Выбираем наушники

Сейчас уже сложно представить себе современного человека без музыки. Музыка окружает нас везде, звучит со всех сторон, сопровождает нас дома, на улицах, в офисе, в ресторанах и кинотеатрах. С плеером в ушах человек утром едет на работу, там запускает медиапроигрыватель и слушает любимые треки, вечером дома включает ненавязчивые композиции для фона или же концентрируется именно на музыке, увеличивая громкость до максимума.

СЛАГАЕМЫЕ КАЧЕСТВА

Качество прослушиваемой музыки зависит от того, какую технику вы используете для воспроизведения. Очевидно, что звучание одной и той же композиции на «дедовском» кассетном плеере и новейшем Hi-Fi музыкальном центре будет отличаться, как настоящие кроссовки Nike от подделок, купленных на вьетнамском рынке. Одеть все равно можно, но ощущения... разные.

Если же вы слушаете музыку на компьютере, одним из решающих факторов, влияющих на качество, будет звуковая карта и, в меньшей степени, программа, которую вы применяете для воспроизведения. В музыкальном центре имеет значение весь музыкальный центр, включая даже качество проводов, которые идут от аппаратуры к колонкам. В портативном плеере важно, что это за плеер по уровню звучания и на воспроизведение какой музыки он рассчитан.

Однако какой бы вариант прослушивания музыки вы ни выбрали, приложить ухо к тому месту, где цифровой сигнал превращается в аналоговый звук, вы не сможете. Поэтому самым важным звеном в цепи звуковоспроизведения оказываются динамики. Т.е. колонки либо наушники.

В этой статье мы рассмотрим, как выбирать наушники и на что обращать внимание, какие наушники существуют, а также обратим внимание на особенности человеческого слуха. С него и начнем.

ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ

Наушники — не замена полноценным колонкам. Наушники никогда не создадут такой звуковой объем, как расставленные по комнате динамики. Причина — в том, как мы воспринимаем звуки. Основная особенность нашего слуха его бинауральное строение. Бинауральность означает, что человек имеет два приемника звуковой информации, то есть два уха. Звуковые сигналы, воспринимаемые нашими ушами, обрабатываются в периферической части слуховой системы, подвергаются спектрально-временному анализу, после чего информация поступает в соответствующие отделы головного мозга. Там, на основе сравнения сигналов, поступивших с каждого из слуховых каналов, все и осмысливается — и в итоге в голове появляется то, что мы называем музыкой.

Каждое ухо анализирует звук исключительно с собственного наушника, но никак не с соседнего. При этом, если мы используем акустическую стереосистему, каждое ухо анализирует звук с двух источников, разнесенных в пространстве. То есть правая барабанная перепонка слышит преимущественно правый динамик. И наоборот. Таким образом в голове создается «объемность звука». В наушниках добиться такого эффекта практически невозможно — только методом эмуляции, который далек от совершенства.

Понятно, что в голове каждого человека процесс преобразования звука происходит по-разному — все же мы не целлулоидные куклы, отлитые по шаблонным формам. Поэтому выбор наушников — сугубо индивидуальный и очень важный процесс. Практика показывает, что разным людям подходят наушники совершенно разного вида и размера.

Чтобы не опростоволоситься (точнее — не опростоушиться), при подборе наушников мы рекомендуем следовать перечисленным ниже нехитрым правилам. Обратите внимание: все правила абсолютно простые — и вместе с тем очень действенные. Они не содержат умных терминов (о которых речь еще пойдет), но позволяют гораздо более точно сориентироваться при выборе.

1. Мы все разные, и уши у нас тоже неоднородные по форме и по качеству. Одному медведь на ухо наступил, и ему все до лампочки — всунет в уши «вкладыши» за 100 рублей и будет рад; другой как-то умудряется слышать часть ультразвукового спектра; третий ненавидит высокие частоты — у него от них уши закладывает; четвертый предпочитает мягкое «вкрадчивое» звучание, и так далее. Так что не полагайтесь на советы друзей, предлагающих строго определенную модель, — слушайте сами, и вам воздастся.

К тому же форма ушной раковины — такая же индивидуальная особенность человека, как и отпечатки пальцев. Поэтому одни и те же наушники на вас, например, будут держаться как влитые, а с головы вашего знакомого постоянно спадать.

