатель и вся электроника которого смонтирована в одном корпусе) производства КНР стоит на российском рынке 14,5 тысяч.

Однако 14,5 тысяч — деньги тоже немалые. Поэтому мощные, а, значит, и дорогие приборы покупают в основном начинающие профессионалы, которые надеются рано или поздно окупить свои вложения в дорогую аппаратуру. Для любительской работы в небольшой домашней студии вполне подойдут вспышки с энергией импульса 150 Дж или даже 110 Дж, которые можно купить соответственно за 5 тысяч и 2,6 тысячи рублей. Эти приборы, несмотря на малые размеры и скромную стоимость, имеют моделирующие лампы и регулировку мощности импульса.

Компании, выпускающие студийные импульсные осветители бюджетного класса, предлагают также недорогие насадки к ним. Из самых полезных аксессуаров отметим отражательные и просветные зонты, а также софт-боксы. Они позволяют получить мягкий рассеянный свет, так необходимый при съемке портретов, натюрмортов и интерьеров. Для получения направленных световых пучков различной формы и площади используются шторки и тубусы, надеваемые на вспышки.

СИНХРОНИЗАЦИЯ

Естественно, что сами по себе осветительные приборы работать не могут (вернее, могут, но без толку) — их необходимо синхронизировать с камерой. Для этого в профессиональных студиях используется несколько способов:

1. Проводная синхронизация, когда импульсный прибор получает запускающий сигнал по кабелю, соединенному с «горячим башмаком» камеры.

2. Синхронизация по световому или инфракрасному импульсу, когда запускающим сигналом для студийных вспышек является срабатывание встроенной или накамерной вспышки или внешнего инфракрасного синхронизатора, надеваемого на «горячий башмак».

3. Синхронизация по радиоканалу, когда для запуска вспышек используется сигнал от подключенного к камере радиопередатчика.

Инфракрасный пускатель для студийных вспышек

Для камер, оснащенных «горячим башмаком», подходят все три способа синхронизации. Однако оборудование для радиосинхронизации стоит довольно дорого, поэтому его использование в любительской студии нецелесообразно. Оба оставшихся способа передачи синхроимпульса от камеры на импульсные приборы не требуют больших материальных затрат, так как стоимость синхрокабеля и инфракрасного синхронизатора относительно невелика.

Тут, однако, следует иметь в виду, что камеры Konica Minolta имеют нестандартный «башмак», и их синхронизация со студийными приборами сопряжена с большими трудностями, вызванными также и тем, что компания давно прекратила выпуск адаптеров для подключения «чужих» вспышек и синхрокабелей.

Кабели для синхронизации фотоаппарата и студийных вспышек

К счастью, остальные камеры, имеющие стандартный «горячий башмак», могут синхронизироваться со студийными вспышками без особых проблем. Сложнее обеспечить синхронизацию импульсных приборов с камерами, не имеющими синхроконтакта («горячего башмака»). Это значит, что проводную синхронизацию в этом случае осуществить просто невозможно.

Имеются трудности также и для синхронизации по световому импульсу. Дело в том, что в компактных цифровых камерах перед основным импульсом встроенной вспышки генерируется предварительный, оценочный импульс (а в некоторых моделях даже два), использующийся для расчета экспозиции и мощности вспышки. На этот импульс и срабатывают запускающие устройства студийных вспышек. А когда через долю секунды встроенная вспышка камеры выдает основной импульс, который совпадает с началом экспозиции, студийные приборы уже не могут на него реагировать.

Профессиональные студийные вспышки не дают возможности решить эту проблему. Да и зачем им это? Трудно себе представить человека, у которого нашлось несколько тысяч долларов на комплект вспышек и нет денег на покупку хотя бы простой любительской зеркалки.

