Все, что должен знать спортивный фотограф

Каждый, кто увлекается фотографией и любит спорт, хоть раз задумывался о том, а нельзя ли остановить мгновение так, чтобы это было интересно не только ему. Спортивная пресса, в том числе онлайновая, жить не может без хороших фотографий, а фотографы, специализирующиеся на съемках спортивных состязаний, очень хорошо востребованы в любые времена, включая, наверное, даже военные (тогда они просто слегка переквалифицируются в военно-спортивных фотографов). И хотя ремесло таких людей на первый взгляд кажется простым, получить хорошие снимки соревнований не так-то легко. Впрочем, спортивная фотография не так уж и сложна и, что самое главное, доступна для самостоятельного освоения. Если у вас есть фотоаппарат и желание снимать, вы вполне можете попробовать.

Что вообще такое спорт с точки зрения фотографа? Череда слабо предсказуемых быстро сменяющих друг друга событий. Вам необходимо понять, что именно вы хотите снимать и где это будет происходить, и проверить свою камеру на соответствие вашим требованиям.

Камера для спорта должна быть быстрой. Это, увы, практически исключает использование цифрокомпактов. Спортивная камера — это зеркальная камера, неважно, пленочная или цифровая. Объектив тоже важен — крайне желательно, чтобы он был оборудован ультразвуковым мотором для фокусировки. Впрочем, если этого нет, сойдет и механический автофокусный объектив.

Что же делать тем, у кого объектив несменный или, например, не автофокусный? Цифрокомпакты для любительских целей вполне подойдут, но придется пользоваться ручным фокусом, зафиксировав его в нужном положении и выдерживая положенное расстояние, или вовсе отказаться от съемки слишком быстро движущихся объектов. То же — с неавтофокусным объективом. Глубину резкости побольше — и все будет более-менее адекватно.

ЧТО, ГДЕ, КОГДА?

Учтите, между нажатием кнопки и срабатыванием затвора проходит много времени!

С точки зрения обывателя спорт — это то, что происходит на специальной площадке, будь то хоккейная коробка во дворе, городской парк или стадион «Лужники». Кроме этого спорт — это тренировки команд и индивидуальных спортсменов, «покатушки» различных автомотовелоклубов, всякие околоспортивные игры вроде популярных нынче «ENCOUNTER» и «Ночной дозор», и, наконец, то, что принято называть «экстрим» (скайдайвинг, кайтинг, BASE-джампинг, роуп-джампинг, горные лыжи и т. д.). Найти объекты для отработки навыков спортивной съемки несложно — было бы желание. Главное — помните, что фотограф всегда спортсмен, а спортивная фотография тоже своего рода спорт. Да, вы не окажетесь на пьедестале почета, но разбираться в спорте и в той или иной степени владеть его приемами вы обязаны. Простой пример: вы собираетесь снимать горнолыжников на трассе. Самым лучшим средством транспорта, позволяющим вам всегда быть в центре событий, будут горные лыжи. Вам совершенно ни к чему при этом уметь крутить фигуры фристайла, так же как незачем и умение далеко прыгать с трамплинов, однако вы должны быть способны спуститься вниз быстрее основной группы, расчехлить аппаратуру, сделать несколько снимков, убрать все назад и ехать дальше. При этом желательно, чтобы и голова, и руки-ноги остались целы, а значит, ваши навыки и умения автоматически должны обеспечивать вам выживание и безопасность. Безусловно, есть виды спорта, где умения такого уровня необязательны из-за меньшей вовлеченности фотографа в процесс, но даже они предполагают, что «человек снимающий» как минимум разбирается в том, что именно он снимает. Вы не сделаете репортаж с соревнований автогонщиков или мотоциклистов, не понимая, зачем и как они едут, и где при этом находиться можно, а где — нет.

