Перспективы развития системы «Электронный билет»

Люк Бессон в своем «Пятом элементе» довольно точно предсказал, как оно там, в будущем, которое уже потихоньку наступает нам на пятки. Герой Брюса Уиллиса, разговаривающий с вежливой дамой-роботом из автомобильной системы управления — перспектива развития современных автомобильных навигаторов, которые тоже вполне любезно советуют водителям повернуть направо или совершить левый съезд. Появление мультипаспорта, который Лилу настойчиво демонстрирует в аэропорту, тоже не за горами, только выглядеть он наверняка будет не как кусок ламинированного пластика, а как обычный мобильник.

Единственное, в чем ошибся французский режиссер, — билеты. Помните, те самые, из-за которых бравый таксист Корбен неоднократно получал по черепушке? Так вот, в будущем физические билеты на самолеты, поезда, ракеты и прочие виды транспорта исчезнут. Им на смену придут электронные билеты.

И ВАШИМ, И НАШИМ

Для регистрации через автоматические терминалы самообслуживания требуется только кредитка, которой был оплачен билет.

Электронный билет это особенная форма авиа- (в основном) или железнодорожного билета, отличающаяся от обычной тем, что вся информация о рейсе (или поезде), пассажире и другие необходимые данные печатаются не на бумажном бланке, а хранятся в недрах специализированной компьютерной системы.

Такая схема работы удобна и для пассажиров, и для перевозчиков.

Пассажирам она позволяет уменьшить количество временных расходов: для приобретения билета не нужно приезжать в представительство авиакомпании или туристическую фирму — забронировать билет можно через интернет, равно как и оплатить — при помощи кредитной карточки. После этого на адрес электронной почты приходит уведомление (ваучер, маршрутная квитанция), которое можно распечатать для собственного удобства — например, чтобы не переписывать в ежедневник информацию о рейсе. Впрочем, распечатка эта не обязательна — для регистрации, которую можно пройти через автоматические терминалы самообслуживания, требуется только кредитка, которой был оплачен билет: вставив ее в терминал, пассажир увидит данные о свободных местах, выберет себе подходящее и распечатает посадочный талон. Конечно, можно зарегистрироваться на рейс и с помощью агента по регистрации на стойке авиакомпании — в данном случае достаточно предъявить только удостоверение личности.

На этом плюсы не заканчиваются. Помимо того, что не надо никуда ехать и выкупать билет заранее, нет никаких проблем и с его возвратом. В случае, если пассажир передумает лететь данным рейсом, он может произвести возврат билета через интернет или позвонив в службу поддержки авиакомпании. Опять же, ехать за деньгами никуда не надо — если оплата была произведена с помощью кредитной карты, в течение 1-3 рабочих дней деньги будут возвращены на нее. Дополнительное преимущество для рассеянных — электронный билет невозможно потерять или украсть, поскольку он просто не существует физически.

Пассажир с багажом может получить посадочный талон на обычной регистрационной стойке. Кроме удостоверяющего личность документа предъявлять ничего не требуется.

Перевозчики (если пока не принимать во внимание процедуру перехода с бумажных билетов на электронные) тоже остаются в выигрыше. Во-первых, сокращаются их расходы на продажу и оформление билетов, ведь за интернет, при помощи которого осуществляется бронирование, платит пассажир, поэтому содержать штат билетных кассиров больше не требуется. Во-вторых, исчезает необходимость в приобретении собственно бумажных бланков, на которых печатаются билеты. Это только кажется, что стоят эти билеты сущие копейки — подумаешь, несколько небольших отрезков бумаги, скрепленных в корешке!... На самом деле все не так просто. Современные авиабилеты печатаются на специальных бланках, снабженных магнитной полосой, которая содержит в себе данные о пассажире и рейсе. Поэтому для идентификации подобного билета требуется специальное оборудование — сканеры, которые могут считать данную информацию. Помимо этого, билетные бланки нужно где-то хранить, доставлять в фирмы-дистрибьюторы, контролировать их остатки, вести сложную систему учета... В итоге, по прогнозам специалистов, экономить на каждом билете авиакомпании смогут до $9-10, что, согласитесь, довольно прилично, особенно если помножить это число на общее количество пассажиров, пользующихся их услугами.