В более сложном положении находится энтузиаст, купивший компактную камеру и захотевший устроить себе скромную домашнюю студию, не разоряясь на покупке дорогостоящего оборудования. Выход для таких любителей предложила компания Rekam. Вспышки, входящие в набор Digital Mini-Light Kit, могут запускаться не от первого, а от второго импульса. А приборы новой серии Rekam Opus Digi имеют также режим запуска от третьего импульса. Это тоже необходимо, поскольку у некоторых моделей цифровых компактов вспышка генерирует не один, а два предварительных импульса. Так что теперь даже обладатель простой цифровой мыльницы без особых трат может освоить премудрости студийной фотосъемки с импульсными приборами.

А ЧТО НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ?

Помимо освещения, большую роль в постановочной фотографии играет фон — все, что находится за основным объектом изображения. По идее, фон должен являться частью художественного образа фотографии, создавая нужную цветовую гамму, подчеркивая цветовое решение объекта съемки или контрастируя с ним.

Конечно, в домашней фотостудии фоном могут служить обычные обои, которыми оклеены стены комнаты. Но, к сожалению, использовать этот естественный фон можно будет лишь иногда, поскольку в противном случае снимки будут похожи друг на друга как близнецы. Кроме того, многим художественным портретам и натюрмортам «бытовой» фон просто противопоказан. Поэтому в любой, даже самой домашней студии должен быть хотя бы небольшой набор фонов.

В простейшем случае фоном может служить белая или цветная простыня или любой кусок ткани, прикрепленный кнопками к стене. Но лучше, конечно, пользоваться специальными фотографическими фонами и устройствами для их крепления. Самыми удобными для использования в домашних условиях являются тканевые фоны на гибких рамах (каркасах). Они легки и компактны. Благодаря тому, что по периметру такого фона вшита гибкая стальная лента, замкнутая в параллелограмм с закругленными углами, конструкция не нуждается тяжелых штативах. Более того, ее можно просто прислонить к стене или к шкафу. Время подготовки фона к работе составляет несколько секунд. В развернутом состоянии фоны на гибких каркасах могут иметь размеры, вполне достаточные для съемки одиночного или двойного ростового портрета, а в свернутом виде они помещаются в небольшую сумку.

Для съемки портретов крупным планом в домашних студиях можно использовать также фоны, которые натягиваются на жесткие металлические рамы, или рулонные (бумажные или флизелиновые) фоны. Сами по себе такие фоны хороши, однако для их установки требуется два штатива. Поэтому подойдут они только для просторного помещения.

Для съемки натюрмортов, особенно в режиме макросъемки, удобнее пользоваться не большими фонами, а специальными столиками для предметной съемки или лайт-боксами, представляющими собой гибкие или жесткие каркасы, обтянутые белой полупрозрачной тканью и имеющие отверстие для объектива. Внутрь такой конструкции может быть установлен фон любого цвета. Освещается предмет внутри лайт-бокса через белую ткань, которая рассеивает свет и позволяет получить на объекте очень красивое рассеянное освещение.

Лайт-боксы представляют собой гибкие или жесткие каркасы, обтянутые белой полупрозрачной тканью

МЕЛОЧИ, С КОТОРЫМИ ЛЕГЧЕ РАБОТАТЬ

Осветительные приборы, штативы и фоны являются самыми необходимыми элементами домашней студии. Но для успешной работы фотографу может потребоваться множество дополнительных приспособлений и материалов. Наиболее важными вспомогательными приспособлениями являются отражатели. В ряде случаев прекрасные портреты и натюрморты можно получить вообще без осветительных приборов, используя только свет из окна и правильно установленный отражатель.

Для домашней студии лучше всего подойдут отражатели на гибких каркасах, имеющие конструкцию, аналогичную описанным выше фонам. Их размеры гораздо меньше, чем у фонов, а рабочие поверхности могут иметь разную фактуру (матовую белую, серебристую, золотистую и пр.). Такие отражатели очень удобны и в домашней студии, и на выездной съемке, так как в свернутом состоянии они занимают совсем немного места.