Мы не призываем вас осваивать все виды спорта сразу, однако лучше начать со съемки того вида спорта, который вам близок и в котором вам не нужно ничему учиться, чтобы выживать. Ну и, разумеется, предлагаем поддерживать хорошую форму вне зависимости от того, чем именно вы собрались заниматься: ко всему прочему это позволит вам, не особенно напрягаясь, таскать с собой всю свою технику, которой вы обязательно обзаведетесь, если вам понравится спортивная фотография, и которая подчас весит совсем немало.

У спортивного фотографа на удивление мало объектов интереса. В первую очередь его интересуют спортсмены, во вторую и последующую — все остальное. Все остальное — это судьи и зрители, эмоции которых в момент выступления любимого спортсмена могут подчас быть интереснее самого выступления, а также окружающая действительность (ревущие трибуны стадиона, куча ожидающих на берегу, табло результатов, горный пейзаж и облака).

Иногда резкость – это прекрасно

Спортсмены самый сложный объект съемки, который потребует от вас и от камеры максимум усилий. В зависимости от вида спорта участники соревнований могут перемещаться быстро или очень быстро, но крайне редко они стоят на месте или движутся медленно. К тому же ваши руки — неидеальная подставка для фотоаппарата, а для установки штатива обычно времени нет. Поэтому вам потребуются короткие выдержки. Общее правило таково: выдержка, выраженная в долях секунды (например, 1/125 секунды), не должна быть больше эквивалентного фокусного расстояния объектива. То есть, снимая «телевиком» с фокусным расстоянием 200 мм на камере с кроп-фактором 1,6, не следует пытаться фотографировать что-либо с выдержкой 1/125 секунды: 200 * 1,6 = 360, значит, выдержка должна быть не длиннее 1/360 секунды. Но даже короткие выдержки — не панацея. Быстро движущиеся объекты, такие как самолеты или автомобили, проходят ощутимый путь даже за очень малое время.

Движущийся объект, особенно если его скорость велика, к тому же очень сложно поймать и удержать в фокусе. Нередко автофокус ошибается. Спасает диафрагма: чем больше диафрагменное число, тем более резким получается пространство вокруг объекта съемки. Но закрытая диафрагма — это меньшее количество света, а значит, более длинные выдержки. Репортажная съемка быстрого спорта поиск особенного баланса между выдержкой и диафрагмой, битва за резкость.

Часто слишком резкий кадр лишен движения

КАК СНИМАТЬ

Впрочем, не всегда объект стоит останавливать. Резкий кадр, в котором видна каждая капелька воды и каждый волосок на теле, часто лишен движения, а ведь спорта без движения не бывает. Поэтому очень полезно освоить съемку с проводкой. Она позволит вам, снимая на достаточно длинных выдержках, подчеркивать движение объекта в кадре. Суть техники проста, хотя на ее освоение может уйти время. Нужно зафиксировать спортсмена в кадре, некоторое время «вести» его видоискателем так, чтобы человек не менял своего положения, а затем, не прекращая движения, плавно нажать на спуск. Чем быстрее двигался объект, тем более размазан будет фон, и сразу станет ясно, с какой скоростью спортсмен двигался. Однако не переусердствуйте — кадр со слишком длинной выдержкой (длиннее 1/20 с) будет испорчен «шевеленкой».

Лучшие репортажные режимы — это, безусловно, приоритет выдержки (обозначается как Tv, Sv, S — в зависимости от камеры) и приоритет диафрагмы (Av, A). В первом случае вы жестко задаете подходящую для нынешних условий выдержку, а фотоаппарат пытается подобрать диафрагму. Второй режим — пользователь задает диафрагму, а фотоаппарат подбирает под нее выдержку. И тот и другой режимы могут дать отличные результаты, но при неумелом пользовании Tv будет давать темные недоэкспонированные кадры, а Av — размазанные сюрреалистичные околоспортивные картины. Режим M сложнее и не дает такой оперативности, но иногда придется пользоваться и им.

Порой удачный кадр приходится подождать.