Казалось бы, что тут думать — надо срочно заставить всех перевозчиков перейти на электронные билеты, и дело с концом, ведь все от этого только выиграют. Так-то оно так, но не совсем.

БЕЗ БУМАЖКИ НЕТ ЧЕЛОВЕКА

Как и почти все сегодня в сфере IT, впервые электронный билет появился на Западе — в 1996 году его внедрила американская компания Delta Air Lines. Сначала такой билет использовался только на внутренних рейсах авиакомпании, но уже в 2002 году, оценив успех эксперимента, электронные билеты стали оформлять и для интерлайн-перевозок (совместных с другими авиакомпаниями). По оценкам представителей компании, в настоящее время более 93% пассажиров этой авиакомпании используют электронные билеты.

Распечатывать маршрутную квитанцию не обязательно, но желательно: при полете за рубеж она может понадобиться для прохождения паспортного контроля как доказательство того, что у вас есть обратный билет.

Постепенно к системе электронных билетов начали подключаться и другие перевозчики — KLM, British Airways и прочие крупные компании.

Огромный толчок к переходу на новую систему дала принятая IATA (Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта, ) в 2004 году программа «Simplifying the business». Помимо обязательного введения электронных билетов для всех компаний-участников к 1 января 2008 года, эта программа в будущем призвана полностью изменить работу аэропортов и компаний-перевозчиков: например, она предусматривает обработку багажа пассажиров с применением радиотехнологии RFID, массовое использование терминалов самообслуживания для регистрации и многое другое. Как видно, до даты дедлайна осталась буквально пара месяцев, и в идеале к тому моменту российские компании — члены IATA («Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», S7 и другие) должны полностью перейти на электронные билеты. В противном случае отечественные перевозчики не смогут быть полноправными членами международных авиа-альянсов и, скорее всего, потеряют право на совместные с зарубежными авиакомпаниями перевозки. Кроме того, не факт, что к «проштрафившимся» компаниям начнут применять санкции — например, продавать бланки билетов по более высокой, чем сейчас, цене или взимать дополнительный сбор в аэропорту за регистрацию «бумажных» пассажиров.

Пассажиры с электронным билетом и ручной кладью могут зарегистрироваться через терминал, не выстаивая длинную очередь к стойке регистрации.

Естественно, что нашим игрокам рынка это совершенно ни к чему. Поэтому «пробивать» в верхах вопрос о введении электронного билета они начали сразу же после утверждения соответствующей программы, но столкнулись с некоторыми трудностями.

Тут надо пояснить, что билет — как электронный, так и обычный бумажный — это не просто билет. Это как три ипостаси Иных — Светлые, Темные и Инквизиция. Короче, билет это сложная система, состоящая из трех элементов. Во-первых, это документ, подтверждающий ваше право на пользование услугами перевозчика, на основании которого вас должны зарегистрировать на рейс и выдать посадочный талон. Во-вторых, это юридический документ, сам факт появления которого свидетельствует о заключении договора между пассажиром и перевозчиком, в котором учтены такие важные моменты, как страхование жизни и выплата компенсаций в случае катастрофы. В-третьих (и вот тут начинается самое неприятное), билет — это финансовый документ, который подтверждает перечисление денег пассажиром на счет авиакомпании и на основании которого авиакомпания отчитывается перед налоговой инспекцией. Бланк билета является бланком строгой отчетности и не подлежит изменению. Его и только его могут принять в бухгалтерии компании от командированного в другой город сотрудника, только бланк билета может подтвердить транспортные затраты.

Таким образом, чтобы в дальнейшем в России можно было бы обходиться без билетного бланка и ограничиваться только электронными билетами, требуется довольно сильно «перелопатить» отечественное законодательство — как минимум Воздушный, Налоговый и Гражданский Кодексы. Сами понимаете, за один день и даже за один месяц поправки во все эти законодательные акты разработать, а уж тем более принять, невозможно.

Поэтому был проделан довольно хитрый «финт ушами»: Министерство транспорта России в конце прошлого года выпустило приказ «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Согласно данному документу, электронный билет в нашей стране теперь все же получит возможность на существование, однако не все категории пассажиров смогут воспользоваться его преимуществами. Обычному туристу, отправляющемуся в Грецию или там Хорватию за свои кровные денежки, электронный билет оформят без проблем. А вот страдальцу-командировочному все же придется наведаться в офис авиакомпании и получить в дополнение к электронному билету бумажный или контрольно-кассовый чек, который будет подтверждать факт оплаты.

