Базовые понятия фото

В первой части материала, предназначенного для начинающих фотографов, мы разобрали понятие «экспозиция». Теперь, смеем надеяться, слова «выдержка» и «диафрагма» вам понятны, а когда речь заходит о ГРИП, вы думаете не о заболевании, а о глубине резкости. Выражение «технически грамотный снимок» означает, что перед нажатием кнопки затвора была установлена правильная экспозиция. Но совершенный с этой точки зрения снимок совсем не обязательно захочется рассматривать. Секрет же по-настоящему удачных фотографий — в грамотном сочетании экспозиции и композиции. Вот со вторым понятием мы и будем разбираться в этой части нашего фотобукваря. И делать это мы будем на самом распространенном примере — по фотографии типа «я на фоне».

Я в плавках на горе

Вам не раз и не два случалось видеть снимки, условное название которых — «я на фоне». Фон может быть любым, но чаще всего это какой-нибудь знаменитый объект: Эйфелева башня, одна из огромных египетских пирамид, ну или на худой конец Кремлевская стена. Чаще всего недостаток у таких снимков один: огромный объект на заднем плане, рядом с которым маленький человек просто теряется. Назвать такие снимки удачными, разумеется, нельзя — вряд ли кто-то будет рассматривать их дольше одной секунды, даже если он неравнодушен к изображенному на фотографии персонажу.

Классическая "туристическая" фотография, которую никто не будет рассматривать.

Этот ставший уже классическим пример открывает статью, посвященную правильной композиции, не зря — сложно придумать более яркий пример неправильной компоновки объектов в кадре. Лицо человека на таком снимке занимает менее 5% его общей площади, а ведь задумывалась фотография в первую очередь ради портрета...

Мы уже можем вывести первое правило удачной композиции: прежде чем вы сделаете снимок, вы должны четко понимать, что именно вы хотите снять, что хотите показать на своем снимке. В приведенном выше примере мы снимаем ради человека (иначе можно было бы просто сфотографировать объект издалека), и глупо при этом уделять лицу человека так мало внимания в угоду правильному фону.

В фотографии вообще нет жанра «я на фоне». Есть портреты, есть пейзажи, есть натюрморты, а вот «портрет на фоне» — нет. То, о чем идет речь, — скорее портрет, чем все остальное, и, как в любом портрете, лицо должно занимать на снимке много места, никак не 5-10%. Решение простое: человека надо отодвинуть от заднего плана и приблизить к аппарату так, чтобы он не выглядел точкой на фоне пирамиды. Можно чуть опустить аппарат. Тогда и герой снимка, и пирамида получатся достаточно крупными, несмотря на несопоставимые размеры.

Стоит изменить точку съемки, и фото становится куда интереснее.

РЕЗКО НЕ ЗНАЧИТ ХОРОШО

Фотоаппарат проигрывает человеческому глазу по многим параметрам. Глаз умеет адаптироваться к освещению, фотоаппарат — нет. Глаз может лучше различать какие-то оттенки в ущерб другим, фотоаппарат — нет. Но как бы ни развивалась фототехника, какой бы динамический диапазон ни охватывали новые матрицы, всегда будет один аспект, делающий бессмысленными все попытки передать действительность с помощью объектива. Глаза у нас два, а объектив у фотокамеры один. Мы видим картинку объемной, фотоаппараты — плоской. Фотография также может выглядеть объемной, но для этого придется приложить некоторые усилия.

Вернемся к нашему туристу, решившему сфотографироваться на фоне пирамид древнего Египта. Он может, конечно, попросить своего товарища нажать на кнопочку сначала вот так, а потом, сдвинув камеру вот так, нажать спуск до конца. Но даже если товарищ сделает все как надо, на карточке, если не принять специальных мер, останется плоский, невыразительный снимок. Если же он фотографируется на фоне чего-то высокого, то это что-то будет расти прямо из его головы. А всего-то нужно было «оторвать» объект от фона. Глубина резкости определяется, как вы, наверное, помните, диафрагмой. Если она закрыта (например, 5,6 и больше), и фон и лицо будут одинаково резкими. Внимание будет рассеиваться, а взгляд блуждать, не задерживаясь ни на лице, ни на фоне. Если же открыть диафрагму (диафрагменное число меньше 5,6) и совершить правильные пассажи с фокусом (то есть сфокусироваться на лице, а не на фоне), то лицо получится резким, а пирамида — не очень. Это создаст иллюзию объема — именно таким, размытым, мы задний план и видим, когда фокусируем взгляд на близком объекте. Нам не нужна Эйфелева башня в деталях, все и так поймут, что дело происходит в Париже.

Размытие фона - хороший инструмент придания объема, даже когда контраст между объектом и фоном невелик.

Другие способы разделения переднего и заднего плана похожи на описанный выше. Можно разместить объекты съемки так, чтобы между передним и задним планом был очень высокий контраст (в статье про зимнюю съемку об этом много написано, снег — великолепный контрастный фон для всего). Можно воспользоваться разделением по яркости, например, подсветить объект вспышкой, или наоборот, сделать фон более ярким, чем объект. Но все эти приемы призваны компенсировать «одноглазость» фотоаппарата, которая, если этого не сделать, проявит себя в полную силу. Помните об этом, когда захотите сфотографировать захватывающую дух картину. Дух-то она захватывает, только происходит это за счет объема, которого на фотоснимке может и не быть. И даже самая величественная пирамида может превратиться в обычную светлую стенку.

Линия горизонта не должна резать снимок пополам! Расположите ее на трети от верха или низа фотографии.