Вы сами можете выбрать место, где вы расположитесь, но учтите, что чем дальше объект, тем более «длинный» объектив вам понадобится для съемок и тем меньше объект будет освещен. Впрочем, если у вас нет телевика, а приблизиться к объекту нельзя, не огорчайтесь. Как правило, крупные планы (лицо спортсмена в момент решающего удара, напряженные руки, какая-то особенная деталь снаряжения, вся фигура, в конце концов) почти всегда удачны, но и средний масштаб может дать прекрасные результаты: можно снимать не удар, а ситуацию на ринге, не лицо серфера, а насыщенное движение в акватории, не одного солдата пейнтбольной армии, а всю батальную сцену. Конечно, профессионалы носят с собой все нужные объективы и часто даже не один фотоаппарат, но это совершенно не повод огорчаться, если все, что у вас есть, — штатник и недорогая зеркалка. Поищите нестандартные ракурсы, не требующие телевика. Например, чтобы снять мотоциклиста на треке, можно расположиться в повороте: и скорость у него пониже будет, и подъедет поближе. Фотографируя прыгающих велосипедистов, можно расположиться под препятствием (разумеется, если они позволят и если это будет безопасно для всех).

Кстати, даже если вид спорта, который вам посчастливилось снимать, абсолютно вам незнаком, следует по крайней мере «попробовать его на вкус», если такая возможность существует. Прокатитесь на машине до начала гонок, освойте простейшие элементы велоспорта, пройдите порог на байдарке в паре с инструктором. Только непосредственное участие в процессе может дать вам нужный эмоциональный настрой, и только человек, знающий, с чем имеет дело, может показать его должным образом. Зато потом вы и выдержки нужные найдете, и точки съемки. Еще и живы останетесь.

БУДЬТЕ ГОТОВЫ!

Спорт, как мы уже говорили, — это череда быстро сменяющих друг друга, неповторяющихся и часто непредсказуемых событий. Это вершина репортажной съемки. Мировой рекорд может быть установлен случайно, на любой попытке, но его совершенно точно не будут повторять для вас. Для того чтобы не жалеть о пропущенных моментах, необходимо всегда держать камеру включенной и направленной в нужное место. Вы уже разбираетесь в том, что снимаете, и знаете, в какое место лучше направить объектив, но этого мало. Вы должны быть готовы к съемке всегда, каждую секунду. Для того чтобы так и было, необходимо свести к минимуму переходы, а периоды отдыха и смены аккумуляторов органично встраивать в процесс, используя для подготовки к съемке перерывы и паузы между заездами (попытками). Всегда, когда на площадке происходит что-то интересное, вы должны быть готовы это запечатлеть. Полный аккумулятор и пустая флэш-карта здорово помогут в этом, поэтому приходите на съемки подготовленным. А расписание состязаний позволит заранее спланировать обеды и перекуры.

Несколько советов для тех, кому занятие понравится:

Лица спортсменов крупным планом – отличный объект съемки

Не мешайте

Спортивный фотограф, как мы выяснили, всегда немного спортсмен, но все, что он снимает, делается не ради него. Поэтому при всей сложности его работы он должен осознавать, что кому-то тут еще сложнее, и по мере возможности не мешать соревнующимся, тренирующимся и судьям, а в идеале еще и зрителям. Позиция фотографа на спортивных состязаниях должна быть безопасной и комфортной и не должна создавать помех для нормального течения мероприятия. Ко всему прочему фотограф не должен явно или неявно помогать либо мешать кому-то из спортсменов. Профессионалы пейнтбольной съемки знают, что сделать это легче легкого: достаточно указать противнику позицию игрока, направив туда объектив или приблизившись к играющему слишком близко. Правда, потом может быть больно — команда, которой помешал такой горе-фотограф, имеет полное право расстрелять его по законам военного времени, без суда и следствия. Конечно, даже неподвижно стоящий в сторонке фотограф будет отвлекать спортсмена, особенно начинающего — всем хочется получиться на фотографии получше, но ваша задача — свести этот неприятный эффект к минимуму. Независимо от того, прячетесь вы в кустах, крутитесь около ринга или стоите посреди поля в ярко-оранжевом жилете, вы не должны вмешиваться в процесс. Пусть игроки играют, а судьи судят, — это их работа. Ваша работа — фотографировать. Вот ей и занимайтесь. И кстати, не мешайте делать это другим, чтобы не оказаться вовлеченным в дуэль на объективах. Ваши коллеги тоже нервничают, когда им мешают работать, — помните об этом.