2.Каждый музыкальный проигрыватель звучит по-своему и имеет уникальный ряд ограничений. Маленький медиаплеер вовсе не обязан «насыщать звуком» здоровенные студийные наушники. И наоборот, мощная акустическая система будет очень странно звучать через дешевые наушники-капельки, которые до того вполне сносно проявляли себя в общении с карманным плеером. Наушники должны соответствовать возможностям того музыкального аппарата (или нескольких аппаратов), к которому вы собираетесь их подключать.

3. Очень часто наушники «заточены» под определенные типы музыки (плееры и аудиосистемы, кстати, тоже). Иногда производители специально так делают, иногда — просто потому, что по-другому не умеют. В итоге, в зависимости от того, что вы слушаете, вам подойдут совершенно разные «уши».

Тут надо отметить, что если вы — восторженный поклонник Бритни Спирс и прочей разнокалиберной попсы, то вам подойдет практически все. И дело не в вокальных данных певицы (хотя, технически, и в них тоже), а в насыщенности музыки сложными гармониями и инструментальными сочетаниями. Зато если вы хотите слушать Нину Хаген, Мусоргского или Nightwish, то проблема выбора встанет куда как острее.

4. Имеет смысл также учитывать условия, в которых наушники будут эксплуатироваться. Дома или на улице? В турпоходе или в метро?

В КОМПЛЕКТЕ

Зайдем теперь с другой стороны вопроса. Факт, что многие вообще не понимают, зачем париться с подбором наушников, когда в комплекте с музыкальным плеером или мьюзикфоном уже приложены комплектные «уши»?

Вопрос о комплектных наушниках — штука очень спорная. Причем тут еще и бытует два противоречивых заблуждения.

Первое заблуждение состоит в том, что комплектные наушники никуда не годятся и на рыночных развалах идентичные «штуковины» отгружают самосвалами по цене пятачок за пучок. Да, отгружают, но не обязательно точно такие. Нередко случается, что наушники, приложенные к купленному вами девайсу, очень даже неплохи по качеству, да еще и заточены именно для этого устройства, со всеми его особенностями воспроизведения. Например, Sony и Panasonic частенько прикладывают весьма толковые комплектники. И не они единственные. Но вместе с тем множество компаний кладут такие «уши», что они только для проверки работоспособности плеера прямо в магазине и годятся.

Второе заблуждение заключается в убеждении владельцев бюджетных, недорогих плееров, что их устройство — априори середнячок, и на роль дорогостоящей акустической системы оно не претендует. А значит — для реализации заложенного в него потенциала и комплектных «ушей» хватит. Иногда это близко к истине, но в большинстве случаев — не более чем заблуждение. Как показывают результаты прослушивания плееров, проводящиеся в нашей редакции, порой середнячок за две тысячи рублей звучит лучше «топа» за десять, а с качественными дорогостоящими наушниками выдает в десятки раз более классный результат, чем даже с хорошими комплектными.

Вместе с тем всегда верно одно: звук, который можно услышать из комплектных «ушей», является либо совсем отвратным, либо приемлемым, но низкопробным. Иногда дело совсем плохо — нет добротной звукоизоляции, так что посторонние шумы мощным потоком вливаются в нотки любимой композиции, искажая знакомую мелодию до неузнаваемости. Приходится выкручивать громкость на максимум, и тогда кроме ухудшения качества звука и его срыва в «хрип» есть риск получить травму слуха.

К тому же комплектные наушники вовсе не обязаны подходить к вашему уху по форме. Им ничто не запрещает вываливаться при каждом резком движении головой или натирать трудовую мозоль в ушной раковине.

КАКИЕ БЫВАЮТ НАУШНИКИ

Несмотря на то, что наушники — вещь на первый взгляд (и только на первый!) примитивная, различается большое число их видов и даже принципов классификации.

МОНИТОРНЫЕ

Вообще для большинства современных наушников это не совсем корректное название. Дело в том, что изначально термин «мониторные» подразумевал не просто большие наушники, но с максимально точной звукопередачей, без искажений. Мониторные наушники нужны в студиях, где требуется точно слышать все звуки, без изменений, как есть. А большинство современных мониторников есть просто полноразмерные наушники, вносящие свою лепту в искажение (иногда и в лучшую сторону — хотя это уже дело вкуса) звучания.