Но отражатели не обязательно покупать. Их нетрудно сделать и самому. Так, в качестве отражателя можно использовать кусок фанеры или плотного картона, на одну сторону которого приклеен лист белой матовой бумаги (ватмана, например), а на другую — мятая алюминиевая фольга. Бумажная сторона дает мягкое рассеянное отражение, а металлическое покрытие — более сильное и направленное отражение. Для установки отражателя под нужным углом потребуется помощь ассистента или специальный держатель, укрепленный на штативе.

В дополнение к штативам для осветительных приборов в арсенале фотографа должны быть всевозможные переходники, держатели, струбцины, обеспечивающие быструю установку осветителей, отражателей, фонов. Одним из самых простых и полезных мелочей в студии являются обычные деревянные бельевые прищепки и металлические канцелярские зажимы для бумаг.

При съемке предметов с зеркальной или глянцевой поверхностью возникает необходимость уменьшить интенсивность бликов. Сейчас выпускаются специальные спреи Antispot («Антиблик»), с помощью которых на бликующие участки поверхности наносится тонкая бесцветная матовая пленка. Стоит это удовольствие 600 рублей. Особенно экономные могут воспользоваться старым дедовским способом и просто натереть бликующие места объекта съемки хозяйственным мылом.

Правда, при съемке портрета этот способ лучше не применять — вряд ли вашей модели понравится, что ее кожу «тонируют» мылом. Для удаления капелек пота и устранения эффекта лоснящейся кожи лучше использовать обыкновенную пудру разных тонов для разных оттенков кожи.

В принципе, для начала работы этого набора приспособлений более чем достаточно, все остальное можно докупить или сделать самому уже по мере возникновения необходимости. И не стоит забывать, что отражатели и вспышки — это, конечно, важно, но куда меньше, чем нестандартный взгляд на привычные вещи и талант фотографа.

ГЛОССАРИЙ

«Горячий башмак» — площадка для подключения внешней вспышки, находящаяся на верхней панели камеры. На «горячий башмак» выводятся несколько электрических контактов, обеспечивающих обмен данными между вспышкой и камерой. У каждого производителя эти контакты расположены по-своему. И только положение центрального контакта, подающего сигнал запуска вспышки, на «башмаках» всех производителей одинаково (за исключением камер Konica Minolta и Sony). Благодаря этому любая камера в ручном режиме может работать с любой вспышкой.

Зонт просветный, отражательный — складывающаяся насадка на осветительный прибор в виде зонта. Если внешняя часть купола зонта сшита из непрозрачной черной ткани, а внутренняя — из белой или металлизированной (серебристой, или золотистой), то зонт будет отражать направленный в его центр свет вспышки или лампового осветителя, одновременно рассеивая его. Если купол зонта сшит из полупрозрачной белой ткани, то падающий него свет будет частично рассеиваться, а частично отражаться. Такие зонты можно использовать и на просвет, и на отражение. Характерным свойством зонтов является высокий уровень рассеянного света, поднимающий общий уровень освещенности в студии. В некоторых случаях это хорошо, так как дает возможность не применять специальные приборы заполняющего света. Однако когда требуется получить высокий контраст изображения, «лишний» свет может сильно помешать. В таком случае лучше пользоваться не зонтами, а софт-боксами.

Моделирующая («пилотная») лампа галогенная лампа, часто тороидальной (кольцевой) формы, которая находится рядом с импульсной лампой в студийных приборах и служит ее «дублером» во время установки освещения. Пилотная лампа дает возможность оценить световой рисунок и соотношение света и тени в кадре. При изменении энергии импульса прибора яркость пилотной лампы также может уменьшаться (пропорциональный режим) или оставаться постоянной.

Софт-бокс — одна из самых нужных насадок на осветительные приборы для получения мягкого рассеянного света. Представляет собой каркас, обтянутый черной тканью и имеющий экран из полупрозрачной белой ткани квадратной, прямоугольной или многоугольной формы. Софт-бокс крепится на осветительном приборе с помощью специального адаптера. Благодаря непрозрачному корпусу софт-бокс очень незначительно повышает общий уровень освещенности в студии.