Быстрее, выше, сильнее

Девиз, когда-то сформулированный Анри Дидоном и разрекламированный Кубертеном, отражает как суть спортивных состязаний, так и смысл вашей работы фотографа. Поверьте, спортсмены, попадающие к вам в кадр, не думают о лени. Не ленитесь и вы. Работа спортивного фотографа должна быть не менее динамичной, чем сам спорт. Если для того, чтобы получить уникальные кадры, требуется быстрее бегать, залезать повыше и сильнее напрягаться, это не должно стать для вас препятствием. Не можем, увы, обещать легкой жизни. Будет и пыль, и грязь, и вода, и усталость, и голод, и желание бросить все. Однако спорт на то и спорт, чтобы преодолевать тяготы и лишения. Фотограф должен быть спортсменом не только с технической, но и — наверное, в первую очередь — с психологической точки зрения. И несмотря на то, что ему не светит подняться на пьедестал почета, отдачи от него ждут как минимум не меньшей, чем от тех, кто борется за медали.

Фотограф обязан быть спортсменом, иначе ему не угнаться за объектом съемки

Берегите технику

Хорошие объективы стоят дорого, камеры тоже недешевы. Но если вам «посчастливится» разбить объектив или «тушку», не это будет огорчать больше всего. Спортивные состязания не повторяются и, сломав аппаратуру, вы ничего не сможете больше сделать, а ваша основная задача останется невыполненной. Поэтому следует, во-первых, по мере возможности защищать технику от вредных воздействий, во-вторых, выбирать прочную и надежную аппаратуру и, в-третьих, резервировать жизненно важные элементы. У спортивных фотографов часто бывает с собой вторая камера. От пыли может заклинить затвор, матрица может загрязниться, а вода, проникшая внутрь объектива, может сделать его непригодным для использования. А уж человеческое тело, упавшее с высоты своего роста даже на металлический корпус фотоаппарата, совершенно точно сделает дальнейшую съемку невозможной. Поэтому заранее позаботьтесь и о защите, и о страховке. Влагозащитный чехол, прозрачный светофильтр на объектив и рюкзак с дополнительной мягкой вставкой должны стать постоянными спутниками ваших фотопринадлежностей.

…и даже в военное время фотографы не останутся без работы!

Кстати, если вы слишком уж трясетесь за свою технику, не стоит и пытаться снимать спорт, особенно тот, что принято называть экстремальным. Такие виды занятий не предполагают стопроцентной сохранности вообще чего бы то ни было, и уж тем более техники и снаряжения. В экстриме все, что не является человеческим телом, суть расходный материал, такой же как заряд аккумулятора или место на флэшке. И если вы, утопив камеру в реке, устроите истерику по полутора тысячам долларов — будьте уверены, окружающие вас не поймут.

Изучайте чужие ошибки

Отсутствие телевика – не повод огорчаться.

Прежде чем отправиться на соревнование или тренировку по новому для вас виду спорта, изучите тематические снимки, сделанные другими фотографами. Это позволит не теряться в начале и не повторять чужих ошибок, а также, если вы любите экспериментировать, находить новые ракурсы и идеи. Независимо от того, ждут от вас простого репортажа или мегаэксклюзивных кадров из раздевалки, изучение чужих работ здорово поможет вам сделать вашу работу быстрее и лучше. Кроме того, это позволит определиться с выбором техники и защитного снаряжения, и вы не забудете телевик и влагозащитный чехол, отправляясь снимать соревнования на воде.

Улыбайтесь и дружите

Улыбайтесь всем, и дружите с судьями, спортсменами и коллегами. Вы можете не иметь огромного опыта экстремальной съемки и у вас может не быть самой крутой техники, но все это с лихвой компенсируют хорошие отношения с участниками процесса. Судья может провести вас в закрытую зону, разрешить «пыхнуть» вспышкой, или указать на интересную точку съемки, спортсмен может сработать на вас и вы получите классный кадр, а коллега обязательно поделится с вами в нужный момент аккумулятором или флэшкой. Вы наверняка видели на состязаниях хмурых необщительных людей с огромными фотоаппаратами, снующих между участниками. Несомненно, многие из них успешны и достигают результата, однако хмурый вид им в этом совершенно точно не помогает, так же как излишняя молчаливость и неконтактность. Чем лучше вас знают и чем больше уважают, тем легче будет ваша работа на соревновании. Именно поэтому лучше наладить отношения с организаторами заранее, еще до того как мероприятие начнется.

Не все сразу!

Людей, которые, взяв впервые в руки камеру, сразу начали получать шедевры, не существует. Есть люди, которые любят так о себе говорить, но каждый признанный авторитет прошел долгий путь, полный неудач и просто провалов. Спортивная съемка — далеко не самый легкий вид фотографии, и здесь, как и в любом спорте, ничего не дается сразу. Поэтому вместе с набором аккумуляторов и флэшек вам понадобится огромный запас терпения, чем больше — тем лучше. Не стоит брать с собой десять аккумуляторов, а вот терпения вам должно хватить на десятерых. Учитесь, совершенствуйте свою технику, советуйтесь с коллегами — и все у вас получится, вне зависимости от того, чем вы располагаете сейчас и чего именно хотите добиться. В этом фотограф подобен снайперу: одному удачному выстрелу предшествуют годы подготовки и часы, а то и дни сидения в засаде. Но в нашем случае цель на 100% оправдывает средства. На этом и закончим. Все, что может понадобиться вам в начале пути, вы уже знаете, а остальное узнаете, когда придет время.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Зеркальная фотокамера — обязательный элемент фотографа-спортсмена. Хорошими репортажками считаются не самые дешевые аппараты с пластиковым корпусом, а зеркалки среднего уровня: Canon 30D, Nikon D200 и т. п. Если не хватает денег на цифрозеркалку среднего уровня, купите недорогую цифровую или пленочную камеру, но у дешевых зеркалок, как правило, непрочный корпус и невысокая скорость съемки.

Объективы — оптики понадобится много, для каждого вида спорта нужны свои линзы. Где-то будет хорош широкоугольник, а где-то не обойтись без телеобъектива. Поэтому вам понадобится как минимум три линзы: «ширик» (фокусное расстояние — до 16 мм), «штатник» (24-70 мм или что-то похожее) и «телевик» (от 100 мм). Объективы должны быть светосильными, чтобы была возможность укорачивать выдержки, и обладать быстрой системой фокусировки (ультразвуковой мотор обязателен). Можно купить универсальный объектив (например, 28-300 мм), это удобно и сравнительно дешево, но приготовьтесь к не слишком качественной картинке.

Защита для себя и техники. Если вы — часть процесса (т.е. катаетесь вместе с велосипедистами или прыгаете вместе с парашютистами), вам понадобится хорошая защита для себя, включающая шлем, наколенники, налокотники, перчатки и щиток для спины. Аппарат для съемок на воде лучше укомплектовать влагозащитным чехлом, а для съемок, связанных с передвижением по местности, — жестким боксом.

Рюкзак — с отсеками для камер и объективов и с защищенными стенками. Именно рюкзак, а не кофр, если вы хотите иметь свободу передвижения. Достаточно большой, чтобы вмещать все необходимое оборудование, и достаточно компактный, чтобы не слишком вас стеснять. Лучше два рюкзака: один поменьше, только для камеры и запасного объектива, а второй — для всей техники сразу.

Вспышка там, где освещения недостаточно или его слишком много (например в горах). Вспышка должна жестко крепиться к оборудованию и исключать возможность самопроизвольного отсоединения. Вспышка должна быть мощной: не всегда у вас будет возможность подойти поближе.