Хорошо это или плохо — сложно сказать. С одной стороны, все же большой плюс, что электронному билету в России быть, пусть и в таком «кастрированном» варианте. Могли ведь, как это обычно бывает, отмахнуться: мол, вечно этот Запад что-то придумывает, и сидеть спокойно, пока бы не грянул гром в виде отказа международных компаний от сотрудничества. С другой стороны, введение электронно-бумажного билета полезно компаниям, которые в основном занимаются перевозками «частников» — они действительно смогут снизить свои расходы на оформление билетов. Если же компания специализируется на перевозке командированных пассажиров, то ей на практике узнать о достоинствах электронного билета не придется — бумажной волокиты меньше не станет.

ЛЕЧУ НА ВЫ

Постепенно российские перевозчики начинают переходить на электронные билеты, сейчас среди них уже — S7, «Трансаэро» и SkyExpress. В принципе, процедура покупки электронного билета у всех одинакова — бронирование на сайте, оплата с помощью кредитной/банковской карты, получение маршрутной квитанции (ваучера), регистрация в аэропорту через терминал самообслуживания и стойку регистрации.

Рассмотрим все это чуть подробнее на примере «Аэрофлота».

Переход крупнейшей российской авиакомпании на электронные билеты происходил постепенно. Сначала на сайте компании появилась услуга бронирования билетов онлайн, вскоре добавилась возможность оплаты билета через интернет с помощью банковской карты. А с 1 июня этого года «Аэрофлот» окончательно перешел на электронные билеты.

Забронировать полноценный электронный билет можно через сайт «Аэрофлота».

Для получения электронного билета на главной странице сайта необходимо ввести информацию о необходимом вам рейсе: дата вылета, пункт назначения, количество мест, класс и т. п. Также вы можете определить тип поиска: гибкий (поиск будет производиться, в первую очередь, исходя из стоимости билета; дата и время не так важны), полугибкий (рейс в любое время, но в указанную вами дату) или заданный (дата и время фиксированы). После этого, выбрав из предложенных системой наиболее подходящий для вас вариант, введите данные о пассажире: фамилия, имя, гражданство, номер паспорта и т. д. На этой же странице система бронирования предложит вам выбрать место (у окна, у туалета, у прохода и т. п.) и тип питания. Заполнив все обязательные пункты, вы перейдете к оплате билета. Для оплаты принимаются как кредитные карты (American Express, Diners Club, Visa, MasterCard, Air Travel Card), так и обычные дебетовые (Visa, MasterCard). Для проверки вашей платежеспособности и активности карты после указания вами всех данных на карте будет заблокированна небольшая сумма (1 рубль / 1 евро / 1 доллар), которую возвратят на ваш счет через 30 дней. В случае если все пройдет удачно, вы получите уведомление о том, что по вашей брони сформирован электронный билет. Если бумажный билет или кассовый чек вам все же потребуется, его можно будет получить в любом из офисов «Аэрофлота» (скоро эта услуга наверняка станет платной — например, SkyExpress за оформление бумажного билета взимает сбор 150 рублей).

Меню информационного киоска автоматической регистрации на рейс «Аэрофлота».

При регистрации вам необходимо будет назвать только код бронирования и предъявить паспорт. А можно ничего и не предъявлять — в настоящее время в «Домодедово» и «Шереметьево» («Внуково», «Пулково» и другие скоро подтянутся) уже установлены информационные киоски автоматической регистрации на рейс. Правда, пока воспользоваться ими могут не все пассажиры, а только те, у кого нет багажа, кто не летит в США, Канаду, Корею, Индию или Китай. Кроме того, регистрацию необходимо осуществить не позднее чем за 45 минут до вылета рейса. В ближайшем будущем, по заверениям представителей пресс-служб аэропортов, эти ограничения снимут.

ПОЕЗД МЧИТСЯ В ЧИСТОМ ПОЛЕ

Пожалуй, хватит об авиабилетах, пора поговорить и о железной дороге.