Мониторные наушники считаются самыми комфортными, благодаря амбушюрам (мягкие валики, прилегающие к голове), которые закрывают ухо целиком. Они охватывают ушную раковину (между ней и самим динамиком обычно наличествует некое пространство), как бы полностью отгораживая ее от внешнего шума. Амбушюры чаще всего делают из трех материалов: кожзаменителя, ткани и вискозы. Кожзаменитель можно увидеть практически на всех недорогих мониторниках. Это очень спорный материал. С одной стороны, голова от синтетики потеет, возникает чувство дискомфорта. Но с другой — именно плотное прилегание кожзаменителя к голове гарантирует лучшую звукоизоляцию.

Ткань и вискоза — куда более приятная для ушей и головы отделка. Например, в открытых наушниках, отделанных вискозой, можно просидеть весь день, не снимая. Но, в свою очередь, такая отделка пропускает чуть больше шумов. Впрочем, разница с кожзаменителем составляет всего несколько децибел. Так что если вы не аудиофил-эксперт, то рекомендуем амбушюры из вискозы.

Мониторные наушники, независимо от отделки амбушюр, подразделяются еще на два подвида: открытые и закрытые. Различие между этими видами заключается в том, что в открытых наушниках тыльная сторона мембраны имеет связь с внешним миром через отверстия (решетку) в корпусе наушника. Заметим, что не всегда решетка на корпусе наушников означает открытый тип — это может быть лишь элемент декора, под которым корпус вполне закрытых наушников. Закрытый тип означает, что тыльная часть мембраны полностью изолирована от внешней среды корпусом, без малейших отверстий или щелей.

Открытый тип

Открытые и закрытые наушники имеют свои преимущества и недостатки, как в звучании, так и в комфортности. Считается, что открытые наушникидают более чистый и детальный звук, подходящий для оркестровой и инструментальной музыки. А вот басы даются открытому типу плохо — чтобы создать по-настоящему низкие частоты, воздух позади мембраны не должен никуда уходить. А у открытых наушников он уходит наружу, под давлением колебаний мембраны.

Но, увы, вместе с вами музыку из открытых наушников услышат и окружающие — через решетку звук прекрасно слышен на расстоянии нескольких метров. Поэтому не рекомендуется использовать открытые наушники в офисах, чтобы не мешать другим людям. Как, впрочем, не рекомендуется использовать такие наушники на улице или в зашумленных местах. Как звук выходит через решетку, так и входит — все посторонние шумы будут прекрасно слышны. Вам ведь не хочется во время прослушивания любимых композиций слышать разговоры и шум с улицы?

Но из этого недостатка вытекает и достоинство открытого типа. Дело в том, что человеческое ухо не привыкло к абсолютной тишине — днем, даже в закрытой комнате присутствует множество почти не слышимых звуков. Это может быть гул машин за окном, гудение компьютера, даже шумы от дуновения ветра. А поскольку человек привык именно к такой «тишине», вакуумное беззвучие будет сильно давить, а уши, в свою очередь, станут уставать. Открытый тип позволяет проникать в уши этим привычным для всех шумам, отчего не создается ощущение дискомфорта. Иногда даже может показаться, что наушников на вас и вовсе нет. Получается, что открытые наушники очень хорошо подходят для прослушивания инструментальной музыки в одиночестве, в тихом помещении.

Закрытый тип

Наушники закрытого типа не отличаются от открытых худшим звуком, как можно было бы решить методом исключения. Просто у них немного иное предназначение. Считается, что закрытые наушники ориентированы больше на басистую музыку, вроде электронной. Некоторые некачественные модели закрытого типа даже перенасыщают композиции низкими частотами, из-за чего Бетховен начинает звучать на манер Benny Benassi.

Важное достоинство подобных наушников — никто в тихом офисе не будет потревожен мощными гитарными рифами. Звукоизоляция закрытых наушников прекрасна. Причем в обе стороны — вам, в свою очередь, не будут мешать разговорами.

Но вместе с плюсом это и минус. Но в противоположность открытым наушникам, в закрытых царит полная тишина. Не снимать их, пока музыка не проигрывается, будет опрометчиво — от вакуумной тишины уши устанут и срочно потребуют привычную порцию фоновых шумов.

Мониторные наушники лучше использовать дома — для вдумчивого, неторопливого прослушивания музыки или для записи собственных треков. Ходить по улице с такими махинами на голове как минимум неудобно. Впрочем, такие наушники спасут зимой — чтобы уши не замерзли.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.