Светофильтры — там, где это необходимо. Защитный светофильтр на все объективы обязателен, а дальше возможны варианты. Рекомендуем иметь набор поляризационных фильтров для съемок во всяких странных условиях вроде яркого солнца и множества воды.

Расходники, обслуживание и питание — все, что увеличивает время вашего автономного плавания, полезно. Из необходимого снаряжения: набор для чистки матрицы и линз, два комплекта аккумуляторов, две большие флэшки, «быстрые» зарядки для пальчиковых батарей, портативный фотобокс для сохранения отснятого материала. Будьте особенно внимательны, отправляясь в экспедицию или поход — там, если что, не будет возможности подзарядить камеру. Впрочем, сейчас есть даже солнечные зарядники.

Штатив — у вас чаще всего не будет времени, чтобы установить камеру на штатив, хотя он может быть полезным на состязаниях, где не требуется много перемещаться. Тем не менее, отправляясь куда-то надолго, лучше его не брать, он будет только занимать место. Хорошим вариантом для любителей подставок является монопод — одноногий штатив, который быстро устанавливается и компактно складывается.

ЗНАЙ ВРАГА В ЛИЦО!

У спортивного фотографа много друзей, но хватает и врагов. Лучше знать, с кем и с чем имеешь дело.

Вода — даже небольшие брызги соленой воды могут привести камеру в негодность. Лезьте с камерой в море только если уверены в своих действиях, а камера защищена от брызг. Погружение аппарата в соленую и даже пресную воду почти наверняка выведет его из строя.

Пыль — оседает на матрицу, забивается в щели, смешивается со смазкой, пачкает линзы... На автогонках старайтесь не попадать в пылевые облака. Место соединения объектива с камерой лучше всего закрыть резиновым манжетом. Так же следует поступить со всеми видимыми щелями в корпусах техники.

Грязь — сама по себе опасна меньше, чем пыль или вода, но попадание грязи на линзу объектива может испортить снимки. Необходимо следить за чистотой передней линзы и своевременно ее очищать. Лучше иметь при себе карандаш с чистящей подушечкой на одном конце и мягкой кисточкой на другом.

Земля — очень твердая и неприятная для падающего тела штука. Крепко держитесь на ногах и избегайте скользких поверхностей, иначе съемка продолжится в травмпункте.

Камни — вылетают из-под колес автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Могут расколоть камеру или рассечь лоб. Туда же можно отнести разные мелкие летающие предметы вроде пейнтбольных шаров. Профессионалы съемки в таких условиях используют различные щиты.

Холод — способен выводить из строя пальцы и аппаратуру. Переохлаждение организма чревато простудой, переохлаждение камеры — заклиниванием затвора и отказом аккумуляторов. Любая минусовая температура для фототехники опасна.

Люди — коллеги, спортсмены и зрители. Фотограф настолько увлечен процессом и сконцентрирован на результате, что чаще всего незаметен для посторонних. Поэтому любой проходящий человек может задеть объектив локтем или случайно подставить вам подножку. Следите за окружающими насколько это возможно.

  • Что такое спорт с точки зрения фотографа? Череда непредсказуемых быстро сменяющих друг друга событий.
  • Найти объекты для отработки навыков спортивной съемки несложно — было бы желание.
  • Ваши руки — неидеальная подставка для фотоаппарата, а для установки штатива обычно времени нет.
  • Чтобы снять мотоциклиста на треке, можно расположиться в повороте
  • Очень полезно освоить съемку с проводкой.
  • Позиция фотографа на спортивных состязаниях не должна создавать помех для нормального течения мероприятия.
  • От пыли может заклинить затвор, матрица может загрязниться, а вода, проникшая внутрь объектива, может сделать его непригодным для использования.
  • Каждый признанный авторитет прошел долгий путь, полный неудач и просто провалов.
  • Фотограф — всегда спортсмен, а спортивная фотография — тоже своего рода спорт.
  • Репортажная съемка быстрого спорта — поиск особенного баланса между выдержкой и диафрагмой, битва за резкость.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.