Как известно, монополистом в области железнодорожных перевозок в нашей стране является ОАО «Российские железные дороги». Что, в общем, позволяет компании смотреть на реальное качество оказываемых ею услуг сквозь пальцы: клиент все равно не может уйти к другим перевозчикам, поскольку их просто нет. Отсюда и «растут ноги» у диких историй про неотапливаемые вагоны дальнего следования, нерасторопных проводниц с постоянно опухшими лицами и прочая, прочая.

Однако в 2001 году началось реформирование организации с целью сдела

ть ее более конкурентоспособной (билет на поезд иногда стоит больше, чем билет на самолет до того же города) и привлекательной для клиента. Это стало причиной ввода в эксплуатацию системы электронного билета.

На первый взгляд, все довольно удобно для пассажира. Вместо того чтобы приезжать на вокзал и выстаивать в многочасовой очереди (в период летних отпусков и новогодних праздников очереди могут быть и многодневными), достаточно загрузить соответствующую интернет-страницу, выбрать интересующий маршрут, поезд и количество мест, оплатить билет с помощью кредитной карты и...

Здесь после многоточия хочется сказать что-то романтичное вроде «И ехать себе с удовольствием, любуясь красотами земли русской». Но не тут-то было.

На практике бронированием и оплатой билета через интернет дело не ограничивается. А вернее сказать, только этим и ограничивается — в понимании «РЖД» эти два действия и составляют комплекс электронного билета. Все остальное — возможность получения скидки за совершение онлайн-покупки (ведь оформляющий электронный билет пассажир экономит деньги перевозчика на оплату работы билетных кассиров), посадка в вагон по предъявлении только удостоверяющего личность документа — пока остается делом отдаленного будущего.

Итак, для того чтобы получить возможность приобрести псевдо-электронный железнодорожный билет, необходимо зарегистрироваться на сайте ОАО «РЖД» или на сайте «Универсальной финансовой системы» , указав фамилию, имя, паспортные данные и другие необходимые реквизиты. После этого, выбрав необходимый вам поезд и количество мест, следует оплатить билет банковской картой Visa или MasterCard, на обратной стороне которых присутствует специальный трехзначный код (CVV2 или CVC2). Приобрести через интернет билет в страны дальнего зарубежья и в Калининградскую область нельзя — их оформляют только на вокзалах в билетных кассах «РЖД».

Оформление электронного билета через сайт «РЖД».

Затем вам потребуется приехать на вокзал (!) и получить бумажный вариант вашего электронного билета. Сделать это необходимо не менее чем за 1 час до отправления поезда — вот вам и «удобный» электронный билет. Правда, пассажиры, заказавшие билет через «УФС», могут приехать на вокзал буквально за 10 минут до отправления поезда — их бумажный билет был распечатан непосредственно в момент подтверждения заказа, поэтому билетному кассиру на специальной стойке регистрации останется его только выдать.

Для получения потребуется предъявить паспорт и назвать номер вашего заказа. Билет можно получить как самостоятельно, так и через доверенное лицо, правда, для этого потребуется оформить нотариально заверенную доверенность. Если вы заказывали сразу несколько билетов, то получить можно все билеты в рамках одного заказа, не предъявляя паспорта других пассажиров (в «УФС» — по предъявлении паспортов или их ксерокопий).

Кстати, «радует» и то, что если при оформлении заказа вы вдруг ошиблись (неправильно указали фамилию или паспортные данные), билет вам не выдадут. Исправить ошибку на месте и получить в кассе уже нормальный билет тоже невозможно. Так что будьте внимательны при бронировании билета — в противном случае отдых может «накрыться медным тазом».

Оформление электронного билета через сайт «УФС».

За услугу резервирования мест и оформления проездного документа через интернет взимается сбор в размере 125 рублей 40 копеек за каждое место (через «УФС» — от 150 рублей в зависимости от стоимости билета). При возврате билета сервисный сбор не возвращается. Столько же — 150 рублей — возьмут с вас за курьерскую доставку билетов по Москве (в пределах МКАД), Санкт-Петербургу и Казани. В принципе, довольно небольшая сумма, особенно если учесть, сколько нервов и времени можно сэкономить. С другой стороны, тем, кто приобретает бюджетные билеты (плацкартные или сидячие), да еще большим комплектом (на несколько человек туда-обратно), итоговый сервисный сбор может показаться непомерно большим.