ДВИЖЕНИЕ — ЖИЗНЬ

Еще один недостаток фотографии в сравнении с реальной жизнью — фотоснимок всегда статичен. Даже если объект съемки движется с приличной скоростью, выдержка 1/1000 секунды остановит его и впишет в неподвижные рамки окружающего мира. Остановленная жизнь — это в общем-то смерть. Кадр с объектом, который по идее должен двигаться, но искусственно лишен движения — мертвый кадр. Мало того, в нашем с вами туристическом случае движение еще и замораживается фотографом — кто из вас не командовал людям в кадре «Замрите»? Иногда замирать действительно необходимо — мало света, длинная выдержка, трясущиеся после вчерашнего руки... Но на выходе получится мегастатичная искусственная картинка: мало того, что статичной она будет сама по себе, так еще и люди на ней замрут в неестественных позах.

Фотография, в отличие от реальности, плоская, и расположенное за человеком будет расти из его головы.

Увы, у фотографа не очень много инструментов для придания снимку живости. В первую очередь это, наверное, съемка с проводкой, о которой мы рассказывали в статье о спортивной фотографии (ссылка на текст??). Но в приведенном выше примере съемка с проводкой вряд ли возможна.

Остаются косвенные приемы. Тут правило простое: чем больше жизни было в момент нажатия на кнопку в реальности, тем больше ее будет и на фотографии. Жесты, мимика — великолепные средства придания снимку живости, не замораживайте их! Любой репортажник вам скажет, что если человек увидел фотографа и начал позировать в объектив, интерес фотографа к нему сразу же угасает. Поэтому снимайте жизненные ситуации — ведь их вокруг столько, что говорить «замри!» нет нужды.

НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ЛОБ!

Еще одна типичная ошибка туристов, любящих портреты с насыщенным задним планом, — объект съемки располагают точно в центре кадра, отчего у зрителя при просмотре фотографии создается впечатление, что он видит героя сквозь оптику прицела на снайперской винтовке. Центр кадра — наиболее очевидная точка прицеливания для многих, некоторые недорогие фотоаппараты умеют фокусироваться и мерить экспозицию только по центру. Однако все это не может служить оправданием вашей снайперской стрельбе, так как зафиксировать фокус позволяет любая камера. Запомните: располагать объект по центру кадра можно лишь тогда, когда вы четко понимаете, что иначе нельзя, то есть когда центральное расположение является осознанным художественным приемом. Во всех остальных случаях, и уж точно в случае «портрета на фоне» загнать главный объект в центр кадра означает испортить снимок.

Приемы правильной фокусировки мы изучали в прошлый раз, но повторение не будет лишним. Нажали на спуск не до конца — сфокусировались — сдвинули кадр так, чтобы лицо человека было чуть сбоку — дожали спуск. Все. Шедевр с первого раза вряд ли получится, но снимок, по крайней мере, не будет похож на портрет со стенда «Их разыскивает милиция».

Кстати, если человек стоит точно напротив вас и линия его плеч совпадает с плоскостью кадра, на снимке вы увидите мутанта с огромными плечами и маленькой головой. Разверните чуть-чуть плечи — и фотографируемый персонаж станет похож на человека. Фотография вообще не любит параллельных и перпендикулярных линий, а уж центр кадра и вовсе может считаться запретной зоной для начинающих фотографов. Если разместить по центру параллельно границам снимка линию горизонта или дорогу, она разрежет фотографию на части. Разместите в центре неживой объект (шишку, яблоко, ветку) — и получите статичный скучный кадр.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Мастера живописи давно заметили, какие линии и точки на картине обладают особым действием на зрителя. Если разделить площадь кадра на девять равных прямоугольников, объекты, расположенные в точках пересечения получившихся линий и на самих линиях, будут смотреться иначе, чем все остальные. Взгляд чаще всего фокусируется именно на них. На практике это означает, что все горизонтальные линии (собственно горизонт, границу между морем и сушей, дорогу) следует располагать на расстоянии одной трети от границы снимка. Лицо тоже лучше располагать ближе к силовым центрам снимка.

Правило третей или правило "золотого сечения" поначалу лучше соблюдать во всех жанрах съемки

В фотографии этот принцип зовется правилом золотого сечения, трактуется и используется по-разному, но более незыблемого правила в фотографии, пожалуй, нет. В фотографии вообще не очень много жестких правил, все советы — это лишь рекомендации, которые стоит выполнять, но иногда необходимо нарушить. Поэкспериментируйте с правилом третей, смещая объекты на разные расстояния от границ снимка — увидите, что будет. И как только на собственном опыте убедитесь в справедливости золотого сечения — можете считать, что ликбез в двух частях усвоен.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
  • Итак, повторим вкратце то, о чем шла речь выше:
  • Портрет — это портрет, пейзаж — это пейзаж, архитектура тоже хороша сама по себе. Всегда думайте, что хотите снять. Во множестве деталей и в тени большого вы рискуете потерять идею снимка.
  • Лицо человека, если уж вы снимаете именно его, должно занимать приличную долю площади снимка.
  • Глаза два, аппарат один. Чтобы картинка не была плоской, используйте глубину резкости и другие методы отрывания объекта от фона.
  • Снимайте жизнь как она есть — в движении. Живые снимки лучше безжизненных.
  • Центр кадра — не центр интереса! Не располагайте объекты в центре. Вместо того чтобы резать фотографию горизонтом пополам, расположите его на силовой линии.
  • Треть от границы снимка — силовая линия. Пересечения линий образуют силовые точки, формирующие правильное восприятие.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 housea.ru. Контакты: info@housea.ru При использовании материалов веб-сайта Домашнее Радио, гиперссылка на источник обязательна.