Цветовая температура — это параметр, характеризующий спектральные свойства источника света и дающий возможность сравнивать между собой источники с разной природой излучения. Почему «температура», если речь идет об освещении, а не об обогреве? Все дело в том, что в качестве эталона цветовой температуры принято излучение абсолютно черного тела, полученное при нагревании до определенной температуры. Поэтому цветовая температура бытовых ламп накаливания, равная 2800?K (градусов Кельвина), означает, что излучение абсолютно черного тела нагретого до температуры 2800?K дает точно такой же спектр излучения. Галогенные лампы имеют цветовую температуру 3200?K, а импульсные приборы, накамерные и студийные вспышки — примерно 5500?K-6000?K.

ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ

В фотографии принято выделять три основных вида освещения, используемые как при натурной, так и при студийной съемке:

Рисующий свет — основной свет, создающий световой рисунок объекта, позволяющий наилучшим образом выявить его форму, тон (цвет) и фактуру. Рисующий свет может быть как направленным, так и рассеянным. При портретной съемке в качестве источника рисующего света чаще пользуются приборами с рассеивающими насадками (зонтами или софт-боксами).

Заполняющий свет — вспомогательный источник рассеянного освещения, применяемый в тех случаях, когда необходимо избавиться от глухих теней, появление которых вызвано другими источниками света. Чтобы заполняющий свет сам не стал источником тени, он устанавливается обычно как можно ближе к камере.

Контровой свет остронаправленный свет, источник которого находится за объектом (обычно чуть сверху и сбоку). Задача контрового света — «оторвать» объект от темного фона, подчеркнуть силуэт, добавить выразительный блик на боковую или верхнюю часть объекта. Чаще всего контровой свет требуется при съемке людей с темными волосами на темном же фоне.

МИНИМУМ И ОПТИМУМ

В качестве минимального комплекта осветительного оборудования можно использовать один импульсный или ламповый прибор с зонтом, добавив к нему отражатель. И не надо думать, что этот скромный набор сильно ограничит ваши творческие возможности. Классик советской фотографии, великолепный портретист Моисей Наппельбаум (1869-1958) предпочитал работать, используя всего лишь один источник света. Думаете, старик экономил на электричестве? Нет, просто он считал, что освещение портрета должно выглядеть как можно более естественным. А самым естественным как раз считается освещение от одного источника (солнца, окна, свечи или настольной лампы).

Но это крайний случай. Для более свободной работы в домашней студии все-таки лучше иметь несколько приборов. Оптимальным кажется набор из трех осветителей, софт-бокса, одного или двух зонтов и тубуса или сотовой насадки. При этом прибор с тубусом или сотами может использоваться как для контрового освещения, так и для подсветки фона. Фоны различных цветов также могут понадобиться.

Итак, прикинем, во что все это обойдется. Строить студию будем на основе импульсного света.

  • Неплохой комплект можно собрать на головках Falcon Eyes DE-150B (5000 руб. за штуку, 15000 руб. за три штуки) или Rekam Opus 150 (6900 руб. за штуку, 20,7 тыс. руб. за три штуки).
  • Зонты с серебристой поверхностью можно купить по 450 рублей (450 х 2 = 900 руб.).
  • Софт-бокс с экраном 45х45 сантиметров стоит примерно 2600 рублей, а с экраном 80х80 сантиметров — 3500 рублей.
  • Тубус или сотовая насадка могут стоить от 600 до 1500 рублей.
  • Фон на гибкой раме, в зависимости от размеров, стоит в среднем от 2300 до 3500 рублей.
  • При выборе насадок следует учитывать то, что на приборах разных производителей могут быть разные типы крепления насадок. Поэтому покупать нужно только «свои» насадки. Это не относится только к зонтам. Итого, как не крути, меньше 21 тысячи рублей не получается. Впрочем, покупать не обязательно все сразу, а фоны вообще можно на первых порах использовать самодельные.






    Рекомендуемый контент




    Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.