Как будет (и будет ли вообще) развиваться система железнодорожного электронного билета, пока не ясно. Вряд ли стоит ждать, что уже следующим летом можно будет пройти в поезд с одним паспортом, предъявив проводнице с ручным мини-сканером штрих-код на распечатке брони. Скорее всего, возможностью бронирования билетов через интернет дело в ближайшие годы и ограничится. Тем, кто все же захочет оценить преимущества данного способа, сообщаем: получить бумажные электронные билеты можно на вокзалах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, в Самаре и Нижнем Новгороде в специальных билетных кассах, помеченных значком @. Правда, не надейтесь, что эта пентаграмма отпугнет других пассажиров: кассиры обслуживают и тех, кто оформлял заказ через интернет, и всех остальных, так что очереди не избежать. Клиенты «УФС» могут получить билет на специальной стойке регистрации на основных вокзалах двух столиц, а также в здании железнодорожных вокзалов в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Ростове-на-Дону. Обратите внимание, что регистрационная стойка — это не билетная касса, поэтому толкаться в очереди с криком «Да мне только билет получить!» вам не придется. Узнать, где именно на вокзале находится стойка, можно в справочной службе «УФС».

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

К сожалению, для многих игроков рынка пассажирских перевозок, а также органов законодательной власти, электронные билеты это как беременность: сама собой проблема не рассосется. Поэтому чем скорее будут приняты соответствующие меры, тем безболезненнее пройдет переход с бумажных на электронные билеты.

Пока остаются неясными многие вопросы. Удастся ли избавиться от бумажных «довесков» к электронным билетам и что в таком случае будет необходимо представлять в налоговые органы и бухгалтерию? Кто возьмет на себя расходы по установке и обслуживанию терминалов автоматической регистрации пассажиров — перевозчики, аэропорты или кто-то еще? Какие меры будут применяться для защиты баз данных, содержащих информацию об электронных билетах, от попыток взлома?

Надеемся, что ответы на эти вопросы будут найдены как можно скорее, и уже через год-два очередной летний отпуск можно будет начать не с километровой очереди в билетную кассу, а с чего-нибудь более приятного. Например, с чтения нашего журнала.

НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ

Вот как отзываются об электронных билетах российские пассажиры, уже успевшие оценить прелесть данного новшества: «В общем, посчастливилось мне слетать пассажиром по электронным билетам. Домодедово-Барнаул, Барнаул-Домодедово. На первом рейсе не имел распечатки, так получилось, да и мне сказали, что она не требуется. На регистрации девушка и глазом не моргнула, когда я дал ей только паспорт. Посадочный талон был оформлен мгновенно. Но когда проходил в сектор D, хмурая женщина стала требовать с меня билет. Я говорю: «А у меня билет электронный. Она: «А где распечатка?». Я говорю: «Нету, а зачем она вам»? Та давай советоваться, говорит, что нужна распечатка, другая говорит — не нужна. Короче, сошлись на том, что не нужна. На обратном пути в Барнауле на регистрации первым делом потребовали распечатку. А вот на посадке я решил принципиально ее не давать, однако в итоге пришлось, иначе до посадки меня просто отказывались допускать. Короче, им было не объяснить, что не требуется распечатка электронного билета, потому что это именно электронный билет» (по материалам Авиационного форума, ).

SMS-РЕГИСТРАЦИЯ

В начале этого лета европейские авиакомпании KLM и Air France запустили в тестовом режиме новую услугу — регистрация на рейсы через SMS. Пока она доступна только в некоторых крупных европейских аэропортах, однако уже в начале следующего года охватит большинство аэропортов Европы и, возможно, других стран. Вместо того чтобы торчать у стойки регистрации или жать на клавиши терминала самообслуживания, пассажир может через SMS зарегистрироваться на самолет, выбрать подходящее место, а также получить дополнительную справочную информацию — о самолете, времени начала посадки и т. п. Зарегистрироваться по SMS можно не позднее чем за 30 минут до окончания физической регистрации в аэропорту, что весьма удобно — теперь не надо приезжать в аэропорт за несколько часов до вылета.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2